реклама

"Судостроение для проектанта - это высшая лига"

За несколько лет компании из Петербурга удалось не только от проектов по судоремонту перейти в судостроение, но и начать плотно работать с ведущими верфями страны. Каков облик перспективного сухогрузного флота, который сможет превзойти проект RSD59? На какие ключевые факторы стоит обращать внимание проектанту при работе над РКД с заводом? И сколько нужно проектов модернизации, чтобы КБ серьезно восприняли в судостроении?

Читайте в интервью с генеральным директором "Морского инжинирингового центра" Вадимом Мищенко специально для Корабел.ру!

 - Вадим Вячеславович, расскажите, как образовалась ваша компания?

 - ООО "Морской инжиниринговый центр СПб" был образован в 2013 году в Санкт-Петербурге. Поскольку я сам выходец из судоремонтного завода, то на первых порах компания была сосредоточена на работе, связанной с дефектацией, модернизацией и ремонтом флота.

Но, признаюсь, всегда было стойкое желание связать свою работу с судостроением, ведь это, считай, высшая лига! Да и образование инженера-судостроителя к этому подталкивало. Но на этот рынок, как вы понимаете, попасть тяжело. Нужно иметь большой, серьезный опыт по проектам модернизации и переоборудования, реклассификации и множество малых проектов, связанных с работой судов. За 10 лет мы реализовали около 970 таких больших и малых проектов. Причем, иной раз нам приходилось не только выполнять проектирование, но и вести работы непосредственно на объекте - не с бумагой, а с железом. Например, переоборудование рыболовецкого судна в научное.

На сегодняшний день у нас также накоплен большой опыт по работе с пассажирскими судами, сухогрузами и техфлотом. Перечень работ простирается от увеличения грузоподъемности и удлинения корпуса до изменения назначения судна. Часто имея дело с техно-рабочими проектами, мы пришли к идее создания судопроектного предприятия полного цикла, то есть заниматься всем процессом проектирования — начиная с разработки дизайн-проекта, ПДСП, РКД до выхода судна на ходовые испытания.
 

Общая схема модернизации судна пр.1743 / Фото: "Морской инжиниринговый центр", ООО


 - Сколько человек у вас работает в компании?

 - В компании работает 25 человек, специалисты работают также в Калининграде и других городах. С учетом внештатных сотрудников численность доходит до 53 человек, это без учета наших ответственных компаний-партнеров из Петербурга и Нижнего Новгорода. Благодаря внедрению различных онлайн-инструментов, мы сейчас можем расширять кадровую географию. Конечно, по большей части стараемся привлекать новых специалистов, постоянно в поисках толковых сотрудников, кто уже связал свою профессиональную жизнь с судостроением или только находится в начале этого пути.

Мы будем рады инженерам машиностроительной отрасли, которые хотят развиваться вместе с нами в области проектирования судовых систем, судовых устройств, теории корабля. В ближайшее время планируем увеличить штат еще на 20 человек.

 - Как вы начали создавать собственные проекты новостроя?

 - Первые наши проекты, разработанные с нуля, создавались для судоходной компании "Алые паруса". Специалистами компании были разработаны технические проекты пассажирских прогулочно-экскурсионных судов "Крепкий орешек" и "Мария". На тот момент многие крупные верфи уже работали по нашим чертежам, к примеру, Невский ССЗ, а также предприятия Турции, Болгарии, Украины. И настало время, когда компании, с которыми мы работали по модернизации, заинтересовались нашими проектами-новостроями.

Кроме того, в августе 2020 года, после обращения к нам компании АО "ИЦС", в рамках разработки ОКР для Минпромторга РФ, нами был выполнен и успешно защищен проект судна "СУХОГРУЗ-М", имеющий достаточно привлекательные экономические характеристики по сравнению с существующими полнообовдными судами.

Так и начиналась наша история судостроения.
 

Проект "СУХОГРУЗ-М" / Фото: "Морской инжиниринговый центр", ООО


 - По каким вашим проектам уже идет строительство?

 - Совсем недавно по нашему проекту Т3150-ЗД начали строительство сразу пяти многоцелевых морских буксиров на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького. Это многофункциональные аварийно-спасательные буксиры арктического класса для буксировки несамоходных судов и плавучих сооружений, проводки судов в акватории портов и постановки к причалу, эскортных операций, борьбы с пожарами на судах и портовых сооружениях, а также для участия в спасательных операциях и операциях по ликвидации аварийных разливов нефти.
 

В Зеленодольске заложили три многоцелевых морских буксира / Фото: "Зеленодольский завод имени А. М. Горького", АО


На судостроительном заводе "РОСТР" в Новой Ладоге строится рыболовное судно по нашему проекту GE 3.02 для компании "Мурманфишпродактс". Это рыболовецкий кормовой свежьевой траулер длиной 36 м. У него на борту будет цех по переработке рыбы, но без морозилки. То есть непосредственно на борту рыба обрабатывается, но не замораживается, а охлаждается. Здесь же она проходит прессовку и упаковку. У судна современные обводы по образцу норвежских проектов 4-го поколения. Пока заложено одно судно, но мы рассчитываем на серию. Год назад за месяц мы разработали и согласовали всю документацию по закладной секции и успешно защитили ее в РМРС. На данный момент отклонение от графика строительства составляет два месяца, в силу дополнительных требований со стороны заказчика.
 

Фото: "Морской инжиниринговый центр", ООО


В работе проект судна-краболова, по которому у нас уже подписан контракт на строительство в следующем году, там планируется серия из пяти единиц, а может и больше. Это проект 5-го поколения. В нем, к примеру, будет учитываться влияние качки судна на жизнеспособность краба. Будут предусмотрены способы предупреждения и гашения качки. Суда будут строиться по заказу дальневосточной добывающей компании.

 - А какие проекты готовы и ждут своей реализации?

 - У нас есть достаточно интересный проект "Сухогруз М" с предусмотренным дедвейтом до 7300 тонн. Он похож на проект RSD59, но мы улучшили ходовые характеристики. Согласно финансового отчета получилось, что на линии Роттердам - Санкт Петербург экономичность этого судна на 20% выше, чем у действующих. Потом мы разработали проекты "Сухогруз-5000М" и "Сухогруз-4000М", таким образом, появилась целая линейка.
 

Проект "Сухогруз-4000М" / Фото: "Морской инжиниринговый центр", ООО


Уже есть твердый интерес со стороны частных судовладельцев на строительство 5000М, но теперь слово за заводом, который сможет реализовать ожидание судовладельца. Как известно, судостроительные верфи РФ перегружены заказами, поэтому придется немного подождать.

Из концептуальных проектов мы разрабатываем проект грузопассажирского парома для Сахалина на 50 пассажиров. Его преимуществом будет скорость.

ГТЛК совсем недавно провела тендер на строительство двух прогулочных судов для Москвы-реки. У нас выдвинут проект универсального малого прогулочного судна-двухпалубника МПКС-У на 240 пассажиров. По результатам подведения итогов СК "Р-Флот" признано победителем конкурса на строительство. Планируется встреча для обсуждения взаимодействия.
 

Проект МПКС-У / Фото: "Морской инжиниринговый центр", ООО


 - Как работаете с РКД?

 - Для того, чтобы выполнить РКД для завода, необходимо изучить устройство предприятия - начиная от способа формирования секций на заводе, принятых технологических стандартов, альбома узлов и способов сварки до пролетов в цеху, грузоподъемных и спусковых мощностей, габаритных размеров створа ворот цеха. Так же необходимо понимать, как устроена линия обработки металла, линия порезки, чтобы выдать корректную плановую документацию.

Немаловажную роль играет вопрос формирования понятийно-коммуникативного аппарата, то есть налаженной связи между отделами завода (ИТР, коммерческого, отдела закупок, ОТК, отдела главного строителя) и проектантом - центром, если хотите, общения в орбите ЗАВОД-ЗАКАЗЧИК-РЕГИСТР-ПОСТАВЩИКИ. Без этого никакой процесс производства невозможен.

 - У вас ведь есть собственные полезные для флота разработки?

 - Да, многие такие вещи мы делаем за свой счет, в частности, это научные и практические исследования и дальнейшие разработки продуктов. Когда "варишься" в отрасли, начинаешь понимать проблемные точки изнутри. Если представить дельные идеи для их решения, то появляется возможность получить грант на разработку. Нами, например, разработана программа по контролю остойчивости и прочности судов GELIOS. Программа по погрузке судов, драфтсюрвею, и контролю судовых запасов.

Совместно с компанией "МСС" разрабатывается идея создания штормовой программы, которая в комплексе с датчиками считывания внешней среды позволит снизить и предупредить негативное влияние качки на груз, экипаж, работу судовых механизмов и прочее. Это задача весьма перспективная.

Кстати, буквально на днях мы издадим Справочник по сухогрузным судам река-море плавания российских судовладельцев, где будут указаны все эксплуатирующиеся суда в/у типа, с расширенными характеристиками, например: размеры трюма, главные и вспомогательные механизмы, где и когда судно построено, кем сейчас эксплуатируется и так далее.

Думаю, это будет весьма интересно, таких справочников уже не выпускалось лет 10. Мы начали его готовить с марта месяца этого года и вот отдаем в тираж.

Не забываем развивать и науку: у нас много светлых идей, о них мы публикуем статьи и доклады, а сейчас я пишу кандидатскую работу при ГУМРФ им Макарова.

 - Чаще всего вы работаете под заказ или все-таки, в основном, у вас инициативные проекты?

 - Сейчас в процентном соотношении это 80/20, где 20% - это перспективные разработки.

 - Как в в компании проходит работа по подбору поставщиков? У вас есть какой-то постоянный перечень с проверенными компаниями? Бывают ли по этому поводу разногласия с заказчиком?

 - Работой с поставщиками занимается руководитель отдела маркетинга Панова Ирина Орлеановна. Перечень компаний формируется.

Разногласий пока нет, ведь мы все работаем на качественный результат - "надо делать хорошо, а само собой оно и без нас получится".

 - Предлагаете ли вы свои проекты иностранным заказчикам или изначально ориентируетесь на потребности российского рынка?

 - Главным образом, мы ориентируемся на потребности российского рынка, однако качественный продукт (проект) не заставит себя долго ждать, ведь судоходство - это, главным образом, международная морская система сообщений.

 - Что сподвигает вас к разработке тех или иных проектов?

 - Чтобы проект вызвал интерес у рынка, необходимо обосновать его экономическую востребованность: какие грузы будет возить судно, не обмельчает ли река ко времени эксплуатации, насколько устарели суда, которые используются сейчас для аналогичных целей, как повлияют конвенции, и основные тренды судостроения на отрасль. Об этом, кстати, я часто сообщаю в своих докладах на различных конференциях, вы можете ознакомиться с ними на сайте.

 - Как думаете, за чем тогда стоит будущее судостроения?

 - Я думаю, что будущее судостроения связано с применением новых источников энергии на судах - это газотурбинные установки, судовая атомная энергетика, электродвигатели, их возможные комбинации. Сохранится тренд развития безэкипажного (автономного) судовождения. Все это наряду с требованиями экологичности и экономичности изменит в ближайшее время архитектурно-конструктивный тип судов.

 - А если говорить про назначение, то на какой флот вы бы сделали ставку?

 - На пассажирский флот, работающий внутри городской среды. 



Материалы по теме: 
Переоборудуем, построим, сопроводим
 


Подписаться



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Heinrich Peter, 29.12.2021, 00:26Всё красиво, но почему у сухогруза рубка на корме, а не в носу?
Сторонник колёсных речных судов.
Свежие новости