Губернатор Ненецкого автономного округа (НАО) Юрий Бездудный в рамках X Невского международного экологического конгресса в Петербурге обратился к министру природных ресурсов и экологии РФ Александру Козлову с просьбой включить регион в федеральный проект "Генеральная уборка" для финансирования очистки дна водоемов от затонувших судов, сообщают "Ведомости Северо-Запад".
"По-настоящему наводить порядок начали только сейчас, именно сейчас мы активно выявляем брошенные плавательные средства и ведем работу по их последующей утилизации. Затонувшие суда находятся на дне Баренцева, Карского и Белого морей. Они являются источником загрязнения поверхностных вод, что влияет как на экологическую ситуацию, так и на здоровье жителей", – заявил Юрий Бездудный.
В акватории НАО находятся 14 судов. Их планируют поднять с морского дна с 2024 по 2027 годы.
"В настоящий момент перечень этих объектов направлен в Минтранс. При содействии Министерства природных ресурсов планируется включить их в план работ. Расчет стоимости работ будет выполнен после включения в план. Минимальная стоимость подъема судна может варьироваться от 3 до 20 млн руб. При этом регион рассчитывает получить 90% необходимой суммы из федерального бюджета за счет госпрограммы", – сообщили в пресс-службе администрации региона.
Аналогичное обращение главе Минприроды отправили депутаты законодательного собрания Мурманской области. В Кольском заливе и акватории Баренцева моря обнаружено более 100 затонувших объектов, в том числе с топливом на борту. Для их подъема и ликвидации необходимо свыше 2,8 млрд руб. Мурманская область в федеральный проект пока не включена. В отношении НАО Александр Козлов пообещал "обратную связь".
В настоящее время действие программы "Генеральная уборка" распространено только на 7 регионов Дальнего Востока. В июле 2022 года правительство РФ утвердило правила софинансирования дальневосточных регионов на мероприятия по подъему затонувших судов. До конца 2024 года планируется поднять 213 объектов. На эти цели из федерального бюджета выделили около 1 млрд руб.
Запуск программы в отношении затонувших судов был связан с поручением президента от 2014 года после посещения им в Магадане бухты Нагаева. Пока проект носит экспериментальный характер, в том числе в рамках отработки законодательства, связанного с бесхозным затонувшим имуществом.
Первоочередное включение Дальнего Востока в программу "Генеральная уборка" может объясняться приоритетным развитием логистических маршрутов этого направления, полагает независимый эксперт в сфере экологии Александр Карпов.
"Включение Дальнего Востока в программу связано с тем, что сейчас он является приоритетной зоной развития портов, логистики и грузооборота. При этом надо понимать, что значительное число судов тонут в прибрежной зоне", – отмечает эксперт.
По мнению экспертов, невключение в программу субъектов СЗФО связано и с разницей в объемах утилизации затонувших судов. На Северо-Западе ситуация с затопленными объектами более глобальная, чем на Дальнем Востоке.
"Насколько я знаю, только в Архангельском порту порядка 20 судов лежит в устье Северной Двины. Сотни объектов находятся под водой со времен Гражданской и Великой Отечественной войны. Результаты эксперимента, без сомнения, в ближайшем времени распространят и на субъекты СЗФО", - убежден координатор экспертного совета ЭЦ ПОРА (проектный офис развития Арктики), доцент Института общественных наук РАНХиГС Александр Воротников.
По его мнению, регионы СЗФО без федеральной поддержки вряд ли справятся с уборкой затонувших судов.
"Большинство арктических регионов не располагают таким объемом свободных средств, чтобы заниматься такими работами. К тому же, чтобы их выполнить, необходимы специалисты и соответствующее оборудование – это затратный вопрос", – подчеркнул эксперт.
Александр Козлов, отвечая на вопрос "Ведомостей" о перспективах включения регионов СЗФО в проект, отметил, что "любой мусор нужно убирать". На данный момент на федеральном уровне уже разработаны все нормативно-правовые акты, которые будут препятствовать дальнейшему затоплению судов. Ранее Корабел.ру рассказывал об определении механизма ответственности за удаление затонувших судов.
"Мы получили определенное финансирование и начали помогать губернаторам регионов Дальнего Востока, особенно той портовой инфраструктуры, которая на глазах у людей. Мы готовы и дальше это делать", – рассказал глава Минприроды.
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |