реклама

Впервые в России напечатана 3D-модель яхты

В её создании приняли участие специалисты Крыловского центра, компании "Тоталзед" и ССЗ "Вымпел".
Процесс печати модели яхты / Фото:
Процесс печати модели яхты / Фото: "ФГУП "Крыловский государственный научный центр"

Отработка перспективной технологии с использованием аддитивной печати была начата ещё в 2022 году. Для реализации проекта сразу по нескольким направлениям были задействовали компетенции ФГУП "Крыловский государственный научный центр". На первом этапе потребовалось определить наиболее подходящий пластик с точки зрения прочности конструкции. Специалисты отделения прочности провели экспериментальные исследования нескольких десятков различных видов пластика, используемых в 3D-печати. Оптимальным был признан угленаполненный пластик PETG – сополимер полиэтилентерефталата с добавлением углеволокна, обладающий достаточной прочностью, низким коэффициентом усадки и высокими адгезионными свойствами.

 

После выбора материала встал вопрос создания 3D-принтера, позволяющего проводить печать натурных корпусов. Современные массовые модели принтеров существенно ограничены в размерах области печати и способны создавать конструкции габаритами около 1х1х1 м. Этого явно недостаточно для печати натурных корпусов. Выход был найден – в качестве основы задействовали уникальный 5-координатный фрезерный станок с числовым программным управлением, который используется в КГНЦ для обработки моделей судов. Рабочий объём станка позволяет печатать модели размером до 12х3х1,75 м. На него была установлена печатающая головка шнекового типа собственной разработки ООО "Тоталзед" – российского производителя оборудования для 3D-печати.

 

Специалисты компании изготовили специализированную оснастку, позволяющую наносить слои пластика как параллельно поверхности печати, так и под углом 45° к ней. Благодаря этому появилась возможность исключить из модели корпуса лишние поддерживающие структуры. При этом увеличилась скорость печати и снизился расход материала.

 

В качестве тестовой модели использовалась модель яхты класса Open-800 проекта Elf-800, который разработали н сотрудники Крыловского центра Андрей Косоротов и Михаил Матаруев. Этот современный массовый класс спортивных яхт характеризуется небольшими размерами (длина 8 м, ширина 2,55 метра). Такие размеры позволяют печатать как модель, так и натурный корпус на имеющемся оборудовании. После выполнения научно-экспериментальной проработки специалисты ЦКБ "Балтсудопроект" и ООО "Тоталзед" доработали и оптимизировали модель яхты под технологию 3D-печати.

Фото: Любой
Фото: "ФГУП "Крыловский государственный научный центр"
Фото:
Фото: "ФГУП "Крыловский государственный научный центр"

Печать корпуса яхты была начата вечером 14 марта и успешно завершилась спустя всего 2,5 суток. Процесс печати был безостановочным и постоянно контролировался специалистами компании "Тоталзед" и КГНЦ. Применение более производительной печатающей головки позволит сократить скорость печати до суток.

"Полученный результат впечатляет. В настоящее время мы видим перспективы усовершенствования технологии и широкий спектр её практического применения в судостроении", – отмечает заместитель начальника службы управления спецпроектами ФГУП "Крыловский государственный научный центр" Андрей Титов.

Аддитивные технологии могут применяться и для массового изготовления малых объектов морской техники, например, беспилотников. В настоящее время специалисты ФГУП "Крыловский государственный научный центр" планируют продолжить работы по оптимизации технологии печати и обработки моделей, изготовленных с помощью аддитивных технологий. Цель – добиться дальнейшего уменьшения количества материала и повышения скорости изготовления без снижения прочностных характеристик. Специалисты компании "Тоталзед" продолжают работы по повышению технологичности печатающей техники.

Фото:
Фото: "ФГУП "Крыловский государственный научный центр"

Подобная технология позволяет изготавливать сложные изделия практически любой формы, осуществлять печать силовых элементов конструкции и фундаментов для оборудования одновременно с изготовлением корпуса, создавать корпус с переменной толщиной и материалом. А это ведёт к снижению материалоёмкости производства. Изделия, изготовленные с помощью технологии 3D-печати, обладают высокими показателями ремонтопригодности. Существует возможность доработки при необходимости изготовляемого образца в процессе печати.

 

Общее руководство проектом осуществляли заместитель генерального директора по спецпроектам ФГУП "Крыловский государственный научный центр" Дмитрий Новиков, генеральный директор ООО "Тоталзед" Алексей Дубинин и руководитель проектов военных и гражданских заказов ПАО "ССЗ "Вымпел" Максим Ваничев.

 

Полный вариант статьи читайте в журнале WWW.KORABEL.RU 2024 №2/ 
 


Отраслевая наука:

Вопрос ребром: Что строить – катамараны или СПК?

У газовоза западного маршрута будет большая автономность и низкий арктический класс

Большой разговор с деканом корфака Корабелки | Человек, способный созидать, станет уникальным ресурсом

 




Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-1+
#Донской Алексей Владимирович, 23.05.2024, 21:29Скажите пожалуйста, я не совсем понял, что в данном изделии необычного / инновационного?
Материал?
Любая 3D печать - это аддитивная технология. Это сейчас достаточно распространено.
В чем конкретно здесь достижение?
Свежие новости