реклама

"Цветочная флотилия" и другие новшества на Москве-реке

В этом сезоне к услугам москвичей и гостей столицы появились десять новых речных трамвайчиков. Каждый день они курсируют по двум маршрутам: от гостиницы "Украина" или от Парка Горького до Новоспасского моста. Что это за суда такие, откуда взялись и что вообще сегодня происходит в Москве с пассажирским флотом, читайте в нашем сегодняшнем материале.

Москва всегда считалась очень трудным с транспортной точки зрения городом. Но в последние годы она, похоже, всерьез, взялась за решение этой проблемы. Сначала стахановскими темпами отстроились десятки новых станций метрополитена. Теперь вроде бы начались подвижки и на водных путях. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что здесь все не так просто и радужно.


За туриста идут бои

Про столицу в плане водного транспорта обычно информации очень мало. Мы часто обсуждаем ситуацию на Балтике, в поволжских городах, в Черноморском регионе. А главный город страны все время остается в стороне. Во многом, конечно, справедливо, поскольку ни разветвленной сетью рек и каналов, ни прямым выходом к побережью Белокаменная не располагает.

Однако там есть Москва-река, там есть причалы, там есть огромный туристический поток, а значит, судоходство не просто должно быть в наличии, но и просто обязано иметь неплохие перспективы.

В этом материале мы будем в первую очередь опираться на те данные, которые осветил в своем недавнем выступлении президент Московской ассоциации судовладельцев пассажирского флота Кирилл Евдокимов. Напомним, что в прошлую пятницу в рамках конференции "SmartTRANSPORT-2019" он сделал доклад, где рассказал о ситуации с речным судоходством и инфраструктурой в столице.

Еще раз подчеркнем важное отличие Москвы от того же Петербурга, да и многих других городов, неразрывно связанных с водными путями. В столице очень ограничен тот участок, на котором вообще ведутся речные туристические перевозки. Сама Москва-река в границах города насчитывает около 80 километров, но практически все движение сосредоточено в самом центре — на отрезке в 15-10 километров. Соответственно с причалами та же история — их вроде бы несколько десятков, но интенсивно эксплуатируется только 15 единиц.

А туристов, напомним, огромное количество. И это приводит к определенным последствиям. В тех нескольких точках берега, что близки к раскрученным и крайне посещаемым достопримечательностям или местам массового туристического отдыха, спрос на суда резко возрастает. Проще говоря, люди идут в то же Зарядье или Парк Горького, гуляют, а потом хотят прокатиться на кораблике. И за этот поток платежеспособных клиентов возникают настоящие войны.
 

Зарядье / "Википедия"


— С прошлого года там идут столкновения вплоть до боевых. Несколько недель назад у нас было задержано 24 человека, которые устроили разборки под стенами Кремля, прямо в Зарядье. Это группировки, которые контролируют промоутеров, — пояснил Кирилл Евдокимов.

Событие, о котором он упомянул, произошло 31 мая. Как выяснили журналисты, драка была между представителями двух столичных предприятий – "Москвичка" и "Мегафлот". А поводом стал новый маршрут на теплоходе "Адмирал", который запустила компания "Мегафлот". Информация об этом вызвала резкий негатив у их конкурентов. Не будем здесь давать какие-то оценки, просто можете сами представить накал страстей и общий фон.

Департамент выделяет деньги

Видимо, сгладить ситуацию могло бы увеличение флота и количества причалов. И в московском правительстве это прекрасно понимают. Департамент транспорта принял в прошлом году новую концепцию, согласно которой планируется включить речные пассажирские суда в систему общегородского транспорта.

И это не просто абстрактные пожелания — уже выделены деньги на строительство десяти новых пассажирских судов. Им предстоит совершать рейсы по экспериментальному маршруту в западной части города: Фили — Киевский вокзал. В перспективе появятся еще несколько маршрутов, на которые встанут в общей сложности еще 50 новых судов. Их строительство тоже уже намечено.

Плюс к этому запланирована постройка пяти автобусов-амфибий — специально для туристических поездок.

— Весь рынок взбудоражен, потому что в планах департамента транспорта после запуска пилотного проекта с десятью судами по перевозке пассажиров включить их в городское расписание. То есть цена билета там будет примерно на уровне городского транспорта — около 50 рублей. Естественно, как только на линию встают десять судов с ценой в 50 рублей, понятно, все выходные там активно очень будут ездить пассажиры. А те, кто стоят на этой линии, ориентируясь только на туристов, просто умрут, — считает Кирилл Евдокимов.


Есть и другие меры, предпринятые совместными усилиями заинтересованных сторон. Несколько дней назад департамент транспорта совместно со Сбербанком и Московской ассоциацией судовладельцев пассажирского флота презентовал новый проект — подключение судов к карте "Тройка". Карта "Тройка" — это единый электронный проездной билет, которым можно пользоваться как в метрополитене, так и в городском транспорте. А теперь еще и на воде.

Техническую реализацию этого новшества взяла на себя компания "Умная река". Там были свои сложности — транзакции будут осуществляться через мобильные кассовые терминалы, а к ним до сих пор не было возможности прикладывать карту "Тройка". Для "Троек" были предусмотрены другие считывающие устройства. Однако инженеры "Умной реки" нашли решение, впервые реализовав прием обеих карт на одном терминале. Впрочем, в любом случае всегда есть возможность внести плату за билет наличными. Но картой пользоваться будет выгоднее, поскольку с судовладельцами уже ведутся переговоры о скидках для тех, кто расплачивается "Тройкой".

"Фуксия" цвета фуксии

А что там с речными трамвайчиками, о которых мы упомянули в начале статьи? Это тоже проект правительства Москвы или какая-то частная инициатива? Как ни странно, и то, и другое сразу. Сейчас расскажем подробности.

О запуске этого проекта торжественно объявила пресс-служба мэра Москвы, что уже наглядно демонстрирует — без участия города здесь не обошлось. Стоит даже процитировать фрагмент пресс-релиза, выложенного по этому поводу на официальном сайте:

"Речные прогулки становятся все популярнее в Москве. Катаясь на трамвайчике, можно не только отдохнуть от городской суеты, но и насладиться красотой московских пейзажей. Москвичи и гости столицы могут увидеть город с необычной стороны. Маршруты водного транспорта проходят мимо основных достопримечательностей — Кремля и собора Василия Блаженного, храма Христа Спасителя, МГУ им. М. Ломоносова, парка "Зарядье" и других знаковых мест Москвы. А яркие цвета, в которые окрашены суда, поднимают настроение пассажирам и делают путешествие еще более запоминающимся".
 

Речной трамвайчик / Официальный сайт мэра Москвы


Цвета у речных трамвайчиков действительно очень яркие — каждый окрашен в свой оттенок, да к тому же еще и называется в честь какого-либо цветка. Есть, например, желтое судно, которое зовется "Подсолнух". Есть синий "Василек", есть голубая "Незабудка" или зеленая "Орхидея". А еще можно встретить на реке розовую "Розу" оранжевую "Астру", красную "Гвоздику", бордовый "Тюльпан", сиреневую "Лаванду" и "Фуксию" цвета фуксии.

Курсируют они с 11 часов дня до часа ночи, уходя через каждые полчаса от двух причалов — возле гостиницы "Украина" и возле Парка Горького. Суда имеют вместимость 44 пассажира. Взрослый билет стоит 600 рублей, детский обойдется в 400. Платить можно той самой картой "Тройка".

"Это не в чистом виде бизнес..."

Принадлежит весь этот речной "букет" известной судоходной компании "Флотилия Radisson Royal". Кроме упомянутых новых судов, в ее активе есть пять яхт-ресторанов премиум-класса ("Фердинанд", "Бон-Вояж", "Капелла", "Селебрити" и "Скарлет"), рассчитанных на 200 человек, и еще пять суперъяхт ("Примавера", "Баттерфляй", "Бьюти", "Монтана" и "Феличита"), которые вмещают по 300 пассажиров каждая.

До сих пор компания специализировалась на круглогодичной навигации — все названные яхты имеют ледовый класс и могут ходить в битом льду толщиной до 20 см.

Как выяснили журналисты Forbes, серия речных трамвайчиков строилась на турецкой верфи "AES Yacht", расположенной в Стамбуле. Была озвучена даже общая сумма инвестиций — она составила 5 млн евро.
 

Речной трамвайчик / Официальный сайт мэра Москвы


Казалось бы, вот яркий пример — можно строить малые суда, вводить их в эксплуатацию, получать прибыль и развиваться. Но как всегда есть свои нюансы.

— Когда они построили десять новых речных трамвайчиков, то встали на центральную линию, где ходят другие судовладельцы, и попали в конкурентную среду. Пока они проигрывают, потому что у них абсолютно не приспособлена инфраструктура по продажам, — говорит глава Московской ассоциации судовладельцев пассажирского флота.

По его словам, компания испытывает серьезные проблемы с загрузкой. При пассажировместимости в 44 человека, у них в среднем садится на борт около 10 пассажиров. Бывает, конечно, и гораздо больше, но средняя цифра примерно такая. В обычной логике судовладельца это существенное проседание, однако здесь действуют иные соображения.

— Там абсолютно другая ситуация, — поясняет Кирилл Евдокимов. — Люди инвестируют на самом деле в недвижимость, получают от города определенные преференции, а городу говорят — мы вам за это десять судов построим, и это будет красиво. Это не в чистом виде бизнес — это пиар и некое сотрудничество с властями.

С другой стороны, пассажирам не так важны мотивы, по которым строились речные трамвайчики. Главное, чтобы тем или иным способом флот на Москве-реке пополнялся, рос, развивался, не уходя при этом по цене на билет в заоблачные высоты.

Материалы по теме:
Как катамаран "Грифон" провел свою месячную навигацию в Санкт-Петербурге (об эксплуатации нового пассажирского судна)




Комментарии   7.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич, 28.06.2019, 10:05Суда, скажем так, странные. Что с дифферентом? Пропульсивный комплекс - поворотно-откидные колонки, они же не годятся для коммерции. Рулевая рубка слишком большая, нужно было делать на 1/2 высоты. Внешне судно напоминает плывущий по реке башмак... Вобщем, можно было бы построить и в России, и лучше.
-1+
#Назаров Альберт Георгиевич, 28.06.2019, 10:21И кстати удивляет, что при столь большой рулевой рубке из нее нет кругового обзора.
-0+
#Воловик Кирилл Эдуардович, 28.06.2019, 13:45Альберт Георгиевич, по поводу "башмака" - пожалуй, точнее и не скажешь. Правда, можно найти синонимы более нейтральные, но именно такие ассоциации были и у меня, когда в мае в Белокаменной увидел эти суда на Москве-реке. Кстати, курсируют они довольно часто. К внешности - есть вопросы, а вот то, что они яркие и привлекают внимание - это, считаю, прекрасным решением.
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич, 28.06.2019, 15:35Ну, дизайн экстерьера у них на уровне 1998 года. А так да, привлекают ;)
-0+
#Кислицин Андрей Владимирович, 01.07.2019, 10:18
"28
Вобщем, можно было бы построить и в России, и лучше.
наверное "неможна", т.к. в РФ их не построили, хотя прорабатывали, видать цена была от 5 млн.Евро за единицу и строились бы десятилетия, вон на PV300 посмотрите... а так турки быстро и качественно построили симпатичные прогулочные суда, и наверное еще и экономичные..., т.е. рентабельные
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич, 01.07.2019, 13:56В России есть судостроители, котроые производят суда из композитов в т.ч. на экспорт, такого и даже большего размера, катамараны. Погуглите "Пасифко Яхтс", например. В 2018, их катамаран был признан "Значительным малым судном года" Британским обществом морских архитекторов.
 
Причем здесь PV300, это сталь и совсем другой масштаб, зачем с ним сравнивать?
 
Ну и осветите заодно, как обстоят дела с постройкой подобных малых пассажирских судов в дважды незалежной? Порадуемся вашим успехам ;)
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич, 01.07.2019, 14:24Вот кстати раз тут показались колеги с незалежной, вам пример украинского проектного творчества в части малых пассажирских судов. Это у них магистерские работы такие, даже видать патент оформили http://shipbuilding.mk.ua/?p=1134
 
Фишка в том, что проект-то наш, вот же он - построен в 2011 году, в России :)  http://amdesign.co.th/PM1800.html  Иллюстрации, включая компоновку, были опубликованы, например, в журнале Fast Ferry International за декабрь 2011. Суда кстати были построены менее чем за год - 2 судна.
 
Так что, не только газом единым :)
Корабел.Директ
Свежие новости