Блог морского юриста
Блог морского юриста
Управляющий партнер Адвокатского бюро «Инмарин» Кирилл Маслов, известный эксперт в области правового регулирования деятельности на морском и внутреннем водном транспорте информирует «Корабелов» об основных изменениях законодательства

Если вам звонит пират, или алгоритм действий для тех, чье судно угнали

- A + КомментарииПрочитано 2311 раз   |
Известные даже детям преступники, занимающиеся грабежами, были героями книг несколько сотен лет подряд. Возможно, именно поэтому, когда в начале 21 века волна пиратства у побережья Сомали захлестнула ничего не подозревающих судовладельцев, еще целых 5 долгих лет никто не считал сомалийцев на «ржавых посудинах» какой-либо серьезной проблемой.
Между тем, за этот короткий период пираты перешли с деревянных лодок на моторные, и с сомалийского самодельного оружья на импортное, стреляющее очередями, причем не только в момент погони, но и во время абордажа.

Специалисты в области современного пиратства уже давно выявили тенденцию к ужесточению актов пиратства, результатом которых становится не только вандализм по отношению к захваченному судну, но и ухудшение обращения с заложниками. Из-за этого с 2008 года не только сложилась практика, когда судно ценой в сотню миллионов евро возвращается к владельцу, отдавшему еще несколько миллионов выкупа, в состоянии, близком к непригодному. Увеличилось число пропадающих членов экипажа, которых пираты увозят на берег и никогда уже не возвращают. Многие до сих пор в шоке от показательной казни филиппинского моряка, захваченного пиратами в районе Сейшельских островов всего лишь 3 месяца назад.

В ответ на это – очередная резолюция ООН (Security Council resolution 1897 (2009)), принятая в конце 2009 года, с утверждением о том, что рекомендаций и механизмы, предусмотренные в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года все еще достаточно для борьбы с пиратством в 21 веке.
Несмотря на все вышеуказанное, если задать прямой вопрос специалисту по международному морскому праву о том, что же все-таки делать в случае, если судно захватили пираты, он, скорее всего, скажет «собирать деньги». Данная фраза может прозвучать очень цинично, особенно в середине ночи, когда обычно и поступают подобные звонки (между Сомали и РФ всего час разницы по времени, но пираты все больше работают под прикрытием темноты), но при рассмотрении сегодняшних тенденций по борьбе с распространением пиратства немногие юристы сохраняют оптимизм.

Казалось бы, закон – это инструмент, при помощи которого каждый человек, владеет он интеллектуальными правами или сухогрузом, может осуществить защиту своих прав. В случае с пиратством это золотое правило не работает уже многие годы, ни смотря на тщетные попытки большинства стран мира найти решение данной проблемы.
При непосредственной работе с клиентами мы замечаем, что захват пиратского судна и действия, связанные с этим катастрофическим событием, часто оказываются шоком для клиента. Эта статья направлена на то, чтобы хотя бы примерно ознакомить судовладельцев с неутешительным, а иногда и не слишком законным порядком действий судовладельца в случае, если его корабль все-таки захвачен.

Итак, до Вас дошли слухи, что с судном что-то произошло. Обычно данная информация поступает, когда судно перестает выходить на связи. Уже на данной стадии можно звонить квалифицированному юристу, чтобы своевременно определить место нахождения судна своими средствами. Возможно, никакие пираты к Вашему имуществу и близко не подплывали, а срыв связи – это всего лишь срыв связи. Конечно, если последнее, что вы слышали от своего капитана, прежде чем линия оборвалась, это крики и рапорт о пиратах, сомневаться в произошедшем несчастье не придется.
Юрист, как хороший психолог, посоветует Вам успокоиться и не покупать билеты на ближайший рейс в Сомали. Более того, Ваш визит в эту страну, возможно, не потребуется вообще никогда. В самом начале развития дела от участников требуется самое сложное – ждать.

Ожидание может быть как коротким (до 24 часов), так и очень длинным (до 14 дней), в зависимости от того, кто, когда и куда угнал Ваше судно. Так или иначе, большинство пиратов идут на преступление ради денег, а это значит, что Вам обязательно позвонят. До этого момента стоит связаться с полицией и посольством Сомали, Вашей страховой компанией и родственниками экипажа. Если на судне имеется груз, собственником которого являетесь не Вы, стоит известить так же и хозяев. Таким образом, похищение Вашего судна не является Вашей личной проблемой.

Общение с пиратами лучше поручить Вашему юристу, как профессионалу, который умеет задавать правильные и точные вопросы без лишних эмоций. Цель разговора – узнать как можно больше информации о произошедшем инциденте. Самые важные моменты – это состояние экипажа, судна и груза, а так же условия выкупа. Большинство пиратов по-английски не говорят, поэтому, возможно, стоит на время переговоров поселить у себя переводчика.
Количество звонков от пиратов может быть разным, но, к сожалению, торговаться с преступниками чрезвычайно сложно. Более того, большинство судовладельцев не считают нужным это делать, ведь что есть несколько миллионов долларов выкупа в сравнении с потерей судна, стоимость в сотню миллионов евро?
Следующим этапом является сбор денег. Данной процедуре стоит посветить отдельную статью, так на этой стадии обычно привлекаются не только юристы, но и работники банков, знакомые депутаты, инкассаторы и любые лица, которые могут хоть чем-то помочь в этом бюрократическом процессе. Сразу стоит учитывать, что если произошел захват судна, с банками, кредитными организациями и коллегами по бизнесу стоит быть предельно честными. Откровенность убережет Вас от скандала, ведь о пиратстве все равно узнают, а, возможно, поможет посторонним войти в Ваше положение.
Когда нужная сумма (наличными и в каком-нибудь мешке для мусора) будет у Вас, о пиратов, как правило, поступают инструкции о методе передачи выкупа. Здесь процесс ограничивается исключительно воображением самих преступников и, к сожалению, может повлечь для Вас дополнительные траты. Самая дорогая передача выкупа пиратам была зафиксирована в 2010 году, когда мешки денег были сброшены на угнанный корабль с вертолета, аренда которого стоила непомерных затрат.

Судовладельцы, горящие желанием как можно быстрее передать выкуп, сталкиваются с препятствиями, такими как таможня и неэффективное сотрудничество властей Сомали на месте передачи. Через таможенный контроль деньги, как правило, проносят вручную, через специально отведенный для этого проход, но очень часто таможня того или иного государства на встречу судовладельцам идет очень неохотно. Это и объяснимо, ведь выкуп, хоть и не запрещенный по закону, «кормит» бич морской мировой экономики, и никто не может с этим ничего сделать.
Когда же вернется Ваша собственность? Это, как и звонки от пиратов, от Вас не зависит. Впрочем, стоит отметить, что пираты проявляют чрезвычайную верность своим обещаниям и всегда, после получения выкупа, возвращают украденное судно. Однако, для большинства судовладельцев и их юристов на этом работа только начинается.

Если на судне был груз, вполне возможно, его уже там нет. Пиратам нужны не только деньги, но и материалы, так что если Вы перевозите что-то ценнее мягких игрушек, о возвращении груза часто можно забыть. Обязательства перед покупателями должна возмещать страховая компания, поэтому содержанию Вашего полиса стоит уделить особое внимание. Немногие знают, что 15 апреля 2011 года Международная Морская Организация (IMO) детально рассмотрела вопрос о повышении компенсаций за вред, приносимый пиратскими атаками. Официальная резолюция по этому вопросу ожидается уже весной 2012 года.

Само судно, которое Вы, возможно, приобрели за 82 000 000 евро, по возвращению будет стоить не больше 30 000 000, а то и дешевле. У пиратов есть привычка «шиковать» в каютах захваченного корабля, истребляя продуктовые запасы, загрязняя покрытие и приводя каюты и палубы в жалкое зрелище. Впрочем, многие посчитают это мелочью, ведь киль и днище остаются целыми.
В случае если члены экипажа целы, им, скорее всего, потребуется медицинская и психологическая помощь, а так же компенсации, положенные им по трудовому договору и международному законодательству. В трагических случаях смерти моряков, компенсации положены их семьям. Расчетливым судовладельцам, которые обеспечивают себе страховой полис, покрывающий риски пиратского захвата, получат компенсацию за все вышеуказанные затраты.

Пиратский захват судна, безусловно, нужно относить к самым трудным ситуациям для юридического разрешения. Именно поэтому мы рекомендуем нашим клиентам не заниматься самодеятельностью и обращаться за квалифицированной юридической помощью, в том числе и на стадии страхования судна, заходящего в пиратские воды.
Чтобы не оставлять у читателей ощущение, что проблема пиратства не имеет в наше время ни одного решения, кроме уплаты преступникам выкупа, мы решили сделать эту статью первой в цикле наших комментариев о пиратстве. В следующих статьях мы составим юридическую памятку для судовладельцев, которые все-таки собираются решиться на перевозку грузов в пиратских водах.

11 ноября 2011 года

Юрист морской практики
Магистр международного морского права университета Уэльса
Болдышева Виктория Дмитриевна

Вопросы автору можно задать здесь
Поделиться новостью
Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   6.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или
-0+
#проф, 14.11.2011, 19:49Как у законопослушного гражданина РФ у меня возник естественный и сугубо юридический вопрос ... а .. ээээээ что скажут службы валютного контроля  РФ если какой-то судовладелец.
1. имеющий ВСЕ суда под флагом РФ и
2.обслуживающийся именно и только в банках РФ .. попробует собрать мешки наличности и переправить их в Самоли?
я понимаю, что пункты 1 и 2 - сами по себе  говорят о ... странносях этого судовладельца НО.. тем не менее,  вопрос остается конкретным - какова позиция госорганов в такой ситуации и не посадят ли для начала судовладельца пытающегося  вывезти  валюту за рубеж ( дабы выкупить свое судно у пиратов) наши доблестные прокуроры задолго до того как он эти деньги в банке получит?.. как именно можно не нарушая закон вывезти из РФмешки с наличнотью - это еще один вопрос)))) и главное КТО потом подтвердит что судовладелей их отдал пиратам за судно а не  совершил " незаконный вывоз капитала" ?
далее...
-0+
#Маслов Кирилл Андреевич, 15.11.2011, 18:42Абсолютно верный вопрос!  Правовые нормы предусматривают возможность для вовлеченных органов государственной власти содействовать в рассматриваемых ситуациях.  Иное положение дел не соответствовало бы принципам защиты прав собственности, свободы экономической деятельности, справедливости.  Ключевой момент в данном вопросе открытое и оперативное представление сведений в органы исполнительной власти для правильной координации.  Конечная поддержка, как результат помощи государства скорее и в большей степени будет исходить от консульского учреждения, что предусматривается п. 5 ст. 29  Консульского устава, однако говорить о наличии какого-то слаженного административного  регламента разрешения вопроса пока сложно, поскольку, как было верно замечено сама ситуация требует преодоления большого количества барьеров и будем надеется является скорее исключением, чем общим правилом.
-0+
#проф, 15.11.2011, 19:31да проще все - извините буду с непарламетскими выражениями ...
судовладелец которому ума хватило зарегестрировать компнию где-нибудь а Панаме и пользоваться услугами швейцарского банка - случись такая беда - как захват судна пиратами - пойдет в банк , соберет деньги ( его поймут) и возможно сумет выкупить судно и заодно спасти экипаж, а вот судовладелец который " умудрился" и компанию и судно зарегестрировать в РФ пи попытке получить в российском  банке  мешок наличных - в лучшем случае будет послан по известному адресу и потеряет судно ( про экипаж уж молчим) а в худшем еше и получит обвинения по всем возможным статьям УК и потеяет и весь бизнес и личную свободу..
надо понимать что это печчальный но простой факт
-0+
#Маслов Кирилл Андреевич, 16.11.2011, 09:53Правильно, за границей  проще и нам с этим сложно не согласится, но собственно Российский государственный механизм никогда не будет эффективен для таких ситуаций, если к нему не будут обращаться. Да, валютный контроль, да борьба с легализацией, таможня  - сложно, но теоретическая возможность есть и чем больше будет обращений тем лучше будет государственный механизм поворачиваться в сторону решения конкретных частных задач. Ведь государство в конечном счете  - это мы с Вами и от того насколько правильно мы в частности  просим помощи готовя иски, заявления, обращения зависит успех всего дела в целом. Мы призываем бороться и исчерпывать прежде всего национальные возможности для решения конфликта понимая, что все мы оригинально все-таки  Российские граждане, юридические лица и уверены,  - это не пустой звук.
-0+
#Донской Алексей Владимирович, 16.11.2011, 15:42Не могли бы авторы статьи уточнить приходилось ли им проводить на практике "данные мероприятия", т.к. содержание данного материала заставляет несколько в этом усомниться.
В частности:
 
1. Как часто авторами отмечены возвраты судов без груза?
2. "Само судно, которое Вы, возможно, приобрели за 82 000 000 евро, по возвращению будет стоить не больше 30 000 000, а то и дешевле." У Вас есть пример подобного дисконта? Вы не находите что это уже близко к "полной конструктивной гибели"?
Как часто суда подобной стоимости ("порой в сотню миллионов евро" ???) захватывались пиратами? И откуда такие представления о стоимостях судов?
3. "Расчетливым судовладельцам, которые обеспечивают себе страховой полис, покрывающий риски пиратского захвата, получат компенсацию за все вышеуказанные затраты". Что это за интересный такой полис? В моем дилетантском понимании компенсация "всех затрат" достигается очень непростой комплексной комбинацией страховых покрытий H+M, P&I, и не только. Как-то у Вас тема взаимодействия со страховщиками вообще слабо отражена далее...
-0+
#Жданова Виктория Дмитриевна, 17.11.2011, 18:53Не могли бы авторы статьи уточнить приходилось ли им проводить на практике "данные мероприятия", т.к. содержание данного материала заставляет несколько в этом усомниться.
В частности:
 
1. Как часто авторами отмечены возвраты судов без груза?
2. "Само судно, которое Вы, возможно, приобрели за 82 000 000 евро, по возвращению будет стоить не больше 30 000 000, а то и дешевле." У Вас есть пример подобного дисконта? Вы не находите что это уже близко к "полной конструктивной гибели"?
Как часто суда подобной стоимости ("порой в сотню миллионов евро" ???) захватывались пиратами? И откуда такие представления о стоимостях судов?
3. "Расчетливым судовладельцам, которые обеспечивают себе страховой полис, покрывающий риски пиратского захвата, получат компенсацию за все вышеуказанные затраты". Что это за интересный такой полис? В моем дилетантском понимании компенсация "всех затрат" достигается очень непростой комплексной комбинацией страховых покрытий H+M, P&I, и не только. Как-то у Вас тема взаимодействия со страховщиками вообще слабо отражена далее...

Предыдущая новость