Слово специалистам
Слово специалистам
В этом блоге публикуются доклады, презентации и прочие материалы с отраслевых форумов и конференций

Эксперты предлагают перевести "северный завоз" на СПГ-топливо. Обещают большие выгоды

- A + КомментарииПрочитано 458 раз   |
Тематика СПГ-топлива в последнее время набирает обороты. Еще один восходящий тренд - это освоение Арктики. Если совместить обе тенденции, можно получить интересный результат - замена традиционного топлива, поставляемого в рамках "северного завоза", на сжиженный природный газ позволит сократить издержки и повысить экономическую эффективность. Это не говоря уже об экологических преимуществах. Но для этого нужны газовозы и плавучие хранилища газа.
Подробнее об этом своем докладе, прозвучавшем на форуме "Арктика: шельфовые проекты и устойчивое развитие регионов - 2018" рассказали эксперты российского подразделения Всемирного фонда дикой природы (WWF) Алексей Книжников и Александр Климентьев.
 
Северный завоз

Замена традиционных энергоресурсов в рамках "северного завоза" на СПГ – экономические и экологические преимущества

В последние годы наблюдается тенденция дальнейшего экономического развития Арктической зоны России. Это требует надежного обеспечения, которое называется "северный завоз" – организация поставки грузов, в основном топлива, в районы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. В рамках "завоза" ежегодно поставляется до 6–8 млн т горюче-смазочных материалов и до 20–25 млн т угля. Доля транспортной составляющей в стоимости топлива достигает 70%. Стоимость угля доходит до 8 тыс. ₽/т, дизельного топлива до 80 тыс. ₽/т и существенно превосходит цену внутреннего и мирового рынка.

Замещение поставок угля и дизельного топлива для тепло и энергоснабжения потребителей в Арктике на СПГ позволит снизить транспортные расходы и повысить надежность энергообеспечения с одновременным снижением экологического рисков и воздействий по всей цепочке поставки. Для этого требуется не только строительство заводов по производству СПГ, но и формирование флота газовозов и систем хранения СПГ у потребителя.
 
Всемирный фонд дикой природы

В зависимости от места расположения, объема потребления для поставки топлива могут использоваться наземные или плавучие решения по хранению, регазификации и производству электрической энергии. Плавучие терминалы могут обеспечить надежные и конкурентоспособные поставки газа для потребителя и генерации электрической энергии. Поставки газа дают потребителю дешевое, экологически чистое и наиболее гибкое энергетическое решение. 

Текущее замещение угля, дров и нефтепродуктов, используемых для тепло- и энергоснабжения населенных пунктов в Арктике, обеспечит продажи около 223 тыс. т СПГ. Ожидается, что при реализации трех горных проектов в российской Арктике: освоения Павловского месторождения, проекта Тайбасс и группы проектов на Чукотке, дополнительный объем потребления СПГ составит 360 тыс.т.

Организация плавучих хранилищ газа возможна с использованием емкостей типа С. Для крупных потребителей хранилища могут быть мембранного типа или на основе горизонтальных емкостей объемом до 1500 м3.

В случае крупных портов или в районах реализации масштабных инвестиционных проектов, целесообразно создание береговых систем хранения на основе вертикальных хранилищ с бетонной стенкой.
 
Всемирный фонд дикой природы

Для полного обеспечения поставки СПГ арктическим потребителям потребуется 2 газовоза емкостью 3000 м3, 2-3 газовоза емкостью 15000 м3 и для поставки СПГ в интересах горнодобывающих проектов на Чукотке один газовоз емкостью 60000 м3. 

Исходя из отсутствия необходимого опыта и компетенций использования СПГ, для проекта энергообеспечения Арктики целесообразно следующая практическая последовательность реализации:
пилотный проект вне зоны СМП – Карское, Белое, Баренцево моря;
газификация портов в районе СМП;
газификация припортовых районов;
проникновение в континентальную часть, в т.ч. с использование внутренних водных путей.

СПГ может поставляться с реализуемых крупнотоннажных проектов в Арктике – "Ямал СПГ", а также с планируемых производств - "Арктик СПГ" и "Печора СПГ". В арктической зоне расположены несколько изолированных центров газодобычи, потенциал которых может использоваться для производства СПГ, например, в Норильске, Якутске и Анадыре. В 2017 году проведена оценка целесообразности производства СПГ в Архангельске с поставкой газа из ЕСГ. В Балтийском районе реализуются и планируются к реализации несколько проектов СПГ мало-, средне- и крупнотоннажных, с которых возможны поставки СПГ через Белое море в Арктическую зону в период судоходства по Беломоро-Балтийскому каналу.
 
Всемирный фонд дикой природы

Перевозки и использование СПГ вдоль СМП может основой для газификации для потребителей и вдоль сибирских рек. Это может стать основой для газификации потребителей вдоль рек, для бункеровки океанских и речных судов.
 
Алексей Книжников,
руководитель программы по экологический политике ТЭК Всемирного фонда дикой природы (WWF) России
Александр Климентьев,
эксперт WWF России

Доклад предоставлен организаторами форума "Арктика: шельфовые проекты и устойчивое развитие регионов - 2018"

[Полностью с презентацией вы можете ознакомиться в галерее ниже]


Материалы по теме:
Ямал да удал (о проекте "Ямал СПГ")
Вывоз ресурсов по Севморпути вырастет в 10 раз. А может быть, в 17? (о прогнозах Министерства природных ресурсов по объемам грузооборота Северного морского пути на 2030 год)
"Нам интересно заниматься экспансией" (интервью с гендиректором компании "СПГ Горская")
Северный завоз
Поделиться новостью
Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость