Когда от завода остаются лишь брошенные цеха с голыми стенами, вернуть его к жизни очень трудно. Сколько таких историй уже было по стране! Но если находятся люди с горящими глазами, они могут совершить невозможное. Всего за четыре года "Поморская судоверфь" воскресла, как феникс. Как это произошло - читайте в нашем интервью с замдиректором предприятия
В 50-х годах, в уже далеком для нас Советском Союзе, в Северном морском бассейне каждый год списывали не один десяток отслуживших свой срок судов. Места для их утилизации не было, поэтому их приходилось переправлять в другие бассейны, где были специализированные базы для их разделки.
Решение по исправлению этой ситуации было принято только в 1960 году: Госплан СССР утвердил плановое задание Росглаввтормета на разработку проекта судоразделочного завода в Архангельске в районе Турдеевской лесобазы. Ее ввод в эксплуатацию состоялся в 1974 году.
Как и значительная часть крупных советских предприятий, к концу 1990-х годов, предприятие практически прекратило свою работу, а к 2014 году от завода остались только голые стены цехов, из которых было выдернуто все, что только можно, начиная от кабелей, заканчивая металлическими лестницами.
Мало кто верил, что такое предприятие будет возможно восстановить. Масштабные изменения начались с 2014 года, когда появилась инициативная команда людей, болеющих за развитие промышленности в регионе.
В течении четырех лет в бывшие цеха вернулась жизнь: появились новые станки, были созданы условия для комфортного труда работников: новые раздевалки, столовая, душевые, комнаты отдыха. Проведена расчистка территории и акватории предприятия от металлолома, затонувших судов, начат ремонт цехов. Основным профилем деятельности стал судоремонт и судостроение. С того момента завод обрел имя - "Поморская судоверфь".
Сейчас "Поморская судоверфь" – набирающее обороты предприятие, которое сформировало трудовой коллектив, имеющий богатый опыт в области судоремонта. Судоверфь освоила широкий спектр услуг, связанных с ремонтом, модернизацией, обслуживанием и утилизацией судов.
На данный момент она остается единственным предприятием в регионе, которое осуществляет разделку судов на металлолом с соблюдением технологических и экологических норм. Производственные мощности расположены в юго-восточной части Архангельска на левом берегу реки Северная Двина в Исакогорском территориальном округе, пос. Турдеево, ул. Центральная, д. 2.
Более подробно о предприятии, о том, что происходит в регионе, а также о планах на будущее нам расскажет заместитель директора по производству – Сергей Кисляков.
- Много ли у "Поморской судоверфи" заказчиков? Кто основные заказчики и есть ли среди них соседи - из Коми, Вологодской области и других областей и регионов?
- Заказчиками являются компании "Мурманское пароходство", "Морспасслужба Росморречфлота", "Белфрахт", "Архангельский речной порт" и различные судовладельцы региона.
Кроме того, имеются выездные ремонтные бригады, готовые оказывать услуги судоремонта заказчикам из любых регионов – был опыт выездных работ в Мурманской, Калининградской, Ростовской области, Ненецком автономном округе и даже в Приморском крае.
- Как вы оцениваете речное судоходство в регионе? Есть ли оно, живет ли, есть ли у речных судовладельцев деньги?
- Основные наши клиенты — это судовладельцы речных судов и судов типа "река-море". Речное судоходство начинает оживать в связи с подъемом в регионе лесопромышленного производства.
Но в силу сложной экономической ситуации, многие судоходные компании на данный момент просто не могут себе позволить содержать и ремонтировать собственный флот. Кроме того, с каждым годом увеличиваются требования классификационных обществ, и, в конечном счете, судовладельцы продают суда или отправляют на утилизацию. Ряд компаний уходит, появляются новые, но в целом наблюдается тренд сокращения флота на рынке судоходства.
Работаете ли на подряд с другими, более мелкими судоремонтными компаниями?
- Да, мы сами понимаем, как сейчас сложно получить подрядные работы, поэтому с должным вниманием и уважением относимся к предложениям подрядных организаций и всегда стараемся приглашать их к сотрудничеству. Зачастую это необходимо для сокращения срока сдачи судна из ремонта.
- Проводится ли модернизация мощностей? Если да, то что конкретно было обновлено.
- С 2014 года на предприятии начали проводить модернизацию, ремонт мощностей и инфраструктуры предприятия.
От затопленных судов и металлолома была очищена прилегающая к предприятию акватория и территория, отремонтирован слип Г-300, переоборудована причальная линия, началось обновление станочного оборудования, начат капитальный и косметический ремонт зданий цехов и заводоуправления, проведены работы по благоустройству территории предприятия.
В марте 2018 года с целью повышения производительности труда и качества оказываемых услуг на "Поморской судоверфи" запущено производство автоматического раскроя листового металла. Приобретено новое современное отечественное оборудование газоплазменной резки металла с ЧПУ.
- В чем вы отличаетесь от конкурентов в регионе?
- "Поморская судоверфь" – относительно небольшое предприятие с общим количеством рабочего персонала до 100 человек. Поэтому мы более гибкие и мобильные и готовы предоставлять качественные услуги судоремонта по более низкой стоимости.
Слип предприятия осуществляет подъем судов длиной до 115 метров, массой до 3000 тонн и средней осадкой до 4,5 метров. А в силу своего выгодного местоположения судоверфь осуществляет слипование судов до глубокой осени при низкотемпературных условиях. Фактически перерыв в слиповании судов, несмотря на нахождение в северном регионе, длится всего четыре месяца – с декабря по март.
Кроме того, мы ведем разделку судов на металлолом с соблюдением природоохранных норм. Однако эту деятельность развивать непросто, так как в последние годы в морском порте Архангельск появилось несколько точек "пиратских" судоразделок. По сути порт Архангельск стал центром "черной" утилизации судов Западной Арктики. Но данный факт не вызывает должного внимания со стороны властей и различных надзорных органов.
- Ваши планы на ближайшие будущее?
- В планах вывести производственную структуру и техническое оснащение предприятия на современный уровень. Постоянно повышать качество предоставляемых услуг судоремонта. Внедрять современные технологии утилизации судов. Развиваться в направлении судостроения.
Однако считаем, что судоремонтным предприятиям сложно развиваться без поддержки государства, так как большинство банков, к сожалению, ведут политику, по сути, направленную на подрыв промышленных предприятий. Банки не считают производственные активы предметом залога и не дают под них кредиты, а налоговая и административная нагрузка на бизнес с каждым годом только увеличивается. Кроме того, средним судоремонтным компаниям сложно работать в отрыве от крупных предприятий и холдингов, а также без кооперации с другими судоремонтными и судостроительными компаниями.
Но несмотря на все, мы с оптимизмом смотрим в будущее и верим в успех нашего предприятия, который заключается в устойчивых партнерских отношениях с рядом судоходных региональных компаний.
Решение по исправлению этой ситуации было принято только в 1960 году: Госплан СССР утвердил плановое задание Росглаввтормета на разработку проекта судоразделочного завода в Архангельске в районе Турдеевской лесобазы. Ее ввод в эксплуатацию состоялся в 1974 году.
"Поморская судоверфь" / Корабел.ру |
Как и значительная часть крупных советских предприятий, к концу 1990-х годов, предприятие практически прекратило свою работу, а к 2014 году от завода остались только голые стены цехов, из которых было выдернуто все, что только можно, начиная от кабелей, заканчивая металлическими лестницами.
"Поморская судоверфь" / Корабел.ру |
Мало кто верил, что такое предприятие будет возможно восстановить. Масштабные изменения начались с 2014 года, когда появилась инициативная команда людей, болеющих за развитие промышленности в регионе.
В течении четырех лет в бывшие цеха вернулась жизнь: появились новые станки, были созданы условия для комфортного труда работников: новые раздевалки, столовая, душевые, комнаты отдыха. Проведена расчистка территории и акватории предприятия от металлолома, затонувших судов, начат ремонт цехов. Основным профилем деятельности стал судоремонт и судостроение. С того момента завод обрел имя - "Поморская судоверфь".
"Поморская судоверфь" / Корабел.ру |
Сейчас "Поморская судоверфь" – набирающее обороты предприятие, которое сформировало трудовой коллектив, имеющий богатый опыт в области судоремонта. Судоверфь освоила широкий спектр услуг, связанных с ремонтом, модернизацией, обслуживанием и утилизацией судов.
На данный момент она остается единственным предприятием в регионе, которое осуществляет разделку судов на металлолом с соблюдением технологических и экологических норм. Производственные мощности расположены в юго-восточной части Архангельска на левом берегу реки Северная Двина в Исакогорском территориальном округе, пос. Турдеево, ул. Центральная, д. 2.
"Поморская судоверфь" / Корабел.ру |
Более подробно о предприятии, о том, что происходит в регионе, а также о планах на будущее нам расскажет заместитель директора по производству – Сергей Кисляков.
"Поморская судоверфь" / Корабел.ру |
- Много ли у "Поморской судоверфи" заказчиков? Кто основные заказчики и есть ли среди них соседи - из Коми, Вологодской области и других областей и регионов?
- Заказчиками являются компании "Мурманское пароходство", "Морспасслужба Росморречфлота", "Белфрахт", "Архангельский речной порт" и различные судовладельцы региона.
Кроме того, имеются выездные ремонтные бригады, готовые оказывать услуги судоремонта заказчикам из любых регионов – был опыт выездных работ в Мурманской, Калининградской, Ростовской области, Ненецком автономном округе и даже в Приморском крае.
"Поморская судоверфь" / Корабел.ру |
- Как вы оцениваете речное судоходство в регионе? Есть ли оно, живет ли, есть ли у речных судовладельцев деньги?
- Основные наши клиенты — это судовладельцы речных судов и судов типа "река-море". Речное судоходство начинает оживать в связи с подъемом в регионе лесопромышленного производства.
Но в силу сложной экономической ситуации, многие судоходные компании на данный момент просто не могут себе позволить содержать и ремонтировать собственный флот. Кроме того, с каждым годом увеличиваются требования классификационных обществ, и, в конечном счете, судовладельцы продают суда или отправляют на утилизацию. Ряд компаний уходит, появляются новые, но в целом наблюдается тренд сокращения флота на рынке судоходства.
"Поморская судоверфь" / Корабел.ру |
Работаете ли на подряд с другими, более мелкими судоремонтными компаниями?
- Да, мы сами понимаем, как сейчас сложно получить подрядные работы, поэтому с должным вниманием и уважением относимся к предложениям подрядных организаций и всегда стараемся приглашать их к сотрудничеству. Зачастую это необходимо для сокращения срока сдачи судна из ремонта.
"Поморская судоверфь" / Корабел.ру |
- Проводится ли модернизация мощностей? Если да, то что конкретно было обновлено.
- С 2014 года на предприятии начали проводить модернизацию, ремонт мощностей и инфраструктуры предприятия.
От затопленных судов и металлолома была очищена прилегающая к предприятию акватория и территория, отремонтирован слип Г-300, переоборудована причальная линия, началось обновление станочного оборудования, начат капитальный и косметический ремонт зданий цехов и заводоуправления, проведены работы по благоустройству территории предприятия.
В марте 2018 года с целью повышения производительности труда и качества оказываемых услуг на "Поморской судоверфи" запущено производство автоматического раскроя листового металла. Приобретено новое современное отечественное оборудование газоплазменной резки металла с ЧПУ.
"Поморская судоверфь" / Корабел.ру |
- В чем вы отличаетесь от конкурентов в регионе?
- "Поморская судоверфь" – относительно небольшое предприятие с общим количеством рабочего персонала до 100 человек. Поэтому мы более гибкие и мобильные и готовы предоставлять качественные услуги судоремонта по более низкой стоимости.
Слип предприятия осуществляет подъем судов длиной до 115 метров, массой до 3000 тонн и средней осадкой до 4,5 метров. А в силу своего выгодного местоположения судоверфь осуществляет слипование судов до глубокой осени при низкотемпературных условиях. Фактически перерыв в слиповании судов, несмотря на нахождение в северном регионе, длится всего четыре месяца – с декабря по март.
Кроме того, мы ведем разделку судов на металлолом с соблюдением природоохранных норм. Однако эту деятельность развивать непросто, так как в последние годы в морском порте Архангельск появилось несколько точек "пиратских" судоразделок. По сути порт Архангельск стал центром "черной" утилизации судов Западной Арктики. Но данный факт не вызывает должного внимания со стороны властей и различных надзорных органов.
"Поморская судоверфь" / "Поморская судоверфь", ООО |
- Ваши планы на ближайшие будущее?
- В планах вывести производственную структуру и техническое оснащение предприятия на современный уровень. Постоянно повышать качество предоставляемых услуг судоремонта. Внедрять современные технологии утилизации судов. Развиваться в направлении судостроения.
Однако считаем, что судоремонтным предприятиям сложно развиваться без поддержки государства, так как большинство банков, к сожалению, ведут политику, по сути, направленную на подрыв промышленных предприятий. Банки не считают производственные активы предметом залога и не дают под них кредиты, а налоговая и административная нагрузка на бизнес с каждым годом только увеличивается. Кроме того, средним судоремонтным компаниям сложно работать в отрыве от крупных предприятий и холдингов, а также без кооперации с другими судоремонтными и судостроительными компаниями.
Но несмотря на все, мы с оптимизмом смотрим в будущее и верим в успех нашего предприятия, который заключается в устойчивых партнерских отношениях с рядом судоходных региональных компаний.