реклама
Наши репортажи
Наши репортажи
Материалы корреспондентов портала

Экологический вызов для России: хронология и последствия разлива мазута в Черном море

В Черном море месяц назад произошла масштабная экологическая катастрофа. Тонны мазута попали в воду, вызвав тяжелые последствия: пострадали птицы, дельфины, рыба и побережье.

В водах Черного моря месяц назад произошла масштабная экологическая катастрофа. Тонны мазута попали в воду, вызвав тяжелые последствия: пострадали птицы, дельфины, рыба и побережье.

Экологический ущерб от чрезвычайной ситуации неоценим, а туристический сезон находится под угрозой. Корабел.ру предлагает восстановить хронологию событий и разобраться в случившемся.

Суда Морспасслужбы не обнаружили новых очагов загрязнений в районе крушения танкеров / Фото: Морспасслужба
Суда Морспасслужбы не обнаружили новых очагов загрязнений в районе крушения танкеров / Фото: Морспасслужба

ЧТО ПРОИЗОШЛО?

Напомним, 15 декабря 2024 года поступила информация, что грузовое судно "Волгонефть-212" потерпело бедствие в Керченском проливе из-за шторма. Затем стало известно, что бедствие терпит еще одно судно - "Волгонефть-239".

В корпусе "Волгонефть-212" образовалась пробоина, из-за которой судно разломило пополам и оно стало тонуть. У "Волгонефть-239" корпус также треснул на две части.

ПОСЛЕДСТВИЯ

Известно, что "Волгонефть-212" перевозила 4,9 тысячи тонн мазута (максимальная грузоподъемность - 4,8 тысячи тонн), а "Волгонефть-239" - 4,3 тысячи тонн. В результате крушения в воду попало огромное количество нефтепродуктов.

Позже стало известно, что мазут вынесло на несколько десятков километров береговой линии от поселка Веселовка в Темрюкском районе и до станицы Благовещенской в Анапе. Общая протяженность пострадавшего участка побережья составила около 50 километров.

ПОМОЩЬ ВОЛОНТЕРОВ

17 декабря были развернуты оперативные штабы в двух муниципалитетах. На место направили группы регионального отряда "Кубань-СПАС" и МЧС России — 267 человек и 50 единиц техники. В стороне не остались около 600 волонтеров.

Кроме этого, были созданы технические дороги к корме "Волгонефть-239", которые помогают в ликвидации разлива мазута. Техника заправляется на месте, чтобы не останавливать трудоемкий процесс. 

Ликвидация разлива нефтепродуктов в Черном море / Фото:
Ликвидация разлива нефтепродуктов в Черном море / Фото: "Морспасслужба"

Основную часть самосвалов и инженерных машин предоставила компания "ОТЭКО". Ранее директор департамента корпоративной социальной ответственности фирмы Александр Бурмака сообщил, что компания оказывает содействие в ликвидации чрезвычайной ситуации.

Так, в ликвидации последствий разлива мазута участвуют более 500 сотрудников ОТЭКО. Кроме того, компания предоставила: свыше 200 комплектов одноразовых защитных костюмов, более 400 пар перчаток, 70 пар резиновых сапог, а также респираторы и уборочный инвентарь (60 лопат и граблей).

Для тех, кто бросился на помощь окружающей среде организовали питание. Ежедневно поварами готовится около 100 порций горячих обедов.

Всего "ОТЭКО" выделила 287 единиц техники. Из них ежедневно работают: пять самосвалов, три фронтальных погрузчика, два экскаватора, три автомобиля высокой проходимости, 2-3 автобуса для перевозки волонтеров.

ЖЕРТВЫ

Известно, что при кораблекрушениях спасателям удалось эвакуировать 12 человек экипажа "Волгонефти-212" из 13. Один человек погиб.

Также в результате разлива мазута в море пострадали минимум 5,6 тысячи птиц, а более 60 дельфинов обнаружены мертвыми. Число жертв продолжает увеличиваться.

ПРОГНОЗЫ МИНТРАНСА РОССИИ

Ожидается, что мазут с танкера "Волгонефть-239" откачают до конца января 2025 года. Накануне, 15 января ход работ по ликвидации последствий разлива нефтепродуктов оценил вице-премьер Виталий Савельев и глава Минтранса Роман Старовойт.

По словам министра, специалисты завершили строительство временной дороги к месту крушения и заканчивают обваловку корпуса. В настоящее время продолжается сбор нефтепродуктов, находящихся в море и на берегу. 

Мазут у кормовой части и береговой линии изолировали боновым ограждением. Из воды его собирают с помощью баржи и ручным способом.

Танкер, потерпевший крушение в Черном море / Фото:
Танкер, потерпевший крушение в Черном море / Фото: "Морспасслужба"

Примечательно, что вокруг танкера установлено 2140 м боновых заграждений. По последней информации, от кормы вывезли 1236 тонн нефтесодержащей смеси.

Ранее Корабел.ру писал, что специалисты намерены удалять мазут в акватории Керчи при помощи сети, утяжеленной с одной стороны и оборудованной поплавком с другой.

Сообщалось, что конструкция позволит охватить необходимую площадь загрязненного участка акватории. Это реализуемо в местах, где мазут находится на поверхности воды.

Также уточнялось, что администрацией Керчи организовано взаимодействие с 10 собственниками катеров, которые с помощью данных сетей будут осуществлять сбор мазута в акватории.

Кроме этого, Корабел.ру сообщал, что 17 января судами Азово-Черноморского филиала Морспасслужбы было обследовано более 22,1 кв. км акватории в районе чрезвычайно ситуации. Загрязнений не обнаружено.

Катастрофа таких масштабов, каких в современной России еще не было, не осталась без внимания первых лиц государства.

Президент РФ Владимир Путин назвал разлив мазута в Черном море одним из самых серьезных экологических вызовов для страны за последние годы.

На экологическую катастрофу отреагировал председатель правительства России Михаил Мишустин. Он создал правительственную комиссию по ликвидации последствий катастрофы.

Глава Крыма Сергей Аксенов считает, что данную проблему не получится полностью решить пока поврежденные суда остаются в акватории. Он подытожил, сейчас главная задача - максимально собирать нефтепродукты в море, не допуская выброса на берег.

Информацию о катастрофе также публикуют российские общественники. В частности, данную проблему освещает телеведущая и журналистка Яна Чурикова. 

Ранее она рассказала о водолазах, которые погружаются в море на глубину 20 метров к частям затонувших танкеров. Чурикова назвала водолазов героями, которые работаю в тяжелых условиях. 

Водолазы Морспасслужбы на разливе нефтепродуктов в Черном море / Фото: Яна Чурикова
Водолазы Морспасслужбы на разливе нефтепродуктов в Черном море / Фото: Яна Чурикова

Дело в том, что погода для погружения в воду является неблагоприятной. Видимость на глубине - на расстоянии вытянутой руки. Поэтому специалисты вынуждены подстраиваться под погодные условия.

К слову о водолазах. Морспасслужба разместила отчет об обследовании места разлома правого и левого бортов кормового фрагмента "Волгонефть-239".

Оно показало: состояние наружной обшивки корпуса; положение фрагмента судна на грунте; фактические глубины у борта и места разлома; характер разлома в подводной части; наличие остатков мазутной эмульсионной смеси в балластном отсеке.

Накануне, 15 января, специалисты Морспасслужбы провели три водолазных спуска. Его результаты позволили получить оперативную информацию для определения дальнейшей работы специалистов.

Безусловно, последствия данной экологической катастрофы невозможно ликвидировать в кратчайшие сроки. О том, как в дальнейшем она отразится на окружающей среде, остается только догадываться.

Водолазы Морспасслужбы на разливе нефтепродуктов в Черном море / Фото: Яна Чурикова
Водолазы Морспасслужбы на разливе нефтепродуктов в Черном море / Фото: Яна Чурикова

Несмотря на это, волонтеры и специалисты продолжают работать на месте катастрофы. Ведущий научный сотрудник лаборатории экологии прибрежных донных сообществ Института океанологии имени П.П. Ширшова Российской академии наук (ОИ РАН) Филипп Сапожников предупредил, что работы по подъему частей танкеров и по откачке нефтепродуктов лучше провести до начала штормов, которые приходят в регион в начале весны.

10 февраля стало известно, что специалисты завершили демонтаж надстройки танкера "Волгонефть-239" до уровня главной палубы. Полностью срезан и демонтирован переходной мостик. 

Сейчас резчики занимаются разделкой помещений машинного отделения. На утилизацию отправлено 86 тонн металла. 

Уточняется, что на этой неделе специалисты приступят к разделке подводной части судна, однако это будет непросто. Ведь, чтобы разрезать нижнюю часть корпуса, ее будут поднимать на берег с помощью специальной техники. Затем металл отправят на переплавку. 

Все работы ведутся со строгим соблюдением техники безопасности и природоохранного законодательства. Их планируют закончить до конца марта, об этом сообщает Минтранс России.

На Кубани обнаружены новые выбросы мазута из-за крушения танкеров. 26 февраля, по результатам утреннего мониторинга береговой линии на 10 участках, закрепленных за муниципалитетами Краснодарского края, обнаружены новые выбросы фрагментов нефтепродуктов.

Загрязнения на береговой линии подтвердили представители Краснодара, Успенского, Белореченского, Щербиновского, Апшеронского, Красноармейского, Гулькевического, Новокубанского, Крымского, Выселковского, Павловского и Славянского районов, Ленинградского муниципального округа.

Новые фрагменты нефтепродуктов собирают в первую очередь. Далее продолжают деликатную очистку основной территории пляжей

Завершен демонтаж верхней части кормы танкера "Волгонефть-239" / Фото: Минтранс России
Завершен демонтаж верхней части кормы танкера "Волгонефть-239" / Фото: Минтранс России

"Отэко", АО
Москва
+7 (495) 787-09-01
"Морская спасательная служба", ФГБУ Москва
+7 (495) 626-18-08



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
реклама
Специальные судовые кабели для кораблей и судов
Специальные судовые кабели для гражданских судов и объектов ВМФ России.
реклама
Навигация и связь
"НПК Морсвязьавтоматика" – это команда профессионалов, объединенная целью развития отечественного производства промышленного и судового оборудования.
Свежие новости
рекламаРазработка и производство защитных покрытий АКРУС® промышленного и морского назначения
Разработка и производство антикоррозионных, огнезащитных, термостойких, гидроизоляционных покрытий марки АКРУС® промышленного назначения, применяемых в судостроении и других отраслях.
рекламаСудовая система аналитики и оптимизации (ССАО)
Система судовой аналитики и оптимизации (ССАО) ServiceMarine предназначена для удаленного контроля судового оборудования.
рекламаПоставка радионавигационного оборудования
РЛС, Эхолоты, Лаги, Компасы, РДР, Радио/спутниковая связь
рекламаСпециальные судовые кабели для кораблей и судов
Специальные судовые кабели для гражданских судов и объектов ВМФ России.