реклама

Морской бриз в красках

3 7695 9 мин
Сегодня мне хочется рассказать об обычном человеке, не генерале, не гениальном конструкторе, а просто о моряке, художнике и очень интересной личности. Главные герои его картин — корабли, участвовавшие в исторических морских баталиях, подводные лодки и парусники, а также те, на которых маринисту довелось служить самому. С Тимуром Ярулиным я встретилась в Пушкине - он любезно пригласил к себе в гости. И знаете, ожидала встретить сурового человека, закаленного морем и работой на флоте, но ничего подобного. Всю дорогу до дома Тимур Назифович рассказывал об истории Пушкина, об училище, где он был наставником многих курсантов. И хотя к нашей теме они не имеют никакого отношения, было жуть как интересно. Вот так же интересно капитан 3-го ранга Тимур Ярулин проводил свои дни, еще будучи механиком на Черноморском флоте, работал с молодыми сослуживцами, и все с той же "юморной наглостью" (термин самого художника) продолжал воспитывать курсантов Военно-морского инженерного института.
Досье: 
Художник-маринист Тимур Ярулин, член Петровской Академии наук и искусств, эксперт Международного координационного центра им. С. К. Джевецкого. Автор иллюстраций журнала "Морской сборник", альбомов, учебных пособий и энциклопедий ("Океанский щит России", "Корабли советского Военно-Морского Флота России 1922-1991 гг." "Оружие и технологии России XXI века. Подводные силы России"), обложек к книгам писателя-мариниста К. Г. Булаха "Полный вперед" и "Сказки старого крейсера". Издан ряд тематических альбомов, посвященных юбилеям судостроительных заводов: "Северная верфь", "Балтийский завод" и "Северному проектно-конструкторскому бюро", 100-летию профессионального проектирования подводных лодок ЦКБМТ "Рубин".


Дом у Тимура Назифовича, как мастерская и библиотека — два в одном. Здесь же на стенах можно увидеть и некоторые из его картин. Видеть их "в живую" - это совсем не так, как на мониторе компьютера. Море настолько прекрасное и естественное - создается ощущение, что стоит коснуться, и сразу почувствуешь как руки омывает прохладная вода.

"Не верится, что такие картины можно создать, не имея подготовки", - думаю я. Поэтому, по обычной журналистской логике спрашиваю первым делом, о том, когда и почему Тимур Назифович решил заняться рисованием и с чего все началось. Как оказалось, в художественный кружок Тимур Ярулин ходил еще в школе, да и то, как признался откровенно, не больше двух месяцев.

- Я начал в детстве еще рисовать — наверное, как у всех и бывает. Где-то может лучше других. Родители, когда я был еще в первом классе, отвели меня в кружок в томский Дом пионеров. Я месяца два походил, потом началась зима. Тогда и уже не до рисования стало — там санки, лыжи, горки. А в этом Дворце пионеров все время сидеть надо, и к тому же практически все в кружке были девчонки. Скучно было с ними рисовать всякие цветочки.


И хотя маленький Тимур не задержался надолго в художественном кружке, кое-что все-таки навсегда отложилось в его памяти. По признанию мариниста, главный совет как художник он получил именно в том "скучном" кружке от своего преподавателя Виктора Николаевича.

- Тогда он попросил меня нарисовать машину. Потом посмотрел и сказал: "Вот ты нарисовал машину. А какая она у тебя — старая или новая? А ты обрати внимание — у старых машин капот треугольный, а у новых — квадратный, и фары находятся в нем". Главное для художника — это не только умение рисовать, а наблюдательность и память. Вот такое наставление он дал. Это мне помогало не только как художнику, но и в моей служебной деятельности. Я старался всегда в себе это качество развивать.

Впрочем, будучи школьником, Тимур Ярулин, как и все, хотел стать либо космонавтом, либо пожарным, но особый приоритет был у авиации. Какое-то время он даже проходил обучение в ДОСААФ. Способному молодому человеку уже было обеспечено место в Волчанском училище вне конкурса. Но все сложилось иначе.

"Это что же должно было случиться, чтобы все так кардинально изменилось?" - этот вопрос тоже не давал мне покоя. Но по своей привычке Тимур Назифович, любитель пошутить, отвечает, что это еще его бабушка предсказала, что тот станет моряком. Казалось бы, смешно, но так и вышло. Это одна из тех семейных легенд, которые указывали на то, что суждено Ярулину стать морским волком.

"Рассказать тебе историю, как я лодку во втором классе угнал?" - спрашивает меня художник. Я и не поверила сначала, подумала - очередная байка или шутка. Но нет, такое событие в жизни Тимура Ярулина имело место быть. История эта произошла, когда мальчик учился еще во втором классе.

- Мама попросила за луком сходить. Я пошел и приятелей своих позвал. На обратном пути я рассказывал всем про Север. Сказал, что лук у нас есть, так что цинга не страшна, осталось только угнать лодку. Меня естественно спросили: как мы доберемся до Севера. А я всегда любил географию и сразу ответил, что по Томи мы выйдем в Обь, по Оби мимо Салехарда и как раз в Карское море, а там уже и Арктика. И пошли мы прямо на лодочную станцию, выбрали одну, которая просто на цепи держалась. Сели в лодку, оттолкнулись и поплыли. А Томь нас сразу подхватила и поволокла, да и лодка оказалась дырявая. Такая суета началась — мы все вычерпываем воду, по берегу мужик какой-то бегает орет. А рядом теплоход на якоре стоял - матросы нас багром и зацепили. Только причалили и сразу наутек.


Все это забавно и даже, можно сказать, романтично. Но все-таки мне было очень интересно, когда же случился коренной перелом в борьбе неба и моря. Оказалось, что это история о любви с первого взгляда. По работе родителей Тимура Назифовича перевели на Украину, в Шостку. Мальчик учился в пятом классе. Тогда же и произошла его первая встреча с морем под Севастополем.

- Мы приехали в город сразу после дня ВМФ, корабли еще на рейде стояли. Мгновенно что-то в голову ударило. Это было невероятное впечатление. А когда мы уезжали из города, по традиции вся семья кидала монетки, чтобы вернуться. А я не стал бросать. Сказал, что и так сюда еще приеду, причем в форме. А самое интересное, что в 81-м году я действительно приехал в Севастополь, уже в форме, на курсантскую практику. А родители, которые кидали монетки, оказались там только в 88-м.

Тимур Ярулин окончил факультет паросиловых и газотурбинных установок в Высшем военно-морском инженерном училище имени Ленина. И после учебы попал в Севастополь, служить в 30-ю дивизию на корабль Краснознаменного Черноморского флота, в БЧ-5. В то время на рисование времени не хватало, только в отпуске начинающий художник мог позволить себе заняться любимым делом.

По признанию Тимура Назифовича, все время службы не покидало желание вплотную заняться либо литературной, либо художественной деятельность, но с флота просто уйти было невозможно.

- Нужно было в училище закончить дополнительные 5-6 офицерские классы. А служил я в то время в чине старшего лейтенанта на "Очакове" - тогда флагманский корабль Черноморского флота. И в 88-м году был набор в Грузию в Поти. Мне предложили два года поработать там механиком, и потом пройти обучение по курсу офицерских классов. Я согласился, мы пришли в Поти, а через год там война началась. Все это продолжалось до 92-го года, пока нас оттуда не выгнали в связи с развалом СССР. А когда такое положение — никаких переводов.

После того как Ярулин покинул Поти, его перевели на корабль "Сметливый". А чуть позже, в 1994 году он стал начальником курса в Военно-морском инженерном институте, как выражается сам художник "ротным папой". И спустя четыре года стены института покинули первые его выпускники — электрики.

- Один из моих ребят стал механиком на крейсере "Маршал Устинов", а второй - на "Петре Великом", несмотря на то, что по образованию они электрики. О первом выпуске много можно говорить - это вообще была кадровая революция, когда на флот пришли электрики не дзержинцы, а пушкинцы. Именно командиров БЧ-5 пушкинское училище готовило. А дзержинцы — узких специалистов. Приятно осознавать, что в этом есть и моя заслуга.

Когда Тимур Назифович стал наставником, появилось и больше свободного времени. Он много времени посвящал литературе. К слову, Ярулин настоящий книгоман. В его доме очень много место отведено под литературу — в основном это книги по истории и живописи, а также различные схемы и чертежи. Из-за избытка свободного времени появился "творческий зуд" и Тимур Ярулин снова стал рисовать. Начал с кораблей, на которых служил сам, а потом обратился к горячо любимой истории.

Тимур Назифович не раз подчеркивал, что главное для него в творчестве — это достоверность. Тут конечно сразу появляется вопрос о том, у кого научился он этому в хорошем смысле дотошному отношению к деталям, с кого брал пример? Как оказалось Ярулина в свое время покорили два художника — не имеющий отношения к технике Исаак Левитан и любитель различного рода механизмов Эдуард Молчанов.

- С детства на меня влияет грустный товарищ Левитан.  Я поражен, как этот человек смог передать всю красоту окружающей нас мерзости - весна с грязью, дождливая осень. Мое уважение к нему с каждым годом только возрастало. А если подойти со стороны техники рисования, то здесь все немного иначе. Попался мне как-то в руки журнал "Моделист-конструктор". И там были картины Эдуарда Молчанова. Он рисовал авиацию и автомобили. Меня поразило, что его картины выглядели как фотографии - четкие и с подробными деталями, интересным ракурсам, изображения казались объемными. Это меня и зацепило. Манера рисования техники правдиво и в объеме была мне настолько интересна, что углубился в изучение, делал попытки рисовать так же.

Смотря на каждую из своих картин, Тимур Назифович может рассказать всю историю кораблей, изображенных на них. А ведь чтобы воссоздать некоторые образы на холсте, приходится приложить немало сил. Так, над картиной, главным героем которой является японский корабль "Ямато", Ярулин трудился полтора месяца, причем только неделя ушла на изучение чертежей.

- Я специально купил диск с чертежами и схемами, пришлось сделать 120 распечаток, чтобы разобраться во всем, ведь корабль японский. Есть чертежи на момент его постройки, а после модернизации нет. А японская школа кораблестроения отличается от европейской. Полтора месяца ушло на то чтобы нарисовать картину. Корабль состоит из множества деталей. Если ты что-то изобразишь не так, то и выглядеть он будет совсем по-другому.


По словам художника, кое-какие корабли есть и на фото, которые может каждый при желании найти. Но разглядеть детали, мелочи, из которых складывается конструкция на них, к сожалению, либо затруднительно, либо вообще невозможно. Но когда все данные есть, то Тимур Назифович предпочитает переходить от общего к частному — сначала "строит" корабль целиком, а потом уже углубляется в детали. 

Среди произведений Тимура Ярулина, которые он ласково называет картинками, есть и те которые многие называют фантастическими. Но многое из того, что художник переносит на холст, то, что было на самом деле. Это например касается картины, на которой корабли как будто плывут по воздуху.

- Лейтенантом я лазил на минной стенке, на глубине порядка 18 метров. В тот раз электрики утопили стартер, когда вылезали с баркаса, а я пытался его достать. И я с аквалангом по дну ходил. И поднял голову вверх, смотрю — пароход надо мной как бы "висит", будто парит в воздухе. Этот кадр в голову сразу запал, прошло время и появилась  картинка.


Не обошел вниманием художник и парусники. Но как признался Тимур Назифович, так он до сих пор и не может понять как работают паруса, как  должны надуваться - "теоретически все знаю, но душа особо не лежит". А вот к чему уж точно у мариниста душа лежит, так это исторические морские сюжеты. Их в архиве художника — с избытком. Например, одним из героев его картин стал знаменитый эскадренный миноносец "Ташкент".


- Лидер "Ташкент" последний корабль, вывез из Севастополя во время Великой Отечественной войны 3 тысячи человек. 4 часа его бомбили около ста самолетов. По одним источникам 96, по другим 112. И он все равно дошел до Новороссийска, это уникальный случай.


В одном из своих интервью Тимур Назифович, говорил о том, что тот, кто служил на флоте, навсегда отравлен морем. Вот я и решила узнать, а как живется художнику вне службы. Здесь  уж он отшучиваться не стал, сказал как есть: "Тяжело, конечно, но и морской флот сейчас уже не тот, если бы я вернулся, то уже не в ту же структуру, что раньше".

Сегодня о картинах капитана 3-го ранга Ярулина не понаслышке знают не только в Петербурге. Персональные выставки автора были и в Североморске, и в Мурманске, и в Полярном. Там они пользовались успехом, ведь большая часть людей, живущих там увлечены морем и всем, что с ним связано.

Ряд картин находится в кают-компаниях кораблей Северного и Тихоокеанского флотов, а также использованы в интерьерах клуба и факультетов Военно-морского инженерного института. Полотна Тимура Ярулина можно увидеть и в экспозиции Центрального музея вооруженных сил России на Поклонной горе в Москве и выставлены в Национальном музее Республики Татарстан в Казанском Кремле.


Художник-маринист откровенно гордится, что ему удалось послужить на разных кораблях — больших и малых. Он изнутри знает все их строение, это, несомненно, помогает ему в творчестве, которое, к слову пользуется популярностью. После выхода на пенсию Тимур Ярулин много где работал, в том числе и на Канонерском заводе, на буксире. Но сейчас все больше времени он с удовольствие посвящает своим увлечениям - литературе, выставкам и творчеству. 


Познакомилась с замечательным художником
Анастасия Судникова


 




Комментарии   3.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Донской Алексей Владимирович, 28.01.2014, 18:25Очень интересно. Спасибо за статью!
А что такое "Международный координационный центр им. С. К. Джевецкого"?
-0+
#Ермакова Екатерина, 29.01.2014, 15:24Алексей Владимирович, "Международный координационный центр подготовки празднования 100-летнего юбилея подводного флота России имени С.К. Джевецкого" был учрежден в 2004 году в рамках подготовки к столетию подводного флота РФ.
Если интересно, то вот чем занимались люди в этом Центре:
-координация Государственных и ведомственных организаций в практической подготовке к юбилею,
-организация вручения юбилейных наград подводникам Российской Федерации и стран СНГ,
-патриотическое воспитание молодежи в лучших традициях Российского Флота,
-изучение истории развития подводного флота, связанной с подводной и военной археологией,
-согласование в проведении мероприятий с ветеранскими и другими организациями территории городов и областей,
-осуществление контактов с центральным комитетом по празднованию и другими региональными отделениями, организациями и ведомствами, связанными с подготовкой праздничных мероприятий на местах.
-оказание практической, ин далее...
-0+
#Донской Алексей Владимирович, 29.01.2014, 18:06Спасибо за информацию.
Свежие новости
Ассоциация морских торговых портов приняла новых членов и выбрала совет директоров
20:46 , 28 Марта 2024 / события