Санкции – санкциями, а навигация по расписанию. Вещает Рыбинский шлюз

Совсем скоро по внутренним водным путям вновь пойдут суда с важными грузами, затарахтят моторы, заработают земснаряды, откроются туристические маршруты, и, конечно же, шлюзы по всей стране начнут свою наиважнейшую работу по пропуску судов. Сегодня мы отправимся на Волгу к Рыбинскому шлюзу, которому, со дня его принятия в постоянную эксплуатацию 2 февраля 1952 г., в этом году исполнилось 70 лет, и где уже сейчас идет подготовка к предстоящей навигации.

Запуск Рыбинского водохранилища

Строительство Угличского и Рыбинского гидротехнических узлов было прямым следствием роста городов, развития торговли и необходимости обеспечения проходимости судов на заданном участке. Одновременно с этим история Рыбинского водохранилища напрямую связана с историей ВОВ. Так 14 сентября 1935 г. постановлением Совета Народных Комиссаров и Центрального Комитета ВКП(б) за № 2074 был дан старт строительству одного из самых мощных шлюзов России, для которого потребовалось не менее мощная рабочая сила. Отвечать за крупномасштабный проект назначили Волгострой НКВД СССР. Лабораторные модельные исследования в 1936-1939 гг. проводила Центральная лаборатория Белбалткомбината НКВД СССР (город Медвежегорск, К.Ф.ССР), в последствии, кстати, разрушенная немцами.
 

Рыбинская ГЭС / Фото: ФГБУ "Канал имени Москвы"


Как проходило строительство?

Эту страницу нельзя вычеркнуть из истории. Строительство Угличского и Рыбинского гидроузлов (Волгострой) поручили Дмитровскому исправительно-трудовому лагерю, но 16 сентября 1935 года ГУЛАГу НКВД было приказано немедленно приступить к организации самостоятельного Управления строительства и ИТЛ (Волголаг). На тот момент, в 1936 году, в лагере находилось 19 420 человек, в 1941 году, накануне войны, в Волголаге уже было 85 509 рабочих рук. Когда все основные работы по сооружению гидроузлов и ГЭС завершились, Волголаг преобразовали в Рыбинский исправительно-трудовой лагерь: численность заключённых в эти годы значительно сократилась, в последующем же находилась на уровне 22 тысяч человек.
 

Фото: архивы исторических хроник


Весной 1941 года наступил ответственный момент в многолетней работе гидростроителей. Все было готово к наполнению водохранилища. Ждали паводка. И вот воды Волги и Шексны, встретив непреодолимое препятствие, начали заливать свои русла и поймы, а затем и Молого-Шекснинское междуречье. 13 апреля 1941 года стал днем рождения Рыбинского водохранилища.

Во временную эксплуатацию шлюз был введен 17 мая 1941 года (камера № 11), в постоянную – 2 февраля 1952 г. (работа двумя камерами).

Архитектура Рыбинского шлюза

Рыбинский шлюз – памятник трудовому подвигу советского человека. По структуре он двухниточный, однокамерный. Каждая камера в длину – 283 м, в ширину – 30 м, в высоту – 30,75 м. Время наполнения и спускания шлюза – 7,5 минут. Осушение и заполнение шлюзовых камер выполняется с помощью специальных галерей. В состав сооружений шлюза кроме шлюзовых камер входят причальные стенки, пять дамб, подходные каналы, автомобильно-железнодорожный мост, расположенный над верхними головами камер.

Рыбинский шлюз создавался с учетом визуальной эстетики. Его художественным оформлением занимались архитекторы Савицкий, Шпекторов и Багданов. Стена средней шлюзовой башни украшена барельефом челна Степана Разина, сама башня выкрашена в нежно-розовый цвет. На подходе к шлюзу со стороны Рыбинского водохранилища судоводителей встречает монумент "Волга". Памятник был установлен в 1953 году. Высота статуи – 28 метров. Архитектор монумента – Н. Донских, скульпторы – Шапошников и Малашкина. Постамент построен из гранита, а скульптура выполнена из железобетона. Высота постамента – 12 метров.
 

Рыбинский гидроузел / Фото: ФГБУ "Канал имени Москвы"


С возведением монумента "Волга" связана интересная история. В начале 1940-х годов, чтобы увековечить в памяти подвиг советского народа по строительству Рыбинского гидроузла, было решено установить около шлюзов памятник. В планах была монументальная композиция Веры Мухиной – "Рабочий и колхозница". Памятник предполагалось установить на центральном пирсе нижней головы шлюза. Но, пока на Рыбинском гидроузле не были завершены все строительные работы, монумент на временном постаменте установили в Москве, возле ВДНХ.

Однако по завершении всех строительных работ на гидроузле было решено возводить новый памятник. Это должна была быть женщина, олицетворяющая Родину, с ее силой и мощью и мужчина-чекист, охраняющий ее счастье. Но, несмотря на это, монумент получил то воплощение, которое мы видим сегодня. "Волга" или "Мать-Волга" являет собой символ реки-кормилицы, которая воплощена в образе гордой, сильной и статной русской женщины.
 

Рыбинский шлюз / Фото: "Википедия"


Годы Великой Отечественной войны

С 1941 по 1943 гг. – на Рыбинск сброшено 2700 авиабомб общей массой около 250 тонн. Кроме ущерба промышленности из-за авианалетов были разрушены 63 жилых здания, убиты 32 человека, 46 тяжело ранены. Небо над Рыбинском защищал 201-й зенитно-артиллерийский полк, благодаря которому сбили 5 вражеских самолетов. Рыбинская ГЭС, мост через Волгу на станции Волга не пострадали.

На 1 января 1944 года в Волголаге числилось 22 584 заключенных. В течение года в Волжский ИТЛ прибыло 11 681 заключенный, убыло – 12 775 человек, из них освобождено – 6839, умерло – 4843, бежало – 135. К 1 января 1945-го в Волголаге насчитывалось 21 490 заключенных.
 

Аэросъемка / Фото: архивы исторических хроник


Настоящее время. 70 лет со дня принятия в постоянную эксплуатацию Рыбинского шлюза

Перейдем к настоящему времени. Именно 70-летие Рыбинского шлюза заставило редакцию Корабел.ру обратиться к этому важному объекту речной инфраструктуры России. Чем же занимался коллектив РГС в этот день? Готовился (и сейчас готовится) к предстоящей навигации!

Как говорится, сани готовь летом, а шлюз заранее. Конечно же, все работы проходят строго в рамках регламента, как это делается и на любых других подобных объектах, однако нельзя не отметить, что Рыбинский шлюза – самый крупный судоходный шлюз Верхней Волги. Также этот объект является одним из узловых судопропускных сооружений Волжского каскада гидроузлов, который входит в состав Единой глубоководной системы Европейской части Российской Федерации. Через Рыбинский шлюз проходят основные судоходные маршруты по направлению Большой Волги, Москвы и Санкт-Петербурга.
 


Пропускная способность Рыбинского шлюза

Пик транспортной загрузки Рыбинского шлюза пришелся на советский период промышленного развития 1970 – 1975 гг.: За год через шлюз успевало проходить 22 000 судов (9 500 шлюзований). Общий объем перевозок грузов речным транспортом СССР на тот момент составлял около 475 млн. тонн, что в 4,7 раза больше аналогичного показателя ВВП России по итогам 2021 г.

Среднесуточная интенсивность работы Рыбинского шлюза за навигацию 2021 года в среднем составила 19 шлюзований с пропуском 35 единиц флота в сутки. Общие показатели судопропуска за навигацию 2021 г. – 4 008 шлюзований, количество пропущенных судов – 7 279 единиц.

Анализ работы Рыбинского шлюза за навигацию 2021 г. показал существенное увеличение количества шлюзований и единиц пропущенного флота. Повысился поток пассажирских судов, что связано с ограничениями по COVID и переориентировкой туристических компаний на российский рынок.
 

Рыбинский гидроузел / Фото: ФГБУ "Канал имени Москвы"


Ремонт и реконструкция Рыбинского шлюза

Учитывая то, что Рыбинский шлюз находится в постоянной эксплуатации с 2 февраля 1952 г., за 70-летний период работы, конечно, ряд оборудования и механизмов требовало и требует обновления и модернизации.

Так, в период с 2008 по 2011 гг. заменили металлоконструкции рабочих и эксплуатационных ворот камер № 11 и 12. В период 2011 – 2012 гг. осуществлен первый этап реконструкции шлюза: отремонтировали бетон водоводных галерей шлюза, заменили оборудование насосной станции перепуска, металлоконструкции шандорных заграждений и ремонтных ворот. Второй этап работ с 2012 по 2015 гг. ознаменовался началом пускового комплекса №4. В рамках данных работ также реконструировали монумент "Волга", направляющие линии шлюза, отремонтировали оголовки дамб.

С ноября 2015 г. начаты строительно-монтажные работы по реконструкции механического, электротехнического оборудования и системы управления шлюза пускового комплекса №2. Завершение работ планируется в 2024 году.
 

Рыбинский гидроузел / Фото: ФГБУ "Канал имени Москвы"


Прогноз по навигации-2022. Безопасное судоходство

Как только позволят ледовые условия, начнется навигация. Нормативный срок её начала для Рыбинского шлюза – 25 апреля. В этом году по всем факторам и вытекающим из них обстоятельствам можно ожидать рост судопотока, в особенности, туристических судов. Хотя, конечно, многое будет зависеть от внешних обстоятельств и потребностей России.

Первыми откроют навигацию экипажи путейских судов. Так уж принято, что все начинается с установки навигационных знаков на водных путях, проверке глубин и т.д. Как никак, в заведовании Рыбинского шлюза находится 889 км ВВП, и их нужно обслуживать. Сюда входят водные маршруты в Вологодскую, Тверскую и Ярославскую области.

Следом за путейским флотом пойдут суда местных компаний и те, кто зимовал в ближайших портах. Обычно сперва приходят шлюзование теплоходы из Рыбинского порта либо фирмы МВК. А уже спустя одну – две недели подтягиваются круизные суда: они ориентируются на открытие навигации по всей стране.

Кстати, как заверил Корабел.ру главный инженер Рыбинского шлюза Денис Матюшенко, гарантированные глубины согласно государственной программе будут соблюдаться, в том числе и для прохождения под мостами; за всеми лимитирующими участками ВВП также будут строго следить. При этом отметим, что по прогнозам синоптиков ожидается интенсивное половодье, что для судоходства всегда хорошо.
 

Рыбинский гидроузел / Фото: "Росморречфлот"


Техника, которая требует специалистов

На сегодня в распоряжении Рыбинского РГС один многочерпаковый земснаряд, который проходит плановый ремонт, два новых путейских судна проекта SV2407 (строились на Ярославском СЗ), а также ожидается поставка современного обстановочного судна проекта №3052 с двигателем от ЯМЗ.
Современный теплоход был построен специально для Рыбинского РГС, так как судно класса РРР "О-ПР 2.0 (лед 20)" может ходить в озерной части с выходом в прибрежную часть моря. Обстановочное судно предназначено для содержания судового хода на внутренних водных путях, работ по тралению, контроля средств навигационной обстановки, установки, снятия, транспортировки и обслуживания знаков навигационной обстановки с целью обеспечения безопасности судоходства пассажирского и транспортного флота. Также судно может буксировать и водить методом толкания баржи, разрешенной для него грузоподъемности на внутренних водных путях.
 

Обстановочное судно проекта SV2407 / Фото: "Ярославский судостроительный завод", ОАО


И это показатель взаимодействия речников и завода / проектанта. Эксплуатация предыдущих путейских судов, построенных на ЯСЗ, показала, что конструкция корпуса судна, ориентированная на преодоление льда, плохо справляется с волной в 1,5 м. Судно "кувыркает", оно становится менее управляемым. Отдельный вопрос – начинка, и не только судов. Ориентация на импортное оборудование, программное обеспечение от компаний, которые могут попросту пропасть (завершить свое существование) порой становятся значительной головной болью, когда что-то выходит из строя.
 

Судно проекта 3052 / Фото: "Морская Техника", ГК


А логично вытекающая ситуация из предыдущей – кадры. Специалистов, как и везде, в Рыбинском РГС порою тоже очень и очень не хватает. И не простых механиков, а знатоков современного оборудования, начиненного автоматикой.

Выводы

В завершение хочется отметить, что шлюз, о котором мы сегодня говорили, один из многих гидротехнических объектов нашей страны, от качества работы которого зависит судоходство в России. И хорошо, когда на местах оказываются профессионалы, ратующие за свое дело, как это и происходит в случае с Рыбинским РГС.

Выражаем благодарность главному инженеру Рыбинского шлюза Денису Матюшенко за подготовленный текст и предоставленную информацию и призываем руководителей других гидротехнических сооружений присоединиться к обзору состояния ВВП России.

 

 

"Река – это живой организм. Профессиональный речник должен понимать реку, прислушиваться к ней, обнаруживать её болячки и лечить их. От этого зависит регулярность судоходства и безопасность движения по водным путям России", – Денис Матюшенко.




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Для безопасности на трассе СМП необходимы точные прогнозы ледовой обстановки - Николай Патрушев
11:16 / судоходство
рекламаПодписка 2025