На острие судостроения: ключевые якоря с ПМЭФ-2022

- A + Автор: Щеголихин Петр КомментарииПрочитано 1049 раз   |
Специально для вас, дорогой читатель, представляем изборник вопросов, событий и решений к ним с Петербургского международного экономического форума. Как правильно отметили многие СМИ, ПМЭФ-2022 не стал по-настоящему международным, однако он стал максимально результативным. Очень много, по части судостроения, на этот раз было посвящено развитию Северного морского пути.
Ключевые заявления Владимира Путина во время ПМЭФ-2022

Основная мысль, относящаяся, кстати, и к судостроению, звучала просто и понятно: не наступайте, товарищи-бизнесмены, на старые грабли, инвестируйте в родную страну, развивайте бизнес тут – и будет вам счастье и прибыль.
"Настоящий прочный успех, чувство достоинства и самоуважения приходят только тогда, когда ты связываешь свое будущее и будущее детей со своей родиной, – подчеркнул российский лидер. – Последние события только подтвердили то, о чем я говорил ранее: дома надежнее. Те, кто не захотел услышать этот очевидный посыл, потеряли на Западе сотни миллионов, если не миллиарды долларов".
Выступление Владимира Путина во время ПМЭФ-2022 / Фото: Михаил Терещенко/ТАСС

А "плюшек" в родной стране становится все больше и больше. В ближайшее время планируется к запуску промышленная ипотека: тем, кто захочет приобрести готовые производственные площади для, конечно, производства во благо России, начнут выдавать долгосрочные кредиты по ставке всего в 5% годовых. Также на форуме затронули тему создания механизма гарантированного долгосрочного спроса на инновационную продукцию.

С другой стороны президент России отметил, что вопрос не в импортозамещении, как таковом, а в том, чтобы формировать собственные возможности. "Воспроизводить критически важные технологии – фундаментальная задача, на базе которой Россия решит все остальное".

В целом, мысль о том, что наша страна не стремится выстроить железный занавес и перейти на 100% импортозамещение, звучала неоднократно за время ПМЭФ-2022. Скорее, просто изменяется курс сотрудничества на тех, кто этому самостоятельно не препятствует (а таких немало). Так, несмотря на заявление от госдепа США, не приезжать в Россию на форум, в обсуждении самых разных вопросов приняли участие более 130 зарубежных государств. Присутствовали и предприниматели из некоторых недружественных стран.

Северный морской путь: на судоремонт к своим

О том, что Северный морской путь (СМП) – задача государственной важности, поставленная Путиным, известно уже всем и давно. По этому торговому пути к 2024 г. необходимо обеспечить поток грузоперевозок не менее 80 млн тонн, а к 2030 – 150 млн тонн. Проблема достаточно острая, а потому обсуждали её на отдельной сессии, посвященной судостроению и судоремонту в Арктике.
 ПМЭФ-2022 / Фото: Петр Ковалев/ТАСС
 
"На сегодняшний день мы ощущаем дефицит судоремонтных мощностей, особенно в Арктике и на Дальнем Востоке, здесь нам предстоит решить ряд принципиальных задач", – заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов.

В связи с этим требуется обнулить НДС для судоремонтников, что позволит судовладельцам получать 20% выгоды при ремонте на родных верфях. Позже этот вопрос обсуждали и на V Международном форуме "Судостроение в Арктике", где говорили о том, что требуется увеличивать ремонтные мощности страны вдоль северного берега. Например, в планах – реконструкция "СРЗ "Красная Кузница", а на заводе, кстати, приступают к строительству плавдока на 5000 тонн (сроки – 2026 г.).
Проект плавучего дока / Изображение: презентация "Красной Кузницы"

С другой стороны, отметил губернатор Архангельской области Александр Цыбульский, – сегодня порядка половины зарубежных портов закрыты для ремонта российских судов, а Индонезия и Турция существенно повысили цену за данную услугу. Для России это карт-бланш: бери и делай, как говорится.
Глава ОСК Алексей Рахманов / Фото: Петр Ковалев/ТАСС

Глава ОСК Алексей Рахманов в свою очередь обратил внимание на то, что российские судовладельцы, работающие под иностранным флагом, так и продолжат ремонтироваться на стороне, пока отечественный флаг не станет "удобным" для целей судоходства. Для этого в стране нужно сделать качественный сервисный центр по аналогии с зарубежными коллегами, включая возможность оказывать поддержку своему флоту в любой точке мира, но на базе российских агрегатов. Соответственно, нужно сперва сформировать такую сервисную сесть, перейти на российскую комплектацию, и только тогда российский судоремонт заработает, как надо.

Северный морской путь: международный транспортный коридор

Несмотря на всю сложившуюся обстановку на мировой арене, интересуются СМП, и это нужно признать, самые разные страны. Вице-адмирал и офицер ВМС Индии в отставке, бывший комендант Национальной академии обороны (NDA) и главнокомандующий Южного и Восточного командований Сатиш Сони предложил развитие сотрудничества в сфере морского судоходства, в том числе, в акватории Северного морского пути. Также он отметил, что большой опыт с индийской стороны в плане организации сельского хозяйства на освобождающихся в связи с изменением климата ото льда территориях.
Сессия "Северный морской путь: международный транспортный коридор" / Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Китайская сторона отметила, что Пекин придает особое значение развитию СМП, так как он является более быстрым и выгодным маршрутом доставки товаров из Азии. При этом президент Союза китайских предпринимателей России Чжоу Лицюнь отметил, что развивать СМП лучше в международном сотрудничестве, а не в соперничестве.

Исполнительный директор Арктического экономического совета Мадс Фредериксен также выразил заинтересованность в сотрудничестве и напомнил, что это сотрудничество интересно и партнерам из Франции, Швейцарии, Греции. Мадс пригласил к взаимодействию компании Индии и Китая.

Что делается прямо сегодня для развития СМП, какие есть проблемы?

Сегодня, как уже все это знают, для развития СМП и обеспечения экономически выгодного маршрута строятся ледоколы проекта 22220 и самый большой атомный ледокол в мире "Лидер". Кстати, на V Международном форуме "Судостроение в Арктике" директор департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга Борис Кабаков отметил, что рассматривается строительство пятого и шестого серийных ледоколов проекта 22220. Узким местом остается строительство крупнотоннажных судов, даже мощностей ССК "Звезда" не хватает для того, чтобы закрывать все потребности. По итогу ОСК рассматривает строительство таких судов в Севастополе, альтернативный план – создание новой крупнотоннажной верфи.
 
"Сейчас для того, чтобы обеспечить развитие инфраструктуры Северного морского пути, у нас строится 37 судов, из которых не самая большая часть — атомные ледоколы. <…> Что касается крупных судов арктического класса, ледового класса, крупнотоннажных судов — это "Звезда", суперверфь, но опять-таки: 32 судна сегодня заказано, на 50 – есть еще предварительно объем, но это еще зависит от того, как себя будут чувствовать те, кто является заказчиками-эксплуатантами, что будет с их проектами, с их объемами перевозок", – статс-секретарь – заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов.

Среди проблем развития Северного морского пути на ПМЭФ-2022 отметили отсутствие жестких экологических критериев прохождения судов по СМП. Необходимо разработать четкие экологические стандарты, особенно для восточного региона. Арктика, по мнению Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергея Иванова, наиболее уязвимое место с точки зрения экологического ущерба.

С наращиванием темпа перевозок по СМП встает проблема с логистикой и доставкой грузов: на сегодня грузоотправители отмечают, что в Архангельском порту нет ни одного свободного слота на два месяца вперед. Есть вопрос и с внедрением телекоммуникационных и цифровых технологий в Арктическом регионе: тут по-настоящему не хватает скоростного интернета. Спутниковый со всеми поставленными перед ним задачами не справляется.

Цифровизация Северного морского пути является вопросом государственного технологического суверенитета, отметил заместитель директора Дирекции Северного морского пути Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" Максим Кулинко. Цифра поможет облегчить передвижение по СМП, улучшить жизнь людей в этом регионе, а также даст дополнительную работу людям, которые тут хотят жить.
 
Сессия "Конференция по развитию телекоммуникаций и цифровизации в Арктике" / Фото: Виктория Виатрис/ТАСС

Также ряд экспертов считают, что необходимо перепрофилировать Дальневосточные порты и расширять парк контейнеров и судов. Речь шла о том, что ушедшие западные гранды прихватили с собой и огромное количество контейнеров, а порты нужно подготовить к более широкой номенклатуре грузов.

Затронем тут и проблему Азово-Черноморского бассейна, которая плотно переплетается с Дальним Востоком.
"Мы оказались в Азово-Черноморском бассейне без глубоководных портов. <…> Нам нужны глубины не менее 18-19 метров, чтобы грузить 180 тыс. тонн. Это же смешно, мы не можем в России грузить суда на 180 тыс. тонн для того, чтобы уехать на Дальний Восток, на рынки, которые всегда готовы принимать нашу руду, уголь и не только", – генеральный директор ООО УК "Металлоинвест" Назим Эфендиев.

Ключевые договоры и проекты на ПМЭФ-2022

За время форума были подписаны самые разные договоры, нас будут интересовать несколько, но очень важных, показывающих развитие судостроительной отрасли и всего, что с этим связано.

Во время ПМЭФ-2022 Новикомбанк и Объединенная судостроительная корпорация заключили соглашение о льготном финансировании в размере 5 млрд руб. Деньги, предоставленные банком, будут использованы для исполнения текущих контрактов. Также Новикомбанк профинансирует ОДК на сумму 12 млрд руб. для реализации проектов цифровой трансформации.

НОВАТЭК построит в ОЭЗ "Тольятти" мини-завод по производству сжиженного природного газа. "Росатом" подписал с Якутией соглашение о строительстве и вводе в эксплуатацию в 2030 году пилотной мини-АЭС мощностью до 10 МВт. ООО "Фиуме", карельская компания, планирует инвестировать 1,3 млрд руб. в организацию производства экранопланов на базе бывшего завода минных тральщиков "Авангард" в Карелии. На этом проекте остановимся поподробнее.

Интересно, что предприятие не смущает факт того, что проект экранопланов похоронили давно и надолго, так как он доказал свою экономическую несостоятельность. Однако "Фиуме" через 18 месяцев после модернизации промплощадки планирует уже приступить к строительству и в 2024 г. выпустить и продать 5 экранопланов проекта ES-1, в 2025 – 10, а дальше запустить годовой объем производства в размере 20 ед.
Экранопланы на заслуженном отдыхе на производственной территории ЦКБ Алексеева / Фото: Корабел.ру

Удивительно, но в дальнейшем инвесторы планируют освоить выпуск и других моделей экранопланов. Проект, со слов его создателей, позволит создать 172 рабочих места. При этом глава республики Карелия Артур Парфенчиков на своей странице ВК даже опубликовал сообщение, в котором значится, что предварительный заказ на 10 машин есть. Кстати, ООО "Фиуме" принадлежит московскому ООО "ОРОС", разработчику и производителю экранопланов марки "Орион".

Среди интересных и достойных проектов отметим проект компании "Газпром нефть". Она представила лабораторно-пилотный комплекс "Газпромнефть – Промышленные инновации". Запуск лаборатории в Санкт-Петербурге позволит локализовать научно-исследовательскую деятельность по созданию технологий производства катализаторов для получения топлива, полимеров, необходимых продуктов для металлургии и т. д.

В Поволжье в рамках проекта "Великий Волжский путь" хотят построить 9 судов к 2024 г.

ОСК представило экспозицию "Создание центра машиностроения и логистики в Северо-Западном регионе" и по итогу подписало соглашение о сотрудничестве с Правительством Санкт-Петербурга на предмет реализации этого инвестиционного проекта. Комплекс, который планируется построить в Колпино, может стать одним из самых обещающих проектов в части реального импортозамещения. Срок реализации проекта – 10 лет, инвестиции – не менее 20 млрд руб. Производство позволит обеспечить работой 1500 человек, в том числе создать порядка 500 высокопроизводительных рабочих мест. Дислокация проекта – Колпино.

Итоги или: "вкусное" в одном месте

Участники дискуссии "Мировой океан и глобальные трансформации: какой флот нужен России и миру?" озвучили очевидную и все-таки важную мысль: России нужно развивать собственный гражданский флот, ведь его строительство, по сути, всегда было вторичным. Мысль принадлежит помощнику президента РФ Игорю Левитину. Поддерживает его в этом депутат Госдумы Вячеслав Фетисов.

Ещё в первый день ПМЭФ-2022 глава ОСК Алексей Рахманов заявил, что, несмотря на санкции, строительство судов не прекратится.
"Будем обязательно строить и не только в традиционных для этого местах, но и там, где строительство такого рода судов, казалось бы, до этого момента было не сильно экономически выгодно. Например, мы смогли за последние четыре года отработать общие принципы так называемой распределённой верфи, когда разные верфи корпорации могут работать на одну цель", – Алексей Рахманов.

Владимир Путин недвусмысленно дал понять, что те, кому требуется вывезти из Украины сельхозпродукцию, могут этим заняться. Тем более, что не России минировала черноморские порты Украины. "Пусть разминируют и вывозят". Глава Китая Си Цзинь выступил с видеообращением, в котором призвал отказаться от практики односторонних санкций. "Рост товарооборота Китая и РФ свидетельствует о стрессоустойчивости и потенциале сотрудничества обеих стран", – заявил он.

В ПМЭФ-2022 приняли участие более 14 тысяч человек из 131 страны. На полях форума подписано свыше 670 соглашений на сумму более 5,6 трлн рублей, что почти на два триллиона больше, чем в 2021 г. Участники форума увидели вживую "Метеор 120Р", на котором прокатился Корабел.ру и "Соталию".
Представлении "Соталии" / Фото: https://www.gov.spb.ru/press/governor/239843/

Но завершим мы на другом. Пожалуй, самое ценное, что мог заметить профессионал на этом форуме, – в виде реальных договоренностей переориентировку и разворот вектора отношений России с миром не только в сторону Китая. Согласно официальному сообщению иранской Организации по содействию торговле (TPO), в ходе ПМЭФ-2022 между Россией и Ираном было заключено соглашение о сотрудничестве в судостроении. О чем это говорит?

Российская сторона объявила о своей готовности помочь Ирану в совместном производстве судов, а также в поставках кораблей и судов, в которых так нуждается Исламская Республика. Иран в свою очередь обладает уникальными знаниями и умением выживать под санкциями вот уже как 40 лет. К тому же иранские компании дали согласие на поставку своих комплектующих и оборудования для российских верфей. А ещё – стороны достигли соглашения о необходимости дальнейшего укрепления двусторонних торговых связей в рамках реализации проекта международного транспортного коридора "Север – Юг". И эта тема только набирает обороты.

В заключение хочется написать, что – мир не будет прежним. Но каким он будет? Время все расставит по своим местам.
Автор: Щеголихин Петр
Поделиться новостью


Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь

Предыдущая новость