Когда в 2018 году Президентом России была поставлена задача увеличить грузопоток по СМП к 2024 году до 80 млн тонн, многие посчитали это недостижимой задачей. По крайней мере, в указанные сроки.
В 2021 году по сравнению с 2020 годом грузопоток вырос на 5,7% (с 33 до 34,9 млн т). Рост объема арктических перевозок обусловлен увеличением как объема завоза и вывоза грузов, так и транзитных грузов (Рис. 1). Объем перевозок грузов по СМП по итогам 2022 года составил 34,0 млн. тонн, с учетом полного отсутствия транзитных перевозок.
Вместе с тем, эта амбициозная задача была подкреплена соответствующими государственными решениями.
Распоряжением Правительства РФ был утвержден комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г, в рамках которого был принят к реализации Федеральный проект "Северный морской путь".
Современные прогнозные данные говорят о том, что в 2024 г. может быть достигнут объем грузоперевозок в 90,0 млн тонн.
Но вот, через четыре года, ставятся еще более амбициозные задачи.
В ходе церемонии спуска на воду ледокола "Якутия" и подъёма флага на ледоколе "Урал", президент России "объем перевозок по СМП должен составить с учетом объема и роста мировой торговли, до 200 миллионов тонн на период до 2035 года".
Как ни парадоксально, такое решение связано с санкционной политикой недружественных государств, вынуждающей Россию переориентировать транспортные потоки с запада на восток.
Прогноз объемов грузоперевозок по СМП на период до 2035 года представлен на рис.2.

Одним из стратегических документов, определяющих развитие СМП является "План развития Северного морского пути на период до 2035 года".
План носит комплексный характер и содержит более 150 мероприятий, направленные, в том числе, на развитие транспортной инфраструктуры, на создание и развитие арктических судостроительных и судоремонтных производственных мощностей, обеспечение безопасности судоходства по Северному морскому пути, управление судоходством и развитие судоходства по Северному морскому пути.
Ключевое внимание в "Плане…" уделено обоснованию и направлениям развития грузовой базы СМП.
Это развитие рассматривается по следующим направлениям:
- Развитие экспортной грузовой базы;
- Развитие каботажных перевозок;
- Развитие транзитных перевозок.
В части развитие экспортной грузовой базы предусматривается:
- Заключение соглашения, направленного на установление взаимных обязательств, касающихся объема ежегодного грузопотока;
- Реализация проектов производства сжиженного природного газа;
- Реализация проекта по освоению нефтяных месторождений "Восток Ойл", "Газпром нефть", реализация проектов ПАО "Норильский никель", угольного проекта "Северная звезда", горнорудного проекта ООО "Горнодобывающая компания Баимская".
В части развития каботажных перевозок предусматривается:
- Организация регулярных каботажных рейсов по акватории Северного морского пути из портов Северо-Запада России на Дальний Восток и в обратном направлении в количестве не менее 2 рейсов в год;
- Подготовка предложений по развитию регулярных каботажных перевозок по Северному морскому пути по результатам 2022 года;
- Подготовка предложений по созданию контейнерного парка для каботажных перевозок:
- Определение единого морского логистического оператора для реализации мероприятий по доставке социально значимых грузов в населенные пункты территорий, прилегающих к акватории Северного морского пути;
- Проведение анализа перспективы перенаправления части грузопотока с Восточного полигона железных дорог на Северный морской путь.
В части развития транзитных перевозок предусматривается:
- Организация российского контейнерного оператора в целях обеспечения международных и каботажных перевозок в акватории Северного морского пути;
- Организация пилотного этапа транзитных контейнерных перевозок;
- Разработать меры поддержки на перевозку транзитных контейнерных грузов по Северному морскому пути на пилотном этапе работы транзитного контейнерного оператора;
- Подготовка предложений по оптимизации разрешительных процедур в отношении транзитного судоходства по Северному морскому пути в части таможенного оформления и пограничного контроля;
- Подготовка предложений по развитию инфраструктуры проекта транзитного контейнерного оператора по итогам пилотного этапа;
- Подготовка предложений по созданию контейнерного парка для транзитных перевозок.
Также предусмотрены мероприятия по развитию перспективной грузовой базы. В том числе:
- Подготовка прогноза добычи полезных ископаемых на месторождениях, расположенных на территории Арктической зоны, на период до 2035 года в целях формирования грузовой базы Северного морского пути;
- Проведение геологоразведочных работ для подготовки сырьевой базы потенциальных проектов, формирующих грузовую базу Северного морского пути;
- Подготовка предложений о дополнительных мерах стимулирования геологоразведочных работ, проводимых на суше и континентальном шельфе Арктической зоны;
- Подготовка и утверждение программы лицензирования месторождений Арктической зоны до 2035 года, ресурсная база которых потенциально может обеспечить загрузку Северного морского пути;
- Мониторинг выполнения лицензионных обязательств лицензий на пользование недрами в части месторождений на территории Арктической зоны, ресурсная база которых потенциально может обеспечить загрузку Северного морского пути;
- Разработка комплексного плана по созданию в Республике Саха (Якутия) Кючусского кластера месторождений твердых полезных ископаемых с использованием электроэнергии от мощностей атомной станции малой мощности;
- Представить предложения по формированию кластеров месторождений твердых полезных ископаемых в Арктической зоне Российской Федерации с оценкой грузопотока по Северному морскому пути;
- Проработка в рамках схемы и программы развития электроэнергетических систем Российской Федерации предложений по развитию электроэнергетической инфраструктуры в целях покрытия перспективного спроса на электрическую энергию и мощность проектов Северного морского пути;
- Подготовка перечня критической продукции, требующей импортозамещения для реализации арктических инвестиционных проектов;
- Подготовка плана по размещению заказов критической продукции в рамках импортозамещения на отечественных производственных мощностях.
В целом, на развитие Севморпути до 2035 года планируют направить 17 614 млрд руб.
О судах для Северного морского пути читайте здесь