реклама

М2М-мониторинг на флоте - разбираемся в деталях новой системы контроля механизмов на судне

Компания "СТЭККОМ" специализируется на создании и внедрении технологий поддержании связи на флоте, в том числе на таких сложных проектах, как научно-исследовательские суда, работающие в отдаленных районах Арктики, суда обеспечения, служащие в северных отдаленных регионах России на нефтегазовых месторождениях, и не менее "капризные" круизные суда, где сегодня пассажиры не представляют отдыха без высокоскоростного интернета.

На базе ранее разработанных технологий связи специалистам удалось разработать линейку систем контроля и управления судном с применением платформы М2М. Подробности в интервью с Кириллом Жогиным, менеджером по продажам решений для морского транспорта "СТЭККОМ".
Кирилл Жогин / "Стэк.Ком", ООО
  - Расскажите, пожалуйста, что из себя представляет система М2М, и       как она применима в сфере судоходства и в частности бункеровки

- В двух словах М2М — это межмашинный мониторинг. Он сейчас находит большое применение во всех отраслях промышленности, в том числе и на флоте. С помощью мониторинга решаются экономические задачи судовладельца, такие как контроль расхода топлива, контроль режимов эксплуатации судовых агрегатов, скорость движения судна, местонахождение, контроль работы экипажа и т.д. Разумеется, кроме контроля непосредственно внутренних производственных показателей (о функционировании судна в данный момент), М2М-мониторинг позволяет реализовать большое количество задач для клиентов: это и местонахождение контейнеров с грузом, состояние среды в морозильных камерах с рыбой, получение уведомлений о состоянии внешней среды и т.д.


Если мы говорим о бункеровке, то применение таких систем более чем оправданно, так как топливо в эксплуатационных расходах судовладельцев для современных судов уже составляет 30%, а у старого флота может достигать и 80%. Кроме того, ставки на бункерное топливо в России на 20-30% выше среднемировых, так как часть мазута и машинные масла завозятся из-за рубежа. Очевидно, что строжайший контроль за объемами бункеровки и качеством поставляемого топлива – одна из ключевых производственных проблем судовладельцев. Датчики, контролирующие объемы и качество топлива, помогают решать подобные задачи.

В итоге, М2М-мониторинг нужен самому судовладельцу, чтобы контролировать свой персонал, своих поставщиков и свою технику и, таким образом, максимизировать свою рентабельность.
 
Крупнейшая бункеровка / "Транзит-ДВ", ГК ООО

 - Вы ведь уже работали над внедрением систем контроля судов на рыбопромышленный флот?

 - Не совсем так. Данная система мониторинга не является системой контроля состояния судна, она решает другую задачу – организационно-правовую, связанную с контролем местонахождения рыболовного судна в разрешенных акваториях. По этим показателям пограничники РФ принимают решение – необходимо ли вмешательство в работу рыболовного судна. Это как раз хороший пример того, что системы М2М могут решать очень большой круг задач.
При реализации этой системы был решен ряд интересных задач по интеграции различных ИТ-систем мониторинга, участвующих в работе продукта, а также ряд организационных задач по активации и поддержанию работоспособности устройств мониторинга в сети "Иридиум".

 - А чем обусловлена необходимость внедрения систем контроля и мониторинга на флоте?

 - Дело в том, что современное судно все больше становится интегрированным в систему управления предприятием – ERP, как и любые другие промышленные активы. Судно должно производить максимальное количество денег для судовладельца при минимальных издержках.

В основном, конечно же, мониторинг, нацелен на минимизацию издержек судовладельца в процессе эксплуатации судна. Дело в том, что судовладелец обычно решает задачу по оптимизации "задачи-треугольника": операционные затраты – капитальные затраты – выручка. Так вот, мониторинг М2М помогает контролировать и управлять параметрами капитальных и операционных затрат в этом треугольнике.

Поясню на примерах. Судовладелец может доставить груз быстрее и получить больше денег, но затратить при этом больше топлива на более высоких оборотах двигателей, а также увеличить износ агрегатов. Или судовладелец может получить больше денег при сохранении потребления горючего, но отказе от каких-либо ремонтов агрегатов. Тот же судовладелец может экономить горючее и беречь агрегаты, но на экипаж при этом ложится большая нагрузка по управлению этими параметрами для выполнения задачи. И тому подобное.

Поскольку параметров, для которых нужно находить оптимальные соотношения капитальных и операционных затрат, становится все больше из-за повышения уровня сложности техники, то проще передать эти расчеты машине. А на основании уже обработанной компьютером информации команда корабля, а также офис судовладельца на берегу будут принимать более взвешенные и экономически более выгодные управленческие решения.
 
"Стэк.Ком", ООО

 - Как данные, полученные с помощью систем мониторинга, способны обеспечить экономичность судоходства? Если можно, для наглядности в цифрах.

 - Как я уже сказал, системы мониторинга помогают обеспечивать не столько экономичность, сколько рентабельность судоходства, по причине того, что судовладелец может жечь топливо и заставлять работать двигатели в опасных зонах, если скорость доставки груза критична и это принесет большую прибыль.

Поэтому для точности будем говорить, что системы мониторинга вполне рентабельны, даже если контролируют только топливо. Вот возьмем например, какой-нибудь среднетоннажный сухогруз RDS, там два двигателя по 1200 КВт. Такая машина может потреблять до 12-15 тонн топлива в сутки, что эквивалентно суммам в 400-600 тыс. рублей. А система мониторинга может стоить от сотен тысяч рублей до 5-9 млн в зависимости от количества контролируемых параметров и задействования уже существующих на судне систем. Если система мониторинга поможет экономить от 2% до 5% топлива, то она окупится за 1-3 года эксплуатации.

 - Расскажите, как технически устроена и из чего состоит такая система мониторинга?

 - Каждая система на таком крупном объекте, как судно, индивидуальна, поскольку у каждого судовладельца свои задачи. Но вообще, каждая система включает центральный контроллер, панель оператора, антенну для передачи информации (это может быть антенна VSAT или антенна Iridium), периферийные устройства и датчики.

Если смотреть снизу вверх на работу системы, например, на контроль дизелей, то мы увидим датчики уровня топлива в основных, промежуточных и отстойных баках, увидим расходомеры, увидим датчики температуры охлаждающей жидкости в двигателях, датчики давления масла и т.д.

Далее, на уровне выше, мы видим периферийные устройства (которых может не быть). Их задача – агрегировать данные, поступающие с датчиков, и каким-либо способом реагировать на команды от центрального контроллера. Например, получен сигнал о повышении температуры масла, значит центральный контроллер может перезапросить показания у периферийных устройств или дать им команду усилить охлаждение.

Потом всю информацию от периферийных устройств собирает центральный контроллер — это "мозг" системы. Он может работать в пассивном режиме, то есть только собирать информацию о состоянии систем и передавать операторам, а может и в активном – то есть выполнять запрограммированные команды по наступлении каких-либо событий. Например, если в рефрижераторной камере обнаружено повышение температуры, то нужно включить дополнительные системы вентиляции и охлаждения. 

Полученную и обработанную информацию центральный контроллер показывает на панели оператора, чтобы экипаж мог видеть работу систем. А для связи с береговым офисом используется спутниковая связь, через которую полученные данные сохраняются в корпоративной системе предприятия-судовладельца.
 
"Стэк.Ком", ООО

 - Осуществляется ли данный метод мониторинга командой непосредственно на судне или офисом на берегу?

 - Мониторинг проводится персоналом судовладельца в целом. Просто экипаж больше обращает внимания на текущие технико-коммерческие показатели работы судна, а персонал офиса на берегу смотрит больше за агрегированными экономическими показателями. Именно совместная работа всех служб предприятия и может максимизировать выгоду от установки такой системы.

 - Требуется ли таким системам какая-либо дополнительная инфраструктура для обеспечения связи? И способны ли они бесперебойно функционировать в отдаленных регионах?

 - Мы можем реализовывать системы мониторинга как на базе морских малых спутниковых станций (VSAT), так и на базе глобальной спутниковой сети "Иридиум". Оба эти подхода имеют свои плюсы и минусы.

Решение на VSAT позволяет обеспечить работу мониторинга любой сложности с неограниченным объемом передаваемых данных. Но это достаточно дорогое оборудование, которое не имеет смысла для малых объемов передаваемых данных. Кроме того, VSAT ориентированы на определенные спутники, и не везде это решение работоспособно.

В отличие от VSAT-технологии, "Иридиум" — это глобальный оператор спутниковой связи. Покрытие составляет 100% поверхности Земли, включая оба полюса. Орбитальная группировка насчитывает 66 спутников, расположенных на низких орбитах с наклонением 86,5° и высотой 780 км. Коммуникационная сеть "Иридиум" обеспечивает мобильные линии передачи данных для отслеживания состояния объектов различного целевого назначения. Там, где отсутствует покрытие сотовой связи, на текущий момент "Иридиум" является единственным выгодным решением по полному покрытию территории Земли.

Большинство проектов "СТЭККОМ" построены на собственном устройстве StecMatix для сети "Иридиум", которое разработано нашими инженерами. По стоимости устройства (от 19,9 до 42,8 тыс. руб.) оно соответствует устройствам GSM/LTE-мониторинга. Устройство, в отличие от зарубежных аналогов, не требует передачи данных в зарубежные "облака", вся информация остается только у владельца объекта мониторинга. Алгоритмы кодирования и сжатия информации реализуются именно на этом устройстве. Так вот, на таком устройстве, можно реализовать систему мониторинга даже там, где вообще никакой связи нет, либо ее применение дорого -например, на речных или морских буксирах.

 - Такая технология рассчитана на судовладельцев, или она внедряется при постройке судна на верфи и должна быть в проекте? Ориентированы ли эти системы на единицы крупнотоннажного флота или на маломерные суда?

 - Основной заказчик – это, конечно, судовладельцы. Именно они определяют вид коммерческого использования судна под конкретные виды рейсов и типы грузов, а отсюда следует техническое задание на создание системы мониторинга.

Системы мониторинга могут быть применимы на самых различных судах, от крупнотоннажного флота до маломерных судов. Просто количество решаемых задач и, соответственно, сложность и стоимость этих систем будет отличаться так же, как стоимость самих судов друг от друга. Одно можно сказать – на сегодняшний день вполне реалистично создавать даже совсем бюджетные системы мониторинга, где устройство мониторинга стоит 50-100 тыс. руб., а ежемесячный бюджет на такой мониторинг составляет 3-5 тыс. руб.


Материалы по теме: 
СПГ-бункеровка: чем интересна для российского рынка?доклад о газотопливных судах и СПГ-бункеровке главного технолога отдела стандартизации ПАО "Газпром"

Присмотрите за моим судном - интервью с разработчиками программно-аппаратного комплекса "SmartService LookOut" для наблюдения за состоянием морских и речных судов
"Стэк.Ком", ООО Москва
+7(495)363-91-40



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
"Спецкабель" принимает высоких гостей
16:51 / события