реклама

Сварка всякая нужна, сварка всякая важна?

В этой статье мы решили обратиться к судостроительным, судоремонтным, а также машиностроительным заводам, чтобы выяснить: какими сварочными аппаратами сегодня пользуются на производстве, а что пылится на полочках. Поехали.
Сегодня без сварки не обходится ни одно производство / Фото: Корабел.ру
Сегодня без сварки не обходится ни одно производство / Фото: Корабел.ру

Что нам стоит – сварку настроить?

 

Казалось бы, сварка – нечто настолько привычное, что все сварщики мира уже должны были бы договориться и выбрать некий единый супераппарат. Который бы не только мог варить металлы, но и… Однако не тут-то было.

 

Предпринятое нами исследование дало довольно-таки интересный результат. Как минимум два завода, занимающихся судоремонтом, отметили, что ряд российских сварочных аппаратов более пригодны для работы в тяжелых условиях на открытых стапелях, чем импортные. К тому же последние стали дороже по известным причинам. Судостроительные заводы на сегодня пользуются и зарубежным и отечественным оборудованием, при этом есть тенденция к переходу на российского производителя.

 

Например, если в 2021 г. на Северной верфи при желании можно было и Kemppi найти, то в прошлом году Игорь Орлов недвусмысленно заявил нам, что от иностранных поставок сварочных аппаратов предприятие отказалось еще до известных февральских событий. А вот главный сварщик машиностроительного завода "Армалит" отметил: "Несмотря на то, что на предприятии сегодня используют в основном зарубежное сварочное оборудование, в связи с санкциями наметилась тенденция на импортозамещение. Правда, говорить, что закупаемая сварочная техника поставляется в полностью отечественной комплектации, пока преждевременно".

Сварочное оборудование "Kemppi" / Фото: Корабел.ру
Сварочное оборудование Kemppi / Фото: Корабел.ру

Российская сварка VS зарубежная

 

Вопрос, который нас больше всего интересовал, касался непосредственно названий и марок сварочного, а также режущего металл оборудования, используемого на производстве. Как выяснилось, с российских судостроительных и судоремонтных заводов известные иностранные бренды убирать не спешат. Несмотря на то, что Kemppi ушла с нашего рынка, оборудование компании все еще активно используется. А там, где оно приходит в негодность, в штате есть либо свой профессионал-электронщик "с руками", либо, в целом, на рынке при желании можно найти схожие комплектующие. Тоже самое касается и других импортных аппаратов: известные марки ESAB и EWM, встречаются ничуть не реже. Но наравне с ними, а порой и чаще, как мы говорили, используются отечественные аппараты.

 

На ПАО СФ "Алмаз" для электродуговой сварки используется как зарубежное сварочное оборудование: Kemppi Tig master, полуавтомат Fastmig, ESAB Tig 450 AC/DC, Tig 4300i; Fronius TPS 4000, Tig magis wave, EWM Tetrix 500. Так и отечественное: полуавтоматы "Пионер-6000" с подающим механизмом ПДГ 421, Evospark Tig 500, Evospark Mig 500, "Эллой" MC-315 Tl AC/DC и другие. Для резки металла – плазменные установки типа Vanad. Расходники в настоящее время на заводе стараются использовать отечественные.

Заместитель начальника Технического управления ПАО СФ "Алмаз" Анатолий Филипенко / Фото:
Заместитель начальника Технического управления ПАО СФ "Алмаз" Анатолий Филипенко / Фото: "Судостроительная фирма "Алмаз", ОАО

ПАО "Пролетарский завод" применяет полуавтоматы КempoWeld 5500W, аппараты для аргонодуговой сварки MasterTig 3500W и EWM Tetrix 550. Для резки металла применяется Машина плазменной резки "Агат" и гидроабразивный станок Т-6000.

"В целом, несмотря на то, что сварочное оборудование у нас не самое современное, благодаря профессионализму и квалификации наших специалистов (а мы их аттестуем каждые 2 года), сварочный процесс на Пролетарском заводе находится на высоком уровне", – отмечает начальник технологического отдела ПАО "Пролетарский завод" Роман Гостевской.

Начальник технологического отдела ПАО "Пролетарский завод" Роман Гостевской / Фото: Пролетарский завод
Начальник технологического отдела ПАО "Пролетарский завод" Роман Гостевской / Фото: Пролетарский завод

В производственных цехах ЗАО "Канонерский судоремонтный завод" (КСЗ), в основном, используют сварочное оборудование "Эллой" – полуавтоматы и установки ручной аргонодуговой сварки; расходные детали (горелки и комплектующие к ним) – комплектные, поставляемые вместе с оборудованием. Типовые модели: МС350М1, МС351М1, МС315Т1 АС/DC. Для ручной дуговой сварки многопостовые источники ВДМ-1201, ВКСМ-1000 и подобные с балластными реостатами РБ-306. В судоремонте чаще применяется ручная дуговая сварка покрытыми электродами, как наименее чувствительная к ржавчине, осадкам, масложировым загрязнением и другим "особенностям".

 

Помимо производственных цехов, у КСЗ есть сварочное оборудование в ООО "Аттестационно-испытательный Центр "Канонерский". Центр осуществляет аттестацию сварщиков и технологических процессов сварки как для собственных нужд завода, так и для внешних заказчиков, весьма требовательных к качеству и техническому уровню сварочного оборудования.

"Использование оборудования от лидеров рынка – EWM, Fronius, в недалеком прошлом – Kemppi, не представляется возможным по причине высокой стоимости. Уже давно, где-то с 2015 г., существуют отечественные модели, практически не уступающие названным выше "грандам". Это полуавтоматы производства АО "Уралтермосвар" и установки ручной аргонодуговой сварки производства ООО "ЗТИ". В аттестационном центре успешно работают комплекты полуавтоматов с источниками "Урал-Мастер 500" и подающим механизмом "УРАЛ-4", созданные для экстремально тяжелых условий эксплуатации на открытых стапелях и комплектных полуавтоматов "Урал-Импульс 500", позволяющих выполнять сварку практически любых металлических материалов. Только для алюминиевых сплавов доступны четыре программы! Существует даже специальная программа для сварки медно-никелевых сплавов. Установка аргонодуговой сварки "EVOTIG 350 Р AC/DC", помимо высокой надежности и производительности, позволяет настроить процесс сварки в мельчайших деталях, даже мощность осциллятора на поджиг дуги можно плавно регулировать. Для сварки на переменном токе возможен выбор различных форм импульсов – сварщики-аргонщики это оценят", – говорит технический директор АИЦ КСЗ Максим Истомин.

Технический директор АИЦ КСЗ Максим Истомин / Фото:
Технический директор АИЦ КСЗ Максим Истомин / Фото: "Канонерский судоремонтный завод"

На "Армалите" для сварки используют EWM.

"Отдавая должное зарубежному сварочному оборудованию, сильными сторонами которого являются удобство настроек и качество входящих комплектующих, нельзя не принимать во внимание объективные причины, которые способствуют ориентированию преимущественно на отечественного производителя сварочных аппаратов. Они, помимо прочих достоинств, намного доступнее импортных аналогов по цене. Если отстраниться от "бирки" на сварочном аппарате, стоит отметить, что качество сварного шва зависит от оборудования в лучшем случае процентов на 50. Не менее половины успеха – следствие профессионального мастерства сварщика. Пусть это и очевидно для специалистов в нашей области, напомнить об этом будет не лишним", – заявил главный сварщик АО "Армалит" Михаил Кацюба.

Фото: Корабел.ру
Главный сварщик АО "Армалит" Михаил Кацюба / Фото: Корабел.ру

В АО "ПСЗ "Янтарь" для сварки металлов применяют различное оборудование от иностранных производителей: EWM (Phoeniх 405 в комплекте с Progress Puls), ESAB (Yard Feed200M13 с ОrigoМig400t), Kemppi (FastMig Basic MF33 в к-те с КМ 400). И отечественных: оборудование типа "Урал-Мастер 500" и EVO MIG-350 и EVO TIG-500. Для резки металлов используются стационарные машины плазменной резки – "Гранат" и "Кристалл", также установки типа ESAB LPH80.

Сварочное оборудование "EWM" / Фото: Корабел.ру
Сварочное оборудование EWM / Фото: Корабел.ру

ЮЦСС. В позапрошлом году мы уже детально рассматривали оборудование этой организации. На данный момент тут продолжают пользоваться закупленными аппаратами с тенденцией перехода на отечественные. Зарубежная сварка на ЮЦСС: Kemppi используется для полуавтоматической сварки в среде защитных газов с источниками питания FastMig KM400 и FastMig M420 в комплекте с механизмами подачи проволоки FastMig MF-33 и FastMig MXF-65 соответственно. Для ручной дуговой сварки плавящимся методом – Minarc Evo 180. Для аргонодуговой сварки неплавящимся электродом в среде аргона – MasterTig ACDC 3500, MasterTig MLS 3000. Отечественное оборудование: Evospark MIG500 Synergic в комплекте с механизмом подачи проволоки Evospark 500.УПП-200К. Для автоматической сварки под слоем флюса – MZ-1000 фирмы Time и АДФ-1000 в комплекте с источником питания "Пионер-5000" отечественной фирмы "Инженерный технологический сервис".

 

Амурский ССЗ. Импортное оборудование. Для автоматической сварки под слоем флюса – ESAB LAF 1000 с трактором A2T Multitrac SAW; в среде защитных газов – ESAB Railtrac FWR 1000. Полуавтоматическая сварка в среде защитного газа – Kemppi FastMig KMS 400 (MSF - 55), Kemppi FAST MIG Х 450 с подающим механизмом WFX 200 AMC (с импульсным режимом), а также Kemppi ArcFeed 200, Kemppi FastMig Pulse 350 (SuperSnake JT). Ручная аргонодуговая сварка – Kemppi 3500 W AC/DC, Kemppi MLS – 2300 W AC/DC, Kemppi LT 250 (с KempGouge ARC-800). Ручная дуговая сварка – конвектор MINI BAG 320 Digit. Плазменная резка – многофункциональная машина Lineacord 30130 (Soitaab), Powermax 105 (Hypertherm, ручная резка). Также для газовой резки есть портативные машинки IК-72Т (3D, Япония), НК-72Т (3D, Китай).

 

Российское оборудование. Автоматическая сварка под слоем флюса – AДФ-1202 c источником питания BДУ-1202 и АДФ-630 с источником питания ВДУ-1000 от АО НПФ "ИТС". Полуавтоматическая сварка в среде защитного газа: "Пионер-5000" с ПДГ-416 ("Фирма Сэлма"), сварочная система для полуавтоматической сварки ВДМ-1601 КСУ-320 с ПДГ-421 ("Фирма Сэлма"), "Технотрон" DC 400.33М с ПМ 4.4 "Корвет" (НПП "Технотрон"). Ручная аргонодуговая сварка – Evospark Evotig 350 AC/DC ("ЗТИ"), Evospark Evotig 500 AC/DC ("ЗТИ"). Ручная дуговая сварка – ББР-4*315 с ВДМ-1600 и ВДМ-1601, ВДМ-1600 с КСУ-320 (АО НПФ "ИТС"). Плазменная резка – машины "Пилот", "Гранат" (и газовая резка), "Вихрь" (ручная резка), "УВПР-400" (ручная резка), SP105 ("Сибирь", ручная резка). Для газовой резки – портативные машинки "Смена-2М".

Инвертор "Пионер 5000" / Фото:
Инвертор "Пионер 5000" / Фото: "Амурский судостроительный завод", ПАО

Инструменты и расходники на Амурском ССЗ, в основном, используют импортные.

 

На Самусьском судостроительно-судоремонтном заводе есть как зарубежное, так и отечественное оборудование. Например, для ручной дуговой сварки тут используют Kemppi, однако предпочтение все равно отдают российским аппаратам марки "Пионер", ВДМ.

"Все дело в том, что по российскому оборудованию у нас нет нареканий. Оно полностью ремонтопригодно, мы легко на него получаем ЗИП, недорогое, справляется с поставленными задачами. Любое брендовое оборудование, если в нем что-то сломается, придется отправлять в сервисную службу, ждать. А завод должен работать. Если бы мы плотно работали с той же Kemppi, думаю, у нас бы постоянно какие-нибудь проблемы были", – считает замдиректора по производству Самусьского судостроительно-судоремонтного завода Сергей Кулиш.

Замдиректора по производству Самусьского судостроительно-судоремонтного завода Сергей Кулиш / Фото:
Замдиректора по производству Самусьского судостроительно-судоремонтного завода Сергей Кулиш / Фото: "Самусьский судостроительно-судоремонтный завод", ООО

Импортозамещение и ЗИП

 

А вот мы и подобрались к одному из самых важных вопросов в свете санкционного давления: "Хватает ли нашим предприятиям запасных частей для ремонта сварочной техники?" Ответ простой: там, где использовалось зарубежное оборудование, сейчас, конечно, есть проблемы с поставками комплектующих, а порой и с сервисом. И, если этот вопрос даже решен, то плечо поставок – удлинилось. Там, где либо изначально делалась ставка на российское оборудование, либо поэтапно завод на него перешел – все хорошо.

 

Примерно также можно ответить на еще более важный вопрос: "Когда наши заводы полностью перейдут на российское сварочное оборудование". В данном случае, если главный сварщик на заводе или тот, кто отвечает за закупку оборудования, все-таки смог найти среди российского или условно российского оборудования нечто достойное для своего предприятия – все получилось. Нет – цепочка рассуждений очевидна. При этом позиции есть довольно-таки разные. Где-то говорят о том, что в итоге будут вынуждены перейти на отечественные машины, так как импортное становится слишком дорогое, кто-то активно ищет пути снабжения через так называемый параллельный импорт, а кто-то чествует исключительно отечественный продукт.

"Для непритязательных сценариев использования, "условно российское" оборудование, не требующее тонкой настройки и повышенной надежности, – вполне приемлемое решение, особенно за ту цену, которую просит поставщик", – считает технический директор АИЦ КСЗ Максим Истомин.

"Мы готовы перейти на российские аппараты, если производители обеспечат импортозамещение всего парка сварочного оборудования (например, установки для приварки крепежа) и инструмента, а также будет налажено производство расходных материалов к ним", – главный сварщик ПАО "Амурский судостроительный завод" Валентин Зданович.

Главный сварщик ПАО Амурский судостроительный завод Валентин Зданович / Фото:
Главный сварщик ПАО Амурский судостроительный завод Валентин Зданович / Фото: "Амурский судостроительный завод", ПАО

"Животрепещущий вопрос. Я не встречал ни одного сварщика из нашей отрасли, кто сваривает детали или наплавляет, скажем, на ВДУ-100 и остается полностью доволен результатом. Если сравнивать, например, по таким характеристикам, как горение дуги, то на зарекомендовавшем себя импортном оборудовании горение зачастую стабильнее и мягче, чем на внедряемом в производство импортозамещающем аналоге. Тем не менее жизнь не стоит на месте, сейчас как раз то время, когда пора дать зеленый свет российской промышленности, в том числе производству сварочного оборудования", – считает главный сварщик АО "Армалит" Михаил Кацюба.

Тестирование нового оборудования

 

Шесть из восьми опрошенных предприятий уверенно ответили, что тестируют новое оборудование. А некоторые не только тестируют, но и стараются после внедрять его в производство, дают обратную связь производителю. Так, например, ПАО "Пролетарский завод" недавно приобрел новый полуавтомат для сварки алюминиевых сплавов. После производственных испытаний на АО "ПСЗ "Янтарь" в цехе № 53 был установлен сварочный полуавтомат ПДГ-421 с инверторным источником питания "Пионер-5000". В цехе №24 в 2021-2022 году успешно проведены испытания аппаратов отечественного производителя – компании Evospark. Оборудование полностью удовлетворяет требованиям современного сварочного производства.

Станок гидроабразивной резки / Фото: Пролетарский завод
Станок гидроабразивной резки / Фото: Пролетарский завод

"На наших площадках регулярно проводится тестирование сварочного оборудования различных отечественных производителей и образцов ЗИП к нему. За последние два года нами было приобретено порядка 20 комплектов оборудования для ручной аргонодуговой сварки марки "Кедр" и порядка 30 комплектов сварочных полуавтоматов марки EvoSpark. С производителями налажена обратная связь. По результатам тестирования составляется акт с указанием положительных сторон оборудования и его недостатков. На основании полученных данных производители вносят корректировки при производстве своего оборудования, улучшая качество производимой продукции", – отмечает главный сварщик ЮЦСС Алексей Шатов.

Главный сварщик ЮЦСС Алексей Шатов / Фото: Пресс-служба ЮЦСС
Главный сварщик ЮЦСС Алексей Шатов / Фото: Пресс-служба ЮЦСС

На Амурском ССЗ проводили тестирование оборудования в рамках модернизации сварочного производства по федеральной программе модернизации предприятий ОПК. Были опробованы аппараты от АО ЭМЗ "Фирма Сэлма", а также от "ЗТИ" и АО "Уралтермосвар". Недавно на производстве появилась установки полуавтоматической сварки "Пионер-5000" с ПДГ-416, установки для приварки крепежа LBH 410, установка для наплавки валов УНК 125-5-4, установки ручной плазменной резки SP105 ("Thermacut) и "УВПР-400", многофункциональная машина LINEACORD 30130.

 

"К нам постоянно на презентацию поступает и китайское и русское оборудование. Если что-то требуется – приобретаем. Но стараемся работать на одной и той же технике, чтобы было легче ремонтировать. Скажу, что за время работы перепробовали множество полуавтоматов, но остановились на "Пионере" из-за качества и ремонтопригодности", – отмечает замдиректора по производству Самусьского судостроительно-судоремонтного завода Сергей Кулиш.

 

Все заводы сошлись на том, что от производителя они ждут бо́льшего ассортимента по приемлемой цене, а также качества, сервиса, гарантий, скорости реагирования на запросы и развития.

 

"Должна быть предусмотрена возможность осуществлять гарантийное обслуживание оборудования на штатном месте размещения оборудования или на территории сервисного центра. Все запасные части должны быть произведены и сертифицированы производителем оборудования", – подчеркивает главный сварщик АО ПСЗ "Янтарь" Анатолий Склемин.

 

Роботизация

 

Практически уже нет серьезного завода, где бы не использовались хоть какие-то роботы, но все-таки важно сказать, что роботизация актуальна там, где она реально востребована: на поточном производстве. В других областях чаще всего это – точечные решения.

Так, например, на АО ПСЗ "Янтарь" инженерами отдела главного сварщика ведется работа по проведению опытной эксплуатации коллаборативного робота UR5e, предоставленного компанией ООО "Каурус Альянс". Для первых шагов в освоении роботизированной сварки определена номенклатура изделий МСЧ.

 

"Учитывая, что на предприятиях ОСК стартовала программа роботизации производства, убеждены, что первый полученный нами опыт в будущем обязательно перерастет в стадию промышленного применения", – уверен главный сварщик АО ПСЗ "Янтарь" Анатолий Склемин.

Главный сварщик АО ПСЗ "Янтарь" Анатолий Склемин / Фото:
Главный сварщик АО ПСЗ "Янтарь" Анатолий Склемин / Фото: "Янтарь", ПСЗ

На ЮЦСС также поддерживают идею автоматизации. На взгляд Алексея Шатова такой подход приводит к исключительно положительным последствиям: сокращению сроков сборочно-сварочных операций, повышению качества сварных соединений, увеличению производительности, сокращению затрат на ЗИП и расходные материалы.

"Роботизация (автоматизация) требует высокой производственной культуры и профессионального обучения обслуживающего персонала и рабочих. Соответственно, от поставщиков мы ожидаем не только подбора подходящего решения, выполнения монтажа и сдачи в эксплуатацию, но и возможности провести полноценное обучение по работе и обслуживанию оборудования, а также сервисное сопровождение", – говорит главный сварщик ПАО "Амурский судостроительный завод" Валентин Зданович.

 

Вывод

 

Вероятнее всего, в ближайшей перспективе освобождающиеся полки на российских верфях займут сварочные аппараты китайского производства. Однако, учитывая положительные отзывы о российском оборудовании, остается надежда, что ставка на технологическую независимость все-таки будет реализована, и наш флот будут строить с помощью отечественных сварочных аппаратов. Также можно отметить, что нередко выбор того или иного оборудования обусловлен личным опытом человека, принимающего решения о его закупке.


Подписаться
"Амурский судостроительный завод", ПАО
Комсомольск-на-Амуре
+7 (4217) 57-34-83
"Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь", АО
Калининград
+7 (401) 264-86-41, +7 (401) 261-31-80
"Армалит", АО
Санкт-Петербург
+7(812) 603-40-77
"Пролетарский завод", ПАО
Санкт-Петербург
+7(812)600-12-80
"Канонерский судоремонтный завод", ЗАО
Санкт-Петербург
+7 (812) 746-98-52, +7 (812) 746-98-33 - отдел кадров, +7 812 746 98 81 - коммерческий отдел
"Самусьский судостроительно-судоремонтный завод", ООО
Самусь
+7 (382) 390-42-06
"Южный центр судостроения и судоремонта", АО
Нариманов
+7(851)222-00-10
"Судостроительная фирма "Алмаз", ПАО Санкт-Петербург
+7(812)235-48-20, +7(812)350-11-64



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости