реклама

Санкции и пароходство: кто победит?

Период навигации подходит к концу. На повестке дня новые, актуальные, задачи и вопросы: судоремонт, развитие флота, корректировка планов в условиях экономической и политической неопределенности. На этот раз за ответами отправляемся к генеральному директору Ленского объединенного речного пароходства Сергею Ларионову.
Несколько слов о спикере. За плечами Сергея Александровича серьезное фундаментальное образование: Омское летное-техническое училище гражданской авиации, Московский институт инженеров гражданской авиации, радиоинженер, и Дальневосточная академия государственной службы, государственное и муниципальное управление. В 2012 году ему была присвоена ученая степень кандидата технических наук.

За время трудовой деятельности Сергей Ларионов прошел путь от авиамоториста, авиатехника в аэропорте Усть-Мая до генерального директора различных предприятий, среди которых значатся: "Дирекция аэропортов" Республики Саха (Якутия) (2005 – 2007 гг.), федеральное казенное предприятие "Аэропорты Севера" (2007 - 2008 гг.), ПАО "Ленское объединенное речное пароходство" (2008 – 2010, заместитель генерального директора). И вот, наконец, с 2010 г. Сергей Александрович становится генеральным директором ПАО "Ленское объединенное речное пароходство".
Генеральный директор Ленского объединенного речного пароходства Сергей Ларионов / Фото: Пресс-служба ПАО "ЛОРП"

– На каких заказах сосредоточен ЛОРП?

– Осуществляем перевозку генеральных грузов для жителей республики, предприятий. Поставляем в Арктику углеводороды (светлые сорта ГСМ, нефть, уголь) и стройматериалы. В виду того, что вектор экономики в стране изменил направление с запада на восток, многие проекты начали продвигаться. Сегодня мы участвуем в крупномасштабных российских проектах, имеющих значение для нашей республики. В границах Ленского бассейна перевозим трубы большого диаметра для строительства магистрального газопровода "Сила Сибири" и карбоксиметилцеллюлозу для перекачивающих станций. Также мощности ЛОРПа задействованы в строительстве "Атомной станции малой мощности", которая будет построена в поселке Усть-Куйга Усть-Янского района Республики Саха (Якутия). В настоящую навигацию перевезли согласно плану более полутора миллиона тонн народно-хозяйственных грузов.

– Какие изменения претерпел флот компании с начала Вашего руководства?

– За время моей работы не было продано ни одного парохода. Суда мы приобретаем и строим. Флот компании представлен полной линейкой судов: от мелкосидящих до морских крупнотоннажных и, в основном, состоит из сухогрузных и наливных судов. Несмотря на то, что наши суда постепенно устаревают, задачи они выполняют исправно. Однако у нас есть серьезная причина для обновления флота, так как средний возраст судов составляет 37,5 лет. Самые старые речные суда 1959 года постройки, это баровые буксиры "Севан" и "Рион". Большинство теплоходов прошли капитальный ремонт с заменой. Этим мы шаг за шагом и занимаемся: уже построили два наливных несамоходных судна морского класса на "Верфи братьев Нобель", достраиваем танкер (спуск ожидается в следующем году). Большого строительства нет, занимаемся модернизацией флота, улучшением условий проживания на судах. Надеемся на строительство новой высокотехнологичной Жатайской судоверфи, где у нас появится возможность размещать свои заказы и там. На данный момент ПАО "ЛОРП" является оператором 303 единиц судов, из них 31 судно в аренде.
Буксир-толкач "Дунай" / Фото: Пресс-служба ПАО "ЛОРП"

– Давайте поговорим подробнее о Жатайской судоверфи.

– По проекту ЛОРПа осуществляется программа строительства высокотехнологичной Жатайской судоверфи. Разработкой проекта реконструкции мы занимаемся с 2010 года. В первую очередь отмечу, что Правительство Республики Саха (Якутия) и Минпромторг поддерживают нашу инициативу. Верфь строится за счет отдельного акционерного общества с участием республиканского бюджета, ЛОРПа, основной вклад будет со стороны бюджета РФ. Сегодня на реке Лена других мощностей по судостроению нет.

Комплексный инвестиционный проект "Модернизация и строительство российских мощностей по созданию современного речного флота" является единственным проектом, реализуемым на территории республики в рамках Госпрограммы "Социально-экономическое развитие арктической зоны РФ". Работы будут выполняться в соответствии с графиком строительства, утвержденным Правительством Республики Саха (Якутия) и проектно-сметной документацией, согласованной Госэкспертизой. В программу возрождения верфи включено не только создание судостроительных мощностей, но и судоремонтных. Восстановление завода пройдет в два этапа. Сейчас строят блоки корпусных производств, а также реконструируют открытые стапельные места с увеличением площади горизонтальной части стапеля. Сроки – конец 2023 года, готовность первого этапа – 40 %. На втором этапе, который идет параллельно первому, завершается корректировка проекта: объекты разделяют на очереди. Так, в первую очередь войдет: дооборудование блока корпусных производств, достроечная набережная длиной 100 м с портальным краном г/п 30 тонн, покрасочная камера, достроечный цех. Во вторую очередь: реконструкция поперечного гребенчатого слипа, грузовой причал, блок цехов верфи, блок вспомогательных производств.
Жатайская судоверфь, лето 2022 г. / Фото: Жатайская судоверфь

Фокусировка на Жатайской верфи обусловлена ее удобным расположением, а также тем, что тут строят качественные суда с небольшой осадкой. Есть уже и разработанные нашим КБ проекты под завод. Речь идет об СК-4000, который отлично подходит как под танкеры, так и для сухогрузов.

Какие-то еще судостроительные заводы рассматриваете для пополнения флота?

– Для начала обращу внимание на один важный фактор: перевозки в Арктическом регионе имеют практически нулевую рентабельность. Мы разрабатываем программу по строительству судов с республикой и правительством. Надеемся, что на следующий год утвердим новую стратегию развития предприятия, получим поддержку, и вот тогда можно будет говорить о более интенсивном обновлении флота.

Такой большой флот, как у нас, на одной судоверфи построить нереально. Например, если строить хотя бы по 5 судов в год с целью заменить 290 теплоходов, понадобится около 60 лет. В СССР на реке Лена работало 7 верфей, в лучшие времена им удавалось построить в год 38 теплоходов. Соответственно, мы будем привлекать и другие заводы.
Танкер "Ленанефть-2021" / Фото: Пресс-служба ПАО "ЛОРП"

– А что уже делается компанией, чтобы ее флот и дальше мог справляться с поставленными задачами?

– На данный момент мы сосредоточены на модернизации нефтеналивных судов. С 2016 года уже модернизировано 12 судов, до 2025 года предстоит построить 10 новых танкеров. Речь идет об установке второго дна и двойных бортов, приведении судов в соответствие с техническим регламентом.

Строительство флота – наша первоочередная задача. Напомню, что уже построены наливные крупнотоннажные баржи грузоподъемностью 4000 тонн для работы на морском участке. Строится собственными силами проект ТО-1400. Как уже говорил, завершена разработка проекта "СК-4000", а также проекта "Морская баржа RDB 01.05 М 01". Мы готовы подписать контракт с Жатайской судоверфью.

– К судоремонту готовитесь?

– Да, и хотя навигация еще не закончилась, часть судов ушли в ремонт. Также хочется отметить, что у нас хватает пунктов отстоя, где можно закрыть потребности в мелком ремонте, не требующего предъявления Регистру. Соответственно, эти суда, как только стартует новый виток навигации, сразу включатся в процесс. На более серьезный, очередной ремонт, отправится около 120 теплоходов.
 Теплоход "Сафрон Данилов" в деле / Фото: Пресс-служба ПАО "ЛОРП"

Санкции и проблемы с поставками европейского оборудования влияют на вас?

– Давно перестали зависеть от Запада и перешли на сотрудничество с дружественными странами, в частности, с Китаем. Да, как и другие компании, столкнулись с удлинением сроков поставок, но всерьез эта проблема нас не коснулась, ведь уже в июне начали закупать все необходимое для судоремонта. Можно даже сказать, что ориентировка на Восток пошла на пользу: проекты, которые мы планировали, стартовали, загрузка верфи на ближайшие 3-5 лет обеспечена, разработка шельфа пошла интенсивнее, перспективы развития отрасли – хорошие. Ущерба экономической стабильности нет.

Поговорим о кадровом вопросе: количество сотрудников, зарплата, обучение...

– В эту навигацию у нас задействовано порядка 2500 человек. Средняя зарплата за прошлый год составила – 78 000 рублей. Недавно пересмотрели выплаты командному составу и подняли на 4% зарплату всему персоналу. Также оказываем социальные меры поддержки сотрудникам для привлечения в отрасль. К примеру, молодым специалистам осуществляем надбавку в размере 15 тысяч рублей в навигационный период.

Сотрудничаем со всеми институтами и средними специальными образовательными учреждениями речного транспорта нашей страны. В этом году в пароходстве производственную практику проходят более 400 студентов. Их мы берем на практику на штатную должность рулевыми, мотористами и матросами. Выполняя должностные обязанности, они получают зарплату.

В этой сложной политической обстановке стараемся помогать друг другу и беречь своих сотрудников. С февраля наш коллектив собрал порядка миллиона рублей на поддержку жителей Донбасса: для нас это нормальная и регулярная практика. Наших сотрудников, попавших под мобилизацию, снаряжаем всем необходимым: вещь-мешками, кнопочными телефонами для связи с близкими, медикаментами и прочим. На данный момент с пароходства призвано 14 человек. Их семьям оказана материальная помощь от предприятия в размере 50 000 рублей. Также, по решению Совета директоров, и проявлению инициативы от наших подразделений, мы направим предусмотренные средства для мероприятий по закрытию навигации для мобилизованных ПАО "ЛОРП".
Дизель-электрический ледокол "Капитан Бабичев" / Фото: Пресс-служба ПАО "ЛОРП"

– В завершение простой, но весьма важный вопрос: перспективы развития речных пароходств России?

– Одной из основных целей, поставленных перед транспортом страны, - качественное, своевременное и полное удовлетворение потребностей народно-хозяйственного комплекса и населения в перевозках. Что касается нашей Республики Саха (Якутия), речной транспорт обслуживает 85% ее территории. Поэтому от работы флота во многим зависит жизнедеятельность населения как республики, так и страны в целом. Тем более, что внутренние водные пути пронизывают всю Россию. Речной транспорт является самым экономически эффективным. Там, где нет развитой инфраструктуры, водной магистрали необходимо дать приоритет. Весьма острым остается кадровый вопрос. В период перестройки мы потеряли хороших специалистов и восполнять их очень тяжело. Требуется время, чтобы вырастить настоящие квалифицированные экипажи.

Беседовала Виктория Корабеловна
 



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь