реклама
Северный вестник
Блог Олега Кулешова

Черноморский флот: от распада к величию

Старейший российский флот, который совсем недавно был одним из слабейших по России, отметил 235-летие со дня образования. О том, как удалось Черноморскому флоту из аутсайдеров стать лидером, - в сегодняшнем материале.

В воскресенье, 13 мая, в базах и пунктах базирования ЧФ состоялись торжественные мероприятия, посвященные Дню Черноморского флота.

В ходе мероприятий представители командования и военнослужащие флота, органов местной власти, общественных и ветеранских организаций приняли участие в церемонии возложения венков к памятнику основательнице Севастополя и Черноморского флота императрице Екатерине II, в молебне в честь флота во Владимирском соборе - усыпальнице русских адмиралов, Свято-Никольском храме и храме Архистратига Михаила. Также в ходе праздничных мероприятий были организованы экскурсии для жителей и гостей Севастополя на корабли Черноморского флота, выставка техники и вооружения соединений и частей флота, полевая кухня, праздничный концерт творческих коллективов и Ансамбля песни и пляски Черноморского флота.

Начало

Черноморский флот Российской империи официально был создан 13 мая (2 мая по старому стилю) 1783 года после присоединения Крыма к Российской империи из кораблей Азовской и Днепровской военных флотилий.

В этот день в Ахтиарскую (впоследствии Севастопольская) бухту прибыл для постоянного базирования первый отряд из 11 судов Азовской флотилии под флагом вице-адмирала Федота Клокачева, который 11 января 1783 года был назначен командующим "флотом, заводимым на Черном и Азовском морях". Вскоре к ним присоединился второй отряд Днепровской флотилии, состоящий из 17 судов. С этого времени морские силы на юге России стали именоваться Черноморским флотом. В честь его основания в том же году была отлита медаль "Слава России".

Документом, формально закрепившим образование Черноморского флота, стал указ Екатерины II от 24 (13) августа 1785 года, "О распоряжениях по заведению и управлению Черноморского флота и Адмиралтейства". Данным указом был утвержден первый штат Черноморского флота в количестве 12 линейных кораблей, 20 фрегатов, 18 транспортных и вспомогательных судов. Общая численность личного состава - 13 504 человек. Главнокомандующим был назначен генерал-губернатор Таврической губернии и Екатеринославского наместничества - генерал-фельдмаршал князь Григорий Потемкин.

Ахтиарская бухта стала основным пунктом базирования кораблей Черноморского флота. 3 июня 1783 г. в торжественной обстановке были заложены первые четыре здания будущего города и порта. Первоначально он назывался Ахтиар (Белый утес), а затем в соответствии с указом Екатерины II от 10 февраля 1784 г. был назван Севастополем ("Достойный город").

В связи с развитием Черноморского флота возникла необходимость в строительстве более удобной и безопасной корабельной верфи, которая была заложена в устье Ингула 1788 году. Через год, 27 августа 1789 года, новый город был назван Николаевом, он и стал центром судостроения на юге страны. Одновременно с объявлением Севастополя в 1804 года главным портом Черноморского флота в нем также началось кораблестроение.

В середине XIX века усилиями выдающихся адмиралов Алексея Грейга, Михаила Лазарева, Павла Нахимова и Владимира Корнилова Черноморский флот стал одним из лучших парусных флотов Европы.

Проверка на прочность: Турция, снова и снова

Турция не смогла спокойно смириться с потерей Крыма и появлением в Черном море российского флота. И это привело к войне, в которой Россия выступила в союзе с Австрией. На стороне турок стояли англичане, французы и пруссаки. В августе 1787 года турки выдвинули России ультиматум - возвратить им Крым, признать Грузию вассальным владением турецкого султана и согласиться на установление турецкого контроля над российскими судами при проходе через Босфор. Россия ответила отказом, что послужило развязыванию войны.
 

Несмотря на численное превосходство турецкого флота, разные эскадры создававшегося быстрыми темпами российского Черноморского флота под командованием контр-адмиралов Джона Пола Джонса, Нассау-Зигена, Николая Мордвинова, Марко Войновича, Федора Ушакова нанесли ему крупные поражения в сражениях в Лимане, у Фидониси в Керченском проливе, у Тендры и при Калиакрии. Успехи российской армии ускорили переговоры и заключение Ясского мирного договора, согласно которому турки навечно передали России Крым, Очаков, Кинбург и Азов.

В 1826 году в Севастополе был построен 18-пушечный бриг "Меркурий", экипаж которого под командованием капитан-лейтенанта Александра Казарского 14 мая 1829 года одержал блестящую победу над двумя турецкими линейными кораблями, имевшими десятикратное превосходство в людях и вооружении. Бриг "Меркурий" первым из кораблей Черноморского флота награжден кормовым Георгиевским флагом.

В период между 1787 и 1856 годом российскому флоту пришлось участвовать в нескольких войнах с Турцией. В том числе в Крымской войне, в которой России нанесли поражение. Против Российской империи выступила коалиция стран, состоящая из Турции, Франции, Британской империи, Сардинского королевства. 

Одним из главных событий Крымской войны явилась оборона Севастополя 1854–1855 г. 349 дней длилась Севастопольская эпопея, во время которой доблестно сражались на бастионах Севастополя моряки-черноморцы под командованием адмиралов Владимира Корнилова, Владимира Истомина и Павла Нахимова.

Еще одним запоминающимся моментом Крымской войны стало сражение в Синопской бухте. Эскадра Черноморского флота под командованием вице-адмирала Павла Нахимова 18 ноября 1853 года одержала блестящую победу над турецким флотом в Синопской бухте. Из 16 кораблей противник потерял 15. Это было последнее крупное сражение эпохи парусного флота.
 

Ночь после боя 18 ноября 1853 года. Полотно Ивана Айвазовского / "Википедия"



После поражения по Парижскому мирному договору 1856 года Россия лишилась права иметь военный флот на Черном море. Эти ограничения были отменены Лондонской конвенцией 1871 года.

Начало XX века, Революция и после

К началу ХХ века Черноморский флот превратился в серьезную боевую силу на юге России. В его составе было семь эскадренных броненосцев, две артиллерийские плавучие батареи, крейсер, три минных крейсера, 22 миноносца, шесть канонерских лодок, девять миноносок, два парохода, восемь транспортов. К осени 1917 г. Черноморский флот насчитывал уже 177 боевых кораблей, имел транспортную флотилию.

В дни революционной смуты были и весьма забавные моменты, когда украинцы подняли флаг Украины (УНР) над крейсерами Черноморского флота, всего на пару дней, после чего вновь подняли флаг Черноморского флота. Об этом ранее был материал.

В начале 1918 года революционные моряки Черноморского флота совместно с населением Крыма вели активную борьбу за установление новой власти, а затем, с весны, участвовали в борьбе с наступающими силами германских войск. Чтобы не допустить захвата кораблей флота немцами, часть из них была переведена в Новороссийск, где по приказу большевиков они были затоплены. Более 130 кораблей покинули Севастополь и ушли в тунисский порт Бизерту и некоторые другие места. Шансы на восстановление флота появились только после 1920 года.

К 1928 году восстановление флота было в основном закончено, и началась его техническая реконструкция. В 1929–1937 гг. Черноморский флот получил более 500 боевых кораблей различных классов, сотни боевых самолетов. Были созданы военно-воздушные силы, береговая оборона и система противовоздушной обороны ЧФ.

Великая Отечественная война и послевоенное время

К началу Великой Отечественной войны (1941–1945) в состав ЧФ входили линейный корабль "Парижская коммуна" (позднее переименованный в "Севастополь"), крейсеры "Красный Крым", "Ворошилов", "Молотов", три лидера, 14 эсминцев, 47 подводных лодок, 15 тральщиков, четыре канонерские лодки, два сторожевых корабля, минный заградитель, 34 торпедных катера, десять катеров-охотников, вспомогательные суда. ВВС флота насчитывали 625 самолетов. В полной боевой готовности встретил флот нападение фашистской Германии.

Перед Черноморским флотом была поставлена задача прикрывать и поддерживать Приморский фронт сухопутных войск огнем артиллерии и ударами с воздуха. Корабли ЧФ уже в первые дни войны совершили дерзкие рейды на основные морские базы противника. Особое место в боевых действиях флота занимают оборона Одессы, Севастополя, Керченско-Феодосийская десантная операция, оборона Кавказа, освобождение Новороссийска.

За годы войны флот провел 24 десантные операции, было потоплено 835 кораблей и судов противника, 539 повреждено. 18 кораблям и частям присвоено звание гвардейских, 228 воинам-черноморцам присвоено звание Герой Советского Союза, 54 766 человек награждены орденами и медалями.

В послевоенное время, восстановив инфраструктуру, разрушенную войной, Черноморский флот выполнял задачи по защите южных рубежей страны. Корабли, подводные лодки и авиация ЧФ выполняли задачи по несению боевой службы в различных районах Мирового океана.

Распад СССР

После распада СССР для Черноморского флота начались тяжелые времена. Он стал объектом спора между Россией и Украиной. Украинские власти делали все, чтобы все имущество Черноморского флота, находившееся на территории их страны, не досталось России. Тем более, что сам Ельцин поначалу исходил из простого тезиса: "Все, что на вашей территории - забирайте себе!".

В то тяжелое время руководство ЧФ в лице адмирала Игоря Касатонова действовало на свой страх и риск, делая все, чтобы флот не достался Украине, со стороны которой были постоянные провокации. Тех, кто принимал украинскую присягу до государственного решения, он "по-флотски" просил выйти вон. Но, к сожалению, по настойчивой просьбе официального Киева, в 1992 году Касатонов был снят со своей должности.

В 1995 году вопрос раздела флота был решен: было заключено соглашение о раздельном базировании российского Черноморского флота России и Военно-морских сил Украины. За Севастополем был закреплен статус главной базы российского флота. России передавалось 81,7%, Украине — 18,3% кораблей и судов. Даже если вспомнить позицию Украины 1992 года, когда они собирались забрать все корабли и все объекты ЧФ себе, то все выглядело довольно странно: передавать часть объектов было просто некому - Украина не имела возможностей для того, чтобы распоряжаться военной собственностью, за которую рьяно боролась.

12 июня 1997 года, после заключения российско-украинского соглашения, определяющего статус флота на территории Украины, на кораблях Черноморского флота был вновь поднят исторический Андреевский флаг, под которым черноморцы возобновили участие сил в дальних походах не только в Средиземном море, но и в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах.

В 2010 году Черноморский флот организационно вошел в состав Южного военного округа, а с 2012 года корабли и вспомогательные суда Черноморского флота совместно с другими флотами возобновили деятельность постоянной группировки ВМФ России в Средиземном море.

Восстановление справедливости и современное состояние

Многие ошибочно считают, что важные преобразования Черноморского флота начались после Крымской весны, в ходе которой была восстановлена справедливость - Крым вновь стал Российским. Но это заблуждение.

Все началось на несколько лет раньше, когда министром обороны был Анатолий Сердюков. Именно при нем в 2009-2012 года начались важные преобразования ЧФ, такие как начало строительство Новороссийской военно-морской базы, закладка фрегатов проекта 11356, ракетных кораблей проекта 21631 и подводных лодок проекта 636.3, которые с 2014 года начали поступать на флот.
 

Передача подводной лодки "Колпино" Черноморскому флоту ВМФ России / Корабел.ру


После Крымской весны началось обновление корабельного состава, авиации и техники Береговых войск. Были возрождены и сформированы заново ряд соединений и частей, начался процесс модернизации Черноморского флота.

Сегодня Черноморский флот можно смело назвать, не только одним самых модернизированных флотов Военно-морского флота РФ, но и - самым опытным. Ведь сейчас, в период проведения операции Воздушно-космических сил России в Сирийской Арабской Республике силы флота из состава постоянной группировки ВМФ в Средиземном море осуществляют прикрытие с морских направлений действий авиации с авиабазы Хмеймим.

Боевой состав Черноморского флота

1 - Ракетный крейсер 1 ранга "Москва" проекта 1164 "Атлант"
 

Сторожевой корабль 2 ранга проекта 61: "Сметливый"
 

Сторожевые корабли 2 ранга проекта 1135 "Буревестник": "Пытливый" и "Ладный"
 

Сторожевые корабли 2 ранга проекта 11356Ф: "Адмирал Григорович", "Адмирал Эссен", "Адмирал Макаров"
 

Большие десантные корабли 2 ранга проекта 1171 "Тапир": "Саратов", "Орск", "Николай Фильченков".
 

Большие десантные корабли 2 ранга проекта 775: "Цезарь Куников", "Новочеркасск", "Ямал", "Азов"
 

БДК проекта 775 / Корабел.ру


Подводная лодка 2 ранга проекта 877 "Палтус": "Алроса"
 

Подводные лодки 2 ранга проекта 636.3 "Варшавянка": "Новороссийск", "Ростов-на-Дону", "Старый Оскол", "Краснодар", "Великий Новгород", "Колпино".
 

Подводная лодка "Колпино" / Корабел.ру


Малые ракетные корабли проекта 1239 "Сивуч": "Бора", "Самум"
 

РКВП "Самум". Порт Севастополь / Корабел.ру


Малые ракетные корабли проекта 1234 "Овод": "Штиль", "Мираж"
 

МРК проекта 1239 / "Википедия"


И другие корабли меньшего водоизмещения, такие как: МРК проекта 21631 ("Вышний Волочек" - ходовые испытания), МРК проекта 22800 ("Шторм" - строится"), ракетные катера проекта 1241 ("Шуя", "Буря", "Набережные челны", "Ивановец", "Бриз"), МАК проекта 1124М ("Александровец", "Муромец", "Суздалец", "Касимов", "Поворино", "Ейск").

Похожие материалы:
Есть ли у украинского флота история?
Большая подводная лодка "Колпино" передана Черноморскому флоту
Корабли МВМС-2017: "Адмирал Макаров"
Как Россия осталась без Черноморского флота
 




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
На МФАСС "Керченский пролив" проекта MPSV06 началась пусконаладка импортозамещенного оборудования
09:05 / судостроение