Компания пока ищет подходящую верфь. И в первую очередь смотрят на отечественные предприятия. Однако те пока заказ брать не торопятся.
О новом судне, о планах ПБТФ по развитию флота и о выстраивании взаимоотношений рыбаков с судостроителями рассказывает генеральный директор ПАО «Преображенская база тралового флота» Сергей Еремеев.
– Сейчас на всех уровнях говорят о том, что «нужно строить промысловые суда в России». Преображенская база тралового флота предпочла строить суда в Китае, несмотря на обещанные преференции. Почему?
– Решение о строительстве сайролова мы приняли задолго до того момента, как разговоры об «инвестиционных квотах», или, как их называли раньше, «квотах под киль», были оформлены в законодательную инициативу. Так что к концу июня, когда соответствующие поправки к закону о рыболовстве получили одобрение депутатов Государственной Думы в третьем чтении, а «обещанные преференции» обрели конкретную форму, «Лучегорск» уже месяц вел промысел сайры в Тихом океане.
Что же касается работы с китайскими судостроителями, то нас, во-первых, устроили предложенные ими стоимость и сроки выполнения заказа. Во-вторых, они смогли предоставить готовый проект сайроловного судна, на разработку которого не нужно было тратить время и который подошел нам по своим техническим и эксплуатационным характеристикам.
– С момента нашей прошлой беседы [см.материал по ссылке] прошел год. Есть какие-то подвижки со стороны КБ, заводов, Росрыболовства в сторону развития строительства у нас в стране? Что было сделано и что необходимо сделать в первую очередь?
– За это время с разных трибун звучало много заявлений о готовности отечественных судостроителей откликнуться на нужды рыбаков. Но мы, к сожалению, не почувствовали пока главного — реальной заинтересованности судоверфей в работе с нами.
Приведу простой пример. Планы развития Преображенской базы флота предусматривают создание сайроловной флотилии из пяти современных судов. «Лучегорск» должен стать головным судном этой серии, для строительства которой мы выкупили у китайских партнеров проектную документацию. Сейчас наши специалисты приступили к проработке вопроса, где продолжить реализацию наших планов. В первую очередь рассматриваем возможность сотрудничества с российскими заводами, куда и разослали свои запросы. Однако желания и готовности работать по нашему техзаданию судостроители пока не выказали. Пять судоверфей ответили отказом, остальные — молчанием.
Мы, конечно, пока не снимаем с повестки дня вопрос строительства сайроловов в России и в ближайшее время намерены направить своих представителей на верфи для детального выяснения ситуации. Но вывод, на мой взгляд, напрашивается неутешительный: разговоры о строительстве рыболовецкого флота в нашей стране сегодня остаются только разговорами. Реальное положение дел свидетельствует, что заводы, способные соблюсти сроки и обеспечить качество, либо загружены оборонными заказами, либо предпочитают работать на строительстве менее сложного гражданского флота.
Другая проблема, без решения которой не приступить возведению промысловых судов, это отсутствие современных проектов. А их разработка требует дополнительных временных и финансовых затрат.
– Расскажите немного о вашем новом судне «Лучегорск». Кто разрабатывал проект, какие у него технические характеристики и какие задачи оно позволит решать?
– Сайроловное судно «Лучегорск» изготовлено по китайскому проекту ЛВ-8501, в который нами были внесены конструктивные изменения. Основанием изменений стали требования Регистра судоходства.
Длина судна — 75 метров, ширина — 11, водоизмещение — более 2000 тонн.
Чтобы обеспечить высокую эффективность промысла, мы постарались оснастить новострой самым современным поисковым и световым оборудованием. Так, на «Лучегорске» установлена одна из последних моделей гидролокаторных станций, которая просто незаменима при лове видов рыб, образующих скопления в поверхностных слоях океана (в том числе и сайры). Главный плюс осветительных приборов — возможность не только регулировать мощность и яркость светового потока, но и оперативно изменять его цветовой спектр. Что должно способствовать обнаружению и привлечению сайры к судну в те дни, когда ее реакция на свет ослабевает.
Еще одно преимущество нового сайролова — способность вести автономную промысловую работу. Благодаря морозильному комплексу мощностью до 90 тонн рыбы в сутки и трюмам, вмещающим до 900 тонн продукции, он не нуждается в привязке к рыбоперерабатыващим плавбазам. В свою очередь такое исключение постоянных переходов «добытчика» к месту сдачи сырца позволяет говорить о сокращении одной из главных статей расходов в экономике предприятия — затрат на горюче-смазочные материалы. При этом их снижение также было основным критерием, которым мы руководствовались при выборе главных двигателей для будущих сайроловов. В итоге принято решение оснащать их японскими машинами мощностью 1200 лошадиных сил. Они характеризуются экономичным расходом топлива и должны обеспечить нашим судам скорость хода в 14 узлов.
И последнее, на что хотелось бы обратить внимание. Вести лов сайры «Лучегорск» будет в открытых районах Тихого океана, где промысловая обстановка позволяет работать до 7–8 месяцев в году. В то время как в районе Южных Курил, традиционном для российских рыбаков, сезон добычи сайры значительно короче и составляет всего 3–4 месяца.
Добытая и замороженная лучегорцами рыба будет доставляться на наш береговой рыбокомбинат с помощью рефрижераторов-перегрузчиков. Ожидаем, что первая партия поступит в Преображение в конце июля — начале августа и тем самым даст старт программе расширения береговой переработки, ради которой мы и затеваем строительство флотилии сайроловов.
– По какой схеме происходило строительство судна и как оцениваете опыт работы с китайскими корабелами?
– Подписание контракта с китайской верфью Gold Sword и закладка судна состоялись в конце 2014 года. Спустя три месяца «Лучегорск» был поставлен на воду, а к сентябрю — полностью готов. Все это время процесс строительства находился под контролем представителя предприятия в Даляне и главного инженера ПБТФ. Кроме того, на заключительном этапе работ в Китай были командированы часть экипажа — капитан, старший механик, мастер добычи и электромеханик судна, которые принимали участие в достройке судна, его испытаниях и приемке.
На промысел «Лучегорск» вышел только в мае нынешнего года. Откровенно говоря, из-за слабой проработки вопроса, у нас возникли сложности с оформлением и сдачей судна регистру. Дело в том, что в Китае рыболовный флот строится без регистрового надзора. Поэтому сначала нам нужно было завести сайролов под китайский регистр, а затем уже под наш, российский. На что, конечно же, ушло время.
В остальном проблем не возникло. Нас устроила стоимость новостроя, не вызывает пока нареканий и качество постройки. За тот месяц, что судно находится на промысле, серьезных претензий, связанных с безопасностью мореплавания или добычей рыбы, не появилось. Так что опыт работы с судостроителями из Поднебесной можно признать положительным.
Конечно, мы ожидаем, что в процессе эксплуатации «Лучегорска» у экипажа возникнут замечания к проекту и предложения по его усовершенствованию. Тем более, что перед капитаном поставлена задача подготовить подобную информацию. Но это стандартная ситуация и сложившаяся практика работы.
– Есть ли заинтересованность со стороны ваших коллег-промысловиков к «Лучегорску», с точки зрения начала строительства такого же судна?
– Звонки с вопросам о работе нашего сайролова были. Но настоящий интерес к строительству подобных судов, скорее всего, появится только тогда, когда «Лучегорск» покажет достойные результаты. Будут уловы — появится и желание у рыбаков пополнить свой флот эффективным промысловиком. А быть первопроходцем в области строительства и освоения новых проектов — желающих мало. Ведь миллионные затраты могут не принести ожидаемой отдачи.
– Какие планы компании по развитию на ближайшую перспективу? Планируете ли еще закупать и строит?
– Как я уже говорил, готовы, в том числе и на российских верфях. В этом году мы планировали заложить еще два сайроловных судна, таким образом продолжив формировать флотилию добытчиков «ночной жемчужины». Нуждается в пополнении и крупнотоннажный флот: наша задача на ближайшее время — построить как минимум один–два траулера.
Беседовал Владислав Букин
«Корабел.ру» выражает благодарность за содействие и подготовленные материалы пресс-серкретарю Преображенской базы тралового флота Елене Степанюк.




















