реклама

Водолазы Севфлота раскрывают тайны "Томаса Дональдсона"

0 288 3 мин
Северные моря в годы Великой Отечественной войны оказались драматическим театром военных действий. Полярные конвои под флагами союзников доставляли в порты Мурманск и Архангельск военную технику, снаряды, обмундирование, продукты и другие ценные грузы. Не все из них достигли конечной точки — каждый восьмой корабль оказался затопленным в северных водах. Один из них — американский сухогруз класса "Либерти" "Томас Дональдсон". Спустя 70 лет после его крушения водолазам Северного флота удалось поднять на поверхность артефакты героической эпохи. Танки и зенитные орудия, дорожные катки и пушки, радиостанции и детали паровозов — ценные единицы техники и вооружения получили вторую жизнь, став экспонатами музеев боевой истории.
Как информирует новостной ресурс Port News, американский транспортный грузовой корабль "Томас Дональдсон" (Thomas Donaldson) класса Liberty EC2-S-C1 ("Либерти") был построен в 1944 году. Жизнь его оказалась недолгой — за два месяца до окончания войны он в составе конвоя следовал вокруг Европы в Мурманск. Для противостояния воздушной атаке он был хорошо подготовлен – на борту имелись шесть зенитных крупнокалиберных пулеметов. Но вот перед подлодками противника корабль оказался беззащитен.

20 марта 1945 года, не дойдя 20 миль до Кольского залива, американский конвой попал в ловушку, поставленную немецкими подводниками — "Томас Дональдсон" был атакован торпедой с подводной лодки. Команда, опасаясь взрывов боеприпасов, успела покинуть корабль, но на глубину почти 60 метров ушел груз.

Много десятилетий место крушения сухогруза на морских картах обозначали крестиком. Это значит, что внизу на глубине есть затонувший объект, но что это за корабль, его название, историю, выяснить можно было, только спустившись под воду.

Ясность появилась лишь в 2010 году, когда к затонувшему "Томасу", лежащему на глубине 56 метров, спустились водолазы Северного флота. Как рассказывает замначальника управления поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота Александр Ульянов, целью специалистов было не только обследовать и поднять затонувшую технику, но прежде всего — получить опыт работы на затопленных объектах в открытом море.

С каждым годом спуски водолазов к затонувшему сухогрузу становились все более успешными — учитывались ошибки и недочеты прошлых лет, совершенствовалась техника и методы работы. Летом 2016 года непосредственно поисковые работы длились в общей сложности меньше трех недель.

За это время специалистам удалось извлечь из глубин американское морское орудие, 90 —миллиметровую зенитную пушку, средний танк Sherman M4A2(76)W весом 36 тонн, носовое палубное орудие, два дорожных катка Cadet Roller, танковую и общевойсковую радиостанцию. Кроме того, на поверхность были подняты котловая и ходовая части паровоза, колёсные пары, двигатель жидкостного охлаждения и два автоматических зенитных пулемета "Эрликон".

Находки с "Дональдсона" после реставрации разошлись по разным музеям. Сегодня у этих танков и орудий более бравый вид, чем после подъема с глубины. Участники операции узнают их среди многих других — по одним им знакомым приметам. Военные специалисты составили свое мнение и о технических характеристиках находок.

Поисковый сезон на открытой воде на севере очень короткий, да и других задач у управления поисково-спасательных работ более чем достаточно. Однако уже сегодня у его специалистов есть планы на сезон 2017 года. "Хотим поднять четыре танка "Шерман", 90-миллиметровые зенитные орудия, элементы конструкции паровоза, двигатели жидкостного охлаждения "Элисон" и другую военную технику", — рассказывает Александр Ульянов.

Ульянов также отечает, что водолазам предстоит расчищать разрушенные металлоконструкции, после этого можно будет поднять крышки трюма и решать, что извлекать в первую очередь. И какими бы планами, директивами, инструкциями и прочими документами не регламентировалась эта работа, элемент творчества, поиска нестандартных решений всегда присутствует.

"Мы с 2010-го каждый год работаем на "Томасе". И ни одна работа не похожа на другую, силы меняются, подготовка где-то лучше, где-то хуже. Все зависит от времени, погоды, подготовки… многих факторов. Все должно сойтись, и тогда все получится", — уверен руководитель поисковых работ.

Возможно, новое оборудование позволит в следующем году работать еще более эффективно. Например, планируется использовать для погружений нормобарические скафандры. Их особенность в том, что внутри них — нормальное атмосферное давление, и водолаз дышит обычным воздухом. Компрессия и декомпрессия при таких погружениях не нужны, не требуется барокамера.

Так случилось, что "Томас Дональдсон" в годы войны не сумел выполнить свою основную задачу и доставить ценный груз в порт. Но сегодня его миссия оказалась важной и нужной — он стал естественным учебным полигоном для тренировок уникальных специалистов.

"Задача не стоит — найти и поднять. Мы должны уметь все и быть готовыми ко всему — тушить пожары в море, спасать и искать людей, брать на буксиры аварийные корабли, спасать их от затопления. Задача стоит в готовности оказывать помощь", — поясняет Ульянов.

Он уверен: после тренировок в таких условиях уходит боязнь открытого моря, появляются натренированность и опыт. И это важно не только для водолазов, но и всех, кто участвует в операции — от капитанов до матросов – тех, от кого во многом зависит безопасность на море.



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
КМЗ принял участие в мероприятии "Мост между континентами"
09:20 / пресс-релизы