Минпромторг может сократить программу льготного лизинга судов на 96,2 млрд руб. — с 231 млрд до 134,8 млрд руб. Об этом со ссылкой на внутреннюю презентацию ведомства за июнь ссылается РБК. При этом министерство предложит правительству уменьшить число судов, которые входят в программу, на 69 единиц - до 191. По данным источников РБК, решение о корректировке программы примет департамент оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в Правительстве РФ, который занимается и гражданскими судами.

Ситуация на рынке льготного лизинга судов
Программу льготного лизинга гражданских судов распоряжением Правительства запустили в начале 2023 года. Её объём тогда составил 231 млрд. рублей. Оператор – подведомственная Минтрансу Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). Ожидалось, что программу профинансируют за счёт денег из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на 136 млрд. руб, ещё 85 млрд. руб планировали привлечь в виде кредитов и займов со сроком погашения до 2050 года, а бюджет вложит в уставной капитал ГТЛК 10 млрд. руб.
Первоначально в рамках программы в 2023–2027 годах планировали построить 260 судов. В их числе - 119 грузовых, 73 пассажирских, 10 рыбопромысловых, 27 дноуглубительных, 20 барж, по пять буксиров и крупнотоннажных судов и один плавучий док массой до 1,5 тыс. Задачей ГТЛК была передача судов в льготный лизинг с 2024 года на срок до 25 лет. Для пассажирских и круизных судов определили ставку 2,93% годовых, для рыболовных и дноуглубительных судов, а также плавучего дока - 4,51% и 7,6% - для грузовых и крупнотоннажных судов.
Согласно апрельской презентации ГТЛК, из 260 судов удалось построить и передать только 13 и законтрактовать ещё 152. В 2023 году по программе льготного лизинга был подписан контракт на строительство 34 сухогрузов проекта RSD59 на заводе ОСК "Красное Сормово ". ГТЛК должна была передать 10 судов до конца 2024 г., следующие 12 - до конца сентября 2025 г. и еще 12 - до конца января 2027 г. Однако пока компания не получила и не передала судовладельцам ни одного сухогруза серии. Смещаются сроки сдачи и у других типов судов, которые входят в программу.
Порезали программу
Декабрьским решением Правительства программу сократили на 33 судна – понадобилось высвободить средства на строительство двух паромов на верфи "Звезда" общей стоимостью 30 млрд руб. Также часть денег программы пошло на строительство пяти танкеров проекта 19900М на Бакинском судостроительном заводе в Азербайджане. Объем привлекаемых средств ФНБ снизили со 136 млрд руб до 97,9 млрд руб.
Снижение количества судов в программе оказалось не окончательным. По данным презентации, Минпромторг предлагает уменьшить количество судов в рамках программы еще на 36 штук - до 191 судна. В этом случае в неё не попадут 61 грузовое или крупнотоннажное судно и 8 рыбопромысловых и дноуглубительных.
Варианты стимулирования отрасли
Минпромторг предлагает четыре варианта расширения инструментов льготного лизинга судов.
Наиболее перспективный из них - создание отдельной отраслевой лизинговой компании с подчинением Минпромторгу, по аналогии с Росагролизингом. Для этого на новый нацпроект "Промышленное обеспечение транспортной мобильности" предлагается выделить 13,1 млрд руб. в 2026-2027 гг. и 58,4 млрд руб. на 2026-2030 гг.
Такой вариант развития событий даст потенциальную возможность обеспечить приемлемую для судовладельцев лизинговую ставку, возврат средств в отрасль, паритет судовладельцев и судостроителей, а также позволит компаниям адаптироваться к изменению условий проектов и реализовать полный контроль Минпромторга за движением денег и реализацией проектов. Предлагается использовать схему, которую предложили в ОСК: сделать взнос в уставный капитал ОСК с последующим взносом в уставный капитал ее дочерней лизинговой компании Машпромлизинг.
Ещё три альтернативных варианта стимулирования отрасли предложил Минпромторг. Среди них - субсидирование лизинговых компаний из бюджета для компенсации недополученных ими доходов из-за низкой ставки лизинга (по аналогии с субсидированием автопрома), докапитализация единого оператора лизинговых программ (ГТЛК) через коммерческий банк и предоставление субсидии на купонный доход по облигациям Дом.РФ.