Плавно навстречу идет пароход
Плавно навстречу идет пароход
Блог речного капитана Николая Баженова

Гудками кого-то зовет пароход?!

Помню, как-то по весне рано вышли мы из затона, а Пасха в том году была поздняя. Шли мы по Верхней Волге и наслаждались праздничным колокольным звоном в честь Светлого Христова Воскресения. Все вокруг ликовало и хотелось как-то принять участие в этом чарующем торжестве. Не знаю почему, но рука потянулась к тифону, и я выдал серию старых пароходных гудков. Буквально через пару минут на мостик поднялся пожилой человек и стал благодарить нас от имени туристов за то, что все мы присоединились к празднованию. Тогда я очередной раз убедился, что пароходный гудок — не только «звуковой сигнал», как трактуют Правила плавания, а необходимый атрибут речного флота!
Капитан Николай Баженов / Корабел.ру


В те времена, когда не было в рубке рации, без свистков (так называли гудки на пароходах) было невозможно маневрировать судам. Помимо предписанных сигналов, существовали обиходные, общепринятые, как например, — приветственные или прощальные. При отходе пассажирских от пристани давали не только «отвальный» — продолжительный и три коротких, называемый «третьим гудком», но и «первый» со «вторым» — за 10 и 5 минут до отхода. Такие гудки напоминали о скором отправлении парохода и, одновременно, служили сигналом предупреждения для других судов в акватории порта или пристани. Это была определенная мера безопасности и красивая традиция! Точно так же продолжительный гудок при подходе к пристани обращал на себя внимание встречающих, призывал к бдительности береговых матросов, а за одно предупреждал об опасности снующие у причала лодки и яхты. Несмотря на то, что такие сигналы в последних редакциях Правил плавания не предусмотрены, мы на «зеленых стоянках» и на мелких пристанях их порой применяем.

Красивой традицией на Волге остались прощальные свистки по выходу из затона весной и отправлением в последний рейс. Но тут уже есть нюансы: если в затоне все ждут (как на борту, так и на берегу) тот торжественный момент, когда теплоход выйдет на простор реки и оттуда раскатистыми гудками (продолжительными, переходящими на короткие и снова на продолжительные) поблагодарит за зимний отстой и качественный ремонт, при этом сказав «До свидания!», то в городах такое соблюдение традиций часто вступает в противоречие с местными правилами.


На Волге часто не только позволяют, но даже ждут прощальных гудков. Как-то последним рейсом зашел я к диспетчеру в Саратове с просьбой «посвистеть», а он улыбнулся и сказал, что сам меня хотел об этом попросить. Иное дело в Москве: не потому, что столица, а просто традиции наши мегаполису не знакомы. В 2009 г. зимовали мы у причалов Северного речного вокзала, навигацию открывали 1 мая. Хотелось праздник устроить туристам, провожающим и береговым работникам. Сказал тогда диспетчеру, что хотим «посвистеть», но внятного ответа не получил. Красивое отправление вызвало всеобщую радость.

А в Кимрах к нам пришел судоходчик и потребовал написать объяснение, почему мы нарушили местные правила в части подачи звуковых сигналов. Кто-то посчитал, что в Первомайский праздник, когда гремят оркестры, салюты и все люди бодрствуют, мы нарушили чей-то покой. Грозились даже передать «дело» в прокуратуру. Впоследствии в интернете не знакомые с волжскими традициями мальчики и девочки, явно под влиянием неких взрослых дядей, осуждали нас за пренебрежение Правилами плавания. Правда, и в Москве нашлись разумные люди в контролирующих органах, которые не только с иронией отнеслись к поднятой кем-то волне, но даже ровно через год дали мне «добро» на красивый отход с прощальными гудками.

Как-то в разговоре с одним авторитетным старым речником я спросил, зачем половину звуковых сигналов отменили и запретили подавать те, которые не указаны в Правилах? А он мне — вопросом на вопрос: «А пение птиц они не отменили?"

Волга / «Росморречфлот»


Есть особая лирика в пароходных свистках. Сколько песен об этом: «…Теплоходный гудок разбудил городок», «…Ты слышишь пароходов перекличка где-то, а это — добрая примета», «Ой, ночки вы ночки, буксиров гудочки…»!? А еще: «провожают пароходы совсем не так, как поезда!», но на железной дороге звуковые сигналы применяются весьма активно и почти повсеместно. Один машинист электровоза спросил меня, почему, когда они проезжают по мосту через реку, теплоходы редко отвечают на их приветствия? Мне стало немного стыдно за нашу «невежливость», хотя в большинстве подобных случаев, если это не нарушает покой туристов, вступал в перекличку с паровозами. И, конечно, никакой гудок локомотива не может вызвать такого восторга и даже трепета, как пароходный!

Но есть и какая-то мистика в «прощальных» гудках. Вспоминаю, как осенью 1985 года мы стояли в Астрахани с пароходом «Усиевич», и когда он при отходе выдал неповторимую теперь, свойственную только паровикам, серию свистков, многие поняли, что он навсегда прощается с Волгой. И не только «Усиевич». В 2013 г., уходя последним рейсом на теплоходе «Федор Абрамов» из Нижнего Новгорода, с одобрения диспетчеров, мы устроили маленький спектакль со звуковым оформлением: отошли под традиционную «Славянку», дошли до Чкаловской лестницы, сделали оборот и на подходе к Стрелке включили «Сормовскую лирическую». А после слов: «…Гудками кого-то зовет пароход», выдали ту самую прощальную серию гудков, сопровождая миганием палубного освещения. Никто нас тогда не упрекнул, даже более того, по рации с берега и от судоводителей звучали слова благодарности, не говоря о наших туристах.

Корабел.ру


В том же рейсе во время стоянки в Ярославле я поехал в Толгский монастырь и попросил у настоятельницы игуменьи Варвары благословения «погудеть» при прохождении монастыря; добрая матушка сказала: «Да гуди, сколько хочешь!» Ну, мы и «погудели», а в ответ — монастырские колокола зазвонили. Не знаю, может, служба начиналась, и это совпало с нашим прохождением обители, но так было! Щедро раздавали мы тем рейсом прощальные гудки волжским городам и небольшим населенным пунктам. А в навигацию 2014 года т/х «Федор Абрамов» уже не вышел.

Жаль! Очень жаль, что уходят в прошлое многие прекрасные традиции и все реже гудят на реке теплоходы!
Конечно, предписанные Правилами плавания звуковые сигналы на флоте останутся, а вместе с ними — традиционные гудки, к которым относятся не только прощальные, но и приветственные при расхождении, заменяемые в ночное время палубным освещением, а также торжественные, хоть и не регламентированные соответствующими параграфами правил. Невозможно себе представить Волгу без пароходных гудков, и нет сомнения, что над Волгой и другими русскими реками будут раздаваться гудки пароходов, как неотъемлемы для России колокольный звон и пение птиц!



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости