реклама
Наши репортажи
Наши репортажи
Материалы корреспондентов портала
- A + Автор: Щеголихин Петр КомментарииПрочитано 932 раза   |
Отправляемся на Северную верфь, ярусолов-процессор "Гандвик-1"! Напомним, что интересующее нас судно, строящееся по "Квотам под киль", недавно прошло ходовые испытания и буквально в нескольких шагах от передачи заказчику – Рыболовецкой компании "Вирма".
Главное в кадре – строящийся эллинг слева / Фото: Корабел.ру
Главное в кадре – строящийся эллинг слева / Фото: Корабел.ру

Начнем с того, что "Северная верфь" в прошлом году отметила 110 лет. Это предприятие с богатой историей, традициями и отличным послужным списком. Сегодня здесь работает свыше 4000 человек, а на заводе строят серьезные, интересные проекты, чтобы в полной мере сохранить компетенции и приумножить их.

 

"Если речь идет о гражданском судостроении, мне интересны сложные рыболовецкие, исследовательские суда, суда обеспечения с большим количеством оборудования", – генеральный директор Северной верфи Игорь Орлов.

Генеральный директор Северной верфи Игорь Орлов / Фото: ОАО
Генеральный директор Северной верфи Игорь Орлов / Фото: ПАО "СЗ "Северная верфь"

Встреча с ярусоловом-процессором 

 

"Гандвик-1" как раз можно отнести к таким, сложным, судам. Встретил он нас у причальной стенки, в это время на заказе все ещё велись работы, шла подготовка к ходовым испытаниям. Гидом по судну, если можно так выразиться, выступил старший строитель по корпусной части Виталий Шуманов.

Виктория Корабеловна со старшим строителем по корпусной части Виталием Шумановым (справа) и старшим строителем заказа Олегом Мельниковым / Фото: Корабел.ру
Виктория Корабеловна со старшим строителем по корпусной части Виталием Шумановым (справа) и старшим строителем заказа Олегом Мельниковым / Фото: Корабел.ру

Начали с мостика.

Ходовая рубка судна
Ходовая рубка судна "Гандвик 1" / Фото: Корабел.ру

Здесь, в общем-то, – стандартный набор оборудования. На фотографии посредине можно наблюдать капитанское кресло с возможностью перемещения по рельсам. Сверху – репитер гирокомпаса (в шутку на время прогулки по судну мы его прозвали перископом, а, главное, в чем-то даже похож). Справа и слева – пульты управления судном (поставщик — НТИ).

Панель управления,
Пуль управления судном, "Гандвик-1" / Фото: Корабел.ру

На "Гандвике-1", несмотря на известную ситуацию с оборудованием, иностранных комплектующих предостаточно, так как закупка по ним осуществлялась ещё до проблем с поставками. Так, тут немало оборудования от Furuno, Thrane&Thrane, есть судовая земная станция Iridium Pilot; одновременно с этим на судне представлены и российские фирмы: "Валком", ООО "НПК Морсвязьавтоматика", ВНИИР, ООО "ИК "Кронштадт", НТИ, ООО НПФ "МРС Электроникс", ООО "МаринЛайт" и др. Но, самое главное, фабрика для переработки улова – российская (из Мурманска) ООО "БаренцКул" (о ней подробнее скажем позже).

Виктория Корабеловна на ярусолове Гандвик -1 / Фото: Корабел.ру
Виктория Корабеловна на ярусолове Гандвик -1 / Фото: Корабел.ру

Обзор из рулевой рубки проекта МТ1112XL – 360°, также у судна достаточно оснащения, чтобы промысел был не только эффективным, но и безопасным. На фотографиях виден линолеум – он технический, нужен исключительно для защиты поверхностей, при сдаче судна уберут. 

Фото: ПАО
На мостике ярусолова-процессора "Гандвик-1" / Фото: ПАО "СЗ "Северная верфь"

Не будет лишним отметить, что ярусолов-процессор для Северной верфи, как и другие промысловые суда, оказался действительно новым проектом, из-за чего не обошлось без определенных сложностей. 

 

Одна из них – рабочая документация*, которую изначально делала компания "Форсс Марин", но по итогу нагрузку на себя взял сам завод (конструктора отдела 434). 

 

Ещё один момент – морозильный трюм, который нужно было заливать бетоном. Технологию осваивали буквально на месте. Было много обсуждений и даже споров, но корабелы всё-таки смогли договориться и сделать все, как надо.

 

"Гандвик-1" / Фото: Корабел.ру

«На этом судне мы получили серьезный опыт отделочных работ. С учетом того, что Норвежский проектант Marinteknikk отказался разрабатывать исходные требования на закупку оборудования, службам завода пришлось все делать самим и поэтому закупочная компания задержалась. Если говорить о своей части работы – по корпусу, то я лично проверял его два раза, пока тот стоял на стапеле. Также на мне была покраска судна. На "Гандвик-1" наносились иностранные краски Jotun. Но сейчас мы переходим на отечественного производителя", – старший строитель по корпусной части Виталий Шуманов.

Старший строитель по корпусной части Виталий Шуманов / Фото: Корабел.ру
Старший строитель по корпусной части Виталий Шуманов / Фото: Корабел.ру

Прогулка по "Гандвику-1" с комфортом

 

После мостика первым делом отправились на прогулку по палубе и "прошерстили" ее всю от кормы до носа. На выходе из рулевой рубки установлена санитарная кабина общего пользования, что нам показалось удобным и комфортным решением.

Санитарная кабина при мостике,
Санитарная кабина при мостике, "Гандвик-1" / Фото: Корабел.ру

На "Гандвике-1" на верхней палубе предусмотрен грузовой кран 2,5 тонны. Он установлен в носовой части и используется для погрузки / разгрузки судна.

Кран от Iron Fist,
Кран от Iron Fist, "Гандвик-1" / Фото: Корабел.ру

Также побортно размещены кран-балки от Global Davit, для сброса спасательных плотов на 20 человек от фирмы Viking. 

Фото: ПАО
Кран от Global Davit, для сброса спасательных плотов / Фото: ПАО "СЗ "Северная верфь"

Вообще, можно было много интересного увидеть не только на самом судне, но и вокруг него. Так, спереди и сзади стояли два заказа проекта 170701, строящиеся для Norebo, а слева от носа судна ещё можно было хорошенько разглядеть и будущий новый эллинг.

Главное в кадре – строящийся эллинг слева / Фото: Корабел.ру
Главное в кадре – строящийся эллинг слева / Фото: Корабел.ру

Забрались на самую высокую точку крыши ходовой рубки, попутно отметив, что тут, как и ожидалось, установлено навигационное оборудование Furuno, а также других известных иностранных производителей.

На крыше ходовой рубки
На крыше ходовой рубки "Гандвик-1" / Фото: Корабел.ру

Не забыли сфотографироваться на высоте.

Виктория Корабеловна после нескольких дублей для видеосюжета / Фото: Корабел.ру
Виктория Корабеловна после нескольких дублей для видеосюжета / Фото: Корабел.ру

В том числе и автора данного текста.

Экскурсия по судну Гандвик-1 / Фото: Корабел.ру
"Забираешься себе на самый верх с фотоаппаратом, а тут... бац!.. тебя самого фотографируют" / Фото: Корабел.ру 

Вдоволь налюбовавшись открывающимися видами, двинулись в сторону машинного отделения.

Фото: Корабел.ру
Вид с самой высокой точки судна "Гандвик-1". На фотографии проект 170701 / Фото: Корабел.ру / Фото: Корабел.ру

Внутри ярусолова-процессора "Гандвик-1"

 

Первым делом мы, конечно, осмотрели такие важные помещения как каюты и камбуз. Сделано все, как и положено, на высоком уровне. Каюта для моряков рассчитана на двоих (мебель поставила компания Marine technology).

Каюта моряка,
Каюта моряка, "Гандвик-1" / Фото: Корабел.ру

Как вы можете видеть на фотографии, внутри каюты есть своя, отдельная, санитарная кабина, двухъярусная кровать, стул, стол, а также шкаф для хранения вещей.

Санитарная кабина в каюте,
Санитарная кабина в каюте, "Гандвик-1" / Фото: Корабел.ру

Камбузная мебель нам показалась достаточно приличной (производитель – Loipart).

Камбуз,
Камбуз, "Гандвик-1" / Фото: Корабел.ру

Много о ней предлагаем не говорить, а оценить визуально.

Камбуз,
Камбуз, "Гандвик-1" / Фото: Корабел.ру

Тут же, слева, расположена кают-компания.

Комната для приема пищи,
Кают-компания, "Гандвик-1" / Фото: ПАО "СЗ "Северная верфь"

По дороге в машинное отделение прошли мимо небольшой комнаты с верстаком для мелкого ремонта прямо на судне.

Токарный станок для мелкого ремонта,
Токарный станок для мелкого ремонта, "Гандвик-1" / Фото: Корабел.ру

Пора рассказать о сердце судна – двигателе. Как мы уже отмечали, "Гандвик-1" успел получить достаточно импортного оборудования, чтобы и двигатель тут тоже был соответствующей марки – Wärtsilä. Интересный факт: проект в том виде, в котором его изначально задумало норвежское конструкторское бюро "Marin Teknikk AS" подразумевал лишь одну главную "машину" с классической валолинией, но для увеличения маневренности было принято решение применить пропульсивную систему на базе винторулевых колонок мощностью 800 кВт каждая и двух главных дизель-генераторов мощностью по 1350 кВт.

Главный двигатель на ярусолове
Главный двигатель на ярусолове "Гандвик-1" / Фото: Корабел.ру

Характеристики ярусолова проекта МТ1112XL:

  • Длина – 58,6 м;
  • Ширина – 13 м;
  • Высота борта – 5,9 м;
  • Валовая вместимость – 2200 тонн;
  • Мощность ГД, кВт – 2х1350;
  • Скорость при полном грузе – 13 узлов;
  • Экипаж – 36 чел.;
  • Автономность – 45 дней.
Ярусолов
Ярусолов "Гандвик-1" / Фото: Корабел.ру

Фабрика по переработке улова

 

Первое, на что мы "напарываемся", когда заходим в промысловую часть судна, – специальная машина по по хранению и постановке яруса с мощными крючками. На фотографии вы их пока что не увидите, но, как только судно пойдет на путину, их будет порядка 60 000.

Техническое помещение, где расположены ярусы для лова / Фото: Корабел.ру
Техническое помещение, где расположены ярусы для лова / Фото: Корабел.ру

Крепятся крючки на специальные ярусы (тросы), которые, проходя через автоматическую наживочную машину, уходят под воду. При этом во время путины в день механизм теряет около 2000 крючков, которые, к тому же, весьма опасны: как нам объяснил специалист, если такой крючок зацепит за одежду, то может и с собой унести.

Тот самый Moon Pool / Фото: Корабел.ру
Тот самый Moon Pool / Фото: Корабел.ру

Пойманная на такой крючок рыба поднимается с ярусом через Moon Pool (дословный перевод – лунный бассейн, на деле это специальный отсек, через который поднимается улов) внутрь судна в емкость-накопитель, а после попадает непосредственно на разделочную линию и в морозильный трюм.

Место, где сортируют рыбу / Фото: Корабел.ру
Место, где сортируют рыбу / Фото: Корабел.ру

А вот, как выглядит часть фабрики, в которой осуществляется обработка улова. 

Фабрика на ярусолове
Фабрика на ярусолове "Гандвик-1" / Фото: Корабел.ру

Как мы уже говорили, фабрика – дело рук мурманской компании "БаренцКул". На данный проект ее пригласили впервые, но компания не растерялась, установила свою линию, морозильные системы. И на вид, и по логике обработки – система продумана. 

Тут рыбу обрабатывают ножи, так что руки лучше туда не запускать / Фото: Корабел.ру
Тут рыбу обрабатывают ножи, так что руки лучше туда не запускать / Фото: Корабел.ру

Крупная рыба отправляется на заморозку в отдельный отсек, отходы перерабатываются и выбрасываются в воду, как естественная подкормка для морских обитателей, другая часть рыбы попадает на филетировочную машину. После она пакетируется, укладывается в коробку и транспортируется дальше по специальному конвейеру, лифту в трюм на хранение до момента, пока не будет отгружена на берег.

Слева часть конвейерной линии, по которой рыба попадает в отсек для дальнейшего хранения / Фото: Корабел.ру
Справа часть конвейерной линии, по которой рыба попадает в отсек слева для дальнейшего хранения / Фото: Корабел.ру

«Мы давно помогаем нашим северным партнерам ремонтировать, модернизировать, переоборудовать суда: переделываем механическую часть по холоду и по обработке рыбы. По договору на "Гандвике-1" мы должны обустроить рыбцех и установить холодильное оборудование, что мы и сделали. Все оборудование – наше, хотя и комплектующие получаем от разных компаний. Там, где нужен сертификат РС – получили его», – мастер ОТК ООО "БаренцКул" Андрей Джупанас.

Мастер ОТК ООО
Мастер ОТК ООО "БаренцКул" Андрей Джупанас / Фото: Корабел.ру

"Гандвик-1" – ярусолов, который цепляет

 

Завершился наш поход по судну тем, что мы ещё несколько раз снимали дополнительные кадры, чтобы после порадовать нашего любимого читателя видеосюжетом про "Гандвик-1".

Ярусолов
Ярусолов "Гандвик-1" / Фото: ПАО "СЗ "Северная верфь"

Отметим, что МТ1112XL оказался близок не всем корабелам, и есть специалисты, которые считают, что строение корпуса норвежского проекта не оптимально. Участвовать в этом споре не будем, потому что наиболее верное решение в данной ситуации – следить за тем, как судно проявит себя в реальной работе. Напомним, что "Гандвик-1" совсем не "один": по этому же проекту на Северной верфи строят ещё два судна "Гандвик-2" и "Гандвик-3". Обязательно заглянем и на эти ярусоловы-процессоры, как только выдастся такая возможность.

Автор: Щеголихин Петр
Поделиться новостью


Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь

Предыдущая новость