реклама

Судоремонт в тени "Автоваза"

О том как живет судоремонтный завод в центре российского автомобилестроения, а также с какими проблемами приходится сталкиваться речникам из Тольятти рассказал генеральный директор Тольяттинского судоремонтного завода Равиль Халилулов.
– При слове Тольятти у нашего соотечественника первое, что приходит в голову – это автомобиль марки "Жигули". О том, что в регионе существует судоремонт, а тем более судостроение, думаю, мало кто догадывается даже из профессионалов. Поэтому о предприятии интересно все: когда зародилось, как развивалось. Давайте начнем с этого.
– Ну это вы преувеличиваете. В узких кругах наш завод знают многие судовладельцы. Официальная дата рождения Судоремонта в Тольятти - 13 сентября 1957 года, когда в Москве был подписан приказ о включении "Судоремонтного механического завода" в состав действующих предприятий Волжского Объединенного Речного Пароходства.

В 1998 году "Тольяттинский судоремонтный механический завод" был преобразован в ООО "Тольяттинский судоремонтный завод" (ТСРЗ).

Из прошлой территории в 26 га советского периода в нашем ведении осталось только 9. Остальную часть завода купили различные фирмы, некоторых их них мы привлекаем для подрядных работ.

Для нашего сегодняшнего объема работ такой территории вполне достаточно. У нас в активе стандартный для волжских предприятий слип типа Г-300, который способен поднимать суда доковым весом до 2000 тонн, длиной до 140 м. Остались основные корпуса: корпусно-сварочный, деревообрабатывающий, цех ремонта дизелей, есть свое небольшое литейное производство.
 
Генеральный директор Тольяттинского судоремонтного завода Равиль Халилулов / Корабел.ру

- Кто ваши основные клиенты?
– В основном к нам приходит на ремонт нефтеналивной и сухогрузный флот: суда типа "Волгонефть", "ВолгоДон", несамоходные баржи и т.д.. Ремонтируем буксиры, толкачи, небольшие пассажирские теплоходы, которые ходят у нас по Волге и не только Самарской приписки. В общем, развиваем те виды услуг, которые мы традиционно умеем оказывать.

Основная цель – понравиться заказчикам ценой и качеством, чтобы на последующие ремонты они приходили к нам снова и снова. Заводов в регионе немало и борьба за клиентов идет серьезная.

– Какой сейчас штат предприятия?
– Конкретно на заводе работает 134 человека. Зимой на пике загрузки, вместе с субподрядчиками, численность может доходить до 250 человек.
Тольяттинский ССЗ / Корабел.ру

– Какие виды работ выполняете?
– Мы предлагаем полный комплекс услуг от корпусных работ до капитальных ремонтов двигателей, ремонт механизмов, судового электрооборудования, автоматики, винто-рулевого комплекса и т.д. Проводим и нужные для речников работы по подъему второго дна, устранению перегиба корпуса, переносу переборок со сдачей всех работ надзорным органам. Также выполняем заказы и общепромышленного назначения по изготовлению нестандартных деталей и узлов, или сварке металлоконструкций.

Не так давно мы модернизировали три "Восхода" по инициативе Министерства транспорта Самарской области. Два из них около 12 лет стояли на хранении в разукомплектованном состоянии. После проведенной модернизации, они работают на местных линиях [О переоборудовании "Восходов" на Тольяттинском СРЗ подробнее читайте в материале "Новая сила в проверенном корпусе"].
 
Тольяттинский ССЗ / Корабел.ру

– У вас есть какая-то судостроительная программа?
– Исторически завод строил земснаряды, но со временем основным направлением завода стало слипование и ремонт судов. Сегодня мы занимается строительством только маломерного флота: яхты, катера и т.д.

– А речные пассажирские перевозки в Тольятти и Самаре существуют?
– Перевозки есть. И в Самаре, и в Тольятти работают речные порты. Оттуда ходят те самые "Восходы", небольшие прогулочные суда, а в зимнее время - суда на воздушной подушке. Но работают они по большей части на муниципальных линиях. Коммерческие перевозки есть, но их не так много.
 
Тольяттинский ССЗ / Корабел.ру

– Как мы недавно выяснили, за последние 15 лет отечественные судовладельцы ввели в строй около 300 новых судов типа "река-море", большая часть из которых российской постройки. И они в скором времени пойдут на свои первые плановые ремонты. Вы готовы принимать эти суда?
– Морально готовы, но физически нет. У нас слип может поднимать суда максимальным весом 2000 тонн, тогда как суда, о которых вы говорите весят от 2300 тонн. Для того чтобы работать с ними нужно проводить модернизацию слипа, что выливается в серьезные финансовые вложения. Но мы прекрасно понимаем, что поколение "Волгонефтей" уходит. И реалии таковы, что без обновления слипа мы не найдем себе заказы.

– Принимаете суда на зимний отстой?
– Ежегодно ставим на зиму до 15 единиц судов в межшлюзовом бьефе. По желанию заказчиков на отдельных судах, мы производим ремонтные работы.

– Какой средний заработок на заводе?
– Около 35 тыс. рублей.

– Для Тольятти это нормальная зарплата?
– Я считаю – да, нормальная.
Тольяттинский ССЗ / Корабел.ру

– А кадры где готовите?
– Подготовка кадров – это настоящая беда. Городские профильные средние специальные заведения закрываются, да и в целом молодежь с неохотой идет учиться на рабочие специальности. Приходится действовать по-старинке: более опытные сотрудники обучают начинающих. Принимаем на работу и "сухопутных", из других отраслей промышленности с последующим переобучением. Но, несмотря на это, нам удалось обновить состав и в то же время сохранить старые кадры, которые являются носителями бесценного опыта. Средний возраст на предприятии 44 года.
 
Тольяттинский ССЗ / Корабел.ру

– И последний вопрос. Наверняка у вас есть стратегия развития предприятия. Каким вы видите свой завод, скажем, через пять лет или через десять? Куда планируете развиваться?
– Конечно, мы смотрим в будущее с оптимизмом. У нас имеется боеспособный состав сотрудников, проверенный временем, а значит любые задачи нам по плечу. Наша основная задача на перспективу – это модернизация слипа для подъема более тяжелых судов и возобновление судостроения на серьезном уровне. Сделаем это – будет больше заказов, больше работы. Будет больше заказов – завод будет жить и процветать!



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
"ВНИИР-Прогресс" поставил электрооборудование для строящихся судов проекта 04710 "Соммерс"
21:11 / судостроение