реклама
Материалы из журнала
Материалы из журнала
Материалы из журнала "www.Коrаbеl.ru", опубликованные в печатной версии издания

Судно получило вторую жизнь

0 597 3 мин
В первых числах апреля 2015 года после реконструкции и ремонта была успешно завершена программа ходовых и государственных испытаний большого морского сухогрузного транспорта специального назначения "Яуза", которое было построено ещё в далёких советских семидесятых. Судно поставлено на ревизию механизмов и технических средств. После окончания ревизии планируется контрольный выход и подписание приемного акта. Для отечественного флота это очень знаковое событие, так как с советских времён осталось большое наследие судов и кораблей различного класса, назначения и водоизмещения. Весь этот парк морской техники отработал по своему прямому назначению более 40-30 лет, и их механизмы изношены, но потенциал, заложенный в эти суда и корабли огромен. Они похожи на людей, которые прожили долгую и интересную жизнь, но которым ещё рано на пенсию, ведь современные судостроительные технологии позволяют осуществить глубокую модернизацию и подарить этим судам вторую жизнь.
Об этом мы бы и хотели сегодня поговорить с заместителем генерального директора ООО "НПЦ "СЭС" Игорем Юрьевичем Божановым, ответственным за модернизацию судна по электротехнической части.

- Игорь Юрьевич, расскажите поподробнее об этом проекте? – задаём свой первый вопрос мы.

Модернизация "Яузы" - является для нашего предприятия ценнейшим опытом – рассказывает Игорь Юрьевич – по сути, это даже не модернизация а создание электроэнергетической системы судна с нуля в существующем корпусе. Данный проект является пилотным, в результате которого была доказана возможность реконструкции судна с сохранением части его основного электрооборудования. Это большой прорыв для нашей отрасли, так как на очереди восстановление и других судов и кораблей, которым мы подарим вторую жизнь.

Ещё один важный момент заключается в том, мы существенно улучшили характеристики модернизированного судна, по сравнению с исходными. Так, например, был увеличен эксплуатационный ресурс, повышены эргономичность, ремонтопригодность, надёжность и взрвывопожаробезопасность электроэнергетической и движительной системы "Яузы". Также стоит сказать, что в рамках глубокой реновации была осуществлена существенная перестройка внутрисудового пространства и надстроек, установлено крановое оборудование на 60 и 9 тонн соответственно всё вместе, это потребовало изменение и электроэнергетической архитектуры "Яузы".

- Насколько я понимаю из Ваших слов на судне не просто заменили старое оборудование новым, а создали целую электроэнергетическую систему взамен старой?

Прежняя электроэнергетическая система судна использовала постоянный род тока. Дизель-генераторы осуществляли генерирование и прямую передачу постоянного тока на гребные электродвигатели. Однако генераторы постоянного тока являются менее надёжными и менее безопасными, чем генераторы переменного тока. Новая электроэнергетическая система получила генераторы переменного тока и была дополнена управляемым выпрямителем (преобразователем) и тахометрической установкой, что повысило точность управления гребным двигателем. В целях экономии средств при модернизации электротехнической части судна мы приняли решение оставить существующий двухякорный гребной двигатель (суммарной мощностью 5 МВт), который работал на постоянном токе. В итоге встала задача – создать электроэнергетическую систему переменно-постоянного тока. Конечно же, это потребовало создания специального преобразователя и написания особых алгоритмов управления.

Кроме того нельзя не упомянуть, что в процессе реновации электроэнергетики "Яузы" была создана единая электроэнергетическая система (ЕЭЭС). Ранее на судне было установлено два типа электрогенерирующих мощностей – одни питали гребную электрическую установку, вторые обеспечивали током других судовых потребителей. Специалисты ООО "НПЦ "СЭС" объединили разрозненные генерирующие мощности в единых энергомодуль, позволяющий обеспечивать электропитанием пропульсивный комплекс, судовых потребителей и установленные на судне новые мощные краны. Кроме того, благодаря ЕЭЭС мы смогли гибко скомпоновать все элементы электроэнергосистемы, что позволило нам вписаться своим оборудованием в существующий корпус судна.

- Что при реализации данного проекта было самым сложным? – интересуемся мы напоследок.

Прежде всего, сложность состояла в том, чтобы вписать наше электротехническое оборудование уже существующий корпус. Это потребовало особой проработки со стороны нашего конструкторского отдела.

Кроме того мы столкнулись с проблемой экстренного снижения/остановки хода судна, и связанного с этим процессом торможения гребного электродвигателя при котором он работая в генераторном режиме возвращает энергию в сеть, вследствие чего обратное напряжение в звене постоянного тока повышается. Кинетическая энергия такого процесса велика, в особенности, когда торможение производится быстро. Для решения этой проблемы нами в состав преобразователя был включен блок специально сконструированных тормозных резисторов. Осуществляя процесс торможения с использованием особых алгоритмов управления, резисторы рассеивают энергию торможения от электродвигателя и защищают преобразователь и, соответственно весь электропривод, от блокировки (по причине и перенапряжения в звене постоянного тока).

Также в процессе работы над судном, заказчик постоянно изменял технические требования к конечному облику "Яузы" в итоге нам в режиме реального времени приходилось вносить существенные коррективы в конструкторскую документацию и буквально "с коленки" разрабатывать новые образцы электрооборудования. Ввиду постоянных корректив заказчика мы допоставили более тридцати единиц дополнительного оборудования, которое ранее не предусматривалось проектом. Однако стоит заметить, что все обязательства по своей работе, ООО "НПЦ "СЭС" выполнил в полном объёме и должном качестве, без привлечения дополнительных средств заказчика.

Помимо этого мы столкнулись со сложной организационной схемой, ведь очень много организаций работало на этот проект. Это и судоремонтный завод "Нерпа" и КБ-проектант "Вымпел" и представительство военной приемки, а также многие другие организации.

Поэтому с уверенностью можно утверждать, что ООО "НПЦ "СЭС" приобрел существенный опыт, как в технико-технологическом (создание гребной электрической установки двойного рода тока), так и в организационном плане. 



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
МРК "Буря" завершает государственные испытания в Балтийском море
21:12 , 18 Апреля 2024 / вмф