Выступая на Конференции, В. Олерский отметил, что государственный портовый контроль является действенным инструментом в обеспечении выполнения международно-признанных норм и правил судами, заходящими в порты государств, или оперирующими в прибрежных водах. При этом механизмы государственного портового контроля наиболее эффективны, если страны координируют свои действия на региональной основе. В силу своего географического положения Россия участвует в трёх региональных соглашениях о государственном портовом контроле: Парижском, Токийском и Черноморском меморандумах. С начала этого столетия Россия успешно обеспечивает работу региональных информационных систем для стран Токийского и Черноморского меморандумов, а также оказывает техническую поддержку информационной системы Меморандума Западной и Центральной Африки (Абуджийский Меморандум).
Российский представитель поддержал усилия обеих организаций (Парижского и Токийского меморандумов) по модификации методики подсчета т.н. «бело-серо-чёрных списков» государств флагов по результатам проведённых инспекций судов, но при этом призвал к простому, понятному и прагматичному подходу в работе по обновленной методике.
В выступлении ещё раз подтверждена позиция России о том, что международным регулятором судоходства может являться только ИМО, никакие региональные подходы к установлению международных правил неприемлемы. По мнению В.Олерского, региональное регулирование таких вопросов, как уменьшение выбросов парниковых газов с судов, не приведёт к ожидаемому результату, а лишь перераспределит грузопотоки в пользу менее экологичных видов транспорта, например автомобильного.
Государственный портовый контроль обеспечивает исполнение судами и судовладельцами правил, принятых в рамках ИМО, напомнил он, добавив, что эта работа успешна, только если проверяемые правила понятны и исполнимы. Тем не менее, в последнее время ИМО иногда принимает правила, которые невозможно исполнить к дате их вступления в силу. В этих случаях ИМО просто рекомендует государствам порта «действовать прагматично» и не применять вступившие в силу правила и требования, делая инспекторов государственного портового контроля заложниками некачественного регулирования. В качестве примеров замминистра привел введенную этим методом отсрочку вступления в силу требований по проверке массы груженых контейнеров и Манильских поправок к Конвенции о дипломировании моряков. В. Олерский призвал ИМО более взвешенно и ответственно относится к разрабатываемым правилам и лучше определять возможность их выполнения к установленному сроку.
По мнению представителя РФ, недавно вступивший в силу Полярный кодекс является хорошим инструментом и нет особой необходимости его пересмотра в ближайшее время. Особенно это касается идей некоторых экологических организаций по ограничению использования тяжелых сортов нефти и нефтепродуктов в судоходстве. Подобные ограничения, если с ними согласиться, подчеркнул он, могут просто обречь на вымирание коренное население Арктических регионов. Предложение по регулированию выбросов сажи с судов также не обосновано. Так, один исландский вулкан выбросил пепла в разы больше, чем вся промышленность выбрасывает сажи за несколько лет, а доля судоходства в выбросах в воздух сажи вообще ничтожна.
Как отметил Олерский, электронные документы, электронная навигация, и наконец, безэкипажные суда становятся реальностью. И органы государственного портового контроля должны быть готовы к этим инновациям. "Когда мы с вами соберёмся на следующую подобную конференцию через очередные 13 лет, электронные документы и суда-беспилотники станут обычной рутиной. Оба Меморандума уже сейчас должны задуматься о своей работе в таких условиях",- подчеркнул замминистра.
В заключение В. Олерский напомнил, что основную роль в судоходстве и его безопасности играют моряки – люди, посвятившие свою жизнь морю. Необходимо так организовать работу государственного портового контроля, чтобы появление на борту судна инспектора не приносило дополнительных проблем экипажу, а помогало исправить имеющиеся недостатки и обеспечить приемлемый уровень безопасности морякам и судам.
На полях мероприятия В.Олерский провел ряд рабочих встреч с участниками министерской Конференции, в том числе 1,5 часовую встречу с Генеральным секретарем ИМО, г-ном Китак Лим. В рабочей встрече также принял участие директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Виталий Клюев.
Заместитель министра транспорта России официально пригласил участников и наблюдателей Токийского Меморандума и лично Генерального секретаря ИМО на очередную сессию Комитета Токийского Меморандума, которая пройдёт во Владивостоке в сентябре этого года.