"Корабел.ру" публикует полный доклад генерального директора "Морского инженерного бюро" Геннадия Вячеславовича Егорова "Анализ и перспективы гражданского судостроения на речных заводах России, в том числе в Сибири и Дальнем Востоке". Сообщение было представлено судостроительной общественности на международной выставке "Морская индустрия России", которая прошла в Москве в мае текущего года.
В истории России именно с водного и начинался транспорт как таковой. Особенно когда речь шла о перемещении достаточно большого количества грузов. Так было до второй трети XIX века, когда все более заметную роль стали играть железные дороги. К середине XX века речной транспорт обеспечивал до 20-25% перевозок массовых грузов и перевозки в районы, куда не выгодно тянуть железную дорогу.
После распада СССР система водного транспорта оказалась в сложной ситуации, так как изменение экономики с плановой на «рыночную» привело к изменению всей логистики, особенно в части партионности, что вывело многие грузы и направления с «реки».
Поэтому имевшиеся в 1980 году 48000 судов со средним возрастом 14,9 года, уже в 1990 году, превратились в 44654 судна средним возрастом 18,9 года, в 2000 году – 32334 судна и 24,5 года, в марте 2015 года – 22740 судов и 33,2 года. Фактически за 35 лет судов стало в два раза меньше, а средний возраст вырос практически в два раза. При этом списание (в 2000-х годах) достигало до 800-1000 судов в год (см. таблицу 1).
Однако стремительная деградация в 2011-2014 годах флота была остановлена. Уже три года подряд количество судов НЕ УМЕНЬШАЕТСЯ и средний возраст НЕ РАСТЕТ: 2012 год – 22440 единицы и 33,3 года; 2013 год – 22462 и 33,27 года, 2014 год – 22678 и 33,26 лет.
Таблица 1
Динамика численности и среднего возраста речных судов
Источник: Российский Речной Регистр
Происходит этот вполне положительный процесс, в основном, за счет нового судостроения. В XXI веке было получено, причем в основном с отечественных заводов, 2541 судов и катеров всех типов, в том числе и тех маломерных, которые раньше регистрировались в ГИМС. В среднем сдавалось около 180 заказов ежегодно.
Понятно, что значимых судов было построено заметно меньше (см. таблицу 2).
Таблица 2
Фактическое пополнение водного транспорта в XXI веке (по данным на 15.05.15)
Источник: Морское Инженерное Бюро
Почти за 15 лет нового века, по состоянию на 15 мая 2015 года, мы получили 309 грузовых самоходных судов (см. таблицы 3-5). Среди них 301 ограниченного морского и смешанного море-река и 8 внутреннего плавания судов, в том числе 162 танкера, 12 танкеров-бункеровщиков, 3 комбинированных судна и 132 сухогруза.
Таблица 3
Сводная статистика по новым грузовым судам за период 2000-2015 год
Источник: Морское Инженерное Бюро
После распада СССР система водного транспорта оказалась в сложной ситуации, так как изменение экономики с плановой на «рыночную» привело к изменению всей логистики, особенно в части партионности, что вывело многие грузы и направления с «реки».
Поэтому имевшиеся в 1980 году 48000 судов со средним возрастом 14,9 года, уже в 1990 году, превратились в 44654 судна средним возрастом 18,9 года, в 2000 году – 32334 судна и 24,5 года, в марте 2015 года – 22740 судов и 33,2 года. Фактически за 35 лет судов стало в два раза меньше, а средний возраст вырос практически в два раза. При этом списание (в 2000-х годах) достигало до 800-1000 судов в год (см. таблицу 1).
Однако стремительная деградация в 2011-2014 годах флота была остановлена. Уже три года подряд количество судов НЕ УМЕНЬШАЕТСЯ и средний возраст НЕ РАСТЕТ: 2012 год – 22440 единицы и 33,3 года; 2013 год – 22462 и 33,27 года, 2014 год – 22678 и 33,26 лет.
Танкер проекта RST25 / Сергей Стройков |
Таблица 1
Динамика численности и среднего возраста речных судов
Год | Количество судов, ед. (на 31 декабря) |
Построено новых судов (за год) |
Средний возраст, лет |
1980 | 48000 | 14,9 | |
1990 | 44654 | 18,94 | |
1993 | 41308 | 22,88 | |
1994 | 37920 | 23,12 | |
1996 | 34034 | 23,95 | |
2000 | 32334 | 102 | 24,46 |
2001 | 30325 | 99 | 24,72 |
2002 | 29768 | 127 | 25,58 |
2003 | 29657 | 109 | 24,72 |
2004 | 29152 | 107 | 25,58 |
2005 | 28776 | 153 | 27,24 |
2006 | 28336 | 190 | 28,30 |
2007 | 28215 | 230 | 29,20 |
2008 | 26150 | 152 | 29,80 |
2009 | 25818 | 151 | 30,60 |
2010 | 25663 | 206 | 31,52 |
2011 | 23851 | 183 | 32,43 |
2012 | 22440 | 178 | 33,3 |
2013 | 22462 | 242 | 33,27 |
2014 | 22678 | 282 | 33,26 |
2015 (март) | 22740 | 20 | 33,2 |
Происходит этот вполне положительный процесс, в основном, за счет нового судостроения. В XXI веке было получено, причем в основном с отечественных заводов, 2541 судов и катеров всех типов, в том числе и тех маломерных, которые раньше регистрировались в ГИМС. В среднем сдавалось около 180 заказов ежегодно.
Понятно, что значимых судов было построено заметно меньше (см. таблицу 2).
Таблица 2
Фактическое пополнение водного транспорта в XXI веке (по данным на 15.05.15)
Тип судна | Построено | Примечания |
---|---|---|
Самоходные грузовые суда, в том числе: | 309 | + 21 в постройке |
Самоходные грузовые суда «Волго-Дон макс» класса | 181 | + 18 в постройке |
Нефтеналивные суда | 130 | + 10 в постройке |
Комбинированные суда | 3 | + 5 в постройке |
Сухогрузные суда | 48 | + 3 в постройке |
Самоходные грузовые суда других классов | 128 | + 3 в постройке |
Нефтеналивные суда других классов | 12 | |
Нефтеналивные суда специально для Каспийского моря |
21 | |
Танкеры - бункеровщики | 12 | |
Сухогрузные суда других классов | 62 | |
Сухогрузные суда с трюмами для проектных грузов (для Каспия) | 21 | + 3 в постройке |
Несамоходные грузовые суда, в том числе: | 226 | |
Несамоходные грузовые суда «Волго-Дон макс» класса | 61 | |
Нефтеналивные баржи | 28 | |
Сухогрузные баржи | 33 | |
Несамоходные грузовые суда других классов | 165 | 125 для Сибири и Дальнего Востока |
Нефтеналивные баржи | 46 | |
Сухогрузные баржи – площадки | 94 | |
Сухогрузные баржи – площадки для перевозки автотехники | 18 | |
Сухогрузные трюмные и бункерные баржи | 7 | |
Буксиры и буксиры — толкачи | 50 | 38 для Сибири, Дальнего Востока и Севера |
Толкачи мощностью 1400-1800 кВт | 8 | |
Буксиры и толкачи мощностью 400-600 кВт | 17 | |
Буксиры и толкачи мощностью 250 кВт и менее | 25 | |
Пассажирские и грузопассажирские суда (водоизмещающие, не относящиеся к маломерным) |
170 | |
Прогулочные для Санкт-Петербурга и Москвы | 115 | |
Круизные пассажирские | 5 | «Александр Грин», «Русь Великая» и 3 типа «Сура» |
Пассажирские для местных линий | 20 | 18 для Сибири, Дальнего Востока и Севера + 2 для Астраханской области |
Паромы самоходные и несамоходные | 30 | 20 для Сибири, Дальнего Востока и Севера |
Вспомогательный флот и технический флот | Около 100 | |
Обстановочные | 71 | + 3 в постройке |
Водолазные, пожарные и спасательные | 20 | |
Экологические | 3 | + 2 в постройке |
Катера различного назначения | Более 300 |
Почти за 15 лет нового века, по состоянию на 15 мая 2015 года, мы получили 309 грузовых самоходных судов (см. таблицы 3-5). Среди них 301 ограниченного морского и смешанного море-река и 8 внутреннего плавания судов, в том числе 162 танкера, 12 танкеров-бункеровщиков, 3 комбинированных судна и 132 сухогруза.
Таблица 3
Сводная статистика по новым грузовым судам за период 2000-2015 год
Проект | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | Построено + в постройке |
Нефтеналивные суда «Волго-Дон макс» класса | 3 | 2 | 6 | 4 | 9 | 4 | 1 | 5 | 4 | 12 | 17 | 22 | 22 | 14 | 8 | 133 + 15 | |
Нефтеналивные суда других классов | 5 | 1 | 3 | 2 | 3 | 7 | 5 | 6 | 3 | 2 | 2 | 1 | 5 | 45 | |||
Всего нефтеналивных судов | 8 | 1 | 5 | 8 | 7 | 16 | 9 | 7 | 8 | 6 | 14 | 17 | 22 | 23 | 19 | 8 | 178 + 15 |
Сухогрузные суда «Волго-Дон макс» класса | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 6 | 4 | 3 | 1 | 9 | 4 | 6 | 2 | 48 + 3 | ||
Сухогрузные суда других классов | 1 | 1 | 3 | 4 | 4 | 7 | 10 | 12 | 8 | 5 | 5 | 7 | 11 | 3 | 2 | 83 + 3 | |
Всего сухогрузных судов | 3 | 2 | 4 | 4 | 6 | 10 | 14 | 18 | 12 | 8 | 6 | 16 | 15 | 9 | 4 | 131 + 6 | |
Общее количество судов | 11 | 3 | 9 | 12 | 13 | 26 | 23 | 25 | 20 | 14 | 20 | 33 | 37 | 32 | 23 | 8 | 309 + 21 |
Таблица 4
Танкеры морского ограниченного, смешанного река-море и внутреннего плавания. Построено 178 судов
Таблица 5
Сухогрузы морского ограниченного, смешанного река-море и внутреннего плавания. Построено 131 судно
Танкеры морского ограниченного, смешанного река-море и внутреннего плавания. Построено 178 судов
Проект | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | Построено + в постройке |
Нефтеналивные суда "Волго-Дон макс" класса | |||||||||||||||||
RST27 | 14 | 11 | 4 | 2 | 31 + 2 | ||||||||||||
19614 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 3 | 8 | 25 | ||||||
005RST01/ RST22 / RST22M | 1 | 1 | 2 | 4 | 2 | 4 | 3 | 4 | 1 | 1 | 1 | 4 | 28 + 3 | ||||
19900 | 2 | 1 | 1 | 2 | 6 | ||||||||||||
19612 | 3 | 2 | 5 | ||||||||||||||
17103 | 2 | 2 | |||||||||||||||
00216 | 3 | 3 | |||||||||||||||
RST25 | 2 | 3 | 5 + 2 | ||||||||||||||
52 | 1 | 2 | 3 | ||||||||||||||
RST11 | 0 + 1 | ||||||||||||||||
RST12 | 0 + 2 | ||||||||||||||||
RST28 | 0 + 3 | ||||||||||||||||
HCR0805 | 4 | 4 | 4 | 3 | 5 | 20 + 2 | |||||||||||
507AT | 1 | 1 | |||||||||||||||
RST54 | 1 | 2 | 3 | ||||||||||||||
ALB06 | 1 | 1 | |||||||||||||||
Всего | 3 | 2 | 6 | 4 | 9 | 4 | 1 | 5 | 4 | 12 | 17 | 22 | 22 | 14 | 8 | 133 + 15 | |
Нефтеналивные суда других классов | |||||||||||||||||
0201Л | 4 | 1 | 3 | 2 | 10 | ||||||||||||
19619 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | |||||||||
00210/00230 | 4 | 1 | 1 | 6 | |||||||||||||
00260 | 1 | 1 | |||||||||||||||
15790Т | 1 | 1 | |||||||||||||||
RST05 | 1 | 1 | 2 | ||||||||||||||
RST26 | 1 | 1 | |||||||||||||||
001RST02 | 1 | 1 | |||||||||||||||
RT18 | 3 | 3 | |||||||||||||||
14891 | 1 | 1 | |||||||||||||||
ПК698СКО | 1 | 1 | 3 | 5 | |||||||||||||
Всего | 5 | 1 | 3 | 2 | 3 | 7 | 5 | 6 | 3 | 2 | 2 | 1 | 5 | 45 | |||
Всего нефте-наливных судов | 8 | 1 | 5 | 8 | 7 | 16 | 9 | 7 | 8 | 6 | 14 | 17 | 22 | 23 | 19 | 8 | 178 + 15 |
Таблица 5
Сухогрузы морского ограниченного, смешанного река-море и внутреннего плавания. Построено 131 судно