Суммарный прогноз потребности в морских пассажирских судах на период до 2030-2035 гг. оценивается на уровне 38 ед. суммарным дедвейтом 26 тыс. т (пассажирские и грузопассажирские суда, находящиеся в постройке до 2022 г. – 16 ед. суммарным дедвейтом 13 тыс. т, новые суда – 22 ед. суммарным дедвейтом порядка 13 тыс. т и грузопассажирские суда-снабженцы для Северного завоза – 4 ед. суммарным дедвейтом 46 тыс. т).
Эти цифры были указаны в Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года, опубликованной на сайте Минпромторга РФ.
По данным Минпромторга РФ, по состоянию на начало 2018 г. морской пассажирский флот России состоит из 68 пассажирских судов общим дедвейтом 28,7 тыс. т (включая грузопассажирские паромы). До 2020 г. ожидается строительство 16 единиц новых пассажирских и грузопассажирских судов.
В 2016 г. объем перевозок пассажиров морским транспортом составил 13,02 млн чел., в том числе по видам плавания 99% этого объема составили каботажные перевозки. По федеральным округам преимущественный объем перевозок пассажиров морским транспортом осуществляется в Южном федеральном округе – 98,5% или 12,8 млн чел., в Дальневосточном – 1,3% (0,2 млн чел.), в Северо-Западном – 0,2% (0,02 млн чел.).
Прогнозируемый рост пассажиропотока, повышение спроса на круизные маршруты со стороны отечественных и зарубежных туристов обуславливают потребность в новых судах для пассажирских туристических маршрутов. В то же время, для пассажирских судов, используемых для социальных пассажирских перевозок, на долгосрочную перспективу объем строительства таких судов целиком зависит от эффективности реализации мер господдержки и объемов финансирования. Основной проблемой социальных пассажирских перевозок является их убыточность (без субсидий) при относительно небольшом спросе и безальтернативности.