К аварии краболова "Шанс-101" в Японском море в январе 2013 г. привел опасный маневр капитана во время шторма. Таковы результаты внутреннего расследования, организованного ЗАО "РК "Восток-1". Полную картину трагического происшествия помогли восстановить спасенные рыбаки и представители контролирующих органов, сообщает РИА PrimaMedia со ссылкой на ДВ РОСС.
В конце января этого года краболов "Шанс-101" рыболовецкого колхоза "Восток-1" в Японском море в условиях жестокого шторма перевернулся вверх днищем в 50 км восточнее поселка Светлая, что на севере Приморья. Из 30 членов экипажа было спасено 15 человек. Спасенный капитан судна Владимир Павлов скончался на пути в порт.
Почти все экипажи траулеров и шхун, если попадали в подобную катастрофическую ситуацию, как правило, погибали. И поэтому спасение половины экипажа краболова "Шанс-101", это большая удача предприятия-судовладельца, оперативно организовавшего поисковую спасательную операцию. По мнению специалистов, если бы не грубая ошибка капитана В.А. Павлова, который не подал сигнал SOS, то помощь подоспела бы раньше, и спасенных могло быть больше...
По отзывам самих рыбаков, их судно находилось в хорошем рабочем состоянии. КПеред промысловым рейсом "Шанс-101" прошел плановый ежегодный ремонт в южнокорейском порту Пусан. Последний раз краболов ремонтировался в прошлом году с 27 февраля по 05 апреля в порту Пусан в южнокорейском судоремонтном заводом (SUNJIN SHERWOOD Co., Ltd.), с которым РК "Восток-1" связывают длительные деловые отношения. Контроль за ремонтом судна осуществляли профильные специалисты предприятия механико-судовой службы: механики рефрижераторного, технологического и промыслового оборудования, электрорадионавигации. Группу контроля от предприятия возглавлял механик-наставник Андрей Михайлович Клыга, по отзывам, человек требовательный и внимательный. Судно было предъявлено филиалу Росморрегистра России в порту Пусан и результаты ремонта были ими утверждены, что подтверждает выданное свидетельство.
Перед сменой экипажа на промысел 21 декабря были направлены представители управления РК "Восток-1": начальник отдела добычи Владимир Смирнов, опытный моряк имеет диплом капитана и штурманский стаж более 23 лет, а также механик-наставник Андрей Клыга. Им было поручено провести проверку всей судовой документации и готовность судна к очередному рейсу во время его передачи сменному экипажу капитана Владимира Павлова. Оба рапорта на имя председателя правления подтвердили хорошее состояние судна. В Японское море судно вышло в полной технической готовности, что подтверждено актом проверки судна.
"Шанс-101" имел в наличии 34 сертифицированных гидрокостюма универсального размера. Остальное оборудование тоже имелось в полном комплекте. Все это подтверждено актом проверки МАП.
Промысловый рейс у краболова-процессора "Шанс-101" начался 27 декабря 2012 года с выходом из порта Пластун. Судно должно было вести промысел глубоководных крабов японикус, ангулятус и равношипого краба, в Японском и Охотском морях, с выпуском продукции в виде мороженых секций краба.
24 января КП "Шанс-101" начал штормовать носом на волну, курсом 35-50 градусов, скорость 2-3 узла. Судно было подготовлено к шторму (закреплено по штормовому, организовано несение вахты). Шторм непрерывно продолжался 25 и 26 января. Сильный ветер 25-30 м/с, порывистый, временами до 40 м/с, волна высотой до 6 и более метров, снег хлопьями, видимость плохая, температура воды близкая к нулю.
Неизвестно, почему капитан В.А. Павлов решил произвести роковой разворот? Он принял штурвал в 10.45 от боцмана и начал подготовку к трагическому маневру. Боцману Д.А Красникову он отдал приказ спуститься в машинное отделение (МО) и позвать на мостик ст. механика В.П. Колесникова. Когда тот поднялся, капитан распорядился начать перекачку топлива на правый борт. 2-й помощник И. Бессмертных получил указание от капитана спуститься в рыбный цех и проверить герметичность судна. Далее он "проходя мимо двери на промпалубу, увидел, что дверь от удара волны открылась. Я пытался ее закрыть, но в этот момент ударила в правый борт вторая волна. Вода через открытую дверь хлынула в цех. Судно сразу легло на правый борт и обратно не возвращалось. Я поднялся на мостик и доложил капитану, что в фабрике вода. Капитан в это время стоял у рулевой колонки. Я влез в гидрокостюм, и через левое крыло ходового мостика вышел на промпалубу. Здесь одел полностью гидрокостюм, помог одеться электромеханику Юрьеву. Увидел в 5-7 метров от борта на плаву спасательный плот и прыгнул в воду. Забравшись в плот, увидел, что плот полностью наполнен водой и в нем находятся все индонезийские моряки. С моей стороны подплыл старпом Зверев, я помог ему залезть в плот…"
Капитан КП "Талан" Андрей Николаевич Кондратюк (единственный, кто общался с капитаном КП "Шанс-101" В.А. Павловым до его смерти) в своем рапорте пишет, "как сказал Павлов, он развернул судно по волне, а после этого оно завалилось на правый борт при развороте. То есть судно штормовало носом на волну, капитан принял решение развернуться и штормовать по волне возможно в сторону территориальных вод. Считаю, что это ошибочное решение и привело к гибели судна и людей. На море в это время был сильный ветер, не менее 25 м/сек, волны доходили до 10 м. При такой погоде необходимо было штормовать носом на волну самым малым ходом. Также большим промахом было то, что не был подан сигнал бедствия и не были взяты в плоты аварийные УКВ радиостанции и РЛС ответчик, тогда они были бы обнаружены гораздо раньше…"
Специалисты ОАО "ДНИИМФ" произвели расчеты остойчивости при аварии краболова "Шанс-101". В заключении сказано, "что ни один из рассмотренных факторов (смещение хребтины, расположенной в кошаре по правому борту, смещение груза, попадание воды в рыбообрабатывающий цех и на промысловую палубу…) самостоятельно не мог привести к возникновению значительного угла крена и опрокидыванию судна, исходя из того факта, что опрокидывание произошло не одномоментно, а процесс развивался в течение нескольких минут…"
Эксперты отметили, прежде всего, что первопричиной, конечно, стал жестокий шторм: волна высотой 4-6 метров, ветер 20–25 м/с. "Таким образом, заключают специалисты ОАО "ДНИИМФ", только одновременное влияние всех факторов могло послужить причиной опрокидывания судна".
Во время бесед все моряки говорили, что они были на 100% уверены в том, что спасение к ним придет обязательно. И спасение пришло в виде судов колхоза "Восток-1"… Большинство членов экипажей проработали на судах РК "Восток-1" не один рейс и знают, что немногие компании так дорожат своими экипажами. Благодаря ежедневному дополнительному контролю руководство компании смогло оперативно исправить грубую ошибку своего капитана, который не подал сигнала "SOS", и без промедления организовать поиски судна и спасение экипажа.
Почти все экипажи траулеров и шхун, если попадали в подобную катастрофическую ситуацию, как правило, погибали. И поэтому спасение половины экипажа краболова "Шанс-101", это большая удача предприятия-судовладельца, оперативно организовавшего поисковую спасательную операцию. По мнению специалистов, если бы не грубая ошибка капитана В.А. Павлова, который не подал сигнал SOS, то помощь подоспела бы раньше, и спасенных могло быть больше...
По отзывам самих рыбаков, их судно находилось в хорошем рабочем состоянии. КПеред промысловым рейсом "Шанс-101" прошел плановый ежегодный ремонт в южнокорейском порту Пусан. Последний раз краболов ремонтировался в прошлом году с 27 февраля по 05 апреля в порту Пусан в южнокорейском судоремонтном заводом (SUNJIN SHERWOOD Co., Ltd.), с которым РК "Восток-1" связывают длительные деловые отношения. Контроль за ремонтом судна осуществляли профильные специалисты предприятия механико-судовой службы: механики рефрижераторного, технологического и промыслового оборудования, электрорадионавигации. Группу контроля от предприятия возглавлял механик-наставник Андрей Михайлович Клыга, по отзывам, человек требовательный и внимательный. Судно было предъявлено филиалу Росморрегистра России в порту Пусан и результаты ремонта были ими утверждены, что подтверждает выданное свидетельство.
Перед сменой экипажа на промысел 21 декабря были направлены представители управления РК "Восток-1": начальник отдела добычи Владимир Смирнов, опытный моряк имеет диплом капитана и штурманский стаж более 23 лет, а также механик-наставник Андрей Клыга. Им было поручено провести проверку всей судовой документации и готовность судна к очередному рейсу во время его передачи сменному экипажу капитана Владимира Павлова. Оба рапорта на имя председателя правления подтвердили хорошее состояние судна. В Японское море судно вышло в полной технической готовности, что подтверждено актом проверки судна.
"Шанс-101" имел в наличии 34 сертифицированных гидрокостюма универсального размера. Остальное оборудование тоже имелось в полном комплекте. Все это подтверждено актом проверки МАП.
Промысловый рейс у краболова-процессора "Шанс-101" начался 27 декабря 2012 года с выходом из порта Пластун. Судно должно было вести промысел глубоководных крабов японикус, ангулятус и равношипого краба, в Японском и Охотском морях, с выпуском продукции в виде мороженых секций краба.
24 января КП "Шанс-101" начал штормовать носом на волну, курсом 35-50 градусов, скорость 2-3 узла. Судно было подготовлено к шторму (закреплено по штормовому, организовано несение вахты). Шторм непрерывно продолжался 25 и 26 января. Сильный ветер 25-30 м/с, порывистый, временами до 40 м/с, волна высотой до 6 и более метров, снег хлопьями, видимость плохая, температура воды близкая к нулю.
Неизвестно, почему капитан В.А. Павлов решил произвести роковой разворот? Он принял штурвал в 10.45 от боцмана и начал подготовку к трагическому маневру. Боцману Д.А Красникову он отдал приказ спуститься в машинное отделение (МО) и позвать на мостик ст. механика В.П. Колесникова. Когда тот поднялся, капитан распорядился начать перекачку топлива на правый борт. 2-й помощник И. Бессмертных получил указание от капитана спуститься в рыбный цех и проверить герметичность судна. Далее он "проходя мимо двери на промпалубу, увидел, что дверь от удара волны открылась. Я пытался ее закрыть, но в этот момент ударила в правый борт вторая волна. Вода через открытую дверь хлынула в цех. Судно сразу легло на правый борт и обратно не возвращалось. Я поднялся на мостик и доложил капитану, что в фабрике вода. Капитан в это время стоял у рулевой колонки. Я влез в гидрокостюм, и через левое крыло ходового мостика вышел на промпалубу. Здесь одел полностью гидрокостюм, помог одеться электромеханику Юрьеву. Увидел в 5-7 метров от борта на плаву спасательный плот и прыгнул в воду. Забравшись в плот, увидел, что плот полностью наполнен водой и в нем находятся все индонезийские моряки. С моей стороны подплыл старпом Зверев, я помог ему залезть в плот…"
Капитан КП "Талан" Андрей Николаевич Кондратюк (единственный, кто общался с капитаном КП "Шанс-101" В.А. Павловым до его смерти) в своем рапорте пишет, "как сказал Павлов, он развернул судно по волне, а после этого оно завалилось на правый борт при развороте. То есть судно штормовало носом на волну, капитан принял решение развернуться и штормовать по волне возможно в сторону территориальных вод. Считаю, что это ошибочное решение и привело к гибели судна и людей. На море в это время был сильный ветер, не менее 25 м/сек, волны доходили до 10 м. При такой погоде необходимо было штормовать носом на волну самым малым ходом. Также большим промахом было то, что не был подан сигнал бедствия и не были взяты в плоты аварийные УКВ радиостанции и РЛС ответчик, тогда они были бы обнаружены гораздо раньше…"
Специалисты ОАО "ДНИИМФ" произвели расчеты остойчивости при аварии краболова "Шанс-101". В заключении сказано, "что ни один из рассмотренных факторов (смещение хребтины, расположенной в кошаре по правому борту, смещение груза, попадание воды в рыбообрабатывающий цех и на промысловую палубу…) самостоятельно не мог привести к возникновению значительного угла крена и опрокидыванию судна, исходя из того факта, что опрокидывание произошло не одномоментно, а процесс развивался в течение нескольких минут…"
Эксперты отметили, прежде всего, что первопричиной, конечно, стал жестокий шторм: волна высотой 4-6 метров, ветер 20–25 м/с. "Таким образом, заключают специалисты ОАО "ДНИИМФ", только одновременное влияние всех факторов могло послужить причиной опрокидывания судна".
Во время бесед все моряки говорили, что они были на 100% уверены в том, что спасение к ним придет обязательно. И спасение пришло в виде судов колхоза "Восток-1"… Большинство членов экипажей проработали на судах РК "Восток-1" не один рейс и знают, что немногие компании так дорожат своими экипажами. Благодаря ежедневному дополнительному контролю руководство компании смогло оперативно исправить грубую ошибку своего капитана, который не подал сигнала "SOS", и без промедления организовать поиски судна и спасение экипажа.