По его словам, система пожаротушения ЛОХ – весьма надежный комплекс, который позволяет эффективно тушить пожары. На подлодках российского производства ЛОХ всегда был спроектирован так, что не мог заработать без вмешательства человека. Для того, чтобы запустить систему, нужно нажать кнопку и открыть клапан, чтобы фреон поступал в нужный отсек.
При этом ветеран атомного флота рассказал о случае, когда ЛОХ спас ему жизнь и его экипаж. В 1986 при отработке боевой задачи в Баренцевом море на лодке проекта 671 на глубине 90 метров произошел пожар в 5-м отсеке. Субмарина аварийно всплыла, но пожар обычными средствами потушить не удавалось. Тогда экипаж надел средства защиты, и лишь после этого в отсек был пущен фреон. Огонь был потушен, и через 15 минут помещение отсека было проветрено.
«Скорее всего, член экипажа, включивший систему, слишком устал или не был обучен. В любом случае, на флоте действует правило «не знаешь – не крути», — сказал Полюхович.
Отметим, что представители ОАО «Амурский судостроительный завод» сегодня обнародовали новые данные, полученные госкомиссией, расследующей причины аварии на атомной подводной лодке (АПЛ) «Нерпа». По мнению судостроителей, запуск противопожарной системы на субмарине был вызван неграмотными действиями матроса-контрактника Дмитрия Гробова, включившего сигнальный ревун, который и спровоцировал подачу в жилой отсек лодки фреона, где погибли 20 человек. Ранее эксперты не исключали возможности сбоя в электронике. Окончательные выводы комиссия сделает после завершения экспертизы главного бортового компьютера АПЛ — «Молибдена».
По данным Амурского судостроительного завода (АСЗ), входившие в состав госкомиссии специалисты выпустившего подлодку предприятия в ходе экспертиз и расшифровки блока «Ротор» (аналог авиационных черных ящиков) окончательно исключили версию сбоя в системе пожаротушения ЛОХ.
Напомним, что в ночь на 9 ноября текущего года именно из-за несанкционированного запуска ЛОХ произошел выброс фреона, в результате чего погибли 20 человек — члены экипажа и сдаточной команды субмарины, еще более 40 служащим понадобилась медпомощь.
Вскоре после ЧП военно-следственное управление по Тихоокеанскому флоту предъявило обвинение матросу Дмитрию Гробову, стоявшему во время аварии на вахте. По словам официального представителя следственного комитета при прокуратуре РФ Владимира Маркина, матрос «без всякого на то основания запустил систему пожаротушения подводной лодки».
Гробов признался, что включил так называемый ревун — оповещающий сигнал, чтобы позвать вахтенного из другого отсека, вместо того, чтобы вызвать его по общекорабельной связи, которая работает в каждом отсеке. Он выполнил все 8 требуемых операций, не осознавая, к чему это приведет. Матросу «не хватило знаний и квалификации», чтобы понять, что вслед за сигналом ревуна запустится газ, а именно такая последовательность технических операций и была предусмотрена конструкцией системы ЛОХ. В итоге — через семь секунд после подачи сигнала в отсек пошел фреон, но люди, услышавшие ревун, не поняли, что происходит.
К чести виновного, команду надеть портативные дыхательные аппараты первым подал именно он — Дмитрий Гробов — после того, как понял, что включил систему пожаротушения. Причем матрос принял активное участие в спасении пострадавших. Вместе с тем эксперты, признавая вину матроса, пока не исключают из числа причин катастрофы и технологический фактор, пишет «Коммерсант».
Фотография с сайта www.navy.ru