
– В Северо-Западном регионе планируется построить среднетоннажную верфь. И, как я понимаю, вы бы хотели, чтобы она появилась именно в Архангельской области?
– Мне кажется, это было бы крайне разумно. Архангельская область и Северодвинск оптимально подходят для строительства нового судостроительного завода. Во-первых, потому что у наших предприятий большая история и глубокий, почти 100-летний опыт в судостроении. Это и Севмаш, и ЦС "Звездочка", и СПО "Арктика". Соответственно, здесь точно найдутся высококвалифицированные специалисты, которые смогут влиться в работу новой верфи. Также благодаря близкому географическому расположению предприятий мы можем ограничиться строительством только того, чего не хватает, а остальные элементы производственных процессов разместить на существующих заводах.
Во-вторых, мы располагаем свободной территорией порядка 120 гектар, полностью обеспеченной всей необходимой инженерной инфраструктурой: газ, автомобильная дорога, железнодорожные пути.
В-третьих, 50% производственных мощностей ОСК – три наших предприятия. А 40% личного состава ОСК это город Северодвинск.

– Не поспоришь. Сложно конкурировать другим регионам с вами. Только на Севмаше трудится более 30 000 сотрудников.
– Идея сильной межрегиональной конкуренции, на мой взгляд, лишь вредит развитию. Регионы должны дополнять друг друга. Мы одна страна.
– Уровень безработицы в Архангельской области около 1 %. Это значит только одно – свободных рук не так уж много. Где будете брать кадры?
– Ситуация, о которой вы говорите, общая по стране. У нас есть Севмашвтуз, который каждый год выпускает порядка 1000 специалистов. При этом благодаря системе завод-втуз эти ребята полностью подготовлены к работе на заводе, понимают специфику судостроения. Трудоустройство после Севмашвтуза составляет порядка 95%. Высочайший показатель в стране. Главное – дать подрастающим специалистам такую работу, которая их привлечет.
СПО "Арктика" развивает собственный образовательный проект, сотрудничает с нашими учебными учреждениями, трудоустраивает.
– Скажите несколько слов о САФУ.
– Входит в десятку лучших вузов и находится на шестом месте по рейтингу фонда Потанина. В САФУ расположен научно-образовательный центр мирового уровня, который занимается развитием новых материалов, технологий, в том числе для арктического судостроения. Также в университете развивают цифровой проект с компанией "Ситроникс", взаимодействуют с Центром пропульсивных систем АО "ЦС "Звёздочка" (помогали разрабатывать ВРК), а сейчас работают над новой технологией, которая позволит печатать прямо в море на 3D-принтере какие-то небольшие детали.

– Поговорим о развитии архангельских портов.
– Распоряжением Правительства РФ от 22 сентября 2023 года утвержден комплексный план развития Архангельского транспортного узла до 2035 года. Якорный проект – строительство нового глубоководного района Архангельского морского порта. Объем инвестиций – порядка 300 млрд рублей. На первую линию контейнерного терминала нам понадобится 80 млрд рублей. Ключевой стратегический партнер – Росатом. Также недавно к реализации проекта подключились ГК "Евросиб" и Сбербанк, с которыми мы подписали соглашение о финансировании.
Порт Мезень задействован по большей части на северном завозе. Это такой базовый порт и ближайшие десять лет, думаю, так и останется. Порт Онега используется для экспорта продукции деревообрабатывающих производств. Один из основных поставщиков тут – Segezha Group. Ранее отправляли свою продукцию на запад, теперь на восток. Вот у него есть перспектива превратиться в достаточно крупную портовую точку. А если модернизировать Беломорско-Балтийский канал, то порт порт Онега мог бы даже стать одной из точек выхода в Мировой океан.
– Чем вызван стремительный рост грузооборота порта Архангельск в минувшем году?
– Вернее говорить не о стремительном росте, а о стремительном изменении структуры товарооборота. Рост там как раз-таки достаточно умеренный, а общий объем перевалки не превышает средний показатель в 5-6 миллионов тонн. За прошлый год у нас сильно выросли импортные и экспортные операции, в первую очередь за счет китайцев, которые открыли для себя Архангельский порт. Мы в свою очередь поставляем продукцию в Шанхай и ряд других китайских портов.

В 2023 году организовали пробный заход. Оказался удачным. В 2024 году уже было пять импортных и пять экспортных рейсов. Всего перевалили 14 тысяч контейнеров. План на 2025 год – по десять заходов. Также в этом году попробуем организовать экспериментальную поставку белорусской продукции на китайский рынок.
– А ваш рыбный порт?
– Тут все завязано на распределение квот. Если решение будет принято в пользу АО "Архангельский траловый флот" и других наших компаний, то одним из обязательных условий получения квот станет реализация инфраструктурного проекта по развитию нашего порта. В остальном же он и сейчас развивается согласно своей специфике. В Архангельской области порядка 150 компаний занимается промыслом. Есть несколько крупнейших предприятий, которые работают даже в мировом океане. Многие их них приходят отгружаться к нам. Например, с АО "Архангельский траловый флот" у нас есть соглашение, согласно которому компания отгружает в Архангельском рыбном порту более 3000 тонн своей продукции.

– В Архангельске много труднодоступных мест, куда можно добраться только на судах. Как решаете эту проблему?
– Основная проблема – связь с островной частью города в межсезонье, когда лед еще не встал или не полностью сошел. В связи с этим дали заказ СРЗ "Красная Кузница" на строительство четырех пассажирских судов на 100 мест проекта РЕГК.126 усиленного ледового класса. Два в этом году планируем получить, два в следующем. "Онега" и "Сольвычегодск" уже спущены на воду. Разработаны, кстати, нашим проектным бюро АО "НИПТБ "Онега". Если зарекомендуют себя, то будем предлагать их и другим регионам.
В остальном же у нас есть компании, занимающиеся перевозкой людей. Летом вопрос закрывается речными трамваями, зимой есть возможность достигать островной части на автомобиле.

– Судостроение развивается по синусоиде. Одна потребность сменяет другую, один тип флота уходит на задний план, пора строить что-то новое. А что планируете строить вы кроме РЕГК.126, о которых уже сказали?
– У нас, как вы знаете, довольно специфичное судостроение, завязанное по большей степени на гособоронзаказе. Пока что кроме РЕГК.126 других потребностей нет, но и нет возможностей, так как все имеющиеся судостроительные мощности загружены на многие годы вперед. А вот если бы у нас появилась ещё одна верфь, тогда можно было бы порассуждать об этом.
– Сколько всего судоходных компаний в области работает?
– У нас десять крупных судоходных компаний, в собственности которых около 300 судов. Они их регулярно модернизируют и обновляют. К тому же многие из этих компаний стали резидентами Арктического региона.
– Как обстоят дела с судоремонтом?
– Возможно, будет звучать уже несколько заезженно, но большую роль в этом сыграли санкции. Для понимания – 90 % судов до 2022 года уходили на ремонт за рубеж. Сегодня малотоннажный и среднетоннажный флот возвращается к нам. Если в 2020 году в Архангельске ремонтировалось 180 судов, а в 2021 году – 200 судов, то в 2022 году уже 250, в 2023-м – 330, а в 2024 году эта цифра достигла отметки уже в 350 судов. Рост практически в два раза. Но потенциал ещё не исчерпан. Выбытие арктического флота в 2,5 раза выше, чем строительство нового. Так что качественный судоремонт нам сейчас крайне необходим.
Как следствие, наши предприниматели начали вкладываться в развитие мощностей по судоремонту, приобретать современное оборудование, и эта компетенция стала расти. Недавно "Красная Кузница" у ПАО "Судоремонтно-судостроительная корпорация" заказала новый плавдок на 5000 тонн. На Архангельской РЭБ флота расширяют слип, получили лицензию и обучают ребят судоремонту.

– Раз вспомнили про санкции, будет верным сказать и об импортозамещении.
– Центр пропульсивных систем АО "ЦС "Звёздочка" – классический пример импортозамещения. Создали собственные ВРК для ледоколов, которые у нас почти на 100% были импортные. А недавно команда студентов во главе с молодым ученым Владимиром Клачковым из северодвинского филиала САФУ создала и запатентовала уникальный станок, предназначенный для изготовления шарообразных изделий. Изобретение представляет собой устройство, обеспечивающее центровку деталей с исключительной точностью – до тысячных долей миллиметра. Может применяться в том числе в судостроении и робототехнике.
– Расскажите про арктическую ипотеку.
– Арктическая ипотека дает возможность приобрести жилье в Арктическом регионе под ставку всего 2 %. С тех пор как была запущена программа за два года успели выдать 6,5 тысяч таких кредитов. Можно до 6 миллионов рублей получить, в отдельных случаях до 9, если квартира больше 60 м2. Арктической ипотекой могут воспользоваться молодые семьи, работники медицинских и образовательных учреждений Архангельской области, участники специальной военной операции.

– В каких отраслевых мероприятиях будет участвовать в этом году Архангельская область.
– Недавно завершился VI Международный арктический форум "Арктика – территория диалога". Начал ее со встречи с архангельскими моряками, а именно, с посещения рыболовного судна "Кулой", построенного для мезенского рыболовецкого колхоза "Север" в Китае и дооснащенное в Мурманске. Рыбаки готовились к первому выходу в Баренцево море. Из важного непосредственно на форуме – обсудили возможность создания отдельного комплексного проекта по развитию Арктики и СМП. Идею поддерживаю, но считаю, что такой документ должен быть наполнен конкретными мероприятиями, приоритизирован по времени их реализации и обязательно обеспечен финансовыми средствами.
Далее нас ждет III Форум "Арктика – Регионы". Обязательно будем в Санкт-Петербурге на ПМЭФ, вероятно, примем участие в Восточном экономическом форуме.

– Перейдем к нашему классическому циклу коротких вопросов. Есть какая-нибудь любимая книга, которая связана с морем?
– "Старик и море", Хемингуэй.
– А было что-то, что в детстве вас связывало с морем?
– Ничего кроме периодического отдыха с родителями на Черноморском побережье. Но также когда-то в детстве я занимался в кружке вырезания по дереву. Первым делом вырезал лодку.
– Кстати, о лодках. У вас же в области есть деревянное судостроение...
– Да, им занимаются больше энтузиасты, развивающие традиционное поморское деревянное судостроение. Самый большой, на мой взгляд, центр при САФУ. Школьники и студенты там изучают исторические чертежи и создают аутентичные корабли. Недавно даже они ходили в путешествие на одной из таких лодок.

Беседовала: Виктория Корабеловна
Подготовил текст: Петр Щеголихин