Судовладельцы должны остерегаться фирм, которые предлагают приобрести нефтепродукты за пределами стандартных зон якорной стоянки, так как это предложение может быть уловкой, чтобы заманить, ограбить или захватить в плен танкер.
Один из таких примеров: капитан танкера сообщил охранной компании о поступившем в Гвинейском заливе предложении. Пока неизвестно, откуда авторы электронного письма заранее знали детали маршрута следования судна. Также пока неясно насколько часто злоумышленники прибегали к такой хитрости. Схема действий используется преступными группировками для установления контактов с несколькими судоходными фирмами.
"Dryad Maritime Intelligence" предупредила, что в лучшем случае, применяемая методика побуждает к незаконной бункеровке. В худшем это может быть сопряжено с большой опасностью, когда судно заманивается в районы, где его можно без труда захватить и ограбить.
В нашем примере капитан получил письмо от неизвестного адресата, в котором предлагались услуги морской компании по покупке нефтепродуктов. Цена зависела от типа продукта: список варьировался от сырой нефти до бензина и авиационного топлива. В сообщении содержалась информация о перемещении груза с одного судна на другое и условия договора, пишет сайт РПСМ.
Сообщение было отправлено с личного адреса электронной почты, и компания-автор письма не работала в Гвинейском заливе. Цены, установленные на различные нефтепродукты, были значительно ниже рыночных, причем продажу груза предлагалось произвести в 40 милях от обычного района якорной стоянки.
Эти факты насторожили разведывательные фирмы, поэтому они и обратились в Объединенный комитет страховщиков груза Ллойда (Joint Cargo Committee).
Возможно, отправитель письма имел доступ к информации о перемещении судов на законных основаниях, однако эти данные должны были им использоваться в иных целях.
Несмотря на отсутствие возможности подтвердить, что в Западной Африке имеет место противоправная деятельность, охранные компании говорят о том, что возникшая ситуация крайне нетипична и весьма подозрительна. Как считают работающие в данном регионе охранные агентства, во время нелегальной бункеровки было несколько случаев захвата судов и кражи груза.
"Dryad Maritime Intelligence" заявила об отсутствии каких-либо подтверждающих фактов, но вполне возможно, что преступная группировка могла предоставить настоящие детали контракта и попытаться согласовать сделку с капитаном судна, который мог бы стать соучастником противозаконного действия.
Независимо от того, предшествовало ли это серьезному преступлению или заключению сделок на черном рынке, возникший инцидент говорит о свободном доступе к информации о перемещениях судов в Гвинейском заливе.
По мнению "Dryad Maritime Intelligence", в борьбе с морской преступностью информационная безопасность имеет ключевое значение. "Опасность возникает тогда, когда очень мало внимания уделяется целостности, надежности и защите имеющихся сведений", – заявил начальник разведывательной службы "Dryad Maritime Intelligence" Иэн Миллен. "Если вам все равно, кому известно о ваших будущих планах касательно вашего же судна и груза, то в таком случае не удивляйтесь, если кто-то ещё проявит к ним интерес. Если этот "кто-то" – шайка преступников, которой нужен ваш груз, то тогда вы попали в беду".