Российский профсоюз моряков и Международная федерация транспортников рекомендуют морякам воздержаться от трудоустройства на суда компании "Kent Shipping" (она же "Sail Trade"). Объясняется это тем, что руководство практикует ведение двойной бухгалтерии и списывает работников без окончательного расчета, а также распространяет "черный список" с именами моряков.
О проблемах на судах в компании РПСМ рассказала инспектор МФТ в порту Новороссийск Ольга Ананьина. За последние полгода несколько раз за помощью к инспектору обращались российские и украинские моряки с судов "Aries", "Svetoslava", "Corvus", "Maxim", "Vasiliy Tatischev", "Loukhi", "Evgeniya Z", "Solikamsk", "Petr Hamitov", "Feofan Shokhirev", "Palladiy", "Nikolay Meshkov" и "Pryazha". Всего в этом списке 26 судов компании.
Проблема у моряков одна: списание с судна без денег. Причем многие моряки по нескольку месяцев не могут добиться погашения долгов. "Суда компании работают под флагами Белиза и России, – рассказывает инспектор. – Российские моряки нанимаются на суда через круинг "AMF Shipping LLC" (или "Sail Trade") в Ростове-на-Дону. Они подписывают контракт, в котором обозначена рублевая часть заработной платы, согласно российскому законодательству, однако, судя по ведомости, деньги получают в валюте, правда, не вовремя и не всегда". Что касается граждан Украины, то они попадают на суда "Kent Shipping" через местные агентства по найму и, по информации самих моряков, за определенное вознаграждение.
"Примечательная особенность компании – не платить во время рейса и списывать моряков с долгами, – продолжает Ольга Ананьина. – Как правило, моряки сходят на берег, имея на руках депонентские справки и после долгого ожидания заработанных денег начинают обращаться в профсоюз".
Инспектор уверена, что моряки осознанно идут работать на ненадежные суда, так как в конечном итоге профсоюзные организации решают все проблемы. В подтверждение своих слов она рассказывает, что моряки, уходя в рейс на судах "Kent Shipping", по рекомендации списавшихся членов экипажа, обязательно запасаются контактными данными инспекторов МФТ или профсоюза. Все проблемные суда компании в основном работают на линии Турция-Россия-Украина. Ни одно из них не покрыто коллективным договором, и, несмотря на многочисленные запросы Российского профсоюза моряков, руководство "Kent Shipping" пока не решило подписать коллективный договор.
"Это довольно странно, – объясняет Ольга Ананьина. – Ведь если верить зарплатной ведомости и судить по тем долгам, которые возвращает компания, то зарплаты в "Kent Shipping" находятся практически на уровне коллективного договора по Черному морю, который недавно утвердила МФТ. Хромает в компании только страховка по потере трудоспособности/жизни. По сумме она значительно ниже, чем установлено в документе".
Ситуацию с коллективным договором прокомментировал и координатор МФТ в России Сергей Фишов: "В августе этого года вступит в силу MLC, да и к тому же Черноморский регион находится под пристальным вниманием МФТ. Если "Kent Shipping" продолжит игнорировать предложения профсоюза подписать колдоговор, то после 20 августа суда компании могут ждать многочисленные проверки, жалобы, и, возможно, длительные задержания в портах стран, ратифицировавших Конвенцию, а Россия, как известно, в их числе. Стандарт А 1.4 Конвенции "О подборе и трудоустройстве моряков" говорит о том, что в трудовом контракте члена экипажа должна быть ссылка на коллективный договор, под которым работает конкретное судно. И несмотря на то, что в основном по тексту Конвенции наличие колдоговора имеет рекомендательный характер, МФТ и все ее членские профсоюзы трактуют нормы Конвенции как обязательные к исполнению".
Проблема у моряков одна: списание с судна без денег. Причем многие моряки по нескольку месяцев не могут добиться погашения долгов. "Суда компании работают под флагами Белиза и России, – рассказывает инспектор. – Российские моряки нанимаются на суда через круинг "AMF Shipping LLC" (или "Sail Trade") в Ростове-на-Дону. Они подписывают контракт, в котором обозначена рублевая часть заработной платы, согласно российскому законодательству, однако, судя по ведомости, деньги получают в валюте, правда, не вовремя и не всегда". Что касается граждан Украины, то они попадают на суда "Kent Shipping" через местные агентства по найму и, по информации самих моряков, за определенное вознаграждение.
"Примечательная особенность компании – не платить во время рейса и списывать моряков с долгами, – продолжает Ольга Ананьина. – Как правило, моряки сходят на берег, имея на руках депонентские справки и после долгого ожидания заработанных денег начинают обращаться в профсоюз".
Инспектор уверена, что моряки осознанно идут работать на ненадежные суда, так как в конечном итоге профсоюзные организации решают все проблемы. В подтверждение своих слов она рассказывает, что моряки, уходя в рейс на судах "Kent Shipping", по рекомендации списавшихся членов экипажа, обязательно запасаются контактными данными инспекторов МФТ или профсоюза. Все проблемные суда компании в основном работают на линии Турция-Россия-Украина. Ни одно из них не покрыто коллективным договором, и, несмотря на многочисленные запросы Российского профсоюза моряков, руководство "Kent Shipping" пока не решило подписать коллективный договор.
"Это довольно странно, – объясняет Ольга Ананьина. – Ведь если верить зарплатной ведомости и судить по тем долгам, которые возвращает компания, то зарплаты в "Kent Shipping" находятся практически на уровне коллективного договора по Черному морю, который недавно утвердила МФТ. Хромает в компании только страховка по потере трудоспособности/жизни. По сумме она значительно ниже, чем установлено в документе".
Ситуацию с коллективным договором прокомментировал и координатор МФТ в России Сергей Фишов: "В августе этого года вступит в силу MLC, да и к тому же Черноморский регион находится под пристальным вниманием МФТ. Если "Kent Shipping" продолжит игнорировать предложения профсоюза подписать колдоговор, то после 20 августа суда компании могут ждать многочисленные проверки, жалобы, и, возможно, длительные задержания в портах стран, ратифицировавших Конвенцию, а Россия, как известно, в их числе. Стандарт А 1.4 Конвенции "О подборе и трудоустройстве моряков" говорит о том, что в трудовом контракте члена экипажа должна быть ссылка на коллективный договор, под которым работает конкретное судно. И несмотря на то, что в основном по тексту Конвенции наличие колдоговора имеет рекомендательный характер, МФТ и все ее членские профсоюзы трактуют нормы Конвенции как обязательные к исполнению".