реклама

Российские реки: взгляд из правительственных окон. Санкт-Петербург

На российских реках и акваториях скоро начнется новый навигационный сезон, и это хороший повод поговорить о том, в каком состоянии находятся сегодня судоходство и береговая инфраструктура в российских регионах.

Мы обратились к региональным правительствам и администрациям, запросив у них данные. Ответы получили разные — где-то полнокровные рассказы о том, чем живет река, а где-то пару строчек. Но в любом случае это все интересная и полезная информация, так как из этой мозаики в конечном итоге и складывается объемная картина состояния наших рек.

В одном материале, конечно, невозможно уместить всю Россию — от Архангельска до Хабаровска. Поэтому сегодняшней статьей мы открываем целый цикл заметок, в ходе которых будем, постепенно продвигаясь на восток, рассказывать вам о том, как обстоят дела на наших акваториях. Причем, подчеркиваем это, не с точки зрения частных судоходных компаний или их клиентов, а в статистическом разрезе. То есть покажем вам ту картину, которая видна из окон правительственных кабинетов.

В ней чаще всего нет вздохов по поводу роста цен на топливо, ветшания причалов или массового списания судов. Нет острых вопросов о том, как спасать ситуацию, нет предлагаемых мер. Но зато есть понимание того, какие цифры и факты лежат в папках на чиновничьих столах. Именно на них местные администрации и опираются, представляя себе положение дел на реках России.

А начнем мы с родного для нас Санкт-Петербурга. Впрочем, дело не только в логике землячества, сами понимаете. Просто этот город связан с водой и судоходством так, как мало какой другой в России. Обращаем внимание, что здесь речь пойдет именно о Санкт-Петербурге как об отдельном субъекте. Ленинградскую область оставим для другого разговора.
 

Санкт-Петербургский международный морской фестиваль / http://www.sppn.org/


Какими водными путями располагает Санкт-Петербург?

В общей сложности в Санкт-Петербурге и пригородах насчитывается 64 реки, 48 каналов и 34 ручья. Общая протяженность водотоков 555,5 км, из них в целях судоходства используются 23 водных объекта общей протяженностью 104,168 км.

К расположенным в границах Санкт-Петербурга внутренним водным путям Российской Федерации относятся реки Нева, Малая Нева, Большая Невка, Средняя Невка и Малая Невка протяженностью судоходных путей 53 км.

19 водных объектов, не вошедших перечень внутренних водных путей РФ, также используются для судоходства. Их общая протяженность 51,168 километра. В том числе 8 объектов с наиболее интенсивным судоходством имеют протяженность 22 километра.

В пределах города на внутренних водных путях федерального значения в настоящее время расположено 20 стационарных причалов.

Какова ситуация с грузовыми водными перевозками?

Основные перевозчики, осуществляющие грузовые перевозки по Санкт-Петербургскому участку Волго-Балтийского водного пути, это "Адмирал Маритайм", судоходная компания "Башволготанкер", "Белозерский порт", "В.Ф. Танкер", "Петрозаводская судоходная компания", "Рыбинское речное пароходство", судоходная компания "Волжское пароходство", "Северо-Западное пароходство", "Череповецкий порт".

Грузы, проходящие через пункт "Благовещенский мост", идут преимущественно в сообщении река-море и в морской порт "Большой порт Санкт-Петербург" и являются транзитными по отношению к городу.


Тот же вопрос по пассажирским перевозкам.

Пассажирские перевозки внутренним водным транспортом по туристским маршрутам осуществляются в направлениях Ладожское озеро (острова Валаам, Коневец), Онежское озеро (г. Петрозаводск, о. Кижи), по Волго-Балтийскому водному пути в Москву и в города, расположенные на реках Волга, Кама и Дон.

Речные круизные суда прибывают и отправляются в рейсы от трех пассажирских причалов в Санкт-Петербурге. Это суда проекта 26-37 (класс "М2,0"), проекта 588 (класс "О"), проекта 301 (класс "М"), проекта 302 (класс "М"), проекта 92-16 (класс "О"), проекта Q – 056 (класс "M").

Кроме того, в Санкт-Петербурге значительную долю занимают перевозки пассажиров скоростными судами, а также перевозки по экскурсионно-прогулочным маршрутам по водным путям, не вошедшим в перечень ВВП РФ.

Основными перевозчиками являются судоходные компании "Аква Экскурс", "Альбатрос", "Алые паруса", "Астра Марин", "ВодоходЪ", "Драйвер", "Евротранс", "Мелодия", "Минхерц и Ко", "Нева Тревел Компани", "Невский фарватер", "Пассажирский порт", "Самсон", "Северная Венеция", "Смольнинское пароходство", "Совет по туризму" ("Речной трамвай Спб"), судоходная компания "Белые ночи", "Теплоход СПб".

Каким флотом производятся эти перевозки?

По данным Российского Речного Регистра на 2018 год, к Санкт-Петербургу приписано 401 судно, занятое перевозками пассажиров по экскурсионно-прогулочным и пригородным маршрутам, в том числе 72 маломерных судна коммерческого использования. В общей сложности насчитывается 94 судовладельца.

Флот коммерческих перевозок пассажиров в Санкт-Петербурге можно разделить на четыре категории:

  1. Скоростные пассажирские суда — суда на подводных крыльях, осуществляющие перевозки пассажиров по внутренним водным путям Российской Федерации и в Невской губе Финского залива.
  2. Пассажирские суда, осуществляющие перевозки пассажиров экскурсионно-прогулочными маршрутами по внутренним водным путям Российской Федерации и в Невской губе Финского залива.
  3. Пассажирские суда, осуществляющие перевозки пассажиров экскурсионно-прогулочными маршрутами по внутренним водным путям Российской Федерации, а также по водным объектам пригодным для судоходства, но не включенным в перечень внутренних водных путей Российской Федерации.
  4. Маломерные суда, используемые в коммерческих целях, осуществляющие перевозки пассажиров по водным объектам на основании лицензии.
Метеор / Корабел.ру


Основные виды пассажирских судов, эксплуатируемых на пригородных и экскурсионно-прогулочных маршрутах в Санкт-Петербурге, это суда проекта 342Э (тип "Метеор"), проекта 352/03521 (тип "Восход"), проекта Р51ЭА (тип "Москва"), проекта Р 35 (тип "Нева"), проекта Р-118 (тип "Фонтанка"), проекта 82510 (тип "Фонтанка"), проекта 82840 (тип "Фонтанка"), проекта 82841 (тип "Фонтанка"), проекта 792/792А (тип "ПС"), проекта "Ладожанка", проекта КС-100М и проекта 82500 (тип "Мойка").

Средний возраст речных пассажирских судов эксплуатируемых на экскурсионно-прогулочных маршрутах — 33 года.

Организация скоростных перевозок также возможна на судах-катамаранах. Так, тестовая эксплуатация скоростного пассажирского катамарана "Грифон" Средне-Невского судостроительного завода в навигацию 2018 года дала положительные результаты.

Развитие пассажирского флота в Санкт-Петербурге в основном происходит посредством модернизации и обновления существующих теплоходов. Из конструктивно новых теплоходов частными компаниями приобретаются однопалубные суда.

Сколько пассажиров перевезено за прошлый год?

По информации Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга, в период навигации 2018 года скоростными судами перевезено 982 964 пассажира, пассажирскими судами по экскурсионно-прогулочным маршрутам с выходом в Финский залив — 423 941 пассажир, по рекам и каналам Санкт-Петербурга 1 586 338 пассажиров. Всего перевезено 2 993 243 пассажира.

Если говорить об объеме пассажирских перевозок речными круизными судами в 2018 году, то к причалу Уткина заводь подошло 308 судов с 64 395 пассажиров (отошло 314 судов с 63 918 пассажирами), к Соляному причалу — 150 судов с 25 123 пассажирами (отошло — 148 судов с 24 544 пассажирами), к причалам Речного вокзала — 104 судна с 17 432 пассажирами (отошло — 105 судов с 17 145 пассажирами). Общее количество подошедших к причалам города судов — 562, отошедших — 567. Общее количество прибывших пассажиров — 106 950, отбывших — 105 607.

Каков средний возраст судов, работающих на акваториях Санкт-Петербурга?

Среди пассажирских и грузопассажирских судов чуть больше четверти находятся в возрасте 30-39 лет, еще 21,6% имеют возраст 40-49 лет. Треть всех судов старше 50 лет. А младше 30 лет — 18,1%.

По сухогрузам — 30,1% судов находится в промежутке от 30 до 39 лет. Чуть больше четверти — в возрасте 40-49 лет. Старше 50 лет — 39,5%. Младше 30 лет — 4,3%.

По наливным судам — 17,2% старше 30, но моложе 40 лет. Ровно треть судов находится в промежутке от 40 до 49 лет. Еще 43,2% старше полувека. Лишь 5,2% судов меньше 30 лет.

И по буксирам — 35,5% имеют возраст в 30-39 лет. Еще 29,2% — от 40 до 49 лет. Свыше 50 лет насчитывают 26,7% буксиров, а младше 30 лет — 7,4%.
 

"Омский-140" и "АНТЭ". Набережная Лейтенанта Шмидта. Санкт-Петербург. / Корабел.ру


Как город планирует развивать речные перевозки?

Всего в Санкт-Петербурге насчитывается около 100 туристических маршрутов. У главных исторических и туристических объектов уже проходят десятки маршрутов. Центральная акватория Невы в пиковые даты сезона (особенно в праздники и ночью перед разводкой мостов) имеет очень плотную загруженность, а на каналах регулярно образуются "пробки".

В последние годы, в связи с развитием территорий, прилегающих к Невской губе Финского залива, получили распространение маршруты, включающие выход по Малой Неве в Финский залив с остановками на Елагином и Крестовском островах.

Таким образом, для дальнейшего развития перевозок внутренним водным транспортом в Санкт-Петербурге город готов прорабатывать следующие вопросы:
1. Размещение новых объектов инфраструктуры для водного транспорта (причалы, заправки, места стоянки, зимнего отстоя и бункеровки).
2. Разработка новых туристских маршрутов, в том числе экскурсионно-прогулочных.
3. Модернизация существующих и постройка новых пассажирских судов для Санкт-Петербурга.

Благодарим за помощь в подготовке этого материала комитет по транспорту администрации Санкт-Петербурга.




Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Читают Корабел!
13:16 , 27 Марта 2024 / события