Архангельская область: порты, судоремонт, строительство новой верфи

В Архангельской области может появиться новый судостроительный завод, а ещё впервые за долгие годы здесь не стихает поток судов, желающих встать на ремонт. Об актуальной обстановке в регионе рассказывает губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.
Ссылка на видеосюжет 

В Северо-Западном регионе планируется построить среднетоннажную верфь. И, как я понимаю, вы бы хотели, чтобы она появилась именно в Архангельской области?

– Мне кажется, это было бы крайне разумно. Архангельская область и Северодвинск оптимально подходят для строительства нового судостроительного завода. Во-первых, потому что у наших предприятий большая история и глубокий, почти 100-летний опыт в судостроении. Это и Севмаш, и ЦС "Звездочка", и СПО "Арктика". Соответственно, здесь точно найдутся высококвалифицированные специалисты, которые смогут влиться в работу новой верфи. Также благодаря близкому географическому расположению предприятий мы можем ограничиться строительством только того, чего не хватает, а остальные элементы производственных процессов разместить на существующих заводах. 

Во-вторых, мы располагаем свободной территорией порядка 120 гектар, полностью обеспеченной всей необходимой инженерной инфраструктурой: газ, автомобильная дорога, железнодорожные пути. 

В-третьих, 50% производственных мощностей ОСК – три наших предприятия. А 40% личного состава ОСК это город Северодвинск.

Фото: Пресс-служба правительства Архангельской области
Фото: Пресс-служба правительства Архангельской области

Не поспоришь. Сложно конкурировать другим регионам с вами. Только на Севмаше трудится более 30 000 сотрудников. 

– Идея сильной межрегиональной конкуренции, на мой взгляд, лишь вредит развитию. Регионы должны дополнять друг друга. Мы одна страна. 

Уровень безработицы в Архангельской области около 1 %. Это значит только одно – свободных рук не так уж много. Где будете брать кадры? 

– Ситуация, о которой вы говорите, общая по стране. У нас есть Севмашвтуз, который каждый год выпускает порядка 1000 специалистов. При этом благодаря системе завод-втуз эти ребята полностью подготовлены к работе на заводе, понимают специфику судостроения. Трудоустройство после Севмашвтуза составляет порядка 95%. Высочайший показатель в стране. Главное – дать подрастающим специалистам такую работу, которая их привлечет.

СПО "Арктика" развивает собственный образовательный проект, сотрудничает с нашими учебными учреждениями, трудоустраивает. 

Скажите несколько слов о САФУ.

– Входит в десятку лучших вузов и находится на шестом месте по рейтингу фонда Потанина. В САФУ расположен научно-образовательный центр мирового уровня, который занимается развитием новых материалов, технологий, в том числе для арктического судостроения. Также в университете развивают цифровой проект с компанией "Ситроникс", взаимодействуют с Центром пропульсивных систем АО "ЦС "Звёздочка" (помогали разрабатывать ВРК), а сейчас работают над новой технологией, которая позволит печатать прямо в море на 3D-принтере какие-то небольшие детали.

Фото: Пресс-служба правительства Архангельской области
Архангельский морской торговый порт / Фото: Пресс-служба правительства Архангельской области

Поговорим о развитии архангельских портов.

– Распоряжением Правительства РФ от 22 сентября 2023 года утвержден комплексный план развития Архангельского транспортного узла до 2035 года. Якорный проект – строительство нового глубоководного района Архангельского морского порта. Объем инвестиций – порядка 300 млрд рублей. На первую линию контейнерного терминала нам понадобится 80 млрд рублей. Ключевой стратегический партнер – Росатом. Также недавно к реализации проекта подключились ГК "Евросиб" и Сбербанк, с которыми мы подписали соглашение о финансировании.

Порт Мезень задействован по большей части на северном завозе. Это такой базовый порт и ближайшие десять лет, думаю, так и останется. Порт Онега используется для экспорта продукции деревообрабатывающих производств. Один из основных поставщиков тут – Segezha Group. Ранее отправляли свою продукцию на запад, теперь на восток. Вот у него есть перспектива превратиться в достаточно крупную портовую точку. А если модернизировать Беломорско-Балтийский канал, то порт порт Онега мог бы даже стать одной из точек выхода в Мировой океан.

Чем вызван стремительный рост грузооборота порта Архангельск в минувшем году?

– Вернее говорить не о стремительном росте, а о стремительном изменении структуры товарооборота. Рост там как раз-таки достаточно умеренный, а общий объем перевалки не превышает средний показатель в 5-6 миллионов тонн. За прошлый год у нас сильно выросли импортные и экспортные операции, в первую очередь за счет китайцев, которые открыли для себя Архангельский порт. Мы в свою очередь поставляем продукцию в Шанхай и ряд других китайских портов. 

Фото: Пресс-служба правительства Архангельской области
Китайские производители открыли для себя Архангельский морской торговый порт / Фото: Пресс-служба правительства Архангельской области

В 2023 году организовали пробный заход. Оказался удачным. В 2024 году уже было пять импортных и пять экспортных рейсов. Всего перевалили 14 тысяч контейнеров. План на 2025 год – по десять заходов. Также в этом году попробуем организовать экспериментальную поставку белорусской продукции на китайский рынок.

А ваш рыбный порт?

– Тут все завязано на распределение квот. Если решение будет принято в пользу АО "Архангельский траловый флот" и других наших компаний, то одним из обязательных условий получения квот станет реализация инфраструктурного проекта по развитию нашего порта. В остальном же он и сейчас развивается согласно своей специфике. В Архангельской области порядка 150 компаний занимается промыслом. Есть несколько крупнейших предприятий, которые работают даже в мировом океане. Многие их них приходят отгружаться к нам. Например, с АО "Архангельский траловый флот" у нас есть соглашение, согласно которому компания отгружает в Архангельском рыбном порту более 3000 тонн своей продукции.

Архангельская область, город Архангельск / Фото: Корабел.ру
Город Архангельск / Фото: Корабел.ру

В Архангельске много труднодоступных мест, куда можно добраться только на судах. Как решаете эту проблему?

– Основная проблема – связь с островной частью города в межсезонье, когда лед еще не встал или не полностью сошел. В связи с этим дали заказ СРЗ "Красная Кузница" на строительство четырех пассажирских судов на 100 мест проекта РЕГК.126 усиленного ледового класса. Два в этом году планируем получить, два в следующем. "Онега" и "Сольвычегодск" уже спущены на воду. Разработаны, кстати, нашим проектным бюро АО "НИПТБ "Онега". Если зарекомендуют себя, то будем предлагать их и другим регионам. 

В остальном же у нас есть компании, занимающиеся перевозкой людей. Летом вопрос закрывается речными трамваями, зимой есть возможность достигать островной части на автомобиле. 

Фото: Пресс-служба правительства Архангельской области
СРЗ "Красная Кузница" строит пассажирские суда проекта РЕГК.126 / Фото: Пресс-служба правительства Архангельской области

Судостроение развивается по синусоиде. Одна потребность сменяет другую, один тип флота уходит на задний план, пора строить что-то новое. А что планируете строить вы кроме РЕГК.126, о которых уже сказали? 

– У нас, как вы знаете, довольно специфичное судостроение, завязанное по большей степени на гособоронзаказе. Пока что кроме РЕГК.126 других потребностей нет, но и нет возможностей, так как все имеющиеся судостроительные мощности загружены на многие годы вперед. А вот если бы у нас появилась ещё одна верфь, тогда можно было бы порассуждать об этом.

Сколько всего судоходных компаний в области работает?

– У нас десять крупных судоходных компаний, в собственности которых около 300 судов. Они их регулярно модернизируют и обновляют. К тому же многие из этих компаний стали резидентами Арктического региона.

Как обстоят дела с судоремонтом?

– Возможно, будет звучать уже несколько заезженно, но большую роль в этом сыграли санкции. Для понимания – 90 % судов до 2022 года уходили на ремонт за рубеж. Сегодня малотоннажный и среднетоннажный флот возвращается к нам. Если в 2020 году в Архангельске ремонтировалось 180 судов, а в 2021 году – 200 судов, то в 2022 году уже 250, в 2023-м – 330, а в 2024 году эта цифра достигла отметки уже в 350 судов. Рост практически в два раза. Но потенциал ещё не исчерпан. Выбытие арктического флота в 2,5 раза выше, чем строительство нового. Так что качественный судоремонт нам сейчас крайне необходим.

Как следствие, наши предприниматели начали вкладываться в развитие мощностей по судоремонту, приобретать современное оборудование, и эта компетенция стала расти. Недавно "Красная Кузница" у ПАО "Судоремонтно-судостроительная корпорация" заказала новый плавдок на 5000 тонн. На Архангельской РЭБ флота расширяют слип, получили лицензию и обучают ребят судоремонту.

Фото: Пресс-служба правительства Архангельской области
В 2024 г. на ремонт в Архангельск пришло 350 судов / Фото: Пресс-служба правительства Архангельской области

Раз вспомнили про санкции, будет верным сказать и об импортозамещении.

– Центр пропульсивных систем АО "ЦС "Звёздочка" – классический пример импортозамещения. Создали собственные ВРК для ледоколов, которые у нас почти на 100% были импортные. А недавно команда студентов во главе с молодым ученым Владимиром Клачковым из северодвинского филиала САФУ создала и запатентовала уникальный станок, предназначенный для изготовления шарообразных изделий. Изобретение представляет собой устройство, обеспечивающее центровку деталей с исключительной точностью – до тысячных долей миллиметра. Может применяться в том числе в судостроении и робототехнике.

Расскажите про арктическую ипотеку.

– Арктическая ипотека дает возможность приобрести жилье в Арктическом регионе под ставку всего 2 %. С тех пор как была запущена программа за два года успели выдать 6,5 тысяч таких кредитов. Можно до 6 миллионов рублей получить, в отдельных случаях до 9, если квартира больше 60 м2. Арктической ипотекой могут воспользоваться молодые семьи, работники медицинских и образовательных учреждений Архангельской области, участники специальной военной операции.

Фото: Пресс-служба правительства Архангельской области
Губернатор Архангельской области Александр Цыбульский посетил рыболовное судно "Кулой" / Фото: Пресс-служба правительства Архангельской области

В каких отраслевых мероприятиях будет участвовать в этом году Архангельская область.

– Недавно завершился VI Международный арктический форум "Арктика – территория диалога". Начал ее со встречи с архангельскими моряками, а именно, с посещения рыболовного судна "Кулой", построенного для мезенского рыболовецкого колхоза "Север" в Китае и дооснащенное в Мурманске. Рыбаки готовились к первому выходу в Баренцево море. Из важного непосредственно на форуме – обсудили возможность создания отдельного комплексного проекта по развитию Арктики и СМП. Идею поддерживаю, но считаю, что такой документ должен быть наполнен конкретными мероприятиями, приоритизирован по времени их реализации и обязательно обеспечен финансовыми средствами.

Далее нас ждет III Форум "Арктика – Регионы". Обязательно будем в Санкт-Петербурге на ПМЭФ, вероятно, примем участие в Восточном экономическом форуме.

Фото: Пресс-служба правительства Архангельской области
В Архангельской области продолжает развиваться деревянное судостроение / Фото: Пресс-служба правительства Архангельской области

Перейдем к нашему классическому циклу коротких вопросов. Есть какая-нибудь любимая книга, которая связана с морем?

– "Старик и море", Хемингуэй.

А было что-то, что в детстве вас связывало с морем?

– Ничего кроме периодического отдыха с родителями на Черноморском побережье. Но также когда-то в детстве я занимался в кружке вырезания по дереву. Первым делом вырезал лодку.

Кстати, о лодках. У вас же в области есть деревянное судостроение... 

– Да, им занимаются больше энтузиасты, развивающие традиционное поморское деревянное судостроение. Самый большой, на мой взгляд, центр при САФУ. Школьники и студенты там изучают исторические чертежи и создают аутентичные корабли. Недавно даже они ходили в путешествие на одной из таких лодок.

Архангельская область, город Архангельск / Фото: Корабел.ру
Город Архангельск / Фото: Корабел.ру

Беседовала: Виктория Корабеловна
Подготовил текст: Петр Щеголихин




Комментарии   3.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Донской Алексей Владимирович
29.05.2025, 11:08
Коллеги! Ну что ж такое вы пишете:
 
"а ещё впервые за долгие годы здесь не стихает поток судов, желающих встать на ремонт."  - в регионе хроническая нехватка судоремонтных мощностей, этот поток не стихал никогда. Долгие годы не желали ремонтироваться, и вот сюрприз.
 
"Судостроение развивается по синусоиде" - не судостроение, а фрахтовый рынок меняется по синусоиде исходя из спроса/предложения. Это не развитие, а цикл за которым должно следить судостроение.
 
Сколько ж можно не думая писать...
-0+
#Спивак Игорь Михайлович
29.05.2025, 13:39
Причина отказа, это большие сроки ремонта. В рыночной экономике для судовдадельца, каждый день в ремонте, это финансовые потери. Кроме того, неблагоприятные климатические условия в зимнее время.
-0+
#Владимир Северодвинск
29.05.2025, 15:05
Я слежу за новостями региона и могу сказать, что разговоры о мега-проектах появляются регулярно. Лет 15 назад была тема участия предприятий области, в первую очередь Звёздочки, в проекте обустройства северных месторождений (Штокман), потом появилась тема Белкомура, был даже какой-то метаноловый завод, регулярно всплывает глубоководный порт. Теперь вот новая верфь. Эти темы больше надуманные. Их генерирует сама администрация области. Скорее всего для того чтобы население области верило в перспективы и не уезжало. Вторая причина - надо же что-то позитивное докладывать наверх. Никак не повлиял на область проект разработки месторождения алмазов. Может быть какие-то отчисления в бюджет стали больше, но для людей это незаметно. Никак не повлияло на область наличие космодрома в Плесецке. Никак не влияет наличие собственного тралового флота. Рыба в регионе по такой же цене, такого же качества как и в Питере, например. Города региона представляют собой не слишком приятное зрелище: в целом запущ далее...
Свежие новости
Выставка "Маломерное и малотоннажное судостроение России" SLS Russia 2025: старт дан!
19:45 , 29 Мая 2025 / события