Геннадий Егоров: "Стремительная деградация флота в 2011-2014 годах была остановлена, уже три года подряд количество судов не уменьшается и средний возраст не растёт"

- A + КомментарииПрочитано 7031 раз   |
"Корабел.ру" публикует полный доклад генерального директора "Морского инженерного бюро" Геннадия Вячеславовича Егорова "Анализ и перспективы гражданского судостроения на речных заводах России, в том числе в Сибири и Дальнем Востоке". Сообщение было представлено судостроительной общественности на международной выставке "Морская индустрия России", которая прошла в Москве в мае текущего года.
В истории России именно с водного и начинался транспорт как таковой. Особенно когда речь шла о перемещении достаточно большого количества грузов. Так было до второй трети XIX века, когда все более заметную роль стали играть железные дороги. К середине XX века речной транспорт обеспечивал до 20-25% перевозок массовых грузов и перевозки в районы, куда не выгодно тянуть железную дорогу.

После распада СССР система водного транспорта оказалась в сложной ситуации, так как изменение экономики с плановой на «рыночную» привело к изменению всей логистики, особенно в части партионности, что вывело многие грузы и направления с «реки».

Поэтому имевшиеся в 1980 году 48000 судов со средним возрастом 14,9 года, уже в 1990 году, превратились в 44654 судна средним возрастом 18,9 года, в 2000 году – 32334 судна и 24,5 года, в марте 2015 года – 22740 судов и 33,2 года. Фактически за 35 лет судов стало в два раза меньше, а средний возраст вырос практически в два раза. При этом списание (в 2000-х годах) достигало до 800-1000 судов в год (см. таблицу 1).

Однако стремительная деградация в 2011-2014 годах флота была остановлена. Уже три года подряд количество судов НЕ УМЕНЬШАЕТСЯ и средний возраст НЕ РАСТЕТ: 2012 год – 22440 единицы и 33,3 года; 2013 год – 22462 и 33,27 года, 2014 год – 22678 и 33,26 лет.
Танкер проекта RST25 / Сергей Стройков
 
Таблица 1
Динамика численности и среднего возраста речных судов
Год Количество судов, ед.
(на 31 декабря)
Построено новых судов
(за год)
Средний возраст,
лет
1980 48000   14,9
1990 44654   18,94
1993 41308   22,88
1994 37920   23,12
1996 34034   23,95
2000 32334 102 24,46
2001 30325 99 24,72
2002 29768 127 25,58
2003 29657 109 24,72
2004 29152 107 25,58
2005 28776 153 27,24
2006 28336 190 28,30
2007 28215 230 29,20
2008 26150 152 29,80
2009 25818 151 30,60
2010 25663 206 31,52
2011 23851 183 32,43
2012 22440 178 33,3
2013 22462 242 33,27
2014 22678 282 33,26
2015 (март) 22740 20 33,2
Источник: Российский Речной Регистр
 
Происходит этот вполне положительный процесс, в основном, за счет нового судостроения. В XXI веке было получено, причем в основном с отечественных заводов, 2541 судов и катеров всех типов, в том числе и тех маломерных, которые раньше регистрировались в ГИМС. В среднем сдавалось около 180 заказов ежегодно.
Понятно, что значимых судов было построено заметно меньше (см. таблицу 2).
 
Таблица 2
Фактическое пополнение водного транспорта в XXI веке (по данным на 15.05.15) 
Тип судна Построено Примечания
Самоходные грузовые суда, в том числе: 309 + 21 в постройке
      Самоходные грузовые суда «Волго-Дон макс» класса 181 + 18 в постройке
            Нефтеналивные суда 130 + 10 в постройке
            Комбинированные суда 3 + 5 в постройке
            Сухогрузные суда 48 + 3 в постройке
      Самоходные грузовые суда других классов 128 + 3 в постройке
            Нефтеналивные суда других классов 12  
            Нефтеналивные суда специально для
            Каспийского моря
21  
            Танкеры - бункеровщики 12  
            Сухогрузные суда других классов 62  
            Сухогрузные суда с трюмами для проектных грузов (для Каспия) 21 + 3 в постройке
Несамоходные грузовые суда, в том числе: 226  
      Несамоходные грузовые суда «Волго-Дон макс» класса 61  
            Нефтеналивные баржи 28  
            Сухогрузные баржи 33  
      Несамоходные грузовые суда других классов 165 125 для Сибири и Дальнего Востока
            Нефтеналивные баржи 46  
            Сухогрузные баржи – площадки 94  
            Сухогрузные баржи – площадки для перевозки автотехники 18  
            Сухогрузные трюмные и бункерные баржи 7  
Буксиры и буксиры — толкачи 50 38 для Сибири, Дальнего Востока и Севера
            Толкачи мощностью 1400-1800 кВт 8  
            Буксиры и толкачи мощностью 400-600 кВт 17  
            Буксиры и толкачи мощностью 250 кВт и менее 25  
Пассажирские и грузопассажирские суда
(водоизмещающие, не относящиеся к маломерным)
170  
            Прогулочные для Санкт-Петербурга и Москвы 115  
            Круизные пассажирские 5 «Александр Грин», «Русь Великая» и 3 типа «Сура»
            Пассажирские для местных линий 20 18 для Сибири, Дальнего Востока и Севера + 2 для Астраханской области
            Паромы самоходные и несамоходные 30 20 для Сибири, Дальнего Востока и Севера
Вспомогательный флот и технический флот Около 100  
            Обстановочные 71 + 3 в постройке
            Водолазные, пожарные и спасательные 20  
            Экологические 3 + 2 в постройке
Катера различного назначения Более 300  
Источник: Морское Инженерное Бюро
 
Почти за 15 лет нового века, по состоянию на 15 мая 2015 года, мы получили 309 грузовых самоходных судов (см. таблицы 3-5). Среди них 301 ограниченного морского и смешанного море-река и 8 внутреннего плавания судов, в том числе 162 танкера, 12 танкеров-бункеровщиков, 3 комбинированных судна и 132 сухогруза.
 
Таблица 3
Сводная статистика по новым грузовым судам за период 2000-2015 год
Проект 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Построено +
в постройке
Нефтеналивные суда «Волго-Дон макс» класса 3   2 6 4 9 4 1 5 4 12 17 22 22 14 8 133 + 15
Нефтеналивные суда других классов 5 1 3 2 3 7 5 6 3 2 2     1 5   45
Всего нефтеналивных судов 8 1 5 8 7 16 9 7 8 6 14 17 22 23 19 8 178 + 15
Сухогрузные суда «Волго-Дон макс» класса 2 1 1   2 3 4 6 4 3 1 9 4 6 2   48 + 3
Сухогрузные суда других классов 1 1 3 4 4 7 10 12 8 5 5 7 11 3 2   83 + 3
Всего сухогрузных судов 3 2 4 4 6 10 14 18 12 8 6 16 15 9 4   131 + 6
Общее количество судов 11 3 9 12 13 26 23 25 20 14 20 33 37 32 23 8 309 + 21
Источник: Морское Инженерное Бюро
 
Таблица 4
Танкеры морского ограниченного, смешанного река-море и внутреннего плавания. Построено 178 судов
Проект 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Построено + в постройке
Нефтеналивные суда "Волго-Дон макс" класса
RST27                         14 11 4 2 31 + 2
19614     1 3 2 3 2 1 1 1 3 8         25
005RST01/ RST22 / RST22M     1 1 2 4 2   4 3   4 1 1 1 4 28 + 3
19900                     2 1 1 2     6
19612 3     2                         5
17103           2                     2
00216                     3           3
RST25                         2 3     5 + 2
52                           1 2   3
RST11                                 0 + 1
RST12                                 0 + 2
RST28                                 0 + 3
HCR0805                     4 4 4 3 5   20 + 2
507AT                           1     1
RST54                             1 2 3
ALB06                             1   1
Всего 3   2 6 4 9 4 1 5 4 12 17 22 22 14 8 133 + 15
Нефтеналивные суда других классов
0201Л 4 1 3 2                         10
19619         2 1 3 2 2 2 2           14
00210/00230           4 1 1                 6
00260                 1               1
15790Т         1                       1
RST05                           1 1   2
RST26                             1   1
001RST02           1                     1
RT18                             3   3
14891             1                   1
ПК698СКО 1         1   3                 5
Всего 5 1 3 2 3 7 5 6 3 2 2     1 5   45
Всего нефте-наливных судов 8 1 5 8 7 16 9 7 8 6 14 17 22 23 19 8 178 + 15
 
Таблица 5
Сухогрузы морского ограниченного, смешанного река-море и внутреннего плавания. Построено 131 судно
Проект 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Построено + в постройке
Сухогрузные суда "Волго-Дон макс" класса
RSD44                       8 2       10
006RSD02                 1               1
006RSD05         2 2 3 1                 8
RSD19               3 1               4
007RSD07                   1             1
19610 2 1 1                           4
RSD49                         2 5 2   9 + 3
005RSD06           1 1 2 2 1 1 1         9
RSD58                           1     1
RSD20                   1             1
Всего 2 1 1   2 3 4 6 4 3 1 9 4 6 2   48 + 3
Сухогрузные суда других классов
RSD17             1 4                 5
17310 1 1 2                           4
005RSD03           3 3 2 2 1 1           12
DCV33                 1 2 3           6
DCV36                       4 6       10
003RSD04         1 2 3 1 3 1 1           12
RSD18                       2 1 1 1   5 + 1
RSD08                       1         1
RSD60                                 0 + 1
RSD12             1 2 1               4
00101       1 3 2 2 2 1       2       13
01010     1 3                         4
17605                   1     1       2
559Б/14ПК                         1       1 + 1
МНП/1-36.07               1                 1
JSL406                           1 1   2
ALB                           1     1
Всего 1 1 3 4 4 7 10 12 8 5 5 7 11 3 2   83 + 3
Всего сухогрузных судов 3 2 4 4 6 10 14 18 12 8 6 16 15 9 4   131 + 6

Наиболее востребованными были и остаются суда «Волго-Дон макс» класса – суда, отвечающие габаритам Волго-Донского судоходного канала (ВДСК) и предназначенные для замены известных советских серий «Волгонефтей» и «Волго-Донов», т.е. универсальные по своим размерам суда для работы на европейской части внутренних водных путей России. Для сведения, в 2013 году по ВДСК было перевезено рекордное с 1983 года количество груза - 12,7 млн. тонн.
 
Многоцелевое сухогрузное судно проекта RSD44, класс «Волго-Дон макс» / Павел Феклистов

Всего их было построено 181 единица или 59% от общего количества новых грузовых судов. Причем российские верфи обеспечили поставку 125 сухогрузов и танкеров этого класса (69%), турецкие – 22, китайские – 20 и украинские – 14.

По остальным сегментам грузового флота воднотранспортной отрасли, в России было построено 91 судов (71%), в Китае и Вьетнаме – 19, Турции – 17, Украине – 1. Более подробные данные приведены в таблице 6.
 
Таблица 6
Фактическое пополнение флота в XXI веке самоходными грузовыми судами внутреннего, смешанного и ограниченных районов плавания (по данным на 15.05.15)
Тип судна Количество
судов, ед.
Верфь
Самоходные грузовые суда «Волго-Дон макс» класса
Танкер-продуктовоз пр. RST27*
типа «ВФ ТАНКЕР» дедвейтом 7100/5420 тонн
31 Завод «Красное Сормово» (+ 2 в постройке), Окская судоверфь, Херсонский СЗ
Танкер-продуктовоз пр. 19614 типа
«Нижний Новгород» дедвейтом 5600/5100 тонн
25 Завод «Красное Сормово»
Танкер-продуктовоз пр. 005RST01*
типа «Армада Лидер» дедвейтом 6500/4700 тонн, пр. RST22* типа «Новая Армада» дедвейтом 7000/4600 тонн, пр. RST22М* дедвейтом 7100/4600 тонн
28 Завод «Красное Сормово», Турция (+ 3 в постройке)
Танкер-продуктовоз пр. 19612 типа «СФАТ» дедвейтом 7000 тонн 5 Завод «Красное Сормово»
Танкер-продуктовоз пр. 19900 дедвейтом 7100/4600 тонн 6 Завод «Красное Сормово»
Танкер-продуктовоз пр. 17103 дедвейтом 5420/4250 тонн 2 Волгоградский СЗ
Танкер-продуктовоз пр. 00216 дедвейтом 6610/5300 тонн 3 Окская судоверфь
Танкер-продуктовоз пр. RST25*
типа «Александр Шемагин» дедвейтом 6700/5240 тонн
5 Судоверфь братьев Нобель (Рыбинск), Зеленодольский СЗ, СЗ «Лотос» (2 в постройке)
Танкер пр. 52 дедвейтом 6619/5327 тонн 3 Костромской ССЗ (2), Ахтубинский ССЗ (1)
Танкер пр. RST11* дедвейтом 6586 / 4677 тонн в постройке Самарская РЭБ (в заказе 1)
Танкер пр. RST12* дедвейтом 7150 / 5600 тонн в постройке Турция (в заказе 2)
Танкер пр. RST28* дедвейтом 7150 / 5400 тонн в постройке Судоверфь в Русе, Болгария (в заказе 3)
Танкер-продуктовоз-химовоз пр. HCR0805 типа «Каллиопа» дедвейтом 6024-7441 тонн 20 Китай
Танкер-продуктовоз пр. 507АТ типа «Мидволга» дедвейтом 6290 тонн 1 Городецкий СРЗ
Сухогруз пр. RSD44* типа «Герои Сталинграда» дедвейтом 5540 тонн 10 Окская судоверфь
Сухогруз пр. 006RSD02* типа «Надежда» дедвейтом 7078/4680 тонн 1 Окская судоверфь
Сухогруз пр. 006RSD05* типа «Палмали Трейдер» дедвейтом 6970/4580 тонн 8 Волгоградский СЗ
Сухогруз пр. RSD19* типа «Хазар» дедвейтом 7004 / 4596 тонн 4 Волгоградский СЗ
Сухогруз пр. 007RSD07* типа «Танаис» дедвейтом 7215/4778 тонн 1 Волгоградский СЗ
Сухогруз пр. 19610 типа «Волга» дедвейтом 6200 / 3825 тонн 4 Завод «Красное Сормово»
Сухогруз пр. RSD49* дедвейтом 7154 / 4518 тонн 9 Невский ССЗ (+ 3 в постройке), СЗ «Лотос»
Сухогруз пр. 005RSD06* с модификациями типа «Челси» дедвейтом 5827/5080 тонн 9 Херсонский СЗ
Сухогруз пр. RSD58* «Леда» дедвейтом 6280/4700 тонн 1 Херсонский СЗ
Сухогруз пр. RSD20* типа «Святой Николай» дедвейтом 6862/4280 тонн 1 Херсонский СЗ
Танкер-площадка пр. RST54* типа «Балт Флот» дедвейтом 5745 тонн 3 Окская судоверфь (5 судов в постройке)
Нефтерудовоз пр. ALB06 типа «Петробалк» дедвейтом 7721/4353 тонн 1 Турецкая верфь
Самоходные грузовые суда других классов
Сухогруз пр. RSD17* типа «Евро круизер» дедвейтом 6354 тонн 5 Завод «Красное Сормово»
Сухогруз пр. 17310 типа «Россия» дедвейтом 3837 тонн 4 Завод «Красное Сормово»
Сухогруз пр. 005RSD03* типа «Карелия» дедвейтом 5500/3340 тонн 12 Онежский СЗ
Сухогруз пр. DCV33* дедвейтом 4570 тонн 6 Онежский СЗ
Сухогруз пр. DCV36* дедвейтом 5026 тонн 10 Китай
Сухогруз пр. 003RSD04* с модификациями типа «Каспиан Экспресс» дедвейтом 3756/2584 тонн 12 Турция
Сухогруз пр. RSD18* типа «UCF» дедвейтом 5185/3528 тонн 5 Китай (+ 1 на плаву)
Сухогруз пр. RSD08* типа «Оммакс» дедвейтом 3794 / 3258 тонн 1 Китай
Сухогруз пр. RSD60* типа «Единый» дедвейтом 4600/2700 тонн В постройке Балаковский завод
Танкер-продуктовоз пр. 0201Л типа «Лукойл» дедвейтом 6600/3640 тонн 10 Волгоградский СЗ
Танкер пр. 19619 дедвейтом 13110 тонн 14 Завод «Красное Сормово»
Танкер пр.00210, 00230 типа «Астана» дедвейтом 12360 тонн 6 Выборгский СЗ
Танкер пр.00260 дедвейтом 12125 тонн 1 Зеленодольский СЗ
Танкер пр.15790Т типа «Андропов» дедвейтом 4585 тонн 1 Судоверфь братьев Нобель (Рыбинск)
Сухогруз пр. 00101 типа «Русич» дедвейтом 5190/3855 тонн 13 Окская судоверфь, Завод «Красное Сормово», Зеленодольский СЗ , Вьетнам
Сухогруз пр. 01010 типа «Валдай» дедвейтом5010/3800 тонн 4 Северная верфь
Сухогруз пр. 17605 типа «Соликамский» дедвейтом 6820 тонн 2 Верхнекамский судостроительный комплекс
Сухогруз пр. ALB05 типа «Azov Future» дедвейтом 12000 тонн 1 Турция
Танкер-бункеровщик пр. RST05* типа «Нарва» дедвейтом 3955 / 2868 тонн 2 Судоверфь "Дон-Кассенс", Аксай (2). Херсонский СЗ
Танкер-химовоз пр. RST26* типа «Глостер» дедвейтом 4600/2820 тонн 1 Херсонский СЗ (в постройке второй)
Сухогруз пр. RSD12* типа «Azov XL» дедвейтом 8048 тонн 4 Турция
Танкер-бункеровщик пр. 001RST02* типа «Экомаринер - 1» дедвейтом 1130 тонн 1 Астраханская судоверфь
Танкер-бункеровщик класса «О» пр. RST18* типа «Рассвет» дедвейтом 517 тонн 3 Ярославский СЗ
Танкер класса «О» пр. 14891 типа «ЮГРА» дедвейтом 821 тонн 1 Ярославский СЗ
Танкер-бункеровщик-судно комплексного обслуживания класса «О-ПР» пр. ПК698СКО типа «Экосервис» дедвейтом 178 тонн 5 СРЗ «Красная Кузница», Архангельск
Сухогруз-площадка класса «М» пр. 559Б/14ПК типа «Коломна-1» дедвейтом 3160 тонн 1 Cудоверфь ОАО «Порт Коломна» (в постройке второй)
Сухогрузное судно-площадка класса «Р» пр. МНП/1-36.07 типа «Мурена» дедвейтом 94 тонн 1 Красноярский СЗ
Сухогрузное судно класса «Р» пр. JSL406 типа «Транс-Амур» дедвейтом 565 тонн 2 Цзямусы, Китай
Примечание. * – Проект Морского Инженерного Бюро
Источник: Морское Инженерное Бюро
 
В большинстве своем речь шла о судах нового поколения, так как они строились по разработанным после 2000 года проектам, в том числе - Морского Инженерного Бюро – 173 судна (56%), Волго-Каспийского бюро – 59 судов (19%) и ЦКБ «Вымпел» – 25 судов (8%).

Следует заметить, что специально для Каспийского моря были предназначены 21 танкер дедвейтом около 12000 тонн (пр. 19169, 00210, 00230, 00260). Кроме того, для работы в условиях Каспийского моря эффективно используются на полную загрузку практически все серии танкеров «Волго-Дон Макс» пр. 005RST01, RST22, RST22M, RST25, RST27, 19612, 19900 и др., а также нефтеналивные суда меньших размеров, такие как пр. 0201Л. Часть серий сухогрузных судов также были спроектированы с учетом необходимости перевозки проектных грузов на Каспий – это 9 судов типа «Волго-Дон макс» пр. RSD49, 12 судов типа «Каспиан экспресс» пр. 003RSD04 с модификациями. Там же успешно работают на полную осадку суда пр. 005RSD03 и RSD18 (в двух сериях 17 судов).

Конечно, помимо строительства крупнотоннажного самоходного грузового флота, после 2000 годов в России осуществлялись поставки и других транспортных судов – 226 барж и 50 толкачей и буксиров, причем в значительной части для восточных бассейнов (см. таблицу 7).

В классе «Волго-Дон макс» была построена 61 несамоходная баржа: 51 смешанного река-море (из них 28 нефтеналивных) и 10 сухогрузных класса «М».

В остальных классах было построено 165 барж по 65 проектам (!!!), из них 46 нефтеналивных, 94 баржи-площадки (57%), 18 барж-площадок, приспособленных для перевозки автотехники (чаще всего с аппарелями), 7 трюмных и бункерных (из них 6 смешанного река-море плавания).

Для Восточных бассейнов было предназначено 125 единиц флота (76%), все строились на местных заводах, например, в Красноярске 46 барж (в основном на Красноярской судоверфи), в Тюмени 19 (в основном Тюменьсудокомлектом).

Среди построенных 50 буксиров 22 предназначены для толкания барж, остальные – для буксировки и кантовочных работ на рейде и в порту.

Построено для работы в Сибири и на Дальнем Востоке 30 судов, на европейском Севере (Архангельск и прилегающие районы) – 8 судов.

При этом только 8 толкачей с мощностями 1400…1840 кВт предназначены для толкания барж «Волго-Дон макс» класса. Остальные буксиры и толкачи имеют заметно меньшую мощность: в диапазоне 400…600 кВт – 17 единиц, остальные от 250 и меньше.

Таким образом, пока судовладельцы восточных бассейнов предпочитают использовать существующую тягу даже для нового тоннажа. Во-первых, еще достаточно много толкачей есть в наличии, во-вторых их не касаются новые требования регламента водного транспорта, как например, нефтеналивных судов, в-третьих, дешевле отремонтировать старое судно, чем построить новый буксир-толкач.
 
Таблица 7
Фактическое пополнение речного флота Российской Федерации в XXI веке несамоходными грузовыми судами и толкачами-буксирами
Тип судна Кол-во судов, ед. Верфь
Несамоходные грузовые суда «Волго-Дон макс» класса
Нефтеналивные баржи класса R3-RSN пр. 004ROB05* типа «Палойл» дедвейтом 4324/3897 тонн 7 Волгоградский СЗ
Нефтеналивные баржи класса М-ПР 2,5 пр. 011003B дедвейтом 4800 тонн 4 Волгоградский СЗ
Нефтеналивные баржи класса R3-RSN пр. ROB07* дедвейтом 4400 тонн в постройке Судоверфь братьев Нобель (заказ 2)
Нефтеналивные баржи класса R3-RSN пр. 2731
с модификациями дедвейтом 4500/3700 тонн
8 Костромской ССЗ
Нефтеналивные баржи класса М-СП 3,5 пр. 102 дедвейтом 4397/4190  тонн 1 Костромской ССЗ
Нефтеналивные баржи класса М-ПР 2,5 пр. 2734 дедвейтом 5000 тонн 4 Балтийский завод[1]
Нефтеналивные баржи класса М-ПР 2,5 пр. 2Р156.2 дедвейтом 4967 тонн 2 СЗ им III Интернационала, Астрахань
Нефтеналивные баржи пр. 27341 дедвейтом 5000 тонн в постройке Благовещенская РЭБ (заказ 2)
Сухогрузные баржи класса R2 пр. DCB23* типа «Птичь» дедвейтом 6222 тонн 2 Western Baltija Shipbuilding, Клайпеда
Сухогрузные баржи класса М-СП 3,5 пр. 03020 дедвейтом 4000 тонн 2 Окская судоверфь
Сухогрузные баржи класса М-СП 3,5 пр. 03040 дедвейтом 4643 тонн 5 Окская судоверфь
Сухогрузные баржи-площадки класса R3-RSN пр. 03060 грузоподъемностью 3640 тонн 13 Невский ССЗ, завод «Астраханский корабел», Зеленодольский СЗ
Сухогрузные баржи класса М 3,0  пр. 82 типа «ПТ 82001» дедвейтом 4200 тонн 10 Завод «Красное Сормово»
Сухогрузные баржи-площадки пр. ГРПН.360 типа «АРК-10» дедвейтом 3000 тонн 3 СЗ «Лотос»
Несамоходные грузовые суда других классов
Сухогрузные баржи-площадки класса «О» пр. 82260 грузоподъемностью 1873/2100 (в классе «Р») тонн 20 Красноярская судоверфь
Сухогрузные баржи-площадки класса «Р» пр. 0150/2907 грузоподъемностью 1100 тонн 4 Красноярская судоверфь
Сухогрузные баржи-площадки класса «О» пр. 1960 грузоподъемностью 3000 тонн 7 Красноярская судоверфь
Сухогрузные баржи-площадки класса «О» пр. 341А грузоподъемностью 600 тонн 1 Красноярская судоверфь
Сухогрузные баржи-площадки класса «О» пр. 2065/Р93 грузоподъемностью 740 тонн 2 Подтесовская РЭБ
Сухогрузные баржи-площадки класса «О» пр. ЛБК-1800 грузоподъемностью 1654 тонн 2 Красноярский ССЗ
Сухогрузные баржи-площадки класса «О» пр. 185 грузоподъемностью 1592 тонн 1 Красноярский ССЗ
Сухогрузные баржи-площадки класса «О» пр. 944Б/150 грузоподъемностью 332 тонн 2 Красноярский ССЗ
Сухогрузные баржи-площадки класса «Р» грузоподъемностью 247 тонн пр. 0035/81212 типа «БСП» 1 Красноярский ССЗ
Сухогрузная баржа-площадка класса «Р» пр.5147  грузоподъемностью 180 тонн 1 Красноярский ССЗ
Сухогрузные баржи-площадки класса «Р» пр. 81216М типа «МП-274» грузоподъемностью 346 тонн 1 Осетровская верфь
Сухогрузные баржи-площадки класса «Р» пр. 054 типа «МП-270» грузоподъемностью 275 тонн 2 Осетровская верфь
Сухогрузные баржи-площадки класса «Р» пр. АСПО-035.01 грузоподъемностью 100 тонн 1 Осетровская верфь
Сухогрузные баржи-площадки класса «Р» пр. 81218 грузоподъемностью 950 тонны 18 Благовещенская РЭБ, Осетровская верфь, Аркульский ССРЗ, Костромской СЗ, Хабаровский СЗ
Сухогрузные баржи-площадки класса «Р» пр. 81210 типа «Ульма» грузоподъемностью 200 тонны 9 Моряковкий СРЗ, Улан-Удэнский ССРЗ, Свободненский ССЗ, Усолье-Сибирский РЭУ ВСРП
Сухогрузные баржи-площадки пр. 81108/16ПК грузоподъемностью 1500 тонн 2 Cудоверфь ОАО «Порт Коломна»
Сухогрузные баржи-площадки класса «О» пр. 943АУ/02ПК01 грузоподъемностью 1470 тонн 1 Cудоверфь ОАО «Порт Коломна»
Сухогрузные баржи-площадки класса «М» пр. 81109/06ПК грузоподъемностью 2500 тонн 1 Cудоверфь ОАО «Порт Коломна»
Сухогрузные баржи пр. Р89/09ПК грузоподъемностью 1500 тонн 1 Cудоверфь ОАО «Порт Коломна»
Сухогрузные баржи-площадки класса «О» пр. 4993/Б58 грузоподъемностью 974 тонны 1 Костромской СЗ
Нефтеналивные баржи класса «Р» пр. 4993 грузоподъемностью 870 тонны 3 Костромской СЗ
Нефтеналивные баржи класса «О» пр. 82230 грузоподъемностью 4226 тонн 4 СЗ им III Интернационала, Астрахань
Нефтеналивные баржи класса «О» пр. 82380 типа «НБ-4501» грузоподъемностью 4300 тонн 8 Зеленодольский СЗ,
СЗ «Красные Баррикады»
Нефтеналивные баржи класса «О» пр. 1635ТМ* типа «ФНГ» грузоподъемностью 2049 тонн 10 Килийский СЗ
Нефтеналивные баржи класса «О» пр. 1855 типа «БРН» грузоподъемностью 800 тонн 4 Подтесовская РЭБ
Нефтеналивные баржи класса «Р» пр. 81219Н типа «Н-905» грузоподъемностью 880 тонн 1 Тавдинская судоверфь
Нефтеналивные баржи класса «Р» пр. 0034/81212НП типа «БНП»  грузоподъемностью 212 тонн 2 Красноярский СЗ
Нефтеналивные баржи класса «Р» пр. 81631  грузоподъемностью 1900 тонн 2 Осетровская верфь
Нефтеналивные баржи класса «О» пр. 16800Н1 типа «МН-2800» грузоподъемностью 2850 тонн 1 Осетровская верфь
Нефтеналивные баржи класса «Р» пр. БН-2000 типа «МН-2000»  грузоподъемностью 2000 тонн 1 Жатайская РЭБ
Нефтеналивные баржи класса «Р» пр. 72441 типа «БНН-240» грузоподъемностью 240 тонн 1 Жатайская РЭБ
Нефтеналивные баржи класса «Р» пр. 183БМ/ФТМ типа «Азовка»  грузоподъемностью 168 тонн 1 Аксайский СРЗ
Нефтеналивные баржи класса «О» пр. JSL716  грузоподъемностью 2200 тонн 3 Цзямусы, Китай
Нефтеналивные баржи класса «Р» пр. JSL702 грузоподъемностью 600 тонн 2 Цзямусы, Китай
Сухогрузные баржи-площадки класса «Р» пр. JSL717 типа «МП 1600» грузоподъемностью 1500 тонн 2 Цзямусы, Китай
Сухогрузные баржи-площадки класса «Р» пр. JSL718 грузоподъемностью 200 тонн 3 Цзямусы, Китай
Сухогрузные баржи-площадки класса «Р» пр. JSL719 грузоподъемностью 1000 тонн 1 Цзямусы, Китай
Сухогрузные баржи-площадки класса «Р» пр. JSL705 грузоподъемностью 1500 тонн 3 Цзямусы, Китай
Сухогрузные баржи-площадки класса «Р» пр. HBC738A  грузоподъемностью 1000 тонн 1 Харбин, Китай
Сухогрузная накатная баржа класса «О» пр. 054.1 грузоподъемностью 210 тонн 1 Хабаровск
Сухогрузные баржи-площадки класса «Р» пр. 81104 типа «СК МОСТ» грузоподъемностью 1290 тонн 2 Хабаровск
Сухогрузные баржи-площадки класса «О» пр. Р-171А типа «МП-2006» грузоподъемностью 2116 тонн 1 Хабаровск
Нефтеналивная баржа класса «Р» пр. 81462 грузоподъемностью 265 тонн 3 Тюменьсудокомплект
Сухогрузная накатная баржа класса «Р» пр. ТСК.114 грузоподъемностью 1700 тонн 1 Тюменьсудокомплект
Сухогрузная накатная баржа класса «О» пр. ТСК.144 грузоподъемностью 300 тонн 1 Тюменьсудокомплект
Сухогрузная накатная баржа класса «Р» пр. ТСК.39 грузоподъемностью 800 тонн 1 Тюменьсудокомплект
Сухогрузная накатная баржа класса «О» пр. ТСК.410 грузоподъемностью 200 тонн 1 Тюменьсудокомплект
Сухогрузная накатная баржа класса «О» пр. ТСК.77 грузоподъемностью 200 тонн 2 Тюменьсудокомплект
Сухогрузная накатная баржа класса «Р» пр. 130.05 грузоподъемностью 200 тонн 2 Тюменьсудокомплект
Сухогрузная накатная баржа класса «Р» пр. 81521А грузоподъемностью 150 тонн 1 Тюменьсудокомплект
Сухогрузная накатная баржа класса «Р» пр. ТСК.32 грузоподъемностью 100 тонн 1 Тюменьсудокомплект
Сухогрузная баржа-площадка класса «О» пр. ТСК.80  грузоподъемностью 750 тонн 1 Тюменьсудокомплект
Сухогрузная баржа-площадка класса «Р» пр. ТСК.411 грузоподъемностью 600 тонн 1 Тюменьсудокомплект
Сухогрузная баржа-площадка с аппарелью класса «О» пр. 29.02C грузоподъемностью 470 тонн 2 Самусьский СЗ
Сухогрузная накатная баржа класса «О» пр. 47.04 грузоподъемностью 200 тонн 2 Самусьский СЗ
Сухогрузная накатная баржа класса «Р» пр. СПА-34492СБ грузоподъемностью 120 тонн 1 Тобольск
Сухогрузная баржа-площадка-контейнеровоз класса «Р» пр. 81212 грузоподъемностью 225 тонн 1 Колпашевская верфь
Сухогрузная накатная баржа класса «Р» пр. 478.12/ПР60 грузоподъемностью 57 тонн 1 Колпашевская верфь
Сухогрузная баржа класса «М-СП» пр. С14290 грузоподъемностью 1970 тонн 2 Николаев
Сухогрузная баржа класса «М-СП» пр. Р169С грузоподъемностью 1200 тонн 1 Лайский СРЗ
Сухогрузная баржа класса «М-СП» пр. ЛД943 грузоподъемностью 684 тонн 1 Лайский СРЗ
Сухогрузная накатная баржа класса «Р» пр. Р4359 грузоподъемностью 96 тонн 1 Лимендский ССРЗ
Сухогрузная бункерная баржа класса «О» пр. Р-85А грузоподъемностью 2500 тонн 1 Чайковская РЭБ
Сухогрузная трюмная баржа класса «О-ПР» пр. 450МК-БК грузоподъемностью 1266 тонн 1 Санкт-Петербург
Грузовой понтон - плашкоут  класса «М-ПР» пр. 1270 грузоподъемностью 450 тонн 1 Санкт-Петербург
Буксиры и толкачи
Буксиры пр. 07521 типа «Карский-1» мощностью 1030 кВт 1 Верхнекамский судостроительный комплекс
Буксиры пр. TG04, TG04М* мощностью 442 кВт 4 Завод Нижегородский теплоход
Буксиры-толкачи пр.90608 типа «Дионисий» мощностью 1496 кВт 2[2] Завод «Пелла»
Буксиры-толкачи пр. 37 типа «Гектор» мощностью 1840 кВт 3 Костромской СЗ[3]
Буксиры-толкачи пр. ST 376T мощностью 109 кВт 2 Сосновский СЗ
Буксиры пр. 81173НМ, 81173НМ.2 типа «Поморье» мощностью 600 кВт 2 Лимендский ССРЗ
Буксир пр. 503МА класса «М-СП» типа «Гранит» мощностью 852 кВт 2 Лайский СРЗ, Архангельск
Буксир пр. ЛД31 класса «М-СП» типа «Маринеско» мощностью 774 кВт 1 Лайский СРЗ, Архангельск
Буксир пр. ЛД27 класса «М-СП» типа «Шельф»  мощностью 516 кВт 1 Лайский СРЗ, Архангельск
Буксир пр.ЛД17 класса «О» типа «Канин» мощностью 221 кВт 2 Лайский СРЗ, Архангельск
Буксир пр. Р4741 класса «О» типа «Дельта» мощностью 220 кВт 1 Ростов-на-Дону
Буксир пр. 90600 класса «М-ПР» типа «Владимир Бельцов» мощностью 1342 кВт 2 Завод «Пелла»
Буксиры-толкачи класса «М» пр. 81 мощностью 1492 кВт 3 Средне-Невский завод (+ 3 судна)
Буксиры-толкачи класса «М» пр. 26ПК типа «Коломенский-1501» мощностью 1500 кВт 1 Cудоверфь ОАО «Порт Коломна»
Буксиры-толкачи класса «М» пр. Р103/03ПК типа «Владимир Барсуков» мощностью 496 кВт 1 Cудоверфь ОАО «Порт Коломна»
Буксиры-толкачи класса «О» пр. JSL604 типа «Манчжур» мощностью 510 кВт 4 Цзямусы, Китай
Буксиры-толкачи класса «Р» пр. JSL603  мощностью 149 кВт 1 Цзямусы, Китай
Буксиры-толкачи класса «Р» пр. JSL602 типа «Хабар» мощностью 149 кВт 1 Цзямусы, Китай
Буксиры-толкачи класса «Р» пр. HBC622A мощностью 474 кВт 2 Харбин, Китай
Буксиры-толкачи класса «Р» пр. 311 мощностью 258 кВт 1 Харбин, Китай
Буксиры-толкачи класса «О» пр. Р45/150 типа «Утес» мощностью 441 кВт 1 Красноярский СЗ
Буксиры-толкачи класса «Р» пр. 81356 типа «Тюменьтрансгаз» мощностью 220 кВт 2 Красноярский СЗ
Буксиры-толкачи класса «Р» пр. HBC 622A мощностью 237 кВт 1 ООО «Судоремонт Сумкин»
Буксир-толкач класса «Р» пр. 81170 типа БТП-600 мощностью 544 кВт 1 Иркутская РЭБ
Буксир класса «Р» пр. 378 типа «65 лет Победы» мощностью 220 кВт 1 Омский ССРЗ
Буксир класса «Р» пр. 090.01 типа «Тюменец» мощностью 220 кВт 1 Осетровская верфь
Буксир класса «О» пр. ТСК.395 типа «Н.Верещагин» мощностью 600 кВт 1 Тюменьсудокомплект
Буксир-толкач класса «О» пр. ТСК.400 2 Тюменьсудокомплект
Буксир-толкач класса «О» пр. ТСК.215/911В  мощностью 320 кВт 1 Тюменьсудокомплект
Буксир-толкач класса «Р» пр. ТСК.300 типа «Северный Урал» мощностью 110 кВт 1 Тюменьсудокомплект
Буксир класса «О» пр. 14701 типа БКТ мощностью 220 кВт 1 СЗ «Вымпел»
Буксирно-разъездной катер класса «Р» пр. ТСК.500/2566 мощностью 110 кВт 2 Тюменьсудокомплект
Примечание. * – Проект Морского Инженерного Бюро
Источник: Морское Инженерное Бюро
 
В XXI веке водный транспорт России получил около 200 пассажирских судов, паромов и разъездных судов (см. таблицу 8). Среди построенных 170 пассажирских судов 115 (68%) прогулочные, в основном для Санкт-Петербурга, 5 круизных пассажирских («Александр Грин», «Русь Великая» и три типа «Сура»), 20 для местных линий (16 для Сибири, 2 для Архангельска), 30 самоходных и несамоходных грузопассажирских паромов (16 для Восточных бассейнов, 4 для Севера европейской части).
Таким образом, для обеспечения коммуникационных задач  в основном восточных и северных регионов построили 20 пассажирских судов, 30 паромов и 18 накатных барж с аппарелями, которые также часто используют на переправах.
 
Таблица 8
Фактическое пополнение речного флота Российской Федерации в XXI веке пассажирскими и разъездными судами
Тип судна Количество судов, ед. Верфь
Круизное пассажирское судно класса «М» пр.  PV08* типа «Александр Грин» на 112 пассажиров 1 Судоверфь братьев Нобель
Круизное пассажирское судно класса «Р» пр. ПКС-40 типа «Сура» на 40 пассажиров 3 Фирма «ГАМА»
Круизное пассажирское судно класса «М-ПР» пр. РЕГК.002 типа «Русь Великая» на 196 пассажиров 1 Вернекамская строительная компания, Пермь
Пассажирское судно класса «О» пр. 105 типа «Фарман  Салманов» на 80 пассажиров 1 Самусьский ССРЗ
Скоростное пассажирское судно пр. А-45, А-45-1 типа «Лена» на 50-150 пассажиров 5 Зеленодольский СЗ
Пассажирское судно класса «О» пр. А-217 для местных линий Архангельска 2 Зеленодольский СЗ
Пассажирское судно класса «Р» пр. HBC 496 для местных линий 6 Харбин, Китай
Пассажирское судно класса «О» пр. 780/043 типа «САПС» для местных линий 1 Красноярский СЗ
Пассажирское прогулочное судно класса «М-ПР» пр.  PV01* типа «Империя» на 250 пассажиров 1 Херсонский СРЗ им Куйбышева
Пассажирское прогулочное судно класса «О» пр. 81080П/Ч типа «Столичный» 1 Московский ССЗ
Пассажирское прогулочное судно класса «Р» пр. 23020, 23020А типа «Столичный» на 120 пассажиров и его модификации 5 Московский ССЗ
Пассажирское судно класса «О» пр. 23021 (развитие «Столичного») 2 Московский ССЗ
Пассажирское судно класса «Р» пр. 19.3006 типа «Уникум» 1 Белгородская верфь
Пассажирское судно класса «М» пр.Р-18/224А типа «Империя» 1 Листвянская верфь, Иркутская область
Пассажирское судно класс «Р» пр. Р51/781 типа «Светлояр» 1 РЭБ СК «Ока», Октябрьский
Пассажирское судно класс «О» пр. 623/025 типа «Куприян» 1 Красноярский СЗ
Грузопассажирское судно (паром) класса «М» пр. 603А/709 типа «Ольхонские ворота» 130 т груза 1 Красноярская судоверфь
Грузопассажирское судно (паром) класса «М» пр. 2707 типа «Таймыр» на 30 пассажиров и 15 т груза 2 Красноярская судоверфь
Грузопассажирское судно (паром) - катамаран класса «М» пр. 075 типа «Ямал» дедвейтом 75 тонны 1 Экспериментальная судоверфь, Тюмень
Грузопассажирское судно (паром) класса «О» пр. 2967 типа «Анатолий Чмыхало» 1 Красноярская судоверфь , Невский ССЗ (1 на плаву)
Грузопассажирское судно (паром) класса «Р» пр. РЕГК.361221.102 типа «Тобыш» дедвейтом 45 тонн 2 Архангельская (Исакогорская) РЭБ флота
Грузопассажирское судно (паром) класса «Р» пр. 777 типа «Усть-Цильма» дедвейтом 30 тонн 1 Архангельская (Исакогорская) РЭБ флота
Грузопассажирское судно (паром) класса «О» пр. 21100 типа «Шторм» дедвейтом 37 тонн 2 Амурский СЗ
Грузопассажирское судно (паром) класса «Р» пр. ПКР-25Т типа «Автодор» дедвейтом 25 тонн 1 Окская судоверфь
Грузопассажирское судно (паром) класса «Р» пр. 97.51 типа «ПК-1» дедвейтом 34 тонны 1 Жатайская РЭБ
Грузопассажирское судно (паром) класса «Р» пр. 81400 типа «Жатайский» дедвейтом 46 тонны 1 Жатайская РЭБ
Грузопассажирское судно (паром) класса «Р» пр. JSL602 типа «Приморец» дедвейтом 415 тонн 1 Цзямусы, Китай
Пассажирское прогулочное судно класса «Р» пр. RC-TV2008-1 типа «Фердинанд» на 200 пассажиров 5 Турция
Пассажирское прогулочное судно класса «Р» пр.А44212 на 200 пассажиров 5 Рижский СЗ
Пассажирское прогулочное судно класса «Р» пр. 82500, 82510, 82520, 82544, 82840, 82841 типа «Мойка» на 70 пассажиров 57 Санкт-Петербург
Пассажирское прогулочное судно класса «Р» пр. Р-118 13 Санкт-Петербург
Пассажирское прогулочное судно класса «Р» пр. Р-19 2 Санкт-Петербург
Пассажирское прогулочное судно класса «Р» пр. 82800 4 Санкт-Петербург
Пассажирское прогулочное судно класса «Р» пр. 2105 и др. 15 Новая Ладога
Пассажирское прогулочное судно класса «Р» типа «Пальмира» пр. 75 2 Ладожская транспортный завод, Шлиссельбург
Пассажирское прогулочное судно класса «Р» пр. АК2507 1 69 судостроительный завод, Тверь
Пассажирское прогулочное судно класса «Р» пр. 050371К типа «Мария Ермолова» 1 69 судостроительный завод, Тверь
Разъездное судно класса «М» пр. 82480 типа «Одиссей» 4 Жигаловская верфь (Верхне-Ленский район водных путей)
Разъездное судно класса «М» пр. 82760 типа «Иркут» 1 Иркутск
Разъездное судно класса «О» пр. РМ-376 типа «Алтай» 2 Сосновский СЗ
Разъездное судно класса «О-ПР» пр. Н24/А типа «Аэлита» 2 Рыбинская верфь
Разъездное судно класса «О» пр. ST24M2 типа «Забава» 1 Ярославский СЗ
Разъездное судно класса «О» пр. 811СУ56 типа «Ривьера» 1 ООО «Корпусник», Ростов-на-Дону
Разъездное судно класса «М-СП» пр. PV07* типа «Кавказ» 1 Турция
Разъездное судно класса «М-ПР» пр. PV02* типа «Нева» 1 Невский ССЗ
Разъездное судно класса «Р» пр. PV05* типа «Барс» 1 Борремфлот
Разъездное судно класса «М» пр. 265.09 типа «Атаман Ермак» 1 Самусьский ССРЗ
Пассажирское прогулочное судно-банкетоход класса «Л» пр. PV10* типа «Сочи» 1 Турция
Пассажирское прогулочное судно класса «М-ПР» пр. 82640 типа «Северный принц» 1 Звенигово
Несамоходный автомобильно-пассажирский паром класса «О» пр. 312.11 типа «СВП-853» дедвейтом 797 тонн 1 Самусьский ССРЗ
Несамоходный автомобильно-пассажирский паром класса «Р» пр. 307 типа «Верхняя Тойма» дедвейтом 74 тонн 1 СРЗ «Красная Кузница», Архангельск
Несамоходный автомобильно-пассажирский паром класса «Р» пр. 21550А  дедвейтом 60 тонн 2 Астраханская судоверфь имени Кирова
Несамоходный автомобильно-пассажирский паром класса «Р» пр. А-11-550  дедвейтом 40 тонн 1 Ахтубинский ССЗ
Несамоходный автомобильно-пассажирский паром класса «Р» пр. 608  дедвейтом 80 тонн 3 Завод имени К.Маркса, Астрахань
Несамоходный автомобильно-пассажирский паром класса «Р» пр. 37.03 типа «Дорожник» дедвейтом 138 тонн 1 Тюменьсудокомплект
Несамоходный автомобильно-пассажирский паром класса «О» пр. 002/81216-90-31 дедвейтом 258 тонн 1 Красноярский СЗ
Несамоходный автомобильно-пассажирский паром класса «Р» пр. 0166 дедвейтом 106 тонн 1 Красноярский СЗ
Несамоходный автомобильно-пассажирский паром класса «Р» пр. РЕГК.100 типа «Паром 2012» дедвейтом 270 тонн 1 Красноярские меллоконструкции
Несамоходный автомобильно-пассажирский паром класса «Р» пр. 6285 типа «СПА» дедвейтом 47 тонн 1 Тобольская РЭБ
Несамоходный автомобильно-пассажирский паром класса «Р»  типа «ПР-60-93» дедвейтом 60 тонн 1 Колпашевская судоверфь
Несамоходный автомобильно-пассажирский паром класса «Р» пр. 81210Л типа «МП-400» дедвейтом 113 тонн 1 Осетровский ССРЗ
Несамоходный автомобильно-пассажирский паром класса «Р» пр. 2819-30  типа «Новочеркасск-1» дедвейтом 100 тонн 1 Аксайский СРЗ
Примечание. * – Проект Морского Инженерного Бюро
Источник: Морское Инженерное Бюро
 
Речной вспомогательный и технический флот также строится (см. таблицу 9). На 15 мая 2015 года сдано 71 обстановочных, 20 водолазных, пожарных и спасательных, 3 экологических судна, 1 речной ледокол и другие суда (всего около 100 единиц). Более половины судов построено по заказам подведомственной Росморечфлоту ФКУ «Речводпуть». А всего ФЦП «Развитие транспортной системы России» предполагает строительство около 400 вспомогательных судов для реки. Также было построено более 300 катеров различного назначения.
 
Таблица 9
Фактическое пополнение речного флота в XXI веке вспомогательными судами и техфлотом, а также катерами различного назначения
Тип судна Кол-во судов, ед. Верфь
Обстановочные суда класса R2-RSN пр. BLV01* типа «Дмитрий Сироткин» 1 Завод Нижегородский теплоход
Обстановочные суда класса «М-СП» пр. BLV02* типа «Ладожский» 2 Завод Нижегородский теплоход
Обстановочные суда класса «М-СП» пр. 16903 типа «Анатолий Жилинский» 1 СЗ «Красная Кузница», Архангельск
Обстановочные суда класса «М» пр. 82420 типа «Первал» 1 Жигаловская судоверфь
Многофункциональное судно-ледокол класса «М-СП» пр. 2805 типа «Невская Застава» 1 СЗ Алмаз
Обстановочные суда класса «О» пр. SV2407 6 Ярославский СЗ
Обстановочные суда класса «О-ПР» пр. 3052 5 Московский ССЗ, Самусьский ССРЗ, Благовещенский ССЗ (заказ 7)
Обстановочные суда класса «О» пр. Р-121 5 Жигаловская судоверфь
Обстановочные суда класса «О» пр. 81810 1 Жигаловская судоверфь
Обстановочные суда класса «О» пр. 11005/МО типа «Лев Третьяков» 1 СРЗ «Слип», Астрахань
Обстановочные суда класса «Р» пр. 3050 27 Московский ССЗ, Самусьский ССРЗ
Обстановочные суда класса «Р» пр. 3050.1 11 Московский ССЗ, Самусьский ССРЗ (заказ 12)
Обстановочные суда класса «Р» пр. 391Б1 типа «Чиж» 5 Каширский СЗ, Колпашевская верфь, Константиновские судоремонтные мастерские
Обстановочные суда класса «Р» пр. 81240 типа «Путейский - 156» 2 Жигаловская судоверфь
Обстановочные суда класса «Р» пр. 82140 типа «Беркут» 1 Омский ССРЗ им. 60-летия Октября
Обстановочные суда класса «Р» пр. ТСК.452 1 Тюменьсудокомплект
Обстановочные суда класса «Р» пр. ТСК.450 1 Тюменьсудокомплект
Плавкран дноочистительный (карчекран) грузоподъемностью 25 тонн класса «Р» пр. ТСК.240 1 Тюменьсудокомплект
Морские водолазные суда пр. SDS08* 4 Ярославский СЗ
Рейдовые водолазные суда пр. А160 10 Завод Нижегородский теплоход
Водолазные суда класса «О» пр. РВ1415М 1 Сосновский СЗ
Водолазные суда класса «О» пр. РВМ-376К 1 Петрозаводск
Суда снабжения пр. DCV47* 4 Сосновский СЗ
Экологическое судно дедвейтом 207 тонн пр. RT29* в постройке Сосновский СЗ (заказ 2)
Пожарное судно класса «О» пр. 16640 типа «Вьюн» 2 СЗ «Вымпел»
Пожарно - спасательное судно класса «М-СП» пр. 12150М типа «Дмитрий Харченко» 1 СЗ «Вымпел»
Многоцелевое пожарно-спасательное судно  класса «О» пр. 04017 типа «Полковник Чернышев» 1 Средне-Невский завод
Cудно экологического мониторинга класса «О» пр. 16220НМ типа «Экопатруль» 1 Морской завод "Алмаз"
Cудно экологического мониторинга класса «Р» пр. ШСРЗ.008 типа «Московский эколог» 1 Шиморский СЗ
Нефтемусоросборщик класса «Р» пр. 82190 типа «НС-1» 1 Московский ССЗ
Научно-исследовательское судно класса «О-ПР» пр. БМП-74М типа «Платов» 1 Ахтарская судоверфь
Рефрижераторное судно класса Arc 4 R2-RSN (4,5) пр. ТСК.601 типа «Полярная звезда» 1 Тюменьсудокомплект
Рефрижераторное судно класса «М-СП» типа «Нум» 1 Тюменьсудокомплект
Рефрижераторное судно класса «М» дедвейтом 250 тонн пр. ТСК.700 1 Тюменьсудокомплект
Стоечная плавучая противопожарная станция класса «Р» пр. 411.13 типа «Витим» 1 Самусьский ССРЗ
Вертолетная площадка класса «Р» пр. RHP01* 1 Невский ССЗ
Катера различного назначения
Многоцелевые катера пр. МРВ-14 6 Московский ССЗ
Разъездной катер пр. РТ14МТ 1 Московский ССЗ
Спасательные катера-бонопостановщики пр. А40-2Б 6 Судоверфь братьев Нобель
Лоцманский катер пр. Р1760 1 Завод «Пелла»
Мотозавозня класса «Р» пр. ТСК.425 1 Тюменьсудокомплект
Многофункциональные катера проектов 13М, 14М, 15М 26 Озерная верфь
Разъездные катера класса «Р» пр. 82790, 82791 18 Интер Яхт Сервис, Санкт-Петербург
Прогулочные катера класса «Р» пр. 82820, 82822 7 Астрон Марин, Санкт-Петербург
Пассажирские, разъездные, многофункциональные катера класса «Р» пр. КС-110 в различных модификациях Около 200 Костромской судомеханический завод
Примечание. * – Проект Морского Инженерного Бюро
Источник: Морское Инженерное Бюро
 
Основными заводами, которые обеспечивали поставки новых грузовых самоходных судов смешанного река-море и ограниченных морских районов, были нижегородский завод «Красное Сормово» – 87 судна, навашинская «Окская судоверфь» – 36 судов, Волгоградский судостроительный завод – 33 судна, петрозаводский «Онежский завод» – 18 судов, а также Херсонский судостроительный завод – 16 судов и николаевский завод «Океан» – 9 судов.
Танкер-продуктовоз проекта RST27 / Сергей Казанцев

Судя по таблице 10, в настоящее время наибольшим реальным потенциалом обладают завод «Красное Сормово» и «Окская судоверфь», а также Невский судостроительно-судоремонтный завод. Можно надеется, что усилиями Росморпорта будет оживлен Онежский завод, который обеспечил в 2005-2010 годах поставку 18 судов. К сожалению, практически нет шансов на восстановление Волгоградского завода, построившего в 2000 – 2010 годах 33 новых судна.
 
Таблица 10
Самоходные грузовые суда, построенные на ведущих заводах (с разбивкой по годам)
Заводы Годы Всего
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Красное Сормово 4 2 4 6 6 5 6 7 7 6 7 9 10 2 4 2 87
Окская           3 2 1 1 1 3 8 8 7   2 36
Волгоградский 2 1 3 4 5 4 3 6 3 1 1           33
Онежский           3 3 2 3 3 4           18
Херсонский           1 1 2 2 2 1 1 1 4 1   16
Океан           1 4 4                 9
Невский                         2 5 1   8
Зеленодольский               1 1         2     4
Судоверфь
братьев Нобель
        1               2 1     4
Ярославский             1               3   4
Верхне-Камский СК                   1       1     2
Дон-Кассенс
(Аксай)
                          1 1   2
Костромской                           1 1   2
Лотос                             2   2
Итого 6 3 7 10 12 17 20 23 17 14 16 18 23 24 13 4 227
Источник: Морское Инженерное Бюро.
 
При этом в сравнении с 2012-2013 годами темпы строительства танкеров снизились, а строительство сухогрузных судов вообще заморожено, хотя до насыщения рынка новыми судами еще далеко.
 
Почему? (рассмотрим проблемы на примере нефтеналивного флота, как самого ликвидного)
 
Проблема первая. Наблюдается избыток тоннажа – из-за медленного ухода с рынка «старых» танкеров (их еще более 300 единиц), в подавляющем большинстве не соответствующих требованиям МАРПОЛ и внутреннего технического Регламента,  и падения ставок (в пересчете на доллары) на перевозки на фоне сохранения рублевых тарифов в железнодорожном транспорте, в результате чего часть груза ушла в вагоны.
При этом 151 танкер типа «Волгонефть» со средним возрастом 41,5 года, 49 «Ленанефтей» проекта Р-77 (37 лет), 28 однокорпусных нефтерудовозов не могут быть безопасным инструментом для перевозки опасных грузов.

Только на 5 судах типа «Волгонефть» были путем модернизации выполнены все требования Международной Конвенции МАРПОЛ, а еще на 30 – осуществили подъем второго дна (т.е. выполнили эту конвенцию частично). Нисколько не лучше с другими типами «старых» танкеров (см. таблицу 11).
 
Таблица 11
Основные проекты «старых» нефтеналивных судов и степень удовлетворения МК МАРПОЛ
Проект Кол-во
судов
Средний возраст Проведена модернизация в части поднятия второго дна Полностью удовлетворяют МАРПОЛ
Тип Волгонефть 151 41,5 35 5
550, 550А (РРР) 35 37,6 10  
550, 550А (РС) 5 36,6    
558/550 14 46,3 1  
1577 (РРР) 48 42,0 13  
1577 (РС) 10 41,8 5 5
1577/550 25 39,7 4  
558 14 49,3 2  
 
Тип Ленанефть 86 32,5 10 10
621 (РРР) 8 29,6    
621 (РС) 21 26,0    
630 (РС) 8 24,3 6 6
Р-77 (РРР) 45 37,3 2 2
Р-77 (РС) 4 35,0 2 2
 
Тип Нефтерудовоз 28 34,1    
1570 (РС) 26 33,6    
1570 (РРР) 1 36,0    
1553 (РРР) 1 46,0    
 
Тип Волжский, 05074 15 31,1    
 
Тип Волго-Дон 7 40,8 1  
1565 4 46,5    
507А/Б/АТ 3 33,2 1  
 
Проблема вторая. Финансирование (или правильнее сказать, его отсутствие под приемлемый процент и на разумный срок). Ведущие судоходные компании, массово строившие суда в 2010-2013 годах, закредитованы.

Проблема третья. «Узкие» места внутренних водных путей. Недостаточные глубины по ряду участков. Недогруз работающих судов. Как следствие недогруза, для перевозки заданного количества груза требуется выполнить больше рейсов (по ВДСК, например, в 1,5 раза больше), а чем больше судов на канале, тем больше потери времени в ожидании своей очереди на шлюзование, соответственно длительность кругового рейса судна увеличивается.

Наибольшее падение грузопотока наблюдалось на 40-километровом участке от Городецких шлюзов №15-16 до г. Балахна, где с июля 2014 года только каждый четвёртый день проходили суда с осадкой в 2,5 м, а в целом обеспечивался пропуск судов с осадкой менее 1,9 м. Это при том, что расчетной осадкой является осадка в 3,60 м.

В 2015 году существенно осложнилась обстановка и в южной части. В связи с прогнозируемой низкой водностью на Нижнем Дону Донское бассейновое водное управление разработало режим работы Цимлянского водохранилища, который обеспечит глубины около 3,00 м.

Следует понимать, что недогруз танкера «Волго-Дон макс» класса (см. таблицу 12) на 60 см (т.е. вместо осадки 3,60 м – 3,00 м) приводит к потере грузоподъемности в 1150-1370 тонн.
Танкер проекта RST25 / "Морское Инженерное Бюро", ООО

Росморречфлотом предприняты значительные усилия по устранению «узких» мест, например, запланировано в 2016-2020 годах строительство Нижегородского низконапорного узла, который должен решить проблему Городца, к 2017 году должна быть сдана строящаяся вторая нитка Нижне-Свирского шлюза, подготовлен пакет документов с обоснованием низконапорного гидроузла на реке Дон в Багаевском районе.
 
Таблица 12
Недогруз основных типов танкеров из недостатка глубин
Осадка в реке, м Пр.550A
«Волгонефть»
RST54
«Балт Флот»
RST27
«ВФ Танкер»
RST22
«Новая Армада»
Дедвейт, т Потеря
дедвейта, т
Дедвейт, т Потеря дедвейта, т Дедвейт, т Потеря дедвейта, т Дедвейт, т Потеря дедвейта, т
2,20 2259 -2641 2575 -3170 2250 -3170 1740 -2933
2,40 2629 -2271 3022 -2723 2697 -2723 2150 -2523
2,60 3002 -1899 3471 -2275 3145 -2275 2562 -2111
2,80 3377 -1524 3921 -1824 3596 -1824 2977 -1696
3,00 3754 -1146 4375 -1370 4050 -1370 3394 -1279
3,20 4134 -766 4831 -914 4506 -914 3817 -856
3,40 4516 -384 5288 -457 4963 -457 4244 -429
3,60 4900 0 5745 0 5420 0 4673 0
 
Что будет происходить со «старыми» судами?

Первое – правовая сторона вопроса (по сути, моральное старение)
Международное право в виде запрета Международной конвенции МАРПОЛ 73/78 с 2008 года не позволяет использовать «однокорпусные» (а к ним относятся и двухкорпусные суда, но имеющие высоту двойного дна или ширину двойного борта меньше требуемой) танкера для морской перевозки тяжелых (плотностью более 0,900 т/куб. м) сортов нефти и нефтепродуктов.

Национальные российские требования в виде Технического Регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, которые также запрещают (с 1 января 2015 года) на «однокорпусных» танкерах уже речную перевозку опасных грузов (любых, в том числе легких сортов нефти и нефтепродуктов).

Однако отечественные судовладельцы не имеют своих средств на строительство нового флота смешанного река-море плавания, нет и достаточной залоговой собственности для получения кредита.

Поэтому по предложению Министерство транспорта Правительством Российской Федерации приняты были следующие поправки к Техническому регламенту (Постановление №426 от 30 апреля 2015 года):
- c 1 января 2015 года на самоходных нефтеналивных судах грузоподъемностью 600 тонн и более, независимо от даты постройки, перевозящих в качестве груза нефть тяжелых сортов плотностью выше 900 кг/м3 должны быть предусмотрены двойное дно и двойные борта, простирающиеся по всей длине и высоте грузовых танков, или грузовые танки должны быть вкладными;
- c 1 января 2018 года на нефтеналивных судах, грузоподъемностью 200 тонн и более, независимо от даты постройки, должны быть предусмотрены двойное дно и двойные борта, простирающиеся по всей длине и высоте грузовых танков, или грузовые танки должны быть вкладными. Необходимая мореходность таких судов в балластных рейсах должна быть обеспечена без принятия балласта в грузовые танки;
- нефтеналивные суда, предназначенные для эксплуатации в водных бассейнах разрядов «О-ПР», «М-ПР» и «М-СП», должны быть оборудованы отстойными танками достаточной емкости для хранения промывочной воды после мойки грузовых танков, если эта операция требуется по условиям перевозки.

Однако есть еще и некая промежуточная группа судов, судовладельцы которых пошли по пути частичного приведения судов к международным требованиям – они модернизировали 35 танкеров типа «Волгонефть», 10 танкеров типа «Ленанефть» и один «Волго-Дон» путем подъема второго дна (т.е. всего на 46 «старых» судах). Из них 5 «Волгонефтей» и 10 «Ленанефтей» (6 для европейской части и 4 для «северного завоза») переоборудованы под МАРПОЛ полностью.

Для судов, на которых международные требования были выполнены частично (размеры второго дна и второго борта соответствуют Правилу 21 Приложения I МК МАРПОЛ 73/78), протоколом №1 от 14 мая 2015 года Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Министерства транспорта было разрешено в территориальных водах Российской Федерации перевозить нефть и нефтепродукты тяжелых сортов плотностью выше 900 кг/м3.

При этом выдача изъятий от требований МАРПОЛ 73/78, которая осуществлялась Министерством транспорта (протокол № ОВ-29 от 9 декабря 2009 года) в прошедшие годы, была прекращена.

Фактически эти поправки продлили работу существующих судов, обеспечивающих «северный» завоз (перевозка светлых нефтепродуктов) и несамоходных барж (любых нефтегрузов) еще на три года.

При этом (с учетом МАРПОЛовских требований) «Волгонефти», «Ленанефти» проекта 621, переоборудованные «Волжские» и «Волго-Доны» не могут с 1 января 2015 года перевозить мазут и другие темные нефтегрузы в морских районах, а «Ленанефти» проекта Р-77 и нефтерудовозы – еще и по внутренним водным путям. С 1 января 2018 года «Ленанефти» проекта Р-77 и нефтерудовозы, а также иные нефтеналивные суда без второго дна или (и) без второго борта не смогут работать и на «светлых» нефтегрузах.

Таким образом, с правовой точки зрения, существующие суда, имеющие второе дно и вторые борта ("Волгонефти", "Ленанефти" проектов 621 и 630, танкеры из "Волго-Донов" и "Волжских"), могут перевозить с выходом в морские районы "светлые" нефтепродукты до 1 января 2018 года, а часть из них - и тяжелые грузы с плотностью 0,900 м³/т и выше. После этой даты потребуется дооборудование отстойными танками и выполнение иных требований МАРПОЛ.

Второе – физическое старение

В работе 151 танкер типа «Волгонефть» со средним возрастом 41,5 года. Конечно, можно привести примеры пассажирских судов на Женевском озере, которым около 100 лет и они благополучно работают. Но ведь совершенно бессмысленно сравнивать ухоженные «белые» суда с «грузовиками». Через три года (к 2018 году) средний возраст «Волгонефтей» достигнет 45 лет, а по ряду проектов перевалит за 50 лет. Следует понимать, что эти суда перевозят опасные грузы через внутренние водные пути, которые проходят через Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Самару, Саратов, Нижний Новгород.

На танкерах типа «Волгонефть», за счет широчайшего применения элементов с толщинами 5-7 мм удалось достичь минимизации массы корпуса и, соответственно, увеличить его грузоподъемность в реке. Однако обратной стороной медали стало заметное снижение эксплуатационного ресурса судна, т.е. длительности безопасной эксплуатации танкера без ремонта.

Построечные толщины танкеров типа «Волгонефть» обеспечивали 20-ти летнюю эксплуатацию судна без ремонта только в классе «М» (т.е. без выхода в море). В классе «М-ПР» значительная часть связей имела ресурс 10-20 лет, а в классе «М-СП» суда могли без ремонта работать не более 5-10 лет.

Исследования риска и надежности серии показали, что катастрофы судов типа «Волгонефть» происходят, как правило, из-за повреждений корпуса – 87,5%, а из-за пожаров и взрывов всего 12,5%, что достаточно необычно для танкера.

С учетом значительного возраста судов риск становится совершенно не оправданным.

Любое происшествие может привести к крайне негативным последствиям для всей воднотранспортной отрасли.
 
Заключение

Несмотря на падение числа заказанных судов в краткосрочной перспективе, среднесрочная (начиная с 2017 года) перспектива вполне понятно – строительство новых судов выйдет на уровень 2012-2013 года. Мы все равно будем вынуждены построить эквивалентное существующему флоту по транспортное работе количество новых судов.

Понятно, что такие судна не будут повторять существующие, так как уже есть более эффективные решения:
- «сверхполные» суда с рекордным в мировой практике строительства самоходных судов коэффициентом полноты, превышающим 0,90;
- составные суда (самоходные составы + баржи приставки) и барже-буксирные составы, которые выбирают максимально возможные габариты, допустимые по путевым условиям;
- комбинированные суда (танкеры-площадки и нефтерудовозы), имеющие загрузку в оба конца;
- суда с пониженным надводным габаритом, позволяющим экономить время рейса за счет прохода под мостами без их разводки.
Морское Инженерное Бюро представило такие новые грузовые суда для ВВП России, «расшивающие» узкие места внутреннего водного транспорта и существенно улучшающих свои экономические результаты за счет новых технических решений:
- танкера смешанного река-море плавания "Волго-Дон макс" класса с увеличенной речной грузоподъемностью за счет обоснованного снижения металлоемкости и рационального назначения класса Регистра по району плавания (классы РС R2-RSN 4,5 и РРР М-СП 4,5) проекта RST12, RST25;
- "сверхполные" танкера смешанного река-море плавания "Волго-Дон макс" класса с существенно увеличенной речной грузоподъемностью проекта RST27;
- речные суда "устьевого" проекта RSD44 "Волго-Дон макс" класса с пониженным надводным габаритом, позволяющим проходить под мостами на Неве, под ростовским железнодорожным мостом без их разводки, а также по Москве-реке;
- речные комбинированные танкеры-площадки "устьевого" типа проекта RST54 на базе "сверхполных" обводов проекта RST27 для перевозки на открытой палубе грузов, не боящихся подмочки (гравий, прокат, "тяжелые" контейнеры, автомобили и т.п.), в одном направлении и нефтеналивных грузов в обратном направлении;
- "сверхполные" сухогрузы смешанного река-море плавания с существенно увеличенной речной грузоподъемностью проекта RSD62 на базе обводов проекта RST27 c достаточным для сезонной работы по Северном морскому пути классом Регистра по району плавания и хорошими (для того, чтобы вернуться на базу уже в условиях ледообразования и льда до 40 см толщиной) ледовыми качествами, некий симбиоз "Сибирского" и "Волго-Дона", размерами "Волго-Дон макс" класса, но с более высоким, чем у RSD44 классом по району плавания ("М-СП 3,5" против "М-ПР 2,5") и ледовой категорией ("Лед 40" против "Лед 20");
- сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 "Волго-Дон макс" класса, предназначенные как для классической перевозки массовых грузов, так и в силу наличия специального длинного среднего трюма длиной до 60 м, перевозки (или транзита на Каспий) по реке негабаритных проектных грузов с морских портов Европы;
- барже-буксирные составы (ББС), которые при правильной организации перевозочного процесса обеспечивают значительные преимущества по сравнению с "единым" судном;
- речные составные мелкосидящие грузовые суда с рабочей осадкой 1,40 – 2,35 м, выбирающих габариты путей сибирских рек в сухогрузном (сухогруз-толкач проекта RD63 плюс сухогрузная баржа проекта RDB21) и нефтеналивном (танкер-толкач проекта RT63 плюс наливная баржа проекта ROB21) вариантах, а также в комбинированном варианте (танкер-сухогруз-толкач проекта RT63A плюс сухогрузно-наливная баржа проекта ROB21A).

Практически все ведущие российские речные заводы могут взять заказы на новое судостроение даже на 2015 год. Поэтому судостроители, в свою очередь, озабочены загрузкой заводов и сохранением набранных темпов производства (что без заказов невозможно).

А если не будем строить сейчас, то через 3-5 лет не хватит возможностей верфей быстро заменить совсем старые к тому времени грузовые суда.
 

Г.В.Егоров, доктор технических наук, профессор
Морское Инженерное Бюро

 

[1]              Балтийский завод приведен в этом перечне, так как построенные им баржи смешанного река – море плавания.
[2]              Завод «Пелла» является лидером российского судостроения в сегменте морских портовых и эскортных буксиров (построил 34 буксира проекта 90600, 19 буксиров проекта 16609, 2 буксира проекта ПЕ-65)
[3]              Костромской СЗ – единственный российский завод, который осуществляет постройку ББС «Волго-Дон макс» класса с «морскими» сцепами. Толкачи пр. 37 являются «самоходной» секцией таких ББС (три сданы).
Г. В. Егоров
Танкер - продуктовоз проекта RST27
Танкер проекта RST25
Танкер проекта RST25
Сухогрузное судно проекта RSD49
Многоцелевое сухогрузное судно проекта RSD44
Многоцелевое сухогрузное судно проекта RSD44
Многоцелевое сухогрузное судно проекта RSD44
Сухогрузное судно проекта RSD49
Танкер-продуктовоз проекта RST27
Поделиться новостью
"Морское Инженерное Бюро", ООО Украина, Одесса+38(0482)347-928, +38(0482)748-06-96, +38(0482)714-92-72
Федеральное агентство морского и речного транспорта Россия, Москва+7(495)626-11-00

Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость