реклама

Как возрастет объем грузоперевозок по Северному морскому пути на период до 2035 года

0 239 3 мин
В статье рассмотрены перспективы развития грузовой базы в Арктике, развития арктического флота.

Когда в 2018 году Президентом России была поставлена задача увеличить грузопоток по СМП к 2024 году  до 80 млн тонн, многие посчитали это недостижимой задачей. По крайней мере, в указанные сроки. 

 

В 2021 году по сравнению с 2020 годом грузопоток вырос на 5,7% (с 33 до 34,9 млн т). Рост объема арктических перевозок обусловлен увеличением как объема завоза и вывоза грузов, так и транзитных грузов (Рис. 1). Объем перевозок грузов по СМП по итогам 2022 года составил 34,0 млн. тонн, с учетом полного отсутствия транзитных перевозок.

 

Вместе с тем, эта амбициозная задача была подкреплена соответствующими государственными решениями.

 

Распоряжением Правительства РФ был утвержден комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г, в рамках которого был принят к реализации Федеральный проект "Северный морской путь".

 

Современные прогнозные данные говорят о том, что в 2024 г. может быть достигнут объем грузоперевозок в  90,0 млн тонн.

 

Но вот, через четыре года, ставятся еще более амбициозные задачи.

 

В ходе церемонии спуска на воду ледокола "Якутия" и подъёма флага на ледоколе "Урал", президент России "объем перевозок по СМП должен составить с учетом объема и роста мировой торговли, до 200 миллионов тонн на период до 2035 года".

 

Как ни парадоксально, такое решение связано с санкционной политикой недружественных государств, вынуждающей Россию переориентировать транспортные потоки с запада на восток.

 

Прогноз объемов грузоперевозок по СМП на период до 2035 года представлен на рис.2.

Рис. 2. Прогноз объемов грузоперевозок по СМП на период до 2035 года / Фото: "10 ордена Трудового Красного знамени СРЗ", АО

Одним из стратегических документов, определяющих развитие СМП является "План развития Северного морского пути на период до 2035 года".

 

План носит комплексный характер и содержит более 150 мероприятий, направленные, в том числе, на развитие транспортной инфраструктуры, на создание и развитие арктических судостроительных и судоремонтных производственных мощностей, обеспечение безопасности судоходства по Северному морскому пути, управление судоходством и развитие судоходства по Северному морскому пути.

 

Ключевое внимание в "Плане…" уделено обоснованию и направлениям развития грузовой базы СМП.

 

Это развитие рассматривается по следующим направлениям:

  • Развитие экспортной грузовой базы;
  • Развитие каботажных перевозок;   
  • Развитие транзитных перевозок.

 

В части развитие экспортной грузовой базы предусматривается:

  • Заключение соглашения, направленного на установление взаимных обязательств, касающихся объема ежегодного грузопотока;
  • Реализация проектов производства сжиженного природного газа;
  • Реализация проекта по освоению нефтяных месторождений "Восток Ойл", "Газпром нефть", реализация проектов ПАО "Норильский никель", угольного проекта "Северная звезда", горнорудного проекта ООО "Горнодобывающая компания Баимская".

 

 В части развития каботажных перевозок предусматривается:  

  • Организация регулярных каботажных рейсов по акватории Северного морского пути из портов Северо-Запада России на Дальний Восток и в обратном направлении в количестве не менее 2 рейсов в год;
  • Подготовка предложений по развитию регулярных каботажных перевозок по Северному морскому пути по результатам 2022 года;
  • Подготовка предложений по созданию контейнерного парка для каботажных перевозок:
  • Определение единого морского логистического оператора для реализации мероприятий по доставке социально значимых грузов в населенные пункты территорий, прилегающих к акватории Северного морского пути;
  • Проведение анализа перспективы перенаправления части грузопотока с Восточного полигона железных дорог на Северный морской путь.

 

 В части развития транзитных перевозок предусматривается:

  • Организация российского контейнерного оператора в целях обеспечения международных и каботажных перевозок в акватории Северного морского пути;
  • Организация пилотного этапа транзитных контейнерных перевозок;
  • Разработать меры поддержки на перевозку транзитных контейнерных грузов по Северному морскому пути на пилотном этапе работы транзитного контейнерного оператора;
  • Подготовка предложений по оптимизации разрешительных процедур в отношении транзитного судоходства по Северному морскому пути в части таможенного оформления и пограничного контроля;
  • Подготовка предложений по развитию инфраструктуры проекта транзитного контейнерного оператора по итогам пилотного этапа;
  • Подготовка предложений по созданию контейнерного парка для транзитных перевозок.

 

 Также предусмотрены мероприятия по развитию перспективной грузовой базы. В том числе: 

  • Подготовка прогноза добычи полезных ископаемых на месторождениях, расположенных на территории Арктической зоны, на период до 2035 года в целях формирования грузовой базы Северного морского пути;
  • Проведение геологоразведочных работ для подготовки сырьевой базы потенциальных проектов, формирующих грузовую базу Северного морского пути;
  • Подготовка предложений о дополнительных мерах стимулирования геологоразведочных работ, проводимых на суше и континентальном шельфе Арктической зоны;
  • Подготовка и утверждение программы лицензирования месторождений Арктической зоны до 2035 года, ресурсная база которых потенциально может обеспечить загрузку Северного морского пути;
  • Мониторинг выполнения лицензионных обязательств лицензий на пользование недрами в части месторождений на территории Арктической зоны, ресурсная база которых потенциально может обеспечить загрузку Северного морского пути;
  • Разработка комплексного плана по созданию в Республике Саха (Якутия) Кючусского кластера месторождений твердых полезных ископаемых с использованием электроэнергии от мощностей атомной станции малой мощности;
  • Представить предложения по формированию кластеров месторождений твердых полезных ископаемых в Арктической зоне Российской Федерации с оценкой грузопотока по Северному морскому пути;
  • Проработка в рамках схемы и программы развития электроэнергетических систем Российской Федерации предложений по развитию электроэнергетической инфраструктуры в целях покрытия перспективного спроса на электрическую энергию и мощность проектов Северного морского пути;
  • Подготовка перечня критической продукции, требующей импортозамещения для реализации арктических инвестиционных проектов;
  • Подготовка плана по размещению заказов критической продукции в рамках импортозамещения на отечественных производственных мощностях.

 

В целом, на развитие Севморпути до 2035 года планируют направить 17 614 млрд руб.

 

О судах для Северного морского пути читайте здесь 

Водоизмещение (т)33540 т
Длина габаритная (м)173,3 м
Ширина габаритная (м)34 м
Осадка судна (м)10,5 м
"ГМК "Норильский никель", ПАО Мурманск
+7(8152)55-80-50
"10 ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод", АО Полярный
+7 (81551) 7-34-08
"Газпромнефть - смазочные материалы", ООО Москва
+7 (495) 642-99-69
"Северная звезда", ЗАО Мурманск



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости