«Время Союза», Москва
В конце августа администрация речных портов Украины выступила за открытие украинских речных путей для судов под иностранными флагами. В это же время администрация Смоленской области предложила Минтрансу РФ возобновить судоходство по Днепру. Это потребует проведения дноуглубительных и смежных работ в его верхнем течении. Эту идею поддерживают и в соседнем белорусском Приднепровье.
Напомним, что свыше 70% «общеднепровского» грузооборота уже который год составляют грузы России, Белоруссии и Украины. Увеличение их объёмов по-прежнему является главным фактором стабильной рентабельности не только днепровского, но и днепровско-черноморского судоходства. Не говоря уже о дальнейшем транспортно-экономическом сближении России, Белоруссии и Украины благодаря активному использованию Днепра в перевозках между этими странами.
Руководство украинского госпредприятия «Администрация речных портов», входящего в состав Минтранссвязи Украины, выступает за открытие внутренних водных путей для иностранных судов с целью привлечения дополнительных грузопотоков в речное сообщение, включая транзитные перевозки. По мнению украинской стороны, снятие ограничений на присутствие подобных судов благотворно скажется на загрузке речных портов страны. По словам начальника ГП «Администрация речных портов» Леонида Кондратенко, «политика наших судоходных компаний, основанная на привлечении только тех грузов, которые можно переработать своим тоннажем, не способствует комплексному использованию транзитно-речного потенциала не только Украины, но также Белоруссии и причерноморских стран, особенно России».
По мнению Л.Кондратенко, одна из важных составляющих перевозок по Днепру – транспортировка белорусского хлоркалия через порты Николаевского причерноморского региона. Эти перевозки на протяжении многих лет достигали от 40% и более в объёме транзита через Украину. Но по разным причинам, в основном из-за высоких тарифов и закрытости водных артерий Украины для иностранных судов, эти перевозки к настоящему времени почти сведены к нулю, хотя они выгодны и Белоруссии, и Украине. Украинская сторона предлагает развивать такие сообщения на взаимовыгодных условиях.
Отметим, что во всех приднепровских странах в последние годы проводятся работы по развитию речного судоходства. По имеющимся данным, возможно возобновление днепровского каботажа между соседними районами Витебской (Республика Беларусь) и Смоленской (Российская Федерация) областей. Эти и смежные меры позволят использовать Днепр и примыкающие к нему водные артерии и для судов смешанного плавания («река-море»).
По расчётам российских и украинских аналитиков, возобновление сквозного водного сообщения между Россией, Белоруссией и Украиной по Днепру не только увеличит на 12–15% объёмы их взаимной торговли, но и будет способствовать развитию в этих странах речного судостроения, а также росту грузового транзита Польши, Молдавии и стран Балтии по внутренним водным путям российско-белорусского Союза и Украины.