реклама

100 лет Северо-Западному пароходству

4 1045 3 мин
История Северо-Западного пароходства началась еще 100 лет назад, 30 января 1923 года. В 2020 году крупнейшая компания Северо-Западного бассейна России, обладающая уникальным опытом морских перевозок генеральных и проектных грузов, вошла в состав Волжского пароходства, которому в этом году исполнится 180 лет.

Начало пути

 

30 января 1923 года постановлением Совета труда и обороны было создано Северо-Западное государственное речное пароходство (предприятие сохраняет это название до акционирования в 1992 году). 

100 лет назад образовано Северо-Западное пароходство / Фото:
100 лет назад образовано Северо-Западное пароходство / Фото: "Судоходная компания "Волжское пароходство", АО

Новое транспортное предприятие объединило в себе 500 речных судов и стало крупнейшим перевозчиком, работающим на Мариинской системе. 

 

Основной задачей пароходства стало обеспечение промышленных центров Северо-Запада страны сырьем, топливом и продовольствием. Так, уже с первых лет становления, оно участвует в доставке грузов по маршруту Север-Юг.

 

События военных лет 

 

Летом 1941 года 114 судов и 391 баржа СЗРП были переданы на судоремонтные предприятия Кронштадта, Шлиссельбурга и Новой Ладоги, где были переоборудованы в военные суда. В сентябре 1941 года все мастерские, заводы, порты, грузовой и пассажирский флот пароходства работали во фронтовых условиях в составе Ладожской военной флотилии.

 

Экипажи судов СЗРП выполняли немаловажную задачу: доставляли продовольствие, боеприпасы, снаряжение и военную технику, а также эвакуировали из осажденного города людей и ценное промышленное оборудование.

 

Поствоенные времена

 

В послевоенные годы основной задачей СССР было восстановление разрушенных промышленных и гражданских объектов. Тогда основной деятельностью флота вплоть до 1955 года стала перевозках лесных и минерально-строительных грузов.

Проход судна в Прачечный мост. Конец 50-хх годов. / Фото:
Проход судна в Прачечный мост. Конец 50-хх годов. / Фото: "Судоходная компания "Волжское пароходство", АО

В первую послевоенную навигацию грузы доставляли буксиры и баржи, сохранившиеся с довоенной поры, а также суда, построенные для "Дороги жизни".

 

В 1949 году пароход "Элеватор" приступил к выполнению рейсов из Ленинграда в Таллин, Хельсинки, Ригу и порты Германии.

 

Восстанавливающаяся после войны промышленность страны нуждалась в больших объемах перевозок, и в начале 50-х годов в СЗРП стали поступать суда по заказу Минречфлота. Среди них были теплоходы "Волма", "Свирь", "Двина", "Тигода", "Оять". Они стали выполнять перевозки до Москвы, по Волге доставляли импортные грузы в центральные регионы европейской части нашей страны, преимущественно сырье для легкой промышленности.

 

С течением времени Северо-Западное пароходство становится одним из крупнейших операторов сухогрузных судов в системе отечественного водного транспорта. С введением в эксплуатацию Волго-Балтийского водного пути в 1964 году пароходство первым выходит на межбассейновые бесперевалочные перевозки судами "река-море". В эти годы теплоходы типа "Балтийский" и "Волго-Балт" доставляют экспортные грузы в порты Европы и на Каспий.

"Балтийский 110" / Фото:
"Балтийский 110" / Фото: "Судоходная компания "Волжское пароходство", АО

В 70-е гг. XX века пароходство начинает программу строительства сухогрузов "река-море" нового поколения — небольших маневренных судов типа "Ладога", способных проходить узкие шлюзы Сейменского канала, и первых теплоходов типа "Сормовский".

 

В 1973 году флот Северо-Западного пароходства начинает первые перевозки между иностранными портами, и уже через два  года в загранплавании работает 72 теплохода.

 

Немалый вклад СЗРП внесло в строительство всех крупных промышленных предприятий на Северо-Западе СССР. В 80-е годы пароходство доставляло строительные материалы, оборудование и транспортные объекты.

 

Продолжается программа строительства самого современного для того времени флота, расширяется география перевозок и номенклатура перевозимых грузов. Первыми сухогрузами типа "Сормовский", прошедшими Бискайский залив, становятся усовершенствованные по мореходным качествам суда Северо-Западного пароходства. Теплоходы "Ладога" нового проекта, оборудованные подъемной рубкой и одним трюмом с полной раскрываемостью люковых крышек, начинают специализироваться на перевозках негабаритных грузов по европейским рекам, проходя под мостами Рейна и Сены.

 

В 90-е годы Северо-Западное пароходство становится первой частной компанией в Минречфлоте, принявшей программу строительства новых судов. В состав флота пароходства входят новые сухогрузы неограниченного района плавания, соответствующие всем правилам международных классификационных общества.

 

Русич-6 / Фото:
Теплоход "Русич-6" / Фото: "Северо-Западное пароходство", ОАО

 

XXI век

 

В 2000-х пароходство строит более 30 сухогрузных теплоходов дедвейтом от пяти до семи тысяч тонн, оснащенных самыми современными системами и оборудованием. 

 

Именно эти суда типа "Русич" и "Валдай", серии "Аметист" и "Нева-Лидер" входят в состав Волжского пароходства в 2020 году и сегодня составляют основу морского сухогрузного флота объединенной компании. 

Доставка негабаритного оборудования. Теплоход "Нева-Лидер 4" / Фото:
Доставка негабаритного оборудования. Теплоход "Нева-Лидер 4" / Фото: "Судоходная компания "Волжское пароходство", АО

Специалисты берегового состава и экипажи судов крупнейшего транспортного предприятия Северо-Западного бассейна также присоединились к команде Волжского пароходства. Сегодня Волжское пароходство, сохраняя традиции и приумножая опыт, продолжает уверенное развитие на современном рынке транспортных услуг. 

Выгрузка негабаритного груза с судна "Оникс" / Фото:
Выгрузка негабаритного груза с судна "Оникс" / Фото: "Судоходная компания "Волжское пароходство", АО



Комментарии   4.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-3+
#Долгополов Александр Фёдорович, 30.01.2023, 09:34Уважаемый автор!
Почему Вы пишете о "Северо-Западном пароходстве" в настоящем времени??
Уже более двух лет не существует такой компании!
Хозяин обоих пароходств "Волжского" и "Северо-Западного") решил, что два пароходства ему не нужны, и "слил" "Северо-Западное", отдав все приличные суда "Волжскому. Капитализм, мать его....
-0+
#Виктор Николаевич, 30.01.2023, 10:06Александр Фёдорович, вы, наверно, не внимательно читали. О слиянии пароходств автор написал в самом начале и в самом конце статьи.
-1+
#Долгополов Александр Фёдорович, 30.01.2023, 13:50Это было не слияние, а конкретный "слив" Северо-Западного пароходства в пользу Волжского - просто убрали ненужного конкурента.
-0+
#К. Михаил, 30.01.2023, 15:52Интересное было пароходство. Как и все пароходства тогда, оно работало по полному жизненному циклу. Сейчас это скорее чисто судоходные компании с некоторыми оставшимися частями смежных видов деятельности., якобы непрофильными. В эксплуатационной деятельности все виды деятельности на самом деле были профильными. Не факт, что эффективность стала выше, ведь услуги со стороны идут "с накруткой".
На Ладоге было несколько пароходов, кроме Академика Смирнова, и много своих и БОПовских лихтеров, даже Приладожский канал был "под завязку" наполнен буксировкой плотов.
Свежие новости