реклама

Cделано в Турции: все секреты нового «Мазепы»

Несмотря на предельное обострение кризиса на Украине, турецкие корабелы продолжают выполнять ранее принятые на себя обязательства, в соответствии с которыми в начале октября на воду был спущен корвет «Гетман Иван Мазепа», построенный по заказу официального Киева. Что это за корабль и какова будет его дальнейшая судьба?
Спуск на воду корвета "Гетман Иван Мазепа" на верфи в Стамбуле / Источник: Naval News

Торжественная церемония спуска прошла 2 октября на верфи İstanbul Tersane Komutanlığı в Стамбуле в присутствии министра обороны Турции, а также представителей военно-морских сил страны и высшего руководства ряда предприятий ВПК, во главе с генеральным директором корпорации Savunma Teknolojileri Mühendislik ve Ticaret (STK) – крупнейшего производителя и экспортера оборонной продукции. Кстати, именно STK является генеральным подрядчиком по контракту строительства новых корветов для Украины.

Что в имени твоем?
Согласно пожеланиям заказчика, корабль с бортовым (турецким) номером F 211 получил достаточно одиозное имя "Гетман Иван Мазепа", то есть был назван в честь предателя, пытавшегося еще в XVIII веке оторвать Украину от России и отдать ее Польше. Впрочем, к тому времени официальная Варшава уже превратилась в послушную марионетку шведского короля – подобно тому, как сегодня Польшей управляют из Вашингтона.

Стоит напомнить, что бывший флагман ВМС Украины (еще советской постройки сторожевой корабль пр.11351 "Нерей") был неспроста назван в честь Петра Конашевича-Сагайдачного, который в 1612 году возглавил поход казаков на Москву совместно с польскими войсками. Впрочем, печальная судьба первого "Гетмана" украинских ВМС известна, а его полузатопленный остов уже несколько месяцев покоится в порту Николаева.

Что же касается нового "Гетмана", то он был заложен на стапеле стамбульской верфи в сентябре 2021г и представляет собой экспортный вариант сравнительно нового (разработан в 2002-2005гг) противолодочного корвета типа Ada. Данный проект является частью обширной судостроительной программы MILGEM (Milli Gemi – национальный корабль), которая призвана обеспечить нужды прежде всего ВМС Турции современными кораблями отечественного производства.

Просто – одинокий Остров
Как известно, еще с середины 1990-х Турция приступила к интенсивному обновлению своего военно-морского флота, как крупными (фрегат) надводными кораблями, так и подводными лодками. При этом наряду с размещением первых заказов на зарубежных верфях (главным образом в Германии), официальная Анкара предприняла активные шаги к скорейшей и максимально полной локализации производства, а также по развитию собственных перспективных разработок.

Одной из них и стал проект корвета с элементами "стеллс"-технологий типа Ada ("Остров"), который официально позиционируется как корабль прибрежного действия (со сравнительно невысокой автономностью) и преимущественно противолодочной специализации. При длине в 99,5, ширине в 14,4 и осадке в 3,75 метра, он обладает полным водоизмещением в 2 400 тонн.

Согласно данным производителя, заявленная максимальная скорость (под двумя дизелями по 11 580 л.с. и газовой турбиной в 30 800 л.с.) достигает 29 узлов. При автономности в 10 суток, дальность плавания на крейсерской скорости (15 узл.) составляет 3 500 морских миль.

Базовое (проектное) артиллерийское вооружение корабля составляют одна 76-мм артустановка и пара крупнокалиберных (12,7 мм) пулемета, а ракетное представлено восемью (2х4) ПКР Harpoon и одной пусковой установкой (21 ракета в блоке) RАM-116 Mk 31, основным назначением которой является защита корвета от противокорабельных ракет. В качестве же средств борьбы с подводными лодками предусмотрены два двухтрубных торпедных аппарата Mk 32 (по 324-мм торпеды) и вертолет S-70B Seahawk. Штатный экипаж корабля насчитывает 93 человека.

Схема базового вооружения и электронного оборудования корвета типа Ada / Источник: Turk Deniz Kuvvetleri

По данным украинских источников, стоимость одного такого корвета (без вооружения и электронной "начинки) оценивается в 265 млн евро. Согласно первоначальным планам, официальный Киев предполагал заказать турецким судостроителям четыре корабля подобного типа, причем их оснащение предполагалось осуществлять на заводе "Океан" в Николаеве. Однако позднее (очевидно, из соображений экономии) их численность была сокращена всего до двух, с возможной последующей локализацией строительства остальных на николаевских верфях.

К настоящему времени судьба второго корвета для Украины остается неясной – судя по турецким источникам, он еще даже не заложен. Что же касается "Мазепы", то ему еще предстоит достаточно длительный процесс достройки (теперь уже гарантированно на турецкой верфи), установки/отладки систем вооружения и т.п. Кстати, как раз с вооружением и могут возникнуть проблемы....

Вооружен, но НЕ очень опасен?
Причем дело не в сложности его получения: наши "непартнеры" с удовольствием доставят для нового "флагмана" несуществующего украинского флота любые артиллерийские, ракетные и торпедные комплексы, а если вдруг чего под рукой не окажется – нехватку с удовольствием компенсирует Турция.

Похоже, до сих пор остается открытым вопрос подбора адекватного комплекта вооружения корабля, в соответствии с приоритетными для него (в украинских реалиях) задачами. Складывается впечатление, что киевский режим в своем стремлении получить пополнение для своего флота "числом поболее, ценою подешевле", совершил концептуальную ошибку выбрав противолодочный корвет прибрежного действия в качестве универсального морского носителя с преимущественно ударными функциями.

Корвет типа Ada представляется достаточно удачным для использования по своему первичному назначению: то есть для проведения патрульных и противолодочных операций в ограниченном районе с хорошо развитой сетью пунктов базирования, при поддержке более крупных кораблей (фрегаты, эсминцы) и надежном прикрытии от средств воздушного нападения (СВН). Всем этим Турция (в отличие от Украины) как раз и располагает на обширном внутреннем морском театре, включающем южную часть Черного, все Мраморное и Эгейское моря.

Добавим, что эффективное выполнение противолодочных операций силами одного корабля даже при помощи бортового вертолета попросту невозможно, особенно если искать им придется субмарину пр. 877 ("Кило" по НАТОвской классификации), известную также под названием "Черная дыра". Что же остается? Наиболее вероятными представляются планы использования нового "Гетмана" в качестве носителя ударного ракетного (противокорабельного) оружия и, по совместительству, лидера остатков "москитного" флота.

В пользу данного предположения свидетельствует особое внимание, которое уделяет украинская сторона выбору ракетного оружия. Так, в качестве альтернативы традиционным ПКР Harpoon до последнего времени предполагалось использовать Р-360 "Нептун" украинской разработки, со значительно (с 230 до 150 кг) уменьшенной массой боевой части, но зато с увеличенной (почти до 300 км) дальностью действия.

Правда, в свете текущего состояния дел на Украине, турецкие специалисты оценивают эти планы весьма скептически и взамен предлагают поставить для корвета противокорабельный вариант крылатой ракеты ATMACA собственной разработки, с практически такой же дальностью эффективного поражения, но весом боевой части уже в 220-250 кг.

Однако даже до предела "загруженный" противокорабельными ракетами, одинокий корвет типа Ada остается практически беззащитной жертвой для авиации, особенно при полном ее господстве в воздухе на театре военных действий. Одна 76 мм пушка и пара пулеметов (возможно и достаточные для действия в прибрежной зоне под надежным "зонтиком" наземных комплексов ПВО) представляются лишь иллюзией защиты в теперешних украинских реалиях.

Неслучайно, уже в ходе строительства 12,7 мм пулеметы планировалось заменить 35-мм зенитными автоматами "Эрликон Миллениум" германской компании Rheinmetall, с дальностью стрельбы до 3 500 метров. Правда, наши турецкие друзья и здесь предложили свой вариант двуствольных скорострельных "газонокосилок" аналогичного калибра – артустановки Aselsan ATOM, способные вести огонь на дистанцию до 4 километров.

Наконец, для дополнительного усиления ПВО корвета появились планы оснастить его пусковой установкой зенитных ракет MICA-М французского производства. По мнению разработчиков и турецких военных экспертов, комплекс из 8-12 ракет с вертикальным запуском смог бы обеспечить достаточно эффективную защиту корабля от средств воздушного нападения на расстоянии в 15-20 км. Да вот беда: судя по фотографиям "Мазепы" с момента закладки до спуска на воду, монтаж необходимых конструкций для вертикальных пусковых установок на нем пока так и не производился...

Делаем выводы
К безусловным преимуществам нового корвета следует отнести широкое применение "стеллс"-технологий и модульной системs компоновки, что дает возможность гибко комбинировать различные комплекты и элементы вооружения.

Однотипный с "Мазепой" корвет ВМС Турции F 513 Burgazada / Фото: Википедия

Тем не менее, для своего достаточно большого водоизмещения корабль представляется недовооруженным, с ограниченными возможностями нанесения ракетных ударов и проведения противолодочных операций, "игрушечной" артиллерией и крайне слабым потенциалом бортовой ПВО.

Большая часть перечисленных недостатков могла быть компенсирована при использовании группы кораблей данного типа под прикрытием авиации и береговых комплексов ПВО, но... Строительство серии новых корветов для Украины теперь по определению не представляется возможным, равно как и использование сколько-нибудь защищенных пунктов базирования для первого (и последнего) из этих кораблей – конечно, если он все-таки будет достроен и действительно передан Украине.

Сам факт последнего представляется более чем сомнительным, не говоря уже о сроках этого долгожданного события. Турецкие корабелы работают вполне оперативно: с начала строительства серии этих корветов промежуток времени от закладки киля до передачи в состав Военно-морского флота был сокращен с шести (у головного Heybeliada) до четырех лет. В то же время сроки достройки кораблей после спуска на воду практически не изменились, оставшись в пределах двух лет.

Динамика строительства корветов типа Ada на Стамбульской военно-морской верфи / Фото: Корабел.ру

Постройка корпуса "Мазепы" заняла рекордно малое время – чуть больше одного года, что (на первый взгляд) делало вполне возможным осуществление планов "мирного" времени, предполагающих ввод корабля в строй уже до конца 2024 года.


Однако теперь этот срок представляется едва ли минимальным – даже при очевидном условии, что и достройка корвета будет также производиться в Турции. Не стоит забывать и формировании квалифицированного экипажа, которому, помимо соответствующей базовой подготовки, весьма целесообразно будет пройти стажировку на однотипных кораблях действующего флота.

Насколько в этом будет заинтересована Турция – большой вопрос, на который пока нет однозначного ответа. Но даже при самых благоприятных (для Украины) раскладах трудно ожидать, что новый корвет с украинским экипажем сможет выйти в море ранее 2025/26-го.

Впрочем, еще более вероятным представляется, что "Ивану Мазепе" так и не будет суждено вернуться на Украину – и (подобно самому гетману-изменнику) он закончит свои дни на чужбине.




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Названы получатели субсидий на морскую доставку грузов в Калининград
19:46 / судоходство