Геннадий Егоров: "Стремительная деградация флота в 2011-2014 годах была остановлена, уже три года подряд количество судов не уменьшается и средний возраст не растёт"

0 7251 8 мин
"Корабел.ру" публикует полный доклад генерального директора "Морского инженерного бюро" Геннадия Вячеславовича Егорова "Анализ и перспективы гражданского судостроения на речных заводах России, в том числе в Сибири и Дальнем Востоке". Сообщение было представлено судостроительной общественности на международной выставке "Морская индустрия России", которая прошла в Москве в мае текущего года.
В истории России именно с водного и начинался транспорт как таковой. Особенно когда речь шла о перемещении достаточно большого количества грузов. Так было до второй трети XIX века, когда все более заметную роль стали играть железные дороги. К середине XX века речной транспорт обеспечивал до 20-25% перевозок массовых грузов и перевозки в районы, куда не выгодно тянуть железную дорогу.

После распада СССР система водного транспорта оказалась в сложной ситуации, так как изменение экономики с плановой на «рыночную» привело к изменению всей логистики, особенно в части партионности, что вывело многие грузы и направления с «реки».

Поэтому имевшиеся в 1980 году 48000 судов со средним возрастом 14,9 года, уже в 1990 году, превратились в 44654 судна средним возрастом 18,9 года, в 2000 году – 32334 судна и 24,5 года, в марте 2015 года – 22740 судов и 33,2 года. Фактически за 35 лет судов стало в два раза меньше, а средний возраст вырос практически в два раза. При этом списание (в 2000-х годах) достигало до 800-1000 судов в год (см. таблицу 1).

Однако стремительная деградация в 2011-2014 годах флота была остановлена. Уже три года подряд количество судов НЕ УМЕНЬШАЕТСЯ и средний возраст НЕ РАСТЕТ: 2012 год – 22440 единицы и 33,3 года; 2013 год – 22462 и 33,27 года, 2014 год – 22678 и 33,26 лет.
Танкер проекта RST25 / Сергей Стройков
 
Таблица 1
Динамика численности и среднего возраста речных судов
Год Количество судов, ед.
(на 31 декабря)
Построено новых судов
(за год)
Средний возраст,
лет
1980 48000   14,9
1990 44654   18,94
1993 41308   22,88
1994 37920   23,12
1996 34034   23,95
2000 32334 102 24,46
2001 30325 99 24,72
2002 29768 127 25,58
2003 29657 109 24,72
2004 29152 107 25,58
2005 28776 153 27,24
2006 28336 190 28,30
2007 28215 230 29,20
2008 26150 152 29,80
2009 25818 151 30,60
2010 25663 206 31,52
2011 23851 183 32,43
2012 22440 178 33,3
2013 22462 242 33,27
2014 22678 282 33,26
2015 (март) 22740 20 33,2
Источник: Российский Речной Регистр
 
Происходит этот вполне положительный процесс, в основном, за счет нового судостроения. В XXI веке было получено, причем в основном с отечественных заводов, 2541 судов и катеров всех типов, в том числе и тех маломерных, которые раньше регистрировались в ГИМС. В среднем сдавалось около 180 заказов ежегодно.
Понятно, что значимых судов было построено заметно меньше (см. таблицу 2).
 
Таблица 2
Фактическое пополнение водного транспорта в XXI веке (по данным на 15.05.15) 
Тип судна Построено Примечания
Самоходные грузовые суда, в том числе: 309 + 21 в постройке
      Самоходные грузовые суда «Волго-Дон макс» класса 181 + 18 в постройке
            Нефтеналивные суда 130 + 10 в постройке
            Комбинированные суда 3 + 5 в постройке
            Сухогрузные суда 48 + 3 в постройке
      Самоходные грузовые суда других классов 128 + 3 в постройке
            Нефтеналивные суда других классов 12  
            Нефтеналивные суда специально для
            Каспийского моря
21  
            Танкеры - бункеровщики 12  
            Сухогрузные суда других классов 62  
            Сухогрузные суда с трюмами для проектных грузов (для Каспия) 21 + 3 в постройке
Несамоходные грузовые суда, в том числе: 226  
      Несамоходные грузовые суда «Волго-Дон макс» класса 61  
            Нефтеналивные баржи 28  
            Сухогрузные баржи 33  
      Несамоходные грузовые суда других классов 165 125 для Сибири и Дальнего Востока
            Нефтеналивные баржи 46  
            Сухогрузные баржи – площадки 94  
            Сухогрузные баржи – площадки для перевозки автотехники 18  
            Сухогрузные трюмные и бункерные баржи 7  
Буксиры и буксиры — толкачи 50 38 для Сибири, Дальнего Востока и Севера
            Толкачи мощностью 1400-1800 кВт 8  
            Буксиры и толкачи мощностью 400-600 кВт 17  
            Буксиры и толкачи мощностью 250 кВт и менее 25  
Пассажирские и грузопассажирские суда
(водоизмещающие, не относящиеся к маломерным)
170  
            Прогулочные для Санкт-Петербурга и Москвы 115  
            Круизные пассажирские 5 «Александр Грин», «Русь Великая» и 3 типа «Сура»
            Пассажирские для местных линий 20 18 для Сибири, Дальнего Востока и Севера + 2 для Астраханской области
            Паромы самоходные и несамоходные 30 20 для Сибири, Дальнего Востока и Севера
Вспомогательный флот и технический флот Около 100  
            Обстановочные 71 + 3 в постройке
            Водолазные, пожарные и спасательные 20  
            Экологические 3 + 2 в постройке
Катера различного назначения Более 300  
Источник: Морское Инженерное Бюро
 
Почти за 15 лет нового века, по состоянию на 15 мая 2015 года, мы получили 309 грузовых самоходных судов (см. таблицы 3-5). Среди них 301 ограниченного морского и смешанного море-река и 8 внутреннего плавания судов, в том числе 162 танкера, 12 танкеров-бункеровщиков, 3 комбинированных судна и 132 сухогруза.
 
Таблица 3
Сводная статистика по новым грузовым судам за период 2000-2015 год
Проект 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Построено +
в постройке
Нефтеналивные суда «Волго-Дон макс» класса 3   2 6 4 9 4 1 5 4 12 17 22 22 14 8 133 + 15
Нефтеналивные суда других классов 5 1 3 2 3 7 5 6 3 2 2     1 5   45
Всего нефтеналивных судов 8 1 5 8 7 16 9 7 8 6 14 17 22 23 19 8 178 + 15
Сухогрузные суда «Волго-Дон макс» класса 2 1 1   2 3 4 6 4 3 1 9 4 6 2   48 + 3
Сухогрузные суда других классов 1 1 3 4 4 7 10 12 8 5 5 7 11 3 2   83 + 3
Всего сухогрузных судов 3 2 4 4 6 10 14 18 12 8 6 16 15 9 4   131 + 6
Общее количество судов 11 3 9 12 13 26 23 25 20 14 20 33 37 32 23 8 309 + 21
Источник: Морское Инженерное Бюро
 
Таблица 4
Танкеры морского ограниченного, смешанного река-море и внутреннего плавания. Построено 178 судов
Проект 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Построено + в постройке
Нефтеналивные суда "Волго-Дон макс" класса
RST27                         14 11 4 2 31 + 2
19614     1 3 2 3 2 1 1 1 3 8         25
005RST01/ RST22 / RST22M     1 1 2 4 2   4 3   4 1 1 1 4 28 + 3
19900                     2 1 1 2     6
19612 3     2                         5
17103           2                     2
00216                     3           3
RST25                         2 3     5 + 2
52                           1 2   3
RST11                                 0 + 1
RST12                                 0 + 2
RST28                                 0 + 3
HCR0805                     4 4 4 3 5   20 + 2
507AT                           1     1
RST54                             1 2 3
ALB06                             1   1
Всего 3   2 6 4 9 4 1 5 4 12 17 22 22 14 8 133 + 15
Нефтеналивные суда других классов
0201Л 4 1 3 2                         10
19619         2 1 3 2 2 2 2           14
00210/00230           4 1 1                 6
00260                 1               1
15790Т         1                       1
RST05                           1 1   2
RST26                             1   1
001RST02           1                     1
RT18                             3   3
14891             1                   1
ПК698СКО 1         1   3                 5
Всего 5 1 3 2 3 7 5 6 3 2 2     1 5   45
Всего нефте-наливных судов 8 1 5 8 7 16 9 7 8 6 14 17 22 23 19 8 178 + 15
 
Таблица 5
Сухогрузы морского ограниченного, смешанного река-море и внутреннего плавания. Построено 131 судно
Проект 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Построено + в постройке
Сухогрузные суда "Волго-Дон макс" класса
RSD44                       8 2       10
006RSD02                 1               1<



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
ГТЛК проавансирует строительство двух судов проекта МПКС-L на площадке ЗАО "Нефтефлот"
19:00 , 13 Декабря 2024 / судостроение