- A + Автор: Ренарт Фасхутдинов КомментарииПрочитано 764 раза   |
Мы продолжаем наш цикл материалов, посвященных состоянию инфраструктуры и флота на российских реках. Вкратце напомним, о том что это за цикл такой и как он рождался.
Перед началом нового навигационного сезона "Корабел.ру" решил выяснить, а какими данными и цифрами оперируют правительства республик и областей России, оценивая ситуацию на региональных акваториях. Мы разослали в профильные ведомства несколько вопросов и получили разнообразные ответы.

Сразу оговоримся, что собрать сведения в итоге удалось не по всем регионам — часть из них либо проигнорировали наши запросы, либо ответили дежурной парой строк. Однако некоторые вполне добросовестно расписали большую часть спектра интересующей нас информации.

На прошлой неделе мы уже представили материал, составленный из ответов правительства Санкт-Петербурга. Сегодня на очереди сразу два региона — Новгород и Псков. Почему мы их объединили в одну статью? На то есть пара веских причин.
 
Администрация Новгорода

Во-первых, они близкие соседи, которые живут, тесно взаимодействуя. Причем эта общность сложилась еще тысячу лет назад. Не зря ведь Псков в свое время гордо именовал себя младшим братом Господина Великого Новгорода. А во-вторых, и, может быть, даже в-главных, каждый из этих регионов ответил лишь на часть из адресованных им вопросов.

Это, кстати, один из важных выводов проведенного нами опроса — либо в администрациях не имеют в своем распоряжении всех цифр, необходимых для полномасштабного видения картины на речке, либо там часть сведений не считают нужным обнародовать.

Но довольно лирики, давайте перейдем к тем фактам, которыми нас снабдили новгородские и псковские чиновники. Еще раз оговоримся здесь (и, видимо, будем делать это и впредь): сведения во многих случаях будут неполными и обрывочными. Но это именно те цифры и факты по береговой инфраструктуре и местному судоходству, которые лежат прямо сейчас на столах в региональных администрациях. Что уже само по себе интересно для понимания.

Какими водными путями располагают регионы?

На территории Новгородской области расположены внутренние водные пути протяженностью 620 км, из них 124 км с гарантированными габаритами судовых ходов без освещаемой обстановки. Судоходные трассы включают реки Волхов, Ловать, Полисть, Мста.

В целях улучшения интенсивности пассажирских перевозок по реке Волхов на участке от причала Старая Ладога до Ладожского озера Росморречфлотом проводятся необходимые дноуглубительные работы по увеличению гарантированной глубины судового хода и безопасного подхода туристских судов к причалу Старая Ладога. В соответствии с распоряжением Росморречфлота от 15.12.2017 №ВО-344-р "О перечне судовых ходов с установленными гарантированными габаритами судовых ходов, категориями средств навигационного оборудования и сроками их работы, а также сроками работы судоходных гидротехнических сооружений в навигацию 2018 года".

На данном участке установлены следующие гарантированные габариты судового хода: глубина 3,5 м, ширина 40 м, радиус закругления 500 м.

Что касается Псковской области, то на ее территории протяженность внутренних водных путей составляет 503 тыс. км. Из них 372 тыс. км — протяженность водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов (участки водных путей, на которых устанавливаются наименьшие габариты судового хода: глубина, ширина и радиус закругления при проектном уровне воды).

Какова ситуация с речными перевозками?

За навигационный период 2018 года в Великом Новгороде перевозится 7500 человек, осуществлено 48 судозаходов, перевезено 497 тонн грузов. Регулярные перевозки внутренним водным транспортом на территории Новгородской области не осуществляются.

В Псковской области регулярные водные перевозки пассажиров осуществляются на территории двух районов: Псковского и Печорского. В период навигации 2018 года на острова Колпино и Каменка перевезено 3024 пассажира, для обеспечения жизнедеятельности островов на них было доставлено 954 единиц автотранспортной техники (пожарная дорожная техника, автомобильный транспорт используемый для доставки почты и сжжиженного газа, частных автомобилей граждан).

Других сведений по динамике нам не предоставили.

Кто и каким флотом осуществляет перевозки?

Туристические перевозки в Новгородской области ведутся туристическими теплоходами "Великий Новгород", "Москва — 101", "Вече". Грузовые и пассажирские перевозки на внутренних водных путях производит ОАО "Новгородский порт". Задействованы в сфере внутреннего водного транспорта ФБУ "Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей", ГОАУ "ДО "Морской центр капитана Варухина Н.Г.".
 
Теплоход "Вече" / Фото из соцсетей

На этом сведения от чиновников по этому региону исчерпываются. Псковская область поделилась с нами более подробной информацией.

На территории Псковского района водные перевозки осуществляет катер "Талабск", принадлежащий МУП "Колхоз им. Залита" (тип судна разъездной водомерный катер) по маршруту деревня Толбица – остров им. Залита – остров им. Белова и в обратном направлении. Катер осуществляет деятельность в период с апреля по октябрь, четыре раза в неделю. В пиковый сезон 2018 года (май-сентябрь) было перевезено порядка 7 тысяч человек, в остальное время пассажиропоток в 3 раза меньше.

В настоящее время администрация Псковского района в рамках международного крупномасштабного проекта LIP-3 "Экономически и экологически устойчивый регион Чудского озера – 2", реализуемого по программе приграничного сотрудничества "Россия-Эстония 2014-2020", планирует строительство причального сооружения в деревне Толбица Псковского района. Также в 2019 году планируется приобретение дополнительного катера вместимостью 32 пассажира.

Перевозка грузов и пассажиров на территории Печорского района осуществляется путем использования пассажирского катера "Обозерье" проекта КС-102-02 и самоходной баржи "Вамбала". "Вамбала" ведет паромную переправу из Кулье в Медли и обратно. При этом, поясняет администрация, в настоящее время отсутствуют лица, которые имеют соответствующие документы на управление указанным судном и готовы приступить к исполнению обязанностей техника-судоводителя.

Катер "Обозерье" идет по длинному маршруту: Кулье — Сельцы — Медово — Рожитец — Крупп — Рожитец — Медово — Сельцы — Кулье — Шартово — Медли — Кулье.

Также в пользовании пансионата Кривск Центрального Банка России имеется аналогичный имеющемуся развозной катер проекта КС-102-02.

Что делается в плане развития береговой инфраструктуры?

В 2018 в целях развития инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта для пассажирского сообщения в Ленинградской области, Новгородской области и в Республике Карелия подписано соответствующее соглашение между указанными субъектами, а также ООО "Конт" и ООО "СК "Инфофлот". В рамках соглашения начата работа по строительству трех причалов на территории Новгородской области (в Великом Новгороде, Новгородском и Чудовском районах). Завершение строительства причалов планируется в 2019 году.

Все ли в порядке с экологической ситуацией?

В 2017 году общий объем сброса сточных вод в водные объекты от предприятий и организаций Новгородской области составил 85,08 млн кубометров. Объем недостаточно очищенных сточных вод составил 17,41 млн кубометров (20,46%), в то время как в 2016 году — 65,02 млн кубометров. Объем нормативно-очищенных на очистных сооружениях — 53,42 млн кубометров (62,79%), из них ПАО "Акрон" сбрасывает 48,77 млн кубометров (57 % от общего объема сброса).

ПАО "Акрон" принимает сточные воды от МУП "Новгородский водоканал" (г. Великий Новгород) для очистки и водоотведения. В течение 2015-2017 годов ПАО "Акрон" проведены водоохранные работы включающие ремонт городских БОС и систем водоснабжения, канализационных сетей.

Всего в поверхностные водные объекты Новгородской области в составе сточных вод в 2017 году сброшено 17 802,24 т загрязняющих веществ, в 2016 году сброшено 15 345,69 т загрязняющих веществ.

Кроме того, остается проблема сброса поверхностных сточных вод с территории Великого Новгорода в водные объекты, включая Волхов, без очистки. Мероприятия по устройству очистных сооружений на выпусках ливневой канализации в водные объекты, расположенные на территории Великого Новгорода включены в муниципальную программу. Ориентировочная стоимость 6 140 500 тыс. рублей. За 2017-2018 гг. бюджетные средства на устройство очистных сооружений на выпусках ливневой канализации в водные объекты не выделялись.

Теперь перейдем к соседям — в Псковскую область.
 
Псковский кремль / "Википедия"

Мониторинг химического состава поверхностных вод показал, что превышения предельно допустимых норм наблюдались по железу (в диапазоне от 5,2 до 13,9 раз), марганцу (в диапазоне от 5,8 до 10 раз), химическому потреблению кислорода (в диапазоне от 1,2 до 6,5 раз) на реках Черма, Желча, Пиуза, Великая, Шелонь.

За счет субвенций из федерального бюджета проведены работы по расчистке и дноуглублению реки Оршанки в Новоржевском районе Псковской области, определены границы водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов,разработан проект "Расчистка Псковского озера в районе дер. Шартово Печорского района Псковской области".

Благодарим за помощь в подготовке этого материала министерство транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области и комитет по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области

Материалы по теме:
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Санкт-Петербург
Автор: Ренарт Фасхутдинов
Поделиться новостью
"СК "Инфофлот", ООО
Россия, Санкт-Петербург+7 (812) 275-09-83
"Новгородский порт", ОАО Россия, Великий Новгород+7(8162)66-76-34
"Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей", ФБУ Россия, Санкт-Петербург+7 (812) 314-28-48
"АКРОН", ОАО Россия, Великий Новгород(8162) 99-63-96

Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   3.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или
--1+
#Францев Михаил Эрнстович, 19.04.2019, 08:43Взгляд, прямо скажем, узкий, почти как через амбразуру. Ни описания водных путей, ни схем перевозок, ни проектов судов, ни особенностей эксплуатации. Для профессионала информации - ноль. Для дилетанта - просто скучно. Показывает уровень информированности чиновников "руководящих и принимающих решения". Поэтому и результаты соответствующие. Может быть стоило при подготовке материала пользоваться более информированными источниками или более тщательно поработать самим?
-0+
#Ивакин Николай Николаевич, 19.04.2019, 09:09Уважаемый Михаил Эрнестович! Автор ведь не случайно назвал цикл материалов так как назвал. "Корабел" не раз писал об этих же проблемах опираясь на собственное видение ситуации и экспертные заключения ( в том числе и Ваши, за что большое спасибо). А теперь показываем информированность тех, кто принимает решения. Читайте, сравнивайте квалификацию региональных руководителей.
-0+
#Францев Михаил Эрнстович, 19.04.2019, 13:28Николай Николаевич! Может быть, если пришла охота заниматься сравнительным анализом компетенций, стоило тогда сразу поручать кому-нибудь сбор профессиональной информации и публиковать оба материала в паре, неразрывно, как сиамских близнецов? Это было бы интереснее, вызывало бы стремление к какой-нибудь полемике. А так, мы все получаем ответ на один вопрос: "Почему наш внутренний водный транспорт там, где находится?" - "А вот потому, читайте изложенный выше материал!"

Предыдущая новость