реклама

Около 10-15% грузопотока из Суэцкого канала вполне можно переориентировать на СМП

1 73 3 мин
"Конечно, те 10-15%, которые мы можем переориентировать на СМП из Суэцкого канала, - это серьезная большая задача. А если добавить сюда те 220 млн тонн, которые прогнозируются на 2035 год, то цифры грузопотока по СМП могут стать вполне осязаемыми на фоне Суэцкого канала", - подчеркнул Рукша.
Об этом сообщил в интервью ТАСС директор дирекции Северного морского пути Росатома Вячеслав Рукша.

"Если посмотрите структуру грузопотока Суэцкого канала, а он есть в открытом доступе, станет понятно, что грузопоток, который может тяготеть к нам [СМП], на мой взгляд, - это 10-15%, - сказал Рукша. - Это страны северо-запада Европы, при этом даже Франция не входит в этот список. Это, понятно, Япония, Южная Корея и, наверное, северные провинции Китая". Грузы, проходящие через Суэцкий канал, на 80-85% идут с юга Европы, юга Китая, из Индии и Южной и Северной Америки, и это грузы, которые по "транспортной логике" никогда не могут стать грузами СМП, отметил он.


Реализация инфраструктурных проектов

Отвечая на вопрос о том, как влияют санкции на основные проекты, реализуемые дирекцией СМП, Рукша отметил, что сроки реализации программ могут сдвинуться, но незначительно. "Я бы так сказал: программы корректируются, но самое главное - не нереализация проектов, а их небольшая сдвижка вправо во времени - на год, на два", - сказал он. Все арктические проекты, обслуживание которых планируется по СМП, рассчитаны на несколько десятков лет, отметил Рукша. "Они же планируются на 40 лет плюс еще чего-то. И в этом смысле, когда такой большой проект сдвигается на год вправо, это не значит, что что-то сильно изменится, если вы рассматриваете это в разрезе 40-летнего периода", - подчеркнул он.

Ледоколы

Говоря о сроках сдачи третьего и четвертого серийных ледоколов проекта 22220, Рукша отметил ряд проблем.

По "Якутии" есть ряд вопросов. В первую очередь, поставки паротурбинных установок. Турбины должны были быть поставлены, но их нет. Поэтому вопрос: насколько сумеет Балтийский завод осуществить компенсационные мероприятия, чтобы в декабре 2024 г. сдать ледокол? Это конечно, серьезный и тяжелый вопрос, не буду скрывать. Вместе с Минпромторгом мы это будем обсуждать очень серьезно, потому что строительство судовых паротурбинных установок у нас в России до сих пор тема болезненная. Отсюда и большие изменения сроков происходят. Ну а "Чукотка" остается на декабрь 2026 года, - рассказал Рукша.


По его словам, очень важно, что удалось продлить сроки эксплуатации действующих ледоколов. "Когда Росатом начинал, у нас было 100 тысяч часов ресурса, сегодня мы имеем 235 тысяч часов. И если раньше ледоколы "Таймыр", "Вайгач", "Ямал" планировалось остановить в районе 2014-2015 гг., то сегодня мы их останавливаем в районе 2027 г.", - напомнил он. Сейчас, пока идут строительные работы по проектам "Новатэка", "Роснефти", "Северной Звезды", "Норникеля", потребность в ледоколах удается закрыть привлечением ледоколов Росморпорта, рассказал Рукша. "Важно, чтобы к эксплуатационному периоду мы были уже с новыми хорошими ледоколами. Потому что когда ежегодно "Роснефть" начнет выдавать "на гора" свои 30 млн т нефти, "Северная Звезда" - свои 5-7 млн т угля и "Новатэк" - под 40 млн т СПГ, очень важно, чтобы мы, как инфраструктурный оператор, не подвели никого", - отметил он.

Дноуглубление

"Я бы так сказал - не совсем дноуглубление. Я бы сейчас сказал - ремонтное черпание. Есть такое понятие - ремонтное дноуглубление. Потому что основную фазу строительства морского канала (судоходный канал в Обской губе Карского моря - прим. ТАСС), фазу строительства в той же "Бухте Север" на терминале "Северной Звезды" мы решим. Важнее другое - поддерживать в рабочем состоянии все эти объекты: и сам морской канал в Обской губе, и акваторию и подходной канал для "Ямал СПГ", и большой подходной канал для "Арктик СПГ-2". Ежегодно мы должны будем вычерпывать около 5 млн кубов грунта. И вот под эту задачу мы уже сейчас должны начать приобретать с рынка флот", - подчеркнул Рукша.


По его словам, второй большой вопрос - это в целом дноуглубительная задача по стране. "Здесь, я считаю, должна быть четкая координация с Минтрансом и с его организациями для решения этой более масштабной задачи. Скорее всего, нам видится этакий "гибрид": какой-то флот для "обязательной программы" мы должны иметь у себя, а дальше с кем-то кооперироваться, если потребуется решение более масштабной задачи", - рассказал он.

Росатом с 2018 года является инфраструктурным оператором Северного морского пути, в ведении госкорпорации также находится единственный в мире атомный ледокольный флот. Вопросы по нормативному регулированию, вопросы международной деятельности, контроля и надзора остаются в ведении Минтранса. ФГБУ "Главное управление Северного морского пути" начало работу 1 августа 2022 года в составе госкорпорации "Росатом". Предметом деятельности Главсевморпути являются обеспечение организации ледокольной проводки судов и проводки судов по маршрутам плавания судов в акватории СМП, разработка маршрутов плавания судов и осуществление расстановки судов ледокольного флота в акватории с учетом гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки в акватории, а также выдача, приостановление, возобновление и прекращение действия разрешений на плавание судов в акватории, внесение изменений в такие разрешения.



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Спивак Игорь Михайлович, 14.10.2022, 11:25Интересно, а Рукша про санкции знает или он знает, когда их отменят? Главное,  все разговоры по СМП ведутся без конкретных коммерческих данных,  для сравнения Суэцким каналам.
Свежие новости
"Спецкабель" представит свою продукцию на "Морском конгрессе – Дальний Восток"
01:00 / события