реклама

Мобильная система спасения подводников (NSRS)

За 67 мирных лет XX века и начала XXI отмечено 12 случаев гибели отечественных подводных лодок. В катастрофах участвовали 865 подводников, из которых погибли 643 человека. В шести катастрофах экипажи ПЛ погибли в полном составе, вместе с кораблём. Погибли 4 атомных ПЛ, 2 ПЛ с баллистическими ракетами на борту, 2 ПЛ с крылатыми ракетами, из которых одна – атомный подводный крейсер (К-141 «Курск»)[1].
В настоящее время ведутся интенсивные поиски новых путей и способов спасения подводников. Работа идет в направлении совершенствования спасательных и рабочих подводных аппаратов, конструкций их СПУ, создания новых быстроходных носителей, снижения стоимости решения задачи спасения.

В ВМС стран НАТО ведутся работы по совершенствованию перспективной мобильной системы спасения NSRS (NATO Submarine Rescue System), состоящей из функциональных модулей, размещаемых как на военных судах вспомогательного флота, так и на  подходящих для этого гражданских судах.

18 августа 2000 года четыре страны-участницы НАТО – Великобритания, Франция, Норвегия и Турция – подписали соглашение по проектированию и созданию единой системы спасания стран НАТО – NSRS. Руководство проектом было возложено на Министерство обороны Великобритании, создание и эксплуатация системы NSRS поручено компании Rolls-Royse.

В апреле 2006 года представители ВМС Великобритании сообщили о вводе в строй с 2007 года новой единой системы спасения стран НАТО.





Основные характеристики NSRS:
  • система может применяться независимо от времени года в любой точке Мирового океана (за исключением районов с ледовым покровом);
  • в течении 72 часов после получения команды все модули системы должны быть переброшены и развернуты в районе аварии, и начата спасательная операция;
  • допустимая глубина работы 600-700 м;
  • эвакуация подводников из отсека при давлении в нем до 5-7 атм;
  • допустимый крен стыковки с аварийной ПЛ до 60 градусов;
  • возможно проводить эвакуацию без помощи экипажа аварийной ПЛ;
  • количество эвакуируемых подводников за один спуск – 15 человек;
  • спасательная система совместима со всеми типами ПЛ стран НАТО, а также некоторых стран, не входящих в блок НАТО, в т.ч. России.
Основное преимущество мобильной системы перед стационарным судном-носителем – это возможность быстро развернуть систему спасения в любой точке Мирового океана за счёт того, что во всех водных бассейнах  находятся несколько потенциальных судов-носителей.

Доставка до места монтажа системы на судно-носитель может осуществляться водным путем или авиатранспортом.

Базирование мобильной системы на ВМБ Клайд (западное побережье Шотландии) предполагает доступ как к гражданским, так и военным аэродромам, портовой инфраструктуре и причалам. Таким образом, в кратчайшие сроки контейнеры со спасательной системой могут быть погружены и отправлены к месту аварии ПЛ.

Также на базе имеются тренировочные комплексы для обучения персонала.

Немаловажный фактор в пользу мобильной системы - это затраты. Стоимость изготовления мобильной системы существенно ниже стоимости строительства целого судна-носителя, не говоря уже об эксплуатационных расходах на стационарное судно.



NSRS состоит из следующих основных компонентов:
  • Базы для хранения системы и оборудования для подготовки системы к работе;
  • Системы внедрения с дистанционно-управляемым необитаемым подводным аппаратом (ROV);
  • Глубоководного аппарата (SRV);
  • Спускоподъемного устройства с оборудованием (PLARS);
  • Барокомплекса для проведения декомпрессии подводников (TUP);
  • Средств навигации, управления и слежения (PNTCS);
  • Судна снабжения (VOO) или судна-носителя (MOSHIPS);
  • Модулей хранения;
  • Наземных средств транспортировки;
Основным требованием к конструкции мобильной системы было обеспечить возможность размещения спускоподъемного устройства для использования глубоководных аппаратов и других модулей системы без переоборудования судна или при незначительном вмешательстве  в конструкцию судна.
Спускоподъёмное устройство спроектировано с учётом требования мобильности конструкции, является разборным, легко транспортабельным и занимает минимум палубного пространства. СПУ осуществляет спуск глубоководного аппарата на воду и подъём на борт судна при волнении моря до 5 баллов включительно с максимальной нагрузкой на конструкцию 30 тонн. В состав СПУ входят лебедки основного подъема, автономная гидравлическая система с гидростанцией,  система дистанционного управления, смонтированная непосредственно на раме СПУ, механизм захвата глубоководного аппарата универсального типа. Захват способен стыковаться с глубоководными аппаратами как старой конструкции («LR5»), так и новой конструкции (привязной спасательный аппарат «Triton SRV»).

Необитаемый подводный аппарат (DISSUB) «Triton» построен по проекту британской компании Perry Slingsby Systems в 2005 году. Задачи аппарата в составе системы внедрения - подводное обследование аварийной ПЛ, расчистка объекта от посторонних предметов, а также пополнение аварийных запасов жизнеобеспечения (воздух, вода, пища).  В конструкции аппарата предусмотрены присоски для фиксации на корпусе аварийной ПЛ, а также манипуляторы для проведения работ. Система оснащается автономной СПУ, развертывается и полностью готова к работе в течении 3-х часов.
Привязной глубоководный аппарат «Triton» управляется экипажем из 3-х человек. Корпус  изготовлен из высокопрочной стали. Длина аппарата-10 м, вес - 29 тонн.
В настоящее время верфь Kockums строит автономный глубоководный спасательный аппарат нового поколения типа S-SRV (Second-generation Submarine Rescue Vehicle). Новый аппарат обеспечивает подъем 35 спасаемых или 5-ти не передвигающихся раненых за один спуск, скорость полного подводного хода до 4,5 узлов, давление в аппарате до 7(9) атмосфер, максимальная глубина погружения — 700 м, предельно допустимый угол крена аварийной ПЛ — до 60°, экипаж – 2 пилота и один оператор-спасатель.

Все составные части системы спасения хранятся и транспортируются в контейнерах. Общая масса оборудования системы составляет около 300 тонн. Для перевозки системы требуется 29 трейлеров, 2 самолета Ан-124, или 5 самолётов – С-5.

Потенциальное судно-носитель должно быть оснащено системой динамического позиционирования и иметь свободную площадь палубы не менее 450 м2. Для сокращения времени на поиск судна подходящего под вышеуказанные требования разработаны специальные базы данных по судам и их текущему местоположению.

Гибель АПЛ «Курск» 12 августа 2000 года показала необходимость развития международного сотрудничества в вопросах спасения подводников, совместимости спасательных устройств и др. Вскоре после этой трагедии были заключены ряд соглашений, в соответствии с которыми командование НАТО стало приглашать к участию в совместных учениях и российскую сторону.

В 2008 году российские спасательные подводные аппараты типа «Бриз» в рамках учений «Болд Монарх-2008» впервые оказывали помощь «аварийным» подводным лодкам норвежских ВМС, где в течение нескольких дней из подводных лодок, лежащих на грунте на глубине около 80 метров, было выведено 136 подводников. На этих же учениях впервые была продемонстрирована работа системы NSRS в «боевых» условиях. 
В 2011 году подобные учения были проведены у берегов Испании (порт Картахена), где по сценарию спасательные силы НАТО оказывали помощь  российской дизельной подводной лодке «Алроса», терпящей бедствие. На учениях NSRS снова подтвердила свою работоспособность.

Ориентировочная стоимость работ по разработке, постройке и эксплуатации в течение 25 лет системы NSRS составляет около 153-175 млн. долларов США (по разным источникам). В том числе затраты на оборудование — 26,3 млн. долларов. Ориентировочная стоимость двух десантных кораблей типа «Мистраль» обойдется России в 720 млн. евро первый,  и 650 млн. второй [2]. Окончательная стоимость строительства спасательного судна «Игорь Белоусов» превысит 12 млрд. рублей [3].

На сегодняшний день подводный флот России насчитывает  порядка 60 субмарин [4]. Базируются они на каждом из флотов России:  Балтийский, Северный, Черноморский и Тихоокеанский. Строить по одному спасательному судну типа «Игорь Белоусов» (такой тип судов безусловно необходим), как заявляют высшие чины командования ВМФ РФ, для каждого из флотов или построить одну мобильную спасательную систему подобного типа? Есть над чем подумать.



Источники:

1. Деловая газета «Взгляд» от 11 апреля 2012 года.
2. «Российская газета» от 30.12.2010 года.
3. Данные Центра анализа стратегий и технологий.
4. РИА Новости - сообщение от 19.03.2009.

Также при подготовке материала были использованы следующие источники:

5. Официальные информационные листки «Королевского военно-морского флота Великобритании» NSRS Factsheet Issue
http://www.royalnavy.mod.uk
6. «Current times», IHC Engineering Business Ltd Spring/Summer 2011
http://www.engb.com

7. Презентации:
«Deep Water Acceptance Trials – DWATs KV Harstad 21 Jan – 13 Feb», 2008
«NATO Submarine Rescue System General Information», 2008

Фотоматериалы взяты из презентаций.



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
КМЗ разработал бак сбора протечек для Ленинградской АЭС-2
09:00 / пресс-релизы