Стратегический вуз для судостроительной отрасли России – Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ, "Корабелка") совершенствует систему подготовки кадров на основе кардинального укрепления связей с судостроительной промышленностью.
Крупнейшие судостроительные компании оказывают вузу поддержку, а также предлагают свои способы привлечения в отрасль квалифицированных кадров, сообщает отраслевой портал "Российское судоходство".
Сотрудничество с ОСК
И.о. ректора СПбГМТУ Евгений Апполонов рассказал о создании в вузе наблюдательного совета во главе с президентом АО "ОСК" ("Объединенная судостроительная корпорация") Алексеем Рахмановым. При этом "ОСК" сотрудничает со 140 учебными заведениями, но основным и опорным вузом для нее является СПбГМТУ, отметил директор департамента управления персоналом "ОСК" Эдуард Бобрицкий.
"Существует много направлений, по которым мы совместно с университетом ведем серьезную, эффективную работу. Она включает в себя целевую подготовку студентов, которые по окончании вузов приходят на предприятия и в конструкторские бюро. На настоящий момент по целевым программам учатся более 150 человек, обучение которых, в том числе, софинансируется предприятиями и конструкторскими бюро", - рассказал представитель ОСК.
По его словам, корпорация и вуз сотрудничают по направлению переподготовки и повышения квалификации кадров.
"Был создан совместный отраслевой центр переподготовки и повышения квалификации, через который мы помогаем руководителям и специалистам приобретать дополнительные знания и компетенции, знакомиться с новыми российскими и зарубежными наработками, - отметил Эдуард Бобрицкий. – Мы год от года работаем совместно с университетом, чтобы потребности промышленности отражались в тех программах обучения, которые на сегодняшний день предлагаются студентам".
Базовые кафедры на предприятиях
Помимо этого, в последние годы вуз активно развивает систему базовых кафедр на ключевых предприятиях судпрома.
Примером такого взаимодействия является открытие в прошлом году базовой кафедры по профилю кораблестроения, вооружения и робототехники в Санкт-Петербургском морском бюро машиностроения "Малахит".
"Кафедра успешно работала и показала хорошие результаты. Так, был разработан проект "Морская робототехническая платформа для обслуживания месторождений углеводородного сырья под водой и льдом. Проект выдвинут на конкурс лучшего инновационного проекта Санкт-Петербурга", - рассказал генеральный директор "Малахита" Владимир Дорофеев. При этом он подчеркнул, что кафедры на предприятиях не могут заменить преподавателей, работающих в университете, но могут дополнить базовую подготовку практическими навыками и опытом.
С главой "Малахита" солидарен советник генерального директора Крыловского государственного научного центра (Крыловский ГНЦ) Валерий Половинкин, который считает, что "создание системы базовых кафедр является очень мудрым решением".
По его мнению, система образования в любом вузе всегда несколько инертна и не может конкурировать с передовыми производствами. "Выходом из положения является индивидуальная подготовка конкретного человека под конкретную должность. Но это дорогостоящий процесс и не может быть обеспечен ни одним вузом", - пояснил Валерий Половинкин. Таким образом, базовые кафедры рассматриваются как возможность предоставления предприятием университету самых передовых лабораторных стендов.
Отметим, в настоящее время работают 10 базовых кафедр СПбГМТУ на ведущих судостроительных предприятиях Санкт-Петербурга, в том числе в ОАО "СПМБМ "Малахит", ФГУП "Крыловский ГНЦ", ОАО "Концерн "Океанприбор", ФГУП ЦНИИ КМ "Прометей", АО "ЦМКБ "Алмаз", ЗАО "Си Проект" и др.
Институт наставничества
Между тем, на Балтийском заводе базовая кафедра отсутствует. По мнению начальника отдела подбора и развития персонала ООО "Балтийский завод – судостроение" Татьяны Паклинской, базовая кафедра не может решить все вопросы, касающиеся подготовки кадров.
"Поэтому у нас на производстве существует проект, который называется "Приемники знаний". Проект, в который набираются студенты старших курсов, реализуется уже четвертый год", - пояснила Татьяна Паклинская.
Проект позволяет передавать ценные, уникальные знания от старшего поколения молодым специалистам. "Это годичная оплачиваемая стажировка", - уточнила представитель завода.
В рамках проекта студенты четвертых, пятых курсов или магистратуры прикрепляются к наставнику, которому более 50 лет, имеющему опыт работы в отрасли не менее 10 лет (на Балтзаводе стаж работы наставников обычно составляет 30-40 лет). Наставники в течение года по определенной программе передают свои знания молодым специалистам.
Положительные результаты применения такой практики уже ощутимы. "Еще недавно на заводе молодежи было чуть менее 10% от общего состава коллектива, сегодня этот показатель составляет 24%. Старшего поколения (от 50 лет) было 60%, сегодня – около 45%", - такие данные озвучила Татьяна Паклинская.
"Россиское судостроение" отмечает, что в "СПМБМ "Малахит" и "Концерне "МПО-Гидроприбор" также активно применяется практика института наставничества.
"В "Концерне "МПО-Гидроприбор" в обязательном порядке каждому вновь поступившему специалисту прикрепляется старший наставник для передачи знаний от старшего поколения младшему", - подчеркнул генеральный директор "Концерна "МПО-Гидроприбор" Владимир Патрушев.
В свою очередь президент Ассоциации судостроителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области Владимир Александров отметил, что институт наставничества играет важную роль в выявлении склонностей человека к той или иной работе в зависимости от его способностей. Также он затронул деликатную сторону вопроса наставничества, отметив, что старшее поколение при поступлении молодых сотрудников в коллектив может опасаться сокращения.
"Здесь важно морально стимулировать наставников, например, различного рода конкурсами. Когда твой подопечный победил в конкурсе – это и хорошие премии, и подарки, и поощрения, а также отправка на различные выставки, в том числе зарубежные", - пояснил Владимир Александров.
Более того, по мнению Валерия Половинкина, наставничество не предполагает подготовку только нового специалиста, оно также стимулирует развитие и самого наставника, который вынужден обращаться к науке, к практике и т.д. "Это очень хороший стимул для самого учителя, так как происходит взаимное обогащение. Крыловский ГНЦ не просто приветствует это, а очень организованно это применяет", - подытожил он.
Молодые люди по-прежнему стремятся связать свою жизнь с судостроением. Так, "Корабелка" в 2016 году приняла на обучение около 1 тыс. 175 студентов. Как пояснил ректор вуза Евгений Апполонов, университет закрепил прошлогодний успешный результат и даже несколько улучшил его. Учитывая, что подготовка специалистов для судостроения – процесс обоюдный, в который включены как учебные заведения, так и предприятия – заказчики кадров, очевидно, что заданный вектор развития необходимо продолжать и подключать к вопросам подготовки кадров как можно больше отраслевых предприятий. Ведь эксперты уже отмечают положительные результаты активизации такого взаимодействия.