Современный судостроительно-судоремонтный комплекс в Азове

Проекты: 1330, 14630, 1496, 572/34Б
- A + Автор: Владислав Букин КомментарииПрочитано 9387 раз   |
Рассказ о работе «Азовской судоверфи» ее генеральный директор, Михаил Игоревич Бартник, начал с перечисления тех судостроительно-судоремонтных заводов региона, которые уже не работают или находятся на пороге закрытия. В списке за последние два года значились следующие потери: «Судостроительно-судоремонтный завод «Ахтарская судоверфь», «Туапсинский судоремонтный завод». В непонятной ситуации находятся ССЗ «Риф», «Новороссийский»,  «Обуховский», со всех сторон к которым подступает порт. 
Шлюзовой-18
Владимир Федорович Мишустин - ветеран
А «Азовская судоверфь» выжила. Правда, штат с 1200 человек, что был на пике развития, снизился до около 200 собственных сотрудников. Чтобы как-то удержаться на плаву, на одном из причалов был организован участок перевалки грузов с зоной таможенного контроля, который сейчас перерабатывает 19000 тонн различных грузов в месяц. И, в конечном счете, пришлось пересмотреть приоритеты в пользу судоремонта. Судостроение, конечно, осталось, но не в таких масштабах, как раньше.

В лучшие свои годы верфь сдавала до 20 судов в год. На предприятии был полный цикл производства со своей кузницей, гальваническим и литейными цехами. Известность азовским корабелам принесли, прежде всего, средние черноморские сейнеры проекта 572, морские линейные буксиры проекта 1496 и десантные корабли проекта 1785. За серийный сейнер проекта 572/34Б Азовская судоверфь была награждена Почетным дипломом Всесоюзной торговой палаты, а работники, принимавшие участие в постройке судна получили медали ВДНХ. С 1954 года и за 20 лет, на протяжении которых строились суда типа СЧС-150, в различных модификациях, верфь выпустила 436 единиц подобных сейнеров. В 70-е годы осваивается и другая продукция для рыбаков: начинается серийный выпуск рыболовных траулеров МРС-225 проекта 1322, сейнеров СЧС-225 проекта 1330, ведется строительство НИСов. В то же время начинается строительство нефтемусоросборочных судов проекта 1515.

С 1980-го года верфь серийно производит катамараны проекта 14630 для сбора мусора и очистки водной поверхности от разлившихся нефтепродуктов по заказу ВМФ. А с конца 80-х  - серию морских буксиров проекта 14970, которые пришли на смену 1496. Затем была череда преобразований, реорганизаций и о судостроении на верфи, а тем более в систематическом виде, речи не велось.
"Азовская судоверфь" / www.korabel.ru
В 2002 году пришел заказ на строительство малого рыболовного бота проекта 13312. Заводчане его выполнили, ожидая, что будут новые заказчики на суда рыбопромыслового флота. Но в 2004 году окончательно закрылся Азовский рыбокомбинат – предприятие с почти столетней историей, пережившее войну и разруху 90-х. Переработкой рыбы в регионе стали заниматься только ростовчане. СЧСы и малые рыболовные боты, в основном украинские, появлялись в Азове только для проведения ремонта, что, впрочем, делают и сейчас.
Тем не менее, у акционеров и руководства верфи есть глобальные задумки по возведению нового предприятия. На территории площадью 25 га в Северо-Западной промышленной зоне Азова предполагается строительство нового комплекса, способного выпускать до 10-12 судов грузоподъемностью до 10 тысяч тонн и длиной до 150 метров в год: сухогрузы, наливные, рыбопромысловые, суда техфлота.  В большем объеме будущая верфь будет сориентирована на судоремонт: полный ремонт корпусов от дефектации до окраски, ремонт СЭУ, судовых устройств и систем, а также разработка техдокументации и проведение переоборудования и модернизации. На новой верфи предполагается создание почти 1000 новых рабочих мест, что для Азова цифра довольно существенная. Сроки окупаемости проекта рассчитаны на 7–8 лет ее эксплуатации.

Сейчас в «Центре технологии судостроения и судоремонта» идет подготовка технического проекта, который планируется реализовать в течение трех лет. Общий объем капиталовложений в новый комплекс требуется в объеме более 6,2 миллиардов рублей,  но пока предметных отношений с потенциальными инвесторами у верфи нет, хотя интерес у «Внешэкономбанка», у некоторых зарубежных компаний есть.

Совет по инвестициям при губернаторе Ростовской области включил проект судоверфи в число приоритетных для региона «100 губернаторских проектов», что повышает его статус и дает некоторые преференции в ставках по кредитам, а также освобождает инвесторов от уплаты налога на имущество.
Предприятие было также включено в Федеральную программу «Развитие судостроения на 2013-2030 годы» в Южном Федеральном округе. И в рамках подготовки вывода судоремонта Черноморского флота на территорию России  Азовская судоверфь рассматривается в качестве базы для ремонта кораблей 3-4 ранга. Конкуренты в этой нише у азовчан – это «5 судоремонтный завод» в городе Темрюке (филиал «Звездочки») и «Новороссийский судоремонтный завод». В данный момент Азовская судоверфь занимается получением лицензии на ремонт вооружения и военной техники и после уже будут решаться вопросы участия в тендере Министерства Обороны.
"Азовская судоверфь" / www.korabel.ru
Для нужд МО в ближайшее время предприятие будет выполнять заказ по строительству железобетонных плавсредств. Соответствующее соглашение предположительно будет подписано в конце октября 2013 года. Контракт достаточно объемный и в зависимости от результатов, на следующий год предполагается еще два аналогичных.
Руководство предприятия гордится схемой подготовки молодых специалистов. Заключены договоры  с университетами Ростова-на-Дону, которые готовят профильных специалистов, а также со средними специальными учебными заведениями. «Пусть работа идет медленно, но она имеет системный характер», - говорит Михаил Игоревич. При среднем уровне заработной платы на отметке 19 тыс. руб. сохранить кадры на верфи довольно проблематично. Но, например, эта же цифра двух-трехлетней давности была менее 12 тыс.

Если вернуться к теме новой верфи, то не могли мы обойти и вопрос о высокой конкуренции в регионе и прежде всего со стороны Турции, которая за последние годы построила несколько новых судостроительных и судоремонтных заводов. И тут же они были загружены заказами. Большие производственные мощности есть и у Украины, Румынии, Болгарии.

Азовчане конкуренции не боятся и утверждают, что на новом комплексе смогут в разы снизить трудоемкость производства, сроки строительства и выполнения работ при сохранении их качества. Будущим потенциальным заказчиком может выступить «Азово-Донское пароходство», под управлением которого работают 73 судна класса «река-море» и 100 речных судов, а там - чем черт не шутит - и «рыбаки» задумаются об обновлении флота. Три года — срок немаленький.
 
Во время экскурсии по Азовской судоверфи нам удалось познакомиться с одним из «аксакалов, на которых держится производство» - бригадиром механиков,  почетным гражданином Йемена Владимиром Федоровичем Мишустиным. Владимир Федорович показал нам цех, где под его эгидой идет организация участка ремонта двигателей и рассказал немного о себе: «На этом предприятии я работаю с 1968 года, а до этого 26 лет ходил на рыбопромысловых судах. Был вторым механиком, потом старшим на больших автономных морозильных траулерах, даже награду получил «Знатный рыбак Камчатки».

Шесть лет в качестве представителя министерства рыбного хозяйства находился за границей. Сдавал наши корабли, в Иране, на Кубе, в Новой Зеландии, в Порту-Луи, в Йемене. Продукция нашего предприятия славилась за границей и особенно СЧСы, десантные корабли и буксиры.

Однажды, во время шторма в Порту-Луи, унесло в открытое море яхту губернатора, вместе с ним и его супругой. Так ни один пароход не покинул гавань, все боялись шторма. А наш буксир 1496-й, который мы там сдавали, вышел на помощь и благополучно отбуксировал яхту в порт. У нас даже отзыв остался от губернатора: «Спасибо за хорошее качество!». Пусть где-то в дизайне мы и отставали, но качество наших судов было безупречное». 
Автор: Владислав Букин
Поделиться новостью
"Центр технологии судостроения и судоремонта", АО Россия, Санкт-Петербург+7(812)786-19-10
"Азовская судоверфь", АО Россия, Азов+7(86342)4-04-36, +7(86342)5-16-62
"Риф", АО Россия, Ростов-на-Дону+7(8632)51-43-66
"Судостроительно-судоремонтный завод "Обуховский", ЗАО Россия, Ростов-на-Дону+7(86342) 38-618, +7(86342) 38-802
"Волго-Донское речное пароходство", ОАО Россия, Ростов-на-Дону(863) 253­-51-81

Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость