реклама

Человек, покоривший льды

0 351 4 мин
Постоянные читатели "Корабел.ру" наверняка не первый раз слышат имя Дмитрий Лобусов. Небезызвестный капитан атомного ледокола "50 лет Победы" уже давал нам интервью. Более того, он ведет собственный блог о покорении Арктики. Виктория Корабеловна, пока была в Мурманске, никак не могла упустить возможность вновь встретиться с интересным человеком. В этом интервью мы обсудили вопросы развития Севморпути и узнали об истории становления капитаном.
Фото: Корабел.ру
Дмитрий Лобусов и Виктория Корабеловна / Фото: Корабел.ру

Беседовала Виктория Корабеловна

 

— Дмитрий Викторович, начните с рассказа: как вы попали в море? 

 

— Родился я на 100 километров южнее Саратова в поселке Ровное. Первый раз увидел Черное море в детстве, когда с семьей приехал отдыхать. А по-настоящему познакомился с водой только будучи курсантом Ленинградского высшего инженерного морского училища на практике в 1983 году. 

 

После окончания училища был распределен в Мурманское морское пароходство в атомную группу и направлен на "Арктику". Во ФГУП "Атомфлот" мы попали уже всем ледокольным составом 15 лет назад, когда Госкорпорация "Росатом" взяла атомные ледоколы под свое управленческое крыло.

Ледокол "50 лет Победы" / Фото: Госкорпорация
Ледокол "50 лет Победы" / Фото: Госкорпорация "Росатом"

— Когда вы поняли, что хотите быть моряком?

 

— Классе в третьем. Все детство я провел на берегу Волги, она и позвала меня в плавание, только работать я стал уже в море. Когда проходил практику на лесовозе, возил дрова через Карское море в Европу. Так познакомился с Арктикой.

 

— Как вы учились? Были отличником? 

 

— Нет, не отличником. Хорошистом, почти… 

 

— Как вы относитесь к отличникам, которые приходят к вам на ледокол? 

 

— Я диплом не проверяю. Смотрю по факту: что человек знает, что может и что хочет. Желания и стремления порой важнее чем знания и умения на старте его карьеры. И из заядлых двоечников получаются хорошие капитаны. 

 

— С каким капитаном вы познакомились впервые? 

 

— Это был Григорий Сергеевич Улитин. Первые годы службы работал с ним как младший помощник. После, через несколько лет, отслужив на "Ямале" с капитаном Андреем Алексеевичем Смирновым, я возвращался на "Арктику" уже старшим помощником. 

 

В процессе работы приходится учиться у многих, не сразу ведь капитаном становишься. Младшие помощники учатся у старших и так далее.

 

— Давайте поговорим о вашем ледоколе. Сейчас оно пойдет на ремонт. Расскажите, какие работы планируете провести?

 

— Ремонта много: начиная от покраски, заканчивая разборкой и сборкой оборудования. Ледокол спустили на воду в 1993 году, он на воде давно. Что-то проржавело, иногда меняем металлические изделия на пластиковые. Перед новым рейсом всегда проводится ремонт кают. 

 

— Вы капитан и ледокола, и пассажирского судна. Дополнительные бумаги или разрешения получали для этого? 

 

— Экипаж танкера должен иметь соответствующие корочки. Дополнительно проходим курсы, чтобы получить сертификат по управлению неорганизованной массой людей, чтобы правильно коммуницировать с ними и, в случае чего, спасать.

Ледокол "50 лет Победы" / Фото: Госкорпорация
Ледокол "50 лет Победы" / Фото: Госкорпорация "Росатом"

— Сложно взаимодействовать с пассажирами? 
 

— На самом деле нет. С детьми проще, потому что они организованы. На десять ребят приходится один взрослый, который их контролирует. Проводим им экскурсии по судну. Мне их немного даже жалко, они не могут вот так свободно насладиться красотой Арктики. Со взрослыми ситуация обратная, у них слишком много свободы, иногда это вызывает трудности. Но критических ситуаций никогда не случалось. 

 

— Зачем России нужен Севморпуть? 

 

— Географически сложилось, что большая часть территории России — это Арктика. Этот район испокон веков пытались использовать как транспортную магистраль, потому что много людей живет на северных территориях. Плюс большие запасы природных ископаемых, которые можно продать и на внутреннем, и на внешнем рынках. 

 

Даже если Севморпуть не будет востребован у других стран, себе мы должны обеспечить короткий путь из Азии в Европу. Некоторые судовладельцы понимают, что это выгодный путь, и пользуются им. 

 

— Сколько судов может провести ледокол? 

 

— В летнее время и по 20 судов проводят. А бывает, что два ледокола ведут одно судно. Все относительно.
 

— Как вы считаете, на корабле есть место женщине? 

 

— Почему бы и нет, во-первых, девушки капитаны кораблей истории известны. Во-вторых, у нас на "50 лет Победы" работает несколько женщин: старший помощник и механик. Диана (Диана Киджи, старший помощник) прилагает все силы, чтобы стать капитаном. 

В отделе быта трудятся женщины, которые готовят нам вкусную еду и следят за порядком.

 

Старший помощник капитана атомного ледокола "50 лет Победы" Диана Киджи и капитан Лобусов
Старший помощник капитана атомного ледокола "50 лет Победы" Диана Киджи и капитан Лобусов

 

 

 

— Ваше судно мужчина или женщина? 

 

— Я думаю женщина, по характеру. 

 

— Ваш ледокол серийный? 

 

— Мы принадлежим серии "Арктика", как завершающее судно проекта. Снаружи от своих братьев "50 лет Победы" немного отличается, но начинка абсолютно одинаковая. 

 

— Вы участвовали в строительстве проекта 22220.

 

— Да, я помогал обустроить капитанский мостик. У капитана должен быть хороший обзор, а на ледоколе "50 лет Победы" крылья утоплены относительно лобовой настройки, что неудобно. На новых судах крылья вынесены вперед. 

Ледокол "50 лет Победы" / Фото: Госкорпорация
Ледокол "50 лет Победы" / Фото: Госкорпорация "Росатом"

— Сколько еще нужно таких ледоколов?

 

 — Сейчас работает семь ледоколов, и за эту навигацию ни один не стоял и пяти минут без дела. В планах увеличить проводимость в пять-шесть раз. Думаю, ледоколов на такие задачи нужно около 20.

 

— У нас в Санкт-Петербурге есть ледокол "Виктор Черномырдин" и он иногда стоит без работы.

 

— Во-первых, Балтика — это другой лед. А во-вторых, все зависит от погоды. В 2010 мы приходили в Санкт-Петербург, потому что в Балтике не хватало ледоколов. Именно в количестве.

 

— Сколько времени вы находитесь в плавании и тяжело ли вам столько времени не видеть сушу? 

 

— Те, кто не могут долго быть в море у нас не задерживаются. В среднем смена длится четыре месяца. Бывало, что не было возможности сменить экипаж, и мы находились на ледоколе по пять-шесть месяцев. Такое бывает, не проблема. Автономность по запасу провизии — семь месяцев. А заправка раз в пять лет. 

 

— Как привить детям любовь к морю? 

 

— Моя мысль стара как мир, но все же — чтение. Море — это приключения. А интерес к приключениям развивается через книги, например, Виктора Викторовича Конецкого. 

 

— Что вам дала ваша профессия? 

 

— Удовлетворение. Ощущение, что не просто так на свет родился. 

Продолжая тему:
На Севморпути заработает "ледовый навигатор"

 


Уже скоро на канале Корабел.ру выйдет видео-интервью с капитаном Дмитрием Лобусовым!

Ледокол "50 лет Победы" / Фото: Госкорпорация
Ледокол "50 лет Победы" / Фото: Госкорпорация "Росатом"
Валовая вместимость (т)23439
Дедвейт (т)3505
Водоизмещение (т)25840
Длина габаритная (м)159,60
Ширина габаритная (м)30,00
Высота борта (м)17,20
Осадка судна (м)11,00
Скорость (уз)21,00
Марка главного двигателя56-RGE-1
Тип топливаЯдерное
Количество главных двигателей3
Мощность главного двигателя17600



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости