реклама

В Москве прошла Всероссийская конференция по вопросам развития морской робототехники

1 235 5 мин
Объективно растущая востребованность робототехнических комплексов в морских проектах военного и гражданского профиля, появление многочисленных робототехнических программ в «силовых» учреждениях и коммерческих компаниях, центрах академической, прикладной и вузовской науки дадут желаемую отдачу только при обеспечении системного подхода, формирования единой технологической концепции и объединения вокруг ее реализации материальных и интеллектуальных ресурсов, потенциалов государства и общества. К такому выводу пришли участники Всероссийской конференции по вопросам развития морской робототехники, состоявшейся 12 декабря в Национальном исследовательском технологическом университете – Московском институте стали и сплавов.
В конференции, организованной Общероссийским движением поддержки флота (ДПФ) во взаимодействии с профильными институтами военно-морского и транспортного флота, морскими вузами, научными центрами и проектно-конструкторскими бюро, научно-исследовательскими структурами Минпромторга РФ, экспертными центрами, приняли участие заместитель Министра транспорта РФ – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский, руководитель направления развития робототехники  Объединенной судостроительной корпорации  Андрей Доброхотов, начальник отдела стратегического планирования и управления Минпромторга РФ Елена Квасникова, руководитель ФГБУ "Канал имени Москвы" Герман Елянюшкин, начальник сектора робототехники СПМБМ "Малахит" Олег Власов, командир глубоководных спускаемых аппаратов "Мир", Герой России Евгений Черняев, коммерческий директор НПО "Андроидная техника"  Регина Цыганкова и многие другие.

Заместитель министра транспорта РФ – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорт Виктор Олерский приветствовал инициативу ДПФ по проведению морской робототехнической конференции и пояснил важность этой тематики для возглавляемого им Росморречфлота, его Морской спасательной службы и других подведомственных организаций.

"Во-первых, цена человеческой жизни меньше не становится, ровно наоборот, а задачи, стоящие перед нами, становятся все серьезнее и серьезнее. Для их решения приходится идти все глубже и дальше, а человеческие возможности, безусловно, не безграничны. Во-вторых, водолазные работы, ведущиеся в ручном режиме, тяжелы, опасны и требуют специалистов очень высокого класса, а их немного и стоят они немало. И потому замена человека в связанной с агрессивной средой деятельности техникой остро стоит на повестке дня в морских проектах. Я заметил, в том числе на собственном примере, что мы уже имеем слабое представление о возможностях и потенциальных применениях стремительно развивающейся робототехники. И одна из задач этой конференции показать обществу, интересантам горизонты возможностей таких инновационных технологий. Однако, нам нужно не только учиться конструировать современную робототехнику, но и своевременно находить для нее все новые функциональные задачи. И я уверен, что тот, кто первым комплексно освоит робототехнику, тот и победит", – отметил В.Олерский.
 
Всероссийская конференция по вопросам развития морской робототехники


"В настоящее время ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" - один из крупнейших эксплуатантов телеуправляемых аппаратов и других элементов робототехники. Сегодня это структура, вооруженная самыми современными технологиями работы на море и под водой, использующая высокотехнологичные роботизированные системы, позволяющие работать до глубин порядка 3 тыс метров, инспектировать подводные объекты, исследовать причины аварий, вести подводное строительство, вести с помощью робототехнических комплексов воздушную ледовую разведку и поиск людей на расстоянии до 15 км от судна-носителя, что намного эффективнее традиционной авиации. Особое внимание уделяется обследованию подводных частей буровых платформ, осуществлению экологического мониторинга при добыче полезных ископаемых. Сегодня мы обладаем абсолютно уникальной материально-технической базой, в том числе, наибольшим в стране флотом судов с динамическим позиционированием новейшей постройки, телеуправляемыми подводными аппаратами самых разных классов",- сообщил начальник отдела необитаемых подводных аппаратов Морской спасательной службы Росморречфлота Игорь Зайвенко.     
 
По его словам, телеуправляемый аппарат может работать круглосуточно, ему не нужны запасы воздуха и на его работу не влияет усталость экипажа. Поэтому сегодня ни один крупный офшорный проект по добыче ископаемых не обходится без телеуправляемых подводных аппаратов. Вместе с тем, утверждал Зайвенко, стоящие на вооружении службы телеуправляемые подводные аппараты отечественного производства, в основном, исследовательского класса, но, к сожалению, пока нет отечественных телеуправляемых аппаратов рабочего класса, способных осуществлять подводные производственные и ремонтные функции на глубинах до 3 тыс метров.
С последним тезисом не согласился начальник сектора робототехники Санкт-Петербурского морского бюро машиностроения "Малахит" Олег Власов, сообщивший, что у бюро имеется 10-летний опыт эксплуатации собственных подводных телеуправляемых подводных аппаратов рабочего класса и сейчас в сотрудничестве с МГТУ им. Баумана осуществляется их модернизация и адаптация под надводный носитель. При этом, по оценке Власова, в стране существует множество "бумажных" робототехнических центров, тогда как на самом деле, реально работают и обладают существенной компетенцией по данной тематике лишь единицы. В этой связи, отметил он, "малахитовцы" возлагают большие надежды на предстоящие в 2018 году под эгидой Морской коллегии и Фонда перспективных исследований первые всероссийские состязания по подводной робототехнике, "которые выявят, сколько реальных робототехнических команд морской тематики есть в стране, и покажут, кто есть кто".
 
Всероссийская конференция по вопросам развития морской робототехники


В Объединенной судостроительной корпорации ведется разработка 17 проектов роботизированных подводных аппаратов и комплексов различного класса и предназначения и это число постоянно растет, заявил руководитель направления развития робототехники ОСК Андрей Доброхотов.  "Сейчас в рамках государственного оборонного заказа профильными бюро ОСК разрабатывается ряд проектов роботизированных подводных аппаратов. – Кроме того, сегодня в ОСК функционирует направление робототехники в рамках Фонда перспективных исследований. И таких проектов три: проект "Витязь" по созданию глубоководного аппарата с глубиной погружения до 12 км, проект "Айсберг" по созданию подводного добычного комплекса с системами сейсморазведки, а также проект аппарата с повышенной дальностью плавания – до 10 000 км".

"Также мы занимаемся вопросом, связанным с развитием полигонов для испытаний робототехники",– сказал он, уточнив, что научно-производственный испытательный комплекс планируется создать в Ленинградской области на базе цехов Кронштадского морского завода и 17-го арсенала.

Подводя итоги конференции, председатель ДПФ, заместитель главы Общественного совета Росморречфлота Михаил Ненашев оценил ее работу как плодотворную и актуальную для полноценного развития как военного, так и гражданского флота РФ, обеспечения уникальных по своим перспективам морских проектов России, прежде всего, в Арктике. Ненашев отметил, что состоявшаяся в рамках организованной ДПФ конференции профессиональная дискуссия выявила существование некоторого бюрократического беспорядка в координации деятельности многочисленных провозглашенных в стране морских робототехнических проектов и высказался за скорейшее наведение в этой сфере более системного подхода в рамках "единого окна". По его словам, только в случае формирования единой технологической концепции в морской робототехнике и объединения вокруг ее реализации материальных и интеллектуальных ресурсов, потенциалов государства и общества, возможно достижение действительно прорывных результатов. В этой связи участники конференции в рамках резолюции форума приняли рекомендацию обратиться к Президенту России с предложением вынести состояние дел в отечественной робототехнике на рассмотрение Государственного совета. 

Пресс-служба Росморречфлота.



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#, 13.12.2017, 21:33Для создания подводных роботов большой глубины погружения было бы неплохо решить проблему Бароустойчивой электроники, информация о которой содержится в небольшом количестве на Web сайте, который можно найти в Интернете по поисковому запросу: " The underwater anthropomorphous robot - avatar, or why the underwater robot must have legs  "  можно этот сайт найти и по прямой ссылке: http://streltsovaleks.narod.ru
 
Я хотел в мае 2017 года выступить по теме Бароустойчивая электроника на международной конференции МСОИ - 2017, но заболел ангиной в день отъезда.