В ходе своей апрельской встречи с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху, президент США Дональд Трамп как бы невзначай проговорился о намерении затребовать на нужды обороны страны рекордный триллион долларов. С учетом того, что на текущий финансовый год (стартовавший 1 октября 2024-го) оборонный бюджет США составил $895 млрд., новая астрономическая сумма отнюдь не кажется фантастической – особенно с учетом обесценивания доллара и наличия обширных программ развития всех видов вооруженных сил, которые профильные предприятия готовятся осваивать в рамках щедрого гособоронзаказа. Особое внимание при этом уделяется нуждам национального военно-морского флота, которые традиционно удовлетворяют исключительно верфи США. По предварительным данным, на строительство боевых кораблей и вспомогательных судов флота на 2025 г. запрошено свыше $32 млрд.

Это чуть меньше прошлогоднего показателя, но можно не сомневаться, что законодатели отнесутся к рассмотрению этой бюджетной статьи со своей обычной щедростью: как видим, в течение всего последнего десятилетия фактически выделенные на строительство флота суммы как правило заметно превышали запрошенные президентом. На что же эти немалые деньги предполагается потратить – в текущем и последующие годы и на какой конечный результат их освоения может рассчитывать военно-морской флот США?
Имеемое и желаемое
Согласно данным, приводимым бюджетным комитетом Конгресса США со ссылкой на статистику Министерства военно-морского флота страны (DON), к началу декабря 2024 г. на активной службе насчитывалось до 300 боевых кораблей и вспомогательных судов всех типов:
Табл.2 Современный и ожидаемый состав ВМФ США
(Только действующие корабли и суда) | По состоянию на 01.12.2024 г. | В соответствии с планом развития на 2025-54 гг. |
Авианосцы | 11 | 12 |
Подводные лодки - с бал. ракетами | 14 | 12 |
- с упр. ракетами (конвертированные из ПЛ "Огайо" | 4 | 0 |
- ударные (многоцелевые) | 48 | 66 |
Крейсеры и эсминцы УРО | 85 | 87 |
Противоминные и прочие корабли прибрежной зоны | 34 | 15 |
Фрегаты УРО | 0 | 58 |
Десантные корабли - большие | 9 | 10 |
- средние | 23 | 21 |
- малые | 0 | 18 |
Корабли снабжения - большие | 33 | 33 |
- малые | 0 | 13 |
Вспомогательные суда - большие | 11 | 10 |
- малые | 23 | 26 |
Безэкипажные суда - надводные | 0 | 78 |
-подводные | 0 | 56 |
Всего: | 295 | 515 |
Источник: Бюджетный комитет Конгресса США
Обратим внимание на нули в графах по безэкипажным аппаратам – это не ошибка и даже не попытка скрыть реальное положение вещей, тем более что в отношении экспертов по бюджетным вопросам Конгресса сделать подобное весьма затруднительно, если вообще возможно. Официальные пояснения гласят, что к настоящему времени подобная техника существует в ВМФ США только на уровне прототипов. А вот в соответствии с текущей версией тридцатилетнего плана развития, к 2054 году на вооружении предполагается иметь уже 134 надводных и подводных безэкипажных аппарата – причем речь идет о достаточно крупных (полноразмерных) судах серийного выпуска, а не просто о катерах-камикадзе и т.д. С учетом подобного пополнения, общее количество действующих кораблей и судов должно превысить 500 единиц, из которых лишь порядка 74% (381 ед.) будут иметь экипажи.
Вместе с существенным (почти на 90 ед.) увеличением численности этого традиционного (управляемого непосредственно людьми) флота будет произведено и его значительное обновление, что в свою очередь предполагает увеличение нагрузки на профильные верфи. Так, если в 2025 г. ВМФ США планирует получить от своих корабелов только 6 кораблей и судов, то в 2026-29 гг. количество сданного новостроя должно возрасти до 51 единиц, или в среднем по дюжине ежегодно. С 2030 по 2054 гг. флот планирует закупить еще 307 кораблей и судов:

Итак, за ближайшие тридцать лет американский флот рассчитывает приобрести 364 новых корабля и судна. При этом основное внимание предполагается уделить развитию подводного флота (преимущественно многоцелевых субмарин) а также сравнительно небольших надводных боевых кораблей, включая фрегаты УРО, малые десантные корабли и катера, а также суда снабжения. Численность же крупных десантных кораблей останется практически без изменений. А теперь рассмотрим подробнее, чего и сколько предстоит построить корабелам США в ближайшие годы, чтобы на деле оправдать столь щедрые затраты федерального бюджета.
По порядку рассчитайся!
К настоящему времени авианосный флот США состоит из десяти кораблей типа "Нимиц" и одного типа "Джеральд Форд". Для поддержания этой численности на сгодняшнем уровне представляется необходимым продление сроков службы некоторых авианосцев типа "Нимиц" до 55 лет и вводить в строй очередной новый авианосец (типа "Дж. Форд") каждые четыре года. Достижение же плановой численности в 12 единиц к 2054 потребует не только продления сроков службы большинства "Нимицев", но и приобретения одного авианосца типа "Дж. Форд" каждые три года.

Планы развития флота подводных крейсеров с баллистическими ракетами по-прежнему предусматривают замену 14-ти субмарин типа "Огайо" 12-ю подлодками типа "Колумбия". Флот уже заказал одну "Колумбию" в 2021 г. и вторую – в 2024 году. Изначально предполагалось, что строительство головной подводной лодки данного типа займет от 8 до 9 лет. Однако проверка, проведенная руководством военно-морского министерства в апреле прошлого года, показала, что головная "Колумбия" пока отстает от планового графика на 12-16 месяцев. Тем не менее, флот еще надеется получить ее в 2028 году, но даже в таком случае потребуется еще как минимум 2-3 года для подготовки к выходу на первое боевое дежурство. Для последующих подлодок данного типа суммарную продолжительность строительства и последующего ввода в боевой состав предполагается сократить до семи лет. Однако, ввиду весьма вероятного дальнейших сдвигов вправо по времени получения новых крейсеров, командование подводных сил США планирует еще на три года продлить сроки службы пяти субмаринам типа "Огайо". Согласно предварительным расчетам, это позволит сохранить общее количество стратегических ракетоносцев в боевом строю на уровне 12 единиц на весь период 2025-54 гг.

В сегменте многоцелевых ("ударных") подводных лодок, США располагает 48 атомными субмаринами (SSN): 23 типа "Виргиния", 22 типа "Лос-Анжелес" и 3 типа "Си Вулф". В эту же группу организационно включены 4 подлодки с крылатыми ракетами (SSGN), конвертированные из подводных стратегических крейсеров типа "Огайо" – с увеличенным (по сравнению с обычными многоцелевыми) количеством пусковых установок. В соответствии с планом, до 2054 г. флот должен получить 59 новых подлодок SSN – 53 типа "Виргиния" с укороченным корпусом (без грузового модуля) и шесть с повышенным количеством пусковых установок крылатых ракет на базе того же проекта. Сроки вывода из боевого состава возрастных многоцелевых субмарин пока не установлены, однако уже принято решение о перезарядке ЯЭУ на третьей из ПЛ типа "Си Вулф", а также на семи ПЛ типа "Лос-Анжелес".
В сегменте крупных надводных кораблей, флот США пока располагает 85-ю крейсерами и эсминцами с управляемым ракетным оружием (УРО). В соответствии с планом 2025 г., все 12 имеемых крейсеров УРО типа CG-47 "Тикондерога" предполагается вывести из боевого состава в течение трех ближайших лет, причем один из этих кораблей уже был отправлен "в запас" с начала текущего года. В ноябре того же года командование флота сообщило о продлении сроков эксплуатации трех крейсеров УРО на 3-4 года. Что же касается эсминцев УРО, то в октябре прошлого года было объявлено о продлении активной службы 12-ти наиболее возрастных кораблей этого типа на сроки от 1 до 5 лет. Эти меры приняты для недопущения проседания общего количества крейсеров и эсминцев УРО ниже отметки в 77 ед., с последующим выводом этого показателя к 2054 году на плановый уровень 87 единиц. Действующая кораблестроительная программа за тот же период предполагает передачу флоту 51 эсминца УРО (почти по 2 ежегодно), причем поставки кораблей нового поколения типа DDG(X) на смену существующим DDG-51 (типа "Арли Берк") должны начаться только в 2032 году.

Малые надводные корабли представлены 26-ю LCS (универсальный корабль прибрежной зоны) и восемью противоминными. При этом ведется строительство еще нескольких новых LCS и шести более крупных фрегатов типа FFG-62 "Констеллейшн". Предполагается, что с учетом ввода новостроя и вывода из боевого состава возрастных кораблей, вплоть до 2041 г. численность LCS будет поддерживаться на уровне 25 единиц, после чего начнется ее плановое сокращение. Все восемь противоминных кораблей подлежат списанию в течение ближайших трех лет. Основным направлением развития "малого" надводного флота остается активное строительство фрегатов УРО типа FFG-62 (а с 2035 г. – его модернизированной версии FFG-62 FlightII). Так, до 2030 года ВМФ США рассчитывает ежегодно получать в среднем по 1-2 таких корабля, а с 2031 г. этот показатель планируется довести до 3 единиц в год. Благодаря этому общее количество кораблей прибрежной и ближней морской зон увеличится более, чем вдвое, а их боевой потенциал возрастет уже кратно.

Десантно-высадочные силы США в настоящее время состоят из 32 кораблей – девяти больших ("ударных") LHA и LHD, 23-ти средних транспортных доков LPD и LSD. С учетом весьма почтенного среднего возраста этих судов, для поддержания их количества на близком к существующему уровне, флоту в ближайшие 30 лет потребуется приобрести порядка 25 больших и средних транспортных судов. В дополнение к этому, корабелам США предстоит практически с нуля создать целую флотилию малых амфибийных кораблей среднего радиуса действия (LSM) и поддерживать ее численность на плановом (порядка 15-18 единиц) уровне. С учетом не более чем 20-летнего срока службы LSM, в течении рассматриваемого периода американским верфям предстоит построить (а флоту – закупить) 55 кораблей подобного типа.
Пополнение вспомогательного флота США предполагает приоритетное строительство крупных танкеров-заправщиков (T-AO), а также судов под генгруз (T-AKE) для снабжения боевых кораблей непосредственно в море. Примечательно, что в отличие от прошлогоднего плана, вариант 2025-го не предусматривает строительства 14 скоростных транспортов для экспедиционных войск. При этом общее количество снабженческих и вспомогательных судов, предполагаемых к закупке в ближайшие 30 лет остается практически неизменным – порядка 73 единиц. Вместо транспортов планируется заказать четыре дополнительных танкера-заправщика и шесть судов снабжения нового поколения (NGLS). Последние будут иметь меньшие размеры и специально спроектированы для эффективного снабжения соединений, состоящих из большого количества сравнительно не крупных боевых кораблей – что вполне соответствует описанным ранее планам активного строительства фрегатов УРО типа "Констеллейшн".
Как видим, флот США ставит перед американскими корабелами весьма амбициозные задачи, решение которых готово оплатить федеральное правительство (деньгами налогоплательщиков). Вот тут-то и начинается самое интересное, поскольку точная цена вопроса до сих пор не определена, а в способности верфей выполнить столь обширный госзаказ существуют серьезные сомнения – причем даже в самом Капитолии.
Конгресс предупреждает…
Прежде всего, речь идет о вероятной недооценке руководством ВМФ США полной стоимости новой кораблестроительной программы. В зависимости от рассматриваемого периода, расхождения между результатами подсчетов флота и бюджетного комитета Конгресса колеблются в пределах $4-8 млрд в год (!), а в среднем на 2025-2054 гг. составляют порядка $6 млрд ежегодно, т.е. более 20% планового бюджета:

Зная интернациональные реалии кораблестроительного производства, можно с высокой степенью вероятности предположить, что на практике строительство новых кораблей и судов обойдется госбюджету США еще дороже. Конечно, доллары при необходимости можно и допечатать, да вот беда – чем их больше, тем быстрее они обесцениваются. Таким образом, уже заложенные корабли будут неуклонно дорожать с каждым годом строительства, сроки которого проявляют настойчивое стремление к столь же неуклонной подвижке вправо.
В Конгрессе уже сейчас опасаются, что кораблестроительный план 2025 года станет для американских верфей как минимум "вызовом". При этом отмечается, что несмотря на вовлеченность в строительства флота "сотен, если не тысяч" национальных компаний, сооружение боевых кораблей и вспомогательных судов в основном ведется всего на семи верфях:
Основные верфи – производители кораблей и судов для ВМФ США
Название верфи | Место расположения | Владелец | Выпускаемые корабли/суда |
Austal Shipbuilding | г. Мобил (шт.Алабама) | Austal Limited (Австралия) | LCS, катера Береговой охраны, малые вспомогательные суда, комплектующие для ПЛ |
Bath Iron Works | г.Бат (шт.Мэйн) | General Dynamics (США) | Эсминцы УРО |
Fincantieri Marinette Marine | г. Маринетте (шт.Висконсин) | Fincantieri (Италия) | LCS, фрегаты УРО типа "Констеллейшн" |
General Dynamics Electric Boat | г. Гротон (шт.Коннтектикут) | General Dynamics (США) | Стратегические и ударные ПЛ |
Ingalls Shipbuilding | г. Паскагуола (шт.Мисиссипи) | Huntington Ingalls Industries (США) | Большие и средние десантные корабли, эсминцы УРО |
National Steel and Shipbuilding Company (NASSCO) | г. Сан-Диего (шт.Калифорния) | General Dynamics (США) | Крупные корабли боевого обеспечения и вспомогательные суда |
Newport News Shipbuilding | г. Ньюпорт-Ньюс (шт.Виргиния) | Huntington Ingalls Industries (США) | Атомные авианосцы, стратегические и многоцелевые ПЛ |
Данные: Бюджетный комитет Конгресса США
Как следствие, бюджетный комитет Конгресса вынужден констатировать значительное отставание уже начатых постройкой кораблей и судов от оговоренного в контракте графика, которое сопровождается чувствительным удорожанием заказов. Это подтверждают и данные проверки, осуществленной Министерством военно-морского флота США весной прошлого года:

Новострой | Сроки задержки по сравнению с плановыми (мес.) * | |
минимальный | максимальный | |
Авианосец CVN-80 типа "Дж. Форд" | 18 | 26 |
Стратегическая АПЛ "Колумбия" | 12 | 16 |
Многоцелевая ("ударная") АПЛ "Виргиния" | 24 | 36 |
Фрегат УРО "Констеллейшн" | – | 36 |
*По оценкам на апрель 2024 г.
Данные: Министерство Военно-морского флота США (DON)
И ладно бы удлинялись бы сроки выпуска только принципиально новых кораблей и судов, так нет – согласно анализу бюджетных документов ВМФ США, только за последние два года продолжительность строительства эсминцев DDG-51 типа "Арли Берк" (серийное производство начато почти 40 лет назад) выросла на 18 месяцев. В среднем же, по сравнению с 2000-ми годами сроки сдачи верфями США эсминцев и подводных лодок одних и тех же проектов увеличились с 5-6 до 8-9 лет. Что уж тут говорить о кораблях нового поколения, вроде авианосца типа "Дж.Форд", на строительство которого (по плану!) отводится 10-11 лет. Для сравнения: для создания его предшественников – авианосцев типа "Нимиц" – американским корабелам хватало всего 7-8 лет.
Среди основных причин сложившейся ситуации в Конгрессе США называют: недоработки при проектировании, выдвижение руководством ВМФ дополнительных требований уже после начала строительства, а также… недостаток рабочих кадров нужного уровня квалификации. Оказывается, американским верфям пока так и не удалось преодолеть последствия оттока специалистов с верфей, который начался еще во время пандемии Covid -19. Более того – ведущие предприятия отрасли испытывают трудности не только с наймом, но и с удержанием опытных работников (ожидаемые последствия отставание зарплат от инфляции, вызванной изобилием все дешевеющих долларов), в то время как возраст большей части специалистов высокой квалификации неумолимо приближается к пенсионному. В результате, обновлять и пополнять флот приходится силами менее опытных кадров, чем пять-десять лет назад.
Свою злую шутку с американским кораблестроением сыграла и монополизация рынка профильных комплектующих и оборудования. Согласно оценкам бюджетного комитета Конгресса, примерно 70% поставщиков ключевых компонентов для строительства подводных лодок в настоящее время не имеют конкурентов. Помимо напрямую связанных с этим ценовых игр, подобное положение создает риски длительной задержки или даже срыва сдачи современных атомоходов – если производитель по каким-либо причинам начнет испытывать трудности с производством. Оперативно нарастить выпуск критически необходимой для отрасли продукции в такой ситуации представляется затруднительным – даже если ВМФ США (а точнее правительство страны) готовы в достаточно сжатые сроки потратить на приобретение новых кораблей весьма солидные суммы.
Наконец, "Большая Семерка" ведущих верфей оказалась попросту перегруженной военными заказами. По приводимым в Конгрессе данным, с 2014 года суммарный тоннаж находящихся на различных этапах строительства кораблей и судов по заказам ВМФ увеличился на 80% – с 68 000 до 123 000 тонн. Исключая из этого показателя корабли обеспечения и вспомогательные суда (которые при значительном водоизмещении все же не слишком сложны в постройке) все же получим 65%-й прирост для более высокотехнологичных боевых кораблей и подводных лодок – с 47 000 до 78 000 тонн. Таким образом, в дополнение ко всем ранее рассмотренным негативным факторам, в кораблестроительной индустрии США налицо еще и дефицит производственных мощностей.
Как видим, несмотря на более чем солидный бюджет, реализация программы обновления военно-морского флота США в полном объеме и при этом в плановые сроки представляется (мягко говоря) сомнительной. Тем не менее, стоит внимательно понаблюдать и за дальнейшим развитием ситуации в американском кораблестроении – хотя бы для того, чтобы, используя зарубежный опыт, учиться на чужих ошибках и… не совершать собственных.