Эксперт представила системный анализ состояния и перспектив развития судостроительных материалов для Арктики, выделив как прорывные разработки, так и существующие технологические барьеры.
Елена Хлусова обозначила острую потребность России в собственном контейнерном флоте, для которого требуются особо толстые (до 100 мм) и хладостойкие листы прочностью 355−460 МПа. Их серийное производство в стране сегодня отсутствует из-за дефицита крупных заготовок, ограниченных термических мощностей и сложностей с термомеханической обработкой.
Выходом из ситуации видится использование способа пакетной прокатки соединенных между собой катаных заготовок, широко применяемой, например, для изготовления плакированных листов, сообщает ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей».
В интересах нефтегазовой отрасли «Прометей» планирует создать полностью импортозамещающую технологию гидроразжима оголовков свай для установки морских платформ в Обской губе. Проект включает разработку специального листового проката, изготовление инструмента и проведение ресурсных испытаний для получения одобрения Российского морского регистра судоходства.
По сообщению научного учреждения, в настоящее время запланированы мероприятия по достижению повышенной прочности до 690 МПа листового проката толщиной до 150 мм, что обеспечит все потребности строительства морских стационарных платформ.
Особое внимание в докладе Елены Хлусовой уделено разработанным институтом уникальным азотсодержащим сталям с прочностью до 740 МПа. Эти материалы обладают рядом весомых преимуществ. Для криогенных танков газовозов для транспортировки материалов температурой до –163°C они превосходят традиционные сплавы по прочности и стойкости к питтинговой (точечной) коррозии. В качестве корпусного материала ледовых поясов ледоколов и платформ нержавеющая азотсодержащая сталь способна увеличить скорость проводки судов и сократит время докования судов и ремонтных работ. Немагнитные свойства делают эти стали идеальными для бурильных труб, обеспечивая точность навигации вне зависимости от магнитного поля при направленном бурении в Арктике.
Елена Хлусова в своем докладе отметила узкие места: сложность производства малых партий высокопрочного проката толщиной 5−7 мм для исследовательских судов и кранов, а также насущная необходимость создания износостойких, хладостойких и при этом хорошо свариваемых сталей для рабочих органов дноуглубительных судов.
«Способность ученых „Прометея“ решить эти задачи должна опираться на возможность промышленности оперативно осваивать новые технологии и готовность крупных заказчиков загрузить производство», — подчеркнула Елена Хлусова.
Комплексное решение позволит обеспечить как ускоренное развитие высокотехнологичных предприятий, расширение внутреннего потребления наукоемкой продукции в судостроении, строительстве, машиностроении, металлургии, топливно-энергетическом комплексе, так и дальнейшее развитие крупных проектов России в Арктике, отметили в научной организации.



















