реклама
- A + Автор: Березниченко Вячеслав КомментарииПрочитано 543 раза   |
Кто делает кресла для комфортного плавания

Американский Ullman Sails, норвежкские Norsap AS и Alu Design AS, немецкие MK Seats и Gerpol – эти производители судовых кресел десятилетиями правили бал на российском рынке судовых кресел. В свете недавних событий их присутствие свелось к остаткам на складах, зато отечественные предприятия наращивают ассортимент этих элементов судовой обстройки.

Если, например, двигатели, дизельгенераторы быстро импортозаместить непросто, то по многим другим позициям дело движется. В частности, некоторые компании, доселе вообще не занимавшиеся мебелью, начали предлагать судовые кресла. Ну а опытные производители мебели для транспорта расширяют линейку предложений, добавляя к "сухопутной" мягкой мебели судовую.

Пассажирские кресла на новом теплоходе
Пассажирские кресла на новом теплоходе "Соталия". Сделано в России / Фото: "Сибеко"

Был бы спрос

Так, ГК "Сибеко", более 20 лет поставляющая кресла для сухопутного транспорта, минувшим летом ярко засветилась в судостроении – ее продукция установлена на новом экскурсионном теплоходе "Соталия" в Нижнем Новгороде. Также была отгрузка комплекта кресел на пассажирское судно "Иния", заложенное в начале прошлого года в Калининграде (проект 04860.1, НИПТБ "Онега", входит в ОСК).

Пассажирские кресла для теплохода "Иния" перед отправкой на верфь в Калининград / Фото: ГК
Пассажирские кресла для теплохода "Иния" перед отправкой на верфь в Калининград / Фото: "Сибеко"

Интересно, что импортозамещением мягкой судовой мебели занялись даже предприятия, когда-то очень далекие от интерьерной тематики. Например, когда Кингисеппский машиностроительный завод (КМЗ) запускает производство водометных движителей взамен ушедших импортных, это ожидаемо, потому что логично. Но когда он же запускает линейку судовой мягкой мебели, возникает не то чтобы недоумение, но удивление. Ведь где машиностроение, а где изготовление мебели. А ее производит входящая в холдинг КМЗ компания "Северное море", известная в отрасли прежде всего аварийно-спасательным оборудованием (катерами, боновыми заграждениями).

 

По словам руководителя швейного производства компании Елены Елисеевой, в настоящее время предприятие занимается и креслами. Пока для своих катеров, но в планах и крупные суда. Кресла делают на алюминиевом каркасе. Также в разработке стеклопластиковый каркас.

 

Вот и "Морская энергетика", хорошо известная в сфере модернизации и комплексного ремонта судов, оказывается, тоже производит судовые кресла. "Разновидностей судовых кресел довольно много, – говорит генеральный директор компании Алексей Игнатьев. – Обобщив, можно их поделить на две категории: кресла для скоростных судов и кресла для всех остальных. Специфика первых – малые вес и габариты. Остальные суда в свою очередь делятся на несколько групп, из которых нас пока интересуют коммерческие. Это наш сегмент".

 

Файл кмз    Каркас кресла судоводителя перед отделкой / Фото:
Каркас кресла судоводителя перед отделкой / Фото: "Северное море"

Он отметил такие особенности конструктива кресел для экипажей гражданских судов, как наличие направляющих, по которым передвигается элемент, и механизм откидывания спинки. Как выяснилось, для экипажей "Морская энергетика" принципиально не изготавливает сиденья с углом откидывания спинки более 10 градусов от основного положения. "Это связано с тем, что, скажем, на мостике люди несут вахту и возможность разложить кресло там была бы совершенно лишней. Даже опасной", – пояснил наш собеседник.

 

По поводу направляющих "морские энергетики" не так принципиальны, хотя Игнатьев и осуждает любовь современных судостроителей к излишне, по его мнению, длинным направляющим – компания выполняла заказы на изготовление таковых длиной до 3000 мм. "Больше трех метров мы пока не делали, но можем. При таких длинах цена кресла очень сильно возрастает, но заказчиков это не останавливает. Мы спрашиваем: зачем? И так на флоте присутствует гиподинамия, а кататься, сидя в креслах, – это еще больше ее развивать. Ведь отказываются же проектировщики от лифтов для экипажей. Заказчики и слышать не хотят. Наверное, нам еще долго придется ставить кресла на излишне длинные направляющие".

 

В свою очередь, управляющий партнер компании "СБС" Юлия Демина рассказала, что для больших помещений проектанты могут закладывать длину направляющей до пяти метров и больше. "При этом на одном рельсе иногда устанавливается два и более кресел", – сказала она.

По поводу угла наклона спинки в "СБС" не так категоричны, как в "Морской энергетике". На прошедшей в октябре выставке "НЕВА 2023" компания представила модель кресла "Алютех Адмирал", которое раскладывалось на все 180 градусов.

 

Вообще, концепты экипажных кресел, в отличие от пассажирских, достаточно разнообразны. Помимо откидывания спинки (механизм, использующийся и в тех, и в других) возможны не только направляющие для "езды", но и поворотные устройства. При этом в зависимости от задачи поворот может быть на четверть круга, на половину, на 360 градусов. Опрошенные редакцией "Корабел.ру" капитаны судов различного назначения по поводу поворота кресла ответили по-разному. Например, капитаны спасательных катеров заявили, что им хватает поворота на четверть круга, зато dream-seat капитана атомного ледокола должен поворачиваться на все 360 градусов.

 

Моряки отмечают и многие другие важные для них конструктивные особенности кресел. Предоставим слово заместителю директора по флоту и безопасности мореплавания каспийского филиала ФГБУ "Морспасслужба" Сергею Гермашеву.

Капитанское кресло должно быть оснащено:


– механизмом регулировки высоты (это позволяет подобрать оптимальное положение с учетом индивидуальных параметров каждого пользователя);
– подголовником (для поддержки шеи и головы);
– регулируемыми подлокотниками (для снятия нагрузки с плеч и рук);
– поясничной поддержкой (помогает снизить нагрузку на поясничный отдел позвоночника и предотвращает появление болей в этой области);
– подставкой для ног.

 

Дополнительными аксессуарами, "обвесами", такими как раскладной стол, зарядка для телефона, место для хранения бинокля. Главное, чтобы они не мешали во время работы.

Файл морэнерг    Кресло судоводителя на направляющих / Фото:
Кресло судоводителя на направляющих / Фото: "Морская энергетика"

Западные производители также предлагают сиденья с выведенными на подлокотники системами управления. Однако чем больше этих "присадок", тем уже круг потребителей подобного товара. "Мы ничем таким не занимаемся. Нам, как и большинству производителей, интересно серийное производство, – сказал Алексей Игнатьев. – А эксклюзив... ну, проклюнет он раз в пять лет. Здесь как с мебелью для дорогих яхт. Их все строят за границей, здесь нет рынка, и мы туда не лезем. Словом, производим только то, что можно продать".

 

Чтобы выяснить, какими капитаны видят свои рабочие сиденья, мы предложили нескольким из них поделиться мнением по поводу угла наклона спинки, угла поворота сиденья, сдвига вперед-назад, степени мягкости сиденья, наличия "обвесов", материала обивки.

 

Капитан ПСК "Айруп" Мирза Д.В. Судовладелец: Морспасслужба.
1.Наклон спинки имеется. Обычно изменяется на 15 градусов при движении на дальние расстояния.
2. Механизма поворота кресла нет. Для нашего судна не нужен.
3. Сдвиг кресла имеется – 0,15 м. Для нашего судна достаточно. Очень редко требуется.
4. Скорее мягкое.
5. "Обвесы" не встречал. Для буксиров, думаю, было бы полезно.
6. Обивка – натуральная кожа. У нас кожзам еле выдержал пять лет – появились трещины.

 

Капитан СКБ "Капитан Мишин" Обвинцев А.В. Судовладелец: Морспасслужба.
1. Наклон спинки имеется. Обычно изменяется на 15 градусов при длительных переходах.
2. Механизм поворота кресла имеется. Для нашего судна поворот осуществляется на четверть круга влево и вправо, что удобно при швартовке.
3. Сдвиг кресла имеется – 0,15 м. Для нашего судна достаточно. Очень редко пользуемся.
4. Скорее мягкое.
5. Обвесы не встречал. Для буксиров, думаю, будет удобно.
6. Обивка – натуральная кожа.

 

Капитан ССН "Артемис Оффшор" Копосов И.Ф. Судовладелец: Морспасслужба.
1.Максимальный наклон спинки 15 градусов вполне достаточен для работы. Максимальный угол наклона спинки сиденья используем редко, в основном во время уборки (чистки кресла).
2. Из трех кресел, установленных на ССН "Артемис Оффшор", механизм поворота используется только на одном — для удобной работы с системой динамического позиционирования (поворот на четверть или половину).
3. Кресла передвигать приходится довольно часто, особенно кресло судоводителя (от органов управления судном в ручном режиме до стойки управления DP). Длина направляющих должна подбираться для каждого конкретного проекта судна индивидуально.
4. По мягкости из вариантов "мягкое", "скорее мягкое", "скорее жесткое" я выбираю второй.
5. По поводу обвесов. Считаю, что подобного рода схемы должны реализовываться по принципу "все или ничего". Эргономика, особенно для высокотехнологичных судов, очень важна. Если судном управляет один судоводитель, то у него все должно быть под рукой и он не должен тянуться к каким–то элементам управления, особенно на маневрах. Так что если места на подлокотниках недостаточно, чтобы разместить все органы управления судном, то лучше от этой идеи отказаться в пользу проверенных схем.
6. Натуральная кожа.

 

Александр Скрябин, капитан ГУАЛ "Арктика" ФГУП "Атомфлот" / Фото: Никита Грейдин
Александр Скрябин, капитан ГУАЛ "Арктика" ФГУП "Атомфлот" / Фото: Никита Грейдин

Теперь дадим слово капитану атомного ледокола "Арктика" Скрябину А.В.:

"Сразу хотел бы сделать оговорку. На ходовом мостике есть кресла, предназначенные для судоводителей, управляющих судном, расположенные по обоим бортам перед пультами управления и мониторами интегрированного навигационного комплекса, и есть кресла для капитана по бортам, чуть в стороне от мест управления ледоколом. Кресла перед пультами для тех, кто управляет судном, на мой взгляд, должны быть с углом наклона в пределах 15 градусов – для комфортной рабочей позы с учетом того, что есть три вахты, а это три разных человека, и каждый выбирает свой угол наклона спинки кресла.

 

С учетом разного роста и необходимости порой стоять перед пультами, а не сидеть, кресло должно иметь возможность сдвига метра на полтора назад, не более, чтобы те, кто может подойти к месту управления сзади, не спотыкались о направляющие в полу, огибая кресло, особенно в темноте: палуба на мостике должна быть максимально ровной.

 

Поворот кресел на ледоколах, если есть возможность, должен быть предусмотрен максимальный – 360 градусов, поскольку порой кратковременно приходится визуально следить за караваном, идущим за кормой. При этом возможность поворачивать кресло должна быть простой, без наклонов тела для поиска на ощупь рукоятки управления под сиденьем.

Материалом обивки кресла судоводителей может быть качественный кожзам с характерной окантовкой и двойной строчкой в местах соединения составных частей.

 

Подголовник на штангах – для возможности регулирования по высоте, подлокотники с возможностью складываться в вертикальное положение к боковым частям спинки! Сидение скорее твердое, с небольшой просадкой к середине, ширина не менее 52 см.

Складывающаяся подножка. Дополнительные опции кроме регулировки по высоте особо не нужны. Ну если только регулируемый подогрев сиденья и спинки.

 

Далее. Кресло собственно капитана. Обивка – кожа. Угол наклона до 30 градусов. Сдвиг не нужен. Регулируется по высоте. Поворот до 45 градусов в обе стороны от ДП, но это зависит от того, где конкретно на мостике расположено кресло.

 

Остальные параметры – как у кресла судоводителя, описанного выше. Под индивидуальный заказ я бы заказал себе именно такое капитанское кресло, но с функцией массажера типа "Ямагучи" с пультом управления, встроенным в правый подлокотник. Обязательно должны быть на мостике средства ухода за креслом, за механизмами, за кожей и т.п."

 

Заметим, что командиры спасательных судов все без исключения на вопрос о предпочтительной упругости сиденья ответили "скорее мягкое", и только командир атомного ледокола выбрал вариант "скорее твердое". По словам замдиректора компании "ЕвроСид" Дмитрия Кузнецова, оптимальный уровень упругости – весьма непростая задача для производителя.

 

"Комфорт экипажа напрямую зависит от мягкости пенополиуретана из которого изготовлены мягкие части сидений, а это целая наука! – рассказывает Дмитрий Кузнецов. – Пенополиуретан получается путем смешивания нескольких компонентов в заливочной голове специальной машины. Компоненты вступают в реакцию и получается мягкая, но упругая форма. Если форма будет слишком мягкой, то можно забыть о износостойкости и долговечности, но если сделать более жесткую форму, то можно забыть о комфорте, т.к. через час путешествия на таком сиденье все затекает. Над получением оптимального соотношения мягкости и долговечности наши технологи работали несколько лет и теперь мы с уверенностью можем назвать это нашим конкурентным преимуществом."

Кресла судоводителей в рубке атомного ледокола "Урал" / Фото:
Кресла судоводителей в рубке атомного ледокола "Урал" / Фото: "Атомфлот"

Кресло за $2000? – это по-божески

В аспекте ценообразования на судовые кресла к естественным экономическим слагаемым цены любого товара (материал, дизайн, трудозатраты и прочее) в последнее время добавился экстраэкономический фактор – импортозамещение, которое тоже стоит денег.

 

На примере той же "Морской энергетики": до санкций они заказывали комплектующие у итальянской фирмы, но по ходу нарастания санкций пришлось от них отказаться и искать более доступные аналоги. "Искали в Китае, вели там переговоры с несколькими фирмами, но вот удача – нашли все-таки у нас. И теперь мы выглядим вполне конкурентно", – рассказал руководитель компании Алексей Игнатьев.

 

Надо отметить, что не всем пока удается найти нужные материалы у российских партнеров. Так, директор по развитию ГК "Сибеко" Денис Чудинов, отвечая на вопрос корреспондента "Корабел.ру" о разнице стоимости кресел для экскурсионного теплохода от условно таких же, но для экскурсионного автобуса, ответил, что судовые кресла существенно дороже. По его словам, все дело в обивочных материалах: "Подбор материала для обивки мы ведем, исходя из результатов собственных испытаний и с учетом требований Регистра. В России материалы, подходящие под наши и Регистра требования, не производятся, и цена существенно повышается".

 

То, что в деле производства негорючих тканей Россия пока не особенно преуспела, подтвердили поставщики тканей – компании "Треартекс" и "Северная игла". В частности, по словам генерального директора компании "иглы" Светланы Милич, у нас пока не производят нити типа "Тревира". "Мы поставляем импортный текстиль. На сегодня это более качественные сертифицированные материалы, – сказала она. – В России не существует производства тканей из нитей Trevira CSкоторые не поддерживают горение и сохраняют данное свойство после стирок, в том числе многократных".

 

Впрочем, кое что производят уже и в России. В частности, "Треартекс" реализует две коллекции пригодных для обивки судовых тканей: собственно европейскую Treartex (рогожка, бархат, шенилл и пр.) и "Русинтекс" – российские пожаробезопасные ткани, которые на сегодняшний день составляют рогожки, искусственная кожа "Иннолон". Также в разработке шенилл и бархат.

 

Объясняя разницу стоимости морских и сухопутных кресел, Алексей Игнатьев привел замечательный пример из опыта "Морской энергетики". Однажды в компанию обратились сотрудники верфи с просьбой изготовить кресло для судна на подводных крыльях (СПК). "Для судов с динамическим принципом поддержания есть специальные требования РМРС. Чтобы они были соблюдены, кресло нужно подвергнуть проверке на повышенные нагрузки (9 g), а это очень дорогое испытание, – говорит Игнатьев. – Поскольку требовалось всего одно кресло, мы посчитали и отказались. Самое интересное, что верфь купила-таки кресло у другого поставщика... за два миллиона рублей".

 

Испытания опытных образцов судовых кресел – еще одна немаловажная составляющая высокой себестоимости. Если изделие не выдержит ударную нагрузку, то не видать производителю сертификата Регистра. В результате приходится закладывать в изделие повышенный запас прочности, а это требует высокой технологичности, что стоит недешево, и соответствующего подбора материалов.

Кресло судоводителя-оператора "Алютех Адмирал" от компании "СБС" раскладывается на 180 градусов / Фото: Корабел.ру
Кресло судоводителя-оператора "Алютех Адмирал" от компании "СБС" на выставке "НЕВА 2023" / Фото: Корабел.ру

По словам замдиректора компании "ЕвроСид" Дмитрия Кузнецова, важным отличием судовых кресел от автотранспортных является то, что из-за предъявляемых жестких требований к весу изделий их приходится изготавливать из алюминиевых сплавов, иногда даже прибегая к авиационным технологиям.

 

"Испытания судовых кресел сами по себе более дорогостоящие, к тому же процедуры по получению сертификатов долгие и сложные, плюс требующие предварительного написания программы испытаний, – говорит Дмитрий Кузнецов. – Алюминиевые сплавы стоят дороже обычной СТ3 или 09Г2С, да и работа с ними требует аргоновой сварки и более квалифицированного персонала. Это влияет на себестоимость изделия. Но самым главным в ценообразовании является материал обивки сидений. Например, для судовых пассажирских кресел требуется ткань с сертификатом РМРС. Такая ткань в разы дороже обычной, применяемой в автопроме".

 

Примечательно, что норвежский бренд Alu Design AS до ухода с российского рынка активно продвигал кресла судоводителя, испытанные на нагрузке 12 g. Перегрузки именно такой интенсивности должны переносить космонавты, но (!) в противоперегрузочных костюмах. Упомянутое выше "Алютех Адмирал" от "СБС" тоже продается с пометкой "протестировано на удар 12 g". Наш корреспондент поинтересовался, зачем компания производит такие кресла, когда достаточно было бы и меньшего, и не влечет ли "космический" запас прочности космическую же себестоимость. Сотрудники компании объяснили, что раньше поставляли... норвежские кресла с теми самыми 12 g. А когда решили изготавливать своими силами, то просто сделали такие же.

 

Что до стоимости изделия, то отпускная цена "Алютех Адмирал" – 300 тысяч рублей (по крайней мере, в октябре 2023 года на выставке "НЕВА 2023" было так). Но внимание! – Это цена за кресло без финишной отделки. Дальше уж зависит от требований и возможностей заказчика. Хорошая кожа очень хорошо стоит. Да и пошив – работа тонкая.

Автор: Березниченко Вячеслав
Поделиться новостью
"Атомфлот", ФГУП
Мурманск
+7 (8152) 553-355
"Северное Море", ООО Санкт-Петербург
+7(812)369-40-19,+7(812)369-62-00,+7(812)369-77-80
"Морская Энергетика", ООО Санкт-Петербург
+7(812)319-21-19
"СБС", ООО Санкт-Петербург
+7(812)240-44-64
"Морская спасательная служба", ФГБУ Москва
+7 (495) 626-18-08
"Сибеко", ООО Березовский
+7 (343) 304-64-01
"ЕвроСид", ООО Нижний Новгород
+7 (831) 423-73-71



Комментарии   2.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-1+
#Титов Андрей Семенович, 14.01.2024, 17:28Вообще удивлён наличием кресел на мостике. Кресла может быть только два: одно у оператора который непрерывно управляет судном, второе Капитанское мобильное. Все остальные участники ходовой вахты несут вахту "на ногах "
-0+
#Березниченко Вячеслав Анатольевич, 19.01.2024, 13:34На фото их два и есть...

Предыдущая новость