Председатель Совета директоров АО "Чебоксарский речной порт" Владимир Тимофеев представил новую архитектурную концепцию Речного бульвара, предполагающую удлинение причальной стенки порта с созданием многоуровневого ландшафтного парка, который будет соединяться с Красной площадью через туннель. Он напомнил, что 1 октября на совместном заседании градостроительных советов мэрии Чебоксар и Минстроя республики проект был одобрен.
По словам главы Минэкономразвития Республики Чувашия, в рекордных цифрах роста судозаходов и пассажиропотока наступают стоп-факторы, которые не позволяют развиваться дальше. Отрадно, что команда речпорта мыслит стратегически и работает на перспективу, разрабатывая проект совершенствования портовой инфраструктуры. Дмитрий Краснов отметил, что в настоящее время министерство завершает работу над Стратегией развития туризма до 2035 года, которая станет частью Программы социально-экономического развития Чувашии, где будут выделены приоритетные проекты для реализации.
"Безусловно, надо создать новую точку роста для реализации дальнейших идей, проектов. До 2030 года у нас будет серьёзное преображение портовой и причальной инфраструктуры, доля туротрасли в ВРП должна составить 4%, и мы будем к этой цифре идти", - отметил Дмитрий Краснов.
Главный итог навигации – неуклонный рост туристических судозаходов и пассажиропотока, отметил в своём выступлении генеральный директор АО "Чебоксарский речной порт" Ванифатий Шайкин. В этот сезон в Чебоксарах пришвартовалось 728 теплоходов (в прошлом году - 653), на котором находился 102 991 (в прошлом году – 89 765) пассажир. Рост судозаходов за год составил 10%, пассажиропоток увеличился на 13%. Досадным штрихом в оптимистичной картине является то, что 85 теплоходов не смогли причалить, поскольку одновременно порт способен принять только шесть судов. То есть Чебоксары "потеряли" часть туристов, сообщает Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики.
"В этом году мы приняли 728 судов. Мало это или много, - воздержался от оценки Ванифатий Шайкин, - но должен сказать, это не столько наша заслуга, это прежде всего заслуга наших турагентств, которые занимаются приемом судов".
В статистике судозаходов также учитываются осуществляющие без экскурсионного обслуживания туркомпаний межрегиональные рейсы "Метеоров" и "Валдаев", идущие транзитом через Чебоксары, их число за год выросло в пять раз – с 22 до 101. Ожидается, что в навигации 2025 года скоростные суда пойдут в Чебоксары не только из Нижнего Новгорода, но и из Казани.
Развитие водотранспортной системы России, рост судоходства и туристического потока ставит вопрос о необходимости совершенствования инфраструктуры речного порта и причалов в Чебоксарах и республике. Реальность такова, что пропускная способность порта уже сегодня не удовлетворяет спросу. Судя по итогам навигации этого года, каждый девятый теплоход не смог причалить в чувашской столице именно по этой причине.
"Федеральный центр стал уделять очень большое внимание развитию водного транспорта. В прошлом году была создана комиссия по развитию скоростных речных перевозок и в первую очередь остановились как раз на наших трех субъектах - это Нижегородская область, Чувашия и Татарстан", - рассказал заместитель главы минтранса Чувашии Юрий Арлашкин, отметив показатели работы скоростных судов, а также рост заходов круизных лайнеров.
Он напомнил, что в 2021 году благодаря федеральной поддержке республика приобрела три "Валдая" и третий год субсидирует пассажирские перевозки, чтобы у людей была возможность пользоваться водным транспортом. В Минтрансе Чувашии согласны с тем, что необходимо удлинять причальную стенку.
"Главные речные ворота нашей столицы и республики должны развиваться и притягивать ещё больше туристов. Это даст дополнительные рабочие места и дополнительные финансовые доходы нашим организациям и бюджету", - отметил Юрий Арлашкин.
Дискуссия развернулась вокруг строительства причалов в малых городах Чувашии – Мариинском Посаде и Козловке. Стоит ли распылять ресурсы вместо того, чтобы сосредоточиться исключительно на Чебоксарах, понимая, что до Козловки и Марпосада можно доехать на автобусе, революции в туризме они не сделают и проекты никогда не окупятся? Министр Дмитрий Краснов отметил, что Москва рассматривает сегодня туризм не в отдельно взятых локациях, а выделяет макротерритории. В "Большую Волгу" входят 13 регионов, Чувашия в том числе. Помимо Чебоксар, в мастер-план включили и другие локации.
"Все объекты, все регионы, все локации по Волге, которые включатся в эту программу, они будут иметь дополнительное преимущество при распределении федерального финансирования по разным отраслевым программам", - заявил Дмитрий Краснов.
Что касается развития портовой инфраструктуры в Чебоксарах, то правительство сможет привлечь ресурсы, заверил вице-премьер республики Дмитрий Краснов.