реклама

Геополитическое значение Баренцева моря будет расти

0 691 2 мин
Геополитическое значение Баренцева моря продолжает расти, а значит экономическое противостояние между ключевыми игроками этого богатого природными ресурсами региона — Россией и Норвегией — также будет становиться все интенсивнее, пишет аналитик компании Stratfor Пьер-Анри Деэй.
Баренц-регион охватывает северную Норвегию, Швецию, Финляндию и северо-западные районы России. Вместе с тем, на этой обширной территории, "равной по размерам площади Польши, Германии, Голландии, Бельгии, Франции и Испании вместе взятых", проживает лишь 5,2 миллиона человек. Большая часть региона, как и крупнейшие города, в которых проживает большинство населения, относятся к России, отмечает Деэй.

На протяжении истории, район играл важную роль в отношениях между Россией и Западом: именно здесь был основан Иваном Грозным торговый порт Архангельск, получивший развитие при Петре Великом. С приходом советской власти торговые связи с Западной Европой были разорваны, но регион продолжал иметь огромное значение как арена противостояния СССР и Германии, а позже стал полем битвы холодной войны. Баренц-регион по-прежнему является важной в стратегическом плане зоной — сейчас там базируется Северный флот, "крупнейший и мощнейший из всех российских флотов".

Сейчас основными игроками в Баренц-регионе регионе, благодаря своему "доминирующему положению в нефтегазовом секторе", являются Осло и Москва. Поскольку нефтяные и газовые месторождения на юге Норвегии постепенно иссякают, власти страны придают все больше значения заполярным зонам – а значит, и отношениям с Россией, приводит анализ inotv.rt.com.

При этом, несмотря на то, что "скандинавские страны и Москва относятся друг к другу настороженно", обе стороны понимают выгоду, которую принесет им экономическое сотрудничество, подчеркивает аналитик Stratfor. Так, Осло, продолжая акцентировать свое членство в НАТО и тесное военное сотрудничество с другими скандинавскими государствами, одновременно сотрудничает с Россией в сфере энергетики. Россия же в свою очередь, получает благодаря этому сотрудничеству доступ к норвежским технологиям, но при этом планирует расширять свою транспортную инфраструктуру в регионе, усиливая там свое военное присутствие.

Между тем, сотрудничество между странами региона  в целом, и Москвой и Осло в часности, после распада СССР лишь росло, отмечает Деэй. В 1993 году был учрежден Совет Баренцева/Евроатлантического региона, который вносит значительный вклад в укрепление связей между Финляндией, Швецией, Норвегией и Россией. Вне официальных организаций, отношения также продолжают улучшаться: после подписания в середине 2012 года соглашения о безвизовом режиме для жителей приграничных районов Норвегии и России, рекордно возрос объем трансграничного движения между странами. Впрочем, пишет автор статьи, расти будет и конкуренция между Москвой и Осло и между различными городами, "борющимся за места региональных центров для основных секторов экономики", а это значит, что страны будут все активнее соперничать за контроль над транспортной инфраструктурой.

Поскольку Баренц-регион находится достаточно далеко от основных потребителей нефти и газа, транспортная инфраструктура имеет здесь особое значение. При этом, здесь она развита достаточно плохо, особенно в плане трансграничных связей. На данный момент обсуждаются проекты улучшения железнодорожного сообщения между городами Никель (Россия) и Киркенес (Норвегия), а также продления финской железной дороги либо до России, либо до Норвегии. Эти проекты во многом будут зависеть от правительств двух стран и их нефтегазовых компаний вложить в них средства, пишет аналитик.
"Архангельский Морской Торговый Порт", ОАО Архангельск
+7 (8182) 45-41-40, +7 (8182) 45-41-18



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
КМЗ заключил контракты по импортозамещению западных изделий
12:35 , 19 Мая 2024 / пресс-релизы