реклама
Все о современных средствах навигации
Все о современных средствах навигации
Цикл материалов о современных средствах навигации и картографии от специалистов "Е-Дата"
Компании: "Е-Дата", ООО
- A + КомментарииПрочитано 6712 раза   |
Ранее мы уже общались со специалистами компании "E-Дата" о деталях и технических особенностях оснащения судов средствами навигации и изданиями мореплавателей. Если в предыдущих беседах с гендиректором компании Мирославом Алексеевым и руководителем службы поддержки Михаилом Логиновым мы обсуждали составляющие и современные требования к оснащению, то теперь поговорим о методах и форматах установки данных средств на судне.
Расскажите, пожалуйста, какие на сегодня существуют способы оснащения судна средствами навигации?

Михаил: На суда закупается множество электронных и бумажных навигационных продуктов — это карты, лоции, альманахи, технические пособия ИМО, диски Международного союза электросвязи, а также программные решения для поддержания актуальными всех этих продуктов. Как мы обсуждали в нашем предыдущем разговоре, состав может быть абсолютно разный. Например, судно не использует ЭКНИС для электронных карт, а использует бумажные карты. Но зато электронные пособия и обновления корректур происходят при помощи специального программного обеспечения.

Мирослав: Давайте начнем с того, как вообще суда или судоходные компании закупают всю перечисленную продукцию. Есть несколько способов, и самый простой из них – это прийти к поставщику и купить то, что необходимо. Практически как в обычном магазине, разовая покупка, и в целом это достаточно распространенный способ.

Для облегчения работы и поставщика, и судовладельца есть и другие варианты организации закупки. Например, метод, который включает в себя поставку необходимых электронных карт на определенный район плавания или на несколько районов. В этом случае покупатель – судоходная компания – заключает договор и получает в рамках этого договора обслуживание, в соответствии с условиями которого судно запрашивает и получает необходимые карты с определенного района или нескольких районов. Это то, что называется Flat fee bundle, когда судовладелец платит сумму, и она не меняется, то есть бюджет судовладельца зафиксирован на ближайший год. Это второй из основных вариантов, который используется.

И, наконец, третий, достаточно продвинутый вариант, это так называемая система PAYS. В этом случае судовладельцу и команде на борту не надо заказывать каждую отдельную карту, они получают запас электронных карт без ограничений. Получается, что практически все карты имеются в наличии, но оплата производится постфактум по мере использования. Такая система включает в себя обратную связь с судном, когда поставщик вычисляет положение и соответственно внедряет данную карту, по мере того как она используется на борту. То есть судно заходит на территорию, ограниченную определенной картой, на которую потом выставляется счет судовладельцу.

Есть три основных способа, как можно структурировать закупку карт  - в основном это касается электронных продуктов. Первое – это заказ карт по мере необходимости. Судно двигается в определенный район, ему необходима карта, оно производит заказ и получает пермит, счет выставляется судоходной компании. Наверное, это не очень удобно по той простой причине, что приводит к большому количеству счетов. Кроме того, это дополнительная нагрузка на членов экипажа, потому что они должны каждый раз вычислять карты, которые им нужны, а также на береговые службы, исполняющие всю работу по обработке счетов. Второй способ – Flat fee bundle, когда производится оптовая закупка, и в рамках этой закупки судно пользуется картой без ограничений. И третий, наиболее удобный для судовладельцев, хотя, может быть, не самый дешевый, это система PAYS, когда судоходная компания оснащается по мере того, как карта используется судном. В этом случае ни от судовладельца, ни от команды на борту вообще не требуется фактически никаких действий.
 
Е-дата


Давайте поговорим подробнее о том, какие критерии определяют метод, подходящий конкретному судну?

Михаил: Давайте подробнее разберем каждый метод. Начнем с разовых поставок. Здесь никаких особых деталей нет. Как Мирослав сказал, сотрудник компании просто делает заявку. Чаще всего этот метод используется, когда управляющая компания не очень уверена в том, где и сколько будет ходить судно. Также это может быть новое судно, которое не выполняло никаких работ, и управляющая компания переживает насчет больших единоразовых трат и того, что прибыль не сможет окупить затраты. Поэтому они постепенно покупают то, что им нужно.

Мирослав: Хочу добавить, что, если это постоянный клиент, то и здесь есть определенные возможности сократить административные издержки для того, чтобы не проводить каждую книжку, каждую карту. Есть определенный кредит на поставки постоянным клиентам. И даже если они выбирают для своих судов разовые закупки, тем не менее, мы можем это как-то оптимизировать, чтобы не оплачивать каждую мелкую закупку. Потому что это действительно лишняя работа со счетами как для покупателя, так и для нас.

Часто бывает, что судно стоит не в России, и, как мы уже говорили, у нас есть возможность поставить карты и публикации в любую точку мира, в тот порт, где находится судно. У нашего дистрибьютора есть офисы в Греции, Сингапуре, Великобритании и других странах. Собственно говоря, это тоже очень удобно, поскольку заказы и оплата происходят здесь, а поставка осуществляется без захода в Санкт-Петербург, то есть сокращаются издержки на почтовые расходы, но повышается оперативность.

Михаил: Теперь расскажу про метод All-in-one. Каждая лицензия или каждый диск естественно имеют свою стоимость, и управляющей компании необходимо перед закупкой получить расценку, одобрить счет в бухгалтерии и только после этого заказать лицензию, а после отправить на судно. Все эти продукты нами закупаются в валюте. Соответственно, если происходят какие-то большие скачки курсов, то мы, как агент, должны будем корректировать цену, что может быть неудобно для управляющей компании в рамках бюджетного планирования. Кроме этого, оплачивать маленькие счета зачастую бывает неудобно, как уже было сказано. Поэтому есть такой инструмент, как All-in-one — это наш продукт. Чтобы было понятно, что он из себя представляет, будем называть его пакетным предложением, наподобие сотовых операторов связи. Компания получит предложение на обслуживание в рамках определенного временного отрезка, чаще всего это год, основанное на статистике за прошлый период судна. То есть у нас есть доступ к данным за 12 месяцев о том, где судно ходило, а также вся сопоставленная информация с базой данных электронных карт, пособий и с их ценой. Исходя из этого, мы можем посмотреть, сколько будет стоить пакет, если судно будет ходить 12 месяцев в тех же районах, сделать свои корректировки и выдать цену. Это очень удобно с точки зрения планирования.

Мирослав: То есть тут решаются сразу две достаточно важные для российских компаний задачи: во-первых, это фиксирование бюджета в рублях на год вперед и, во-вторых, снижение валютных рисков.

Михаил: Мы говорили про Flat fee bundle – это типовое название, то есть пакетное решение, которое судно закупает. Судну нужно 150 карт на год, 50 пособий, и мы знаем, что выйдут два диска Союза электросвязи в текущем году. Мы все это калькулируем и заключаем договор. Но ведь суда бывают разные. Flat fee bundle подойдет судам, которые работают в одном месте, прогноз которых плюс-минус определен, и сумма договора и количество поставляемых продуктов будет одинаковым.

Другое дело, трамповое судно, которое ходит по всему миру. Здесь Flat fee bundle с определенным количеством продуктов не очень подходит, и мы берем на себя больше рисков. У него могут быть заказы везде, при этом и ценовая политика будет другая.
All-in-one — это наш собственный вариант такого пакета. И его, с одной стороны, можно разделить на Flat fee, а с другой стороны, это нелимитированные поставки, скажем так.
 
Е-дата


Мирослав: Нас здесь, конечно, в основном интересуют поставки с точки зрения Flat fee bundle и что именно получают судно и судоходная компания при заключении такого договора. Мы уже сказали, что в его рамках компания платит некую фиксированную сумму, которую мы рассчитываем исходя из истории и типа судна, на которое заключается договор. Судно получает практически неограниченную возможность заказа ячеек электронных карт. Невозможно заранее определить, где будет следующий фрахт, но в рамках данной предоплаченной суммы, судно и судоходная компания получают возможность заказывать ячейки без ограничений на условиях пользования пакетом Flat fee bundle.

Мы не выставляем счет за каждую карту, если судно заключает договор типа All-in-one, мы выставляем его поквартально. И соответственно, сколько судну понадобилось ячеек, столько мы ему и выдаем. Если понадобилось 150, мы выдали в квартал 150. В следующем квартале понадобилось 180 – мы выдадим 180, и это не повлияет на стоимость данного контракта, так как она уже зафиксирована. Основное преимущество и заключается в том, что судоходная компания один раз фиксирует стоимость в начале года и после этого уже практически может не беспокоиться о том, что расходы на навигационные товары для судна сильно изменятся в течение года, потому что возникли какие-то новые возможности фрахта.

Мирослав: Это удобно, так как часто расценки на публикации и карты идут в фунтах и долларах. Но не все судоходные компании платят в валюте, некоторые платят в рублях, и им это удобно, потому что мы в этом вопросе гибкие, мы фиксируем эту цену. Кроме того, не приходится платить за перевод этих разовых поставок, потому что каждый счет стоит денег. Иногда ячейка может стоить, например, три доллара, а перевод – пять. И от этих разовых счетов все пытаются отойти. Когда же платишь раз в квартал за счет, где выставлено по позициям, откуда берется сумма годового обслуживания, преимущества видны сразу.

Что в рамках такого пакета может входить в поставку?

Мирослав: Первое, самое важное, это электронные карты. То есть судоходная компания платит поквартально оговоренную сумму. В ее рамках судно получает практически неограниченное количество ячеек электронных карт и пользуется ими по необходимости. Кроме этого, в пакет мы, как правило, включаем средство обновления. То есть это соответственно программы либо TGT, либо Azimuth, которые нам позволяют тут же, на борту, вести коллекцию судовых ячеек, электронных карт и высылать на них обновления. Потому что электронная карта, как мы уже говорили, требует регулярного обновления. Как правило, при заключении годового пакета мы ставим системы, которые сами по себе недешевые, либо бесплатно, либо с существенной скидкой. И третье, что получает судно, это некая часть электронной библиотеки, если она входит в пакет, по нашей договоренности. Прежде всего, поставляются карты и другая продукция Британского Адмиралтейства, это могут быть электронные лоции, справочники типов радиосигналов, библиотека ИМО. Здесь Михаил поподробнее расскажет.

Михаил: Библиотека включается на стандартных условиях и по заявкам. Заранее оговаривается с управляющей компанией судовая коллекция в соответствии с требованиями компании, флага и страны, куда они будут ходить, категорией судна. И потом эта судовая библиотека поставляется, а мы информируем о выходе новых обновлений, то есть в All-in-one включается наша поддержка.

Мирослав: Да, это важно. Достаточно регулярно бывают случаи, когда выходят, допустим, новые издания, старые изымаются, и, допустим, у судна возникает неприятная ситуация в порту при проверке Port State Control. Выясняется, что то или иное издание должно было быть заменено месяц или неделю назад. Это может вызывать задержки и замечания в адрес судна, что не очень хорошо. Часто Михаил сам информирует клиентов о том, что у них заканчивается лицензия. Наша работа с клиентами строится не только на том, что мы один раз заключили контракт на поставку.

Мирослав: Вот основные составляющие, которые входят в пакет All-in-one. Дальше по каждому конкретному случаю мы обсуждаем с судовладельцем те или иные варианты — что включить полностью, что включить в меньшей мере, что, может быть, не требуется. Но, в целом, мы стараемся учесть все потребности судна на ближайший год.

В основном это касается электронных носителей?

Мирослав: All-in-one – это больше про электронные продукты. Но если судну, допустим, нужны бумажные карты, то они поставляются вне договора, но при этом в рамках действия пакета с определенной скидкой из нашего обычного прайс-листа.
 
Е-дата


Осталась система PAYS.

Михаил: PAYS расшифровывается как "Pay As You Sail", то есть "плати, сколько плаваешь". Систему PAYS я бы сравнил с поминутной тарификацией сотовых операторов. То есть ты платишь, сколько говоришь. Можно сказать, что это будущее. Когда у всех судов появится интернет на борту, наверное, это будет самый распространенный метод. Здесь на борту устанавливается специальное программное обеспечение, которое синхронизируется с данными трафика.

Мирослав: В данном случае нет необходимости в интернете. Но это действительно одна из наиболее удобных схем именно для электронной картографии, потому что так судоводитель практически избавляется от необходимости прокладывать маршрут заранее и делать заявки на карты. То есть все карты, которые ему теоретически могут понадобиться, у него уже есть, они установлены в систему. В обычном случае, когда судно не пользуется системой PAYS, когда судоводитель прокладывает маршрут, допустим, на ближайший переход, он опирается на действующие лицензии — пермиты, определяющие, какие карты у него есть в наличии, каких у него нет. Соответственно, он выводит список всех ячеек, которые ему необходимы, отправляет поставщику – нам, допустим. Мы ему в ответ присылаем лицензионный ключ, он его устанавливает. Это обычная система работы, то, чем Михаил занимается каждый день. В случае же, если судно использует систему PAYS, ему не нужно этого делать, потому что все пермиты у него заранее уже установлены и они действительны в течение года.

Естественно, всеми картами он не будет пользоваться, и суммарная стоимость пермитов будет очень высокой. Никто не может себе позволить купить все возможные навигационные карты. Но, тем не менее, лицензия на все карты, на весь мир судну предоставляется в рамках системы PAYS. Далее происходит следующее. На судно ставится небольшой блок или система, которая отправляет координаты судна с определенной регулярностью, допустим, раз в час. Координаты судна отправляются на берег поставщику один раз в час, и дальше производится расчет. Мы берем координаты судна и накладываем на карту, на каталог электронных карт, смотрим, через какие карты судно проходило, и выставляем счет судоходной компании. Вот, вкратце, как работает данная система.

Михаил: Но стоит сказать, что система PAYS дороже.

Мирослав: Да, потому что по условиям поставщика, Британского Адмиралтейства, и сами ячейки дороже, и плюсом есть еще определенная надбавка за право пользования системой PAYS. Но тем не менее, это наиболее удобный и наиболее безболезненный способ.
В этом случае, если судно не передает свои координаты по каким-то причинам, это уже проблема поставщика. Если при обычной поставке на борт при разовых заказах возникает сбой в связи, то это становится проблемой судна, потому что получается, что на борту не могут организовать связь, не могут получить лоции, не могут получить пермит, отсутствует базовый диск... Начинается "головная боль", как это все передать на борт при ограниченном канале связи. Приходится ужиматься, разбивать, выдумывать какие-то ухищрения для того, чтобы отвечать стандартам. В случае использования PAYS судно избавлено от этих сложностей. Один раз устанавливается пермит в порту, и дальше судно уже пользуется этим пермитом, просто передавая в одностороннем порядке свои координаты береговым службам.

Михаил: У наших партнеров есть даже специальные системы оценки, стоит ли судну ставить PAYS. Решение выносится в том числе в зависимости от количества портов, которые оно посетило. Как мы уже говорили, трамповым судам, ходящим спонтанно по разным портам, выгоднее не закупать определенное количество карт, которое не будет использовано, а устанавливать PAYS.

Подписывайтесь на наш официальный телеграм - канал https://t.me/korabel_news

И не забывайте  про телеграм - канал всех КОРАБЕЛОВъ https://t.me/Vika_korabel_ru

Поделиться новостью
"Е-Дата", ООО
Санкт-Петербург
+7 (812) 617-79-32



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь

Предыдущая новость