реклама

"Будущее - за Арктикой": как в Крыловском ГНЦ прошел арктический конгресс

В начале марта в Крыловском государственном научном центре прошел I Санкт-Петербургский арктический конгресс "Арктика - территория объединения компетенций". Событие собрало более 300 участников, представляющих разные регионы России. Подобное мероприятие стало дебютом для КГНЦ.
Корреспондент "Корабел.ру" вел онлайн-трансляцию с конгресса. Сейчас же наша редакция постарается углубиться и передать более точно проходившее в Крыловском центре событие.
 
Конгресс "Арктика - территория объединения компетенций" / Корабел.ру
Конгресс "Арктика - территория объединения компетенций" / Корабел.ру
Конгресс "Арктика - территория объединения компетенций" / Корабел.ру
 
Конгресс "Арктика - территория объединения компетенций" / Корабел.ру

Мероприятие началось с пленарного заседания, модератором которого выступил Владимир Никитин, генеральный директор Крыловского ГНЦ. 
 
Владимир Никитин, генеральный директор КГНЦ / Корабел.ру

Заседание открывал Михаил Кучерявый, вице-губернатор Санкт-Петербурга, курирующий в петербургском правительстве арктическое направление. Он назвал конгресс "Арктика - территория объединения компетенций" уникальным местом, где встретились представители арктических регионов для обсуждения вопросов развития транспортной инфраструктуры Арктики, новых технологий и общего централизованного управления территорией. 
 
Михаил Кучерявый, вице-губернатор Санкт-Петербурга / Корабел.ру

Вице-губернатор зачитал приветственное слово Георгия Полтавченко, губернатора Санкт-Петербурга, который, к сожалению, не смог посетить мероприятие:

Очевидно, что для устойчивого развития Арктики, необходима четкая координация между различными ведомствами, региональными властями, промышленными компаниями, научными и обещственными организациями.

Я уже не раз говорил, что Санкт-Петербург готов эту миссию взять на себя. Для этого у нас есть веские основания - более сотни предприятий нашего города выпускают продукцию, которая может быть востребована в арктической сфере. На петербургских верфях создается атомный ледокольный флот России. Научные и образовательные учреждения готовят квалифицированные кадры для исследования и освоения Севера. Сейчас мы перешли от слов к делу. Правительство Санкт-Петербурга пополнилось еще одним вице-губернатором, который будет курировать развитие Арктической зоны. У нас создается новый исполнительный орган государственной власти - комитет по делам Арктики. Задача нового органа власти - развитие административных, промышленных, научно-исследовательских, образовательных, экологических, социальных и других связей Санкт-Петербурга с регионами Арктической зоны России.
 

Кто во что горазд

На пленарном заседании выступали докладчики с разных арктических регионов страны. Некоторые приветствовали участников конгресса и идею его создания, другие отчитывались об успехах производственных направлений и проектов, посвященных освоению Арктики. 

Первым с докладом о Мурманской области выступил Григорий Стратий, заместитель губернатора этого региона. По его словам, за 2017 год грузопереработка портов области выросла на 40%, достигнув более 53 млн т. И это не предел, потому что проект "Комплексное развитие мурманского транспортного узла" находится в активной стадии реализации, а также ведется строительство новой ЖД-ветки на западном берегу Кольского залива.
 
Григорий Стратий, заместитель губернатора Мурманской области / Корабел.ру

- Конкурентным преимуществом нашего региона является наличие избыточных мощностей электрогенерации, которое даже с учетом системных ограничений составляет 350 мВт. Стоимость электроэнергии в регионе - одна из самых низких на Северо-Западе, что может стать существенным фактором для инвесторов особенно в сфере промышленности, - докладывал Григорий Стратий.

Помимо этого, замгубернатора Мурманской области рассказал о высокотехнологичных стратегических проектах, в рамках которых будут построены уникальные для России производственные объекты. Для примера, на 82-м судоремонтном заводе реализуется проект создания нового судоремонтного нефтесервисного кластера для "Роснефти". 

Другим объектом гордости Мурманской области, по словам Стратия, является проект ПАО "Новатэк", которое зарегистрировало в Мурманске свою "дочку" - "Новатэк-Мурманск" (бывшая "Кольская верфь") - и приступило к созданию Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений. Считается, что реализация подобного проекта даст старт новой отрасли промышленности в области судостроения: производство плавучих заводов на железобетонных основаниях гравитационного типа по сжижению газа. На первом этапе планируется строительство трех таких заводов, верхние и нижние основания которых будут полностью построены в Мурманской области, а затем отбуксированы к Гыданскому полуострову для добычи газа в рамках проекта "Арктик СПГ - 2". 

Сейчас проект прошел главгосэкспертизу, получено разрешение на строительство. Замгубернатора Мурманской области отметил, что "Новатэк" планирует произвести 100-процентную локализацию производства в рамках строительства центра. 

Ложка дегтя

Следующим спикером выступил Игорь Шпектор, президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, член Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации, председатель комиссии общественной палаты РФ по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и дорогам. Накануне конгресса Игорь Леонидович присутствовал на послании президента Владимира Путина Федеральному собранию. Выступление главы России побудило Шпектора поменять риторику своего доклада, подчеркнув ряд нерешенных проблем, которые мешают развитию "российской" Арктики.
 
Игорь Шпектор, президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера / Корабел.ру

Вообще Игорь Леонидович отдал "шапке мира" более 47 лет и очень хорошо знаком с ней: посетил большинство островов Северного Ледовитого океана, бывал на Северной полюсе с Артуром Чилингаровым. В своем докладе Шпектор сравнил завершение послания Владимира Путина, где президент уделил особое внимание защите нашей территории и Арктики и тому, что в прошлом на протяжении долгих лет министры обороны нашей страны разрушали эту самую защиту: "Концепция отношения к защите Арктики поменялась - это доказывает вчерашнее выступление Владимира Путина на послании. Этому свидетельствуют и открытия новых военных баз (для примера, на острове Земля Франца-Иосифа в апреле 2017 года). Мы должны защищать Арктику, потому что Арктика - это будущее нашей страны".

Но как выглядит ситуация в этом регионе? Можно ли считать нормальным то, что в том же Северодвинске, где расположен "Севмаш", нет приемлемых дорог? Нормально ли то, что в городе всего два моста и их нынешнее состояние не выдерживает тех нагрузок, что нужны для перевозки тяжелого оборудования на "Севмаш", риторически спросил Игорь Шпектор у участников конгресса.

- Если говорить о приоритетах по строительству, то я бы выделил средства именно на мосты в Северодвинске, несмотря на то, что все регионы нуждаются в поддержке, - отметил в своем выступлении председатель комиссии Общественной палаты РФ по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и дорогам.

Шпектор в своем докладе не обошел и тему экологии Арктики: "У нас на территории островов такой бардак: оставленные бочки с маслами, с продуктами, химией, нефтепродуктами, повсюду металлолом, брошенные машины и техника. Прошел год экологии, а что сделано? Ничего. То, что волонтеры убрали один остров Арктики, - это мизер по сравнению с тем, что там творится". 

Отечественная столица СПГ

Ряд региональных докладов продолжил Александр Палагин, руководитель представительства Ямало-Ненецкого автономного округа в Санкт-Петербурге, напомнив, что за последние 5 лет в регионе ввели в эксплуатацию Бованенковское нефтегазоконденастное месторождение с суммарным ресурсным потенциалом в 16 трлн куб. м, в 2017 году начал функционировать арктический морской нефтеналивной терминал "Ворота Арктики", магистральный трубопровод "Бованенково - Ухта", а в декабре прошлого года начали работу "Ямал СПГ" и порт Сабетта, который стал ключевым звеном комплексного транспортного проекта "Северный широтный ход":

"Если достроить ЖД-магистраль с запланированной протяженностью 700 км, то она соединит Северную и Свердловские железные дороги России. Участок ЖД-трассы до Бованенковского месторождения, который будет продлен до Сабетты, предоставит выход регионам страны в Мировой океан через Севморпуть".
 
Александр Палагин, руководитель представительства Ямало-Ненецкого автономного округа в Санкт-Петербурге / Корабел.ру

"Севмаш" и "Звездочка" для развития Арктики! 

После доклада о ЯНАО слово взял руководитель правительства Архангельской области в Санкт-Петербурге Роман Пилюцкий, который напомнил об производственных успехах "Севмаша", "Звездочки" и "Красной Кузницы", а также рассказал работе судостроительного инновационного кластера Архангельской области:

"Сегодня задачей кластера является объединение производителей и поставщиков сервисных услуг с целью производства оборудования, расширения регионального и российского участия на рынке. Ярким примером импортозамещения и локализации нашего региона является "Центр пропульсивных систем" на базе "Звездочки" - это абсолютно новое для России производство винторулевых колонок и подруливающих устройств, которыми оснащены все отечественные ледоколы. Еще одним примером может послужить производство герметичных контейнеров для бурового шлама, которое организовано на базе "Красной Кузницы". Раньше мы заказывали такие контейнеры за рубежом, сейчас же производим у себя в регионе".
 
Роман Пилюцкий, руководитель правительства Архангельской области в Санкт-Петербурге / Корабел.ру

"КГНЦ - центр компетенций вопросов арктического региона"

Приветственные доклады плавно сменились техническими выступлениями. И с первым докладом выступил Олег Тимофеев, заместитель генерального директора Крыловского ГНЦ, который защитил статус предприятия как "центра компетенций и развития перспективных арктических и антарктических технологий". По словам Тимофеева, само географическое понятие "Арктика" подразумевает судоходство и другие виды морской и приморской деятельности, а стало быть и судостроение морских технологий. Дело в том, что Россия последнее десятилетие поддерживает техническое развитие морских технологий в виде госпрограмм, и сейчас осуществляются НИРы, НИОКРы по программе развития судостроения и морской шельфовой техники, которые во многом нацелены на Арктику.
 
Олег Тимофеев, заместитель генерального директора КГНЦ / Корабел.ру

- Речь идет не только о морской составляющей, но и береговой, - продолжил Тимофеев. - Сегодня основным направлением строительства в Арктике является крупноблочность, модульность, применение решений под ключ. Арктика - чрезвычайно ранимый  в экологическом плане регион, поэтому все технические решения, применяемые до этого, сейчас уже не востребованы, и для развития техники обязательно необходимо учитывать эту особенность Арктики.  

Крыловский ГНЦ в следующем году будет праздновать юбилей - 125 лет со дня основания. Это один из двух мировых центров развития морской науки. В его составе работают более 100 уникальных стендов, большинство из которых не имеют аналогов. Ценность КГНЦ не только в экспериментальной базе: в составе центра трудятся почти 300 кандидатов наук и более чем 60 докторов наук, некоторые из них имеют всемирную известность. 

Заместитель генерального директора КГНЦ в своем выступлении подчеркнул, что большой объем работ центра направлен именно на арктический регион. В 2014 году в Крыловском ГНЦ появился современный ледовый бассейн, где проводятся модельные исследования ледокольного флота, и тренажерный комплекс, который готовит судоводителей для работы на газовозах, танкерах в порте Сабетта. Совместно с ЦКБ "Айсберг" был разработан проект ледокола "Лидер", не имеющий в мире аналогов. Помимо реализованных проектов, КГНЦ создал ряд концептуальных, среди которых есть запатентованная разработка дрейфующей платформы "Северный полюс" - инновационного шага к освоению Арктики.

Каков металл использовать?

Следующий доклад "Современные низкотемпературные высокопрочные стали для Арктики" представил Алексей Ильин, заместитель генерального директора НИЦ "Курчатовский институт" - ЦНИИ КМ "Прометей".
 
Алексей Ильин, заместитель генерального директора НИЦ "Курчатовский институт" - ЦНИИ КМ "Прометей" / Корабел.ру

- Мы развиваем ряд направлений по высокопрочным сталям и сейчас перспективным считаем производство плакированной коррозиостойкой стали, без которой, по нашему мнению, немыслима эксплуатация атомного подводного флота, - докладывал Алексей Ильин. - Одновременно созданные нами высокопрочные, нержавеющие, немагнитные стали представляют хороший материал для разведки и добычи нефтегазовых месторождений. 

По словам Ильина, есть одна проблема, над которой работает институт: борьба за качество и хладостойкость приводит к увеличению стоимости на материалы. Сейчас компания занимается проработкой неких унифицированных базовых составов, которые позволят резко уменьшить стоимость материалов на базе одного состава с помощью применения методов термомеханической обработки, получать совершенно отличные номенклатуры изделий для различных конструкций.

В наследство от Советского Союза "Прометею" достались хорошие производственные мощности по созданию титанового полуфабриката. На взгляд специалистов института, этот материал идеален для Арктики по отсутствию склонностей к коррозионному разрушению, по антикоррозионным свойствам, но высокая стоимость на титан тормозит внедрение в область судостроения. Хотя, как считает "Прометей", подобная цена на материал наоборот экономит средства в перспективе. 

- Наша страна может пойти по иному от зарубежных конкурентов пути, - считает Ильин. - Широко использовать титан в производстве атомной энергетики, подводной техники, судостроении. Важно для Арктики - создавать конструкции, не требующие ремонта.

Слово Минпромторгу

Финальную точку в пленарном заседании конгресса поставил Константин Иваненко, заместитель начальника департамента регионально-промышленной политики Минпромторга, рассказав об основной задаче министерства в вопросах Арктики - обеспечении разработки и внедрении новых передовых технологий, машин, судов, оборудования, механизмов и ПО, необходимых для реализации проектов в регионе. По словам Иваненко, для этого функционируют ряд госпрограмм по развитию промышленности и повышении конкурентноспособности, развития судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений. В прошлом году министерство стало участником новой государственной программы "Развитие Арктики".
 
Константин Иваненко, заместитель начальника департамента регионально-промышленной политики Минпромторга / Корабел.ру

В этой программе существует подпрограмма по развитию нефтегазовых технологий и оборудования, объемом финансирования порядка 23 млрд руб: "Подразумевается не только разработка и производства продукции, но и создание трех испытательных полигонов в арктическом регионе для опробовации произведенного оборудования". 

В докладе Константин Иваненко рассказал, что в рамках закона о промышленной политике Минпромторг проводит работу по поддержке и создании кластеров в России. По его словам, сейчас правительство Санкт-Петербурга вместе с "Газпромом" работают над созданием кластера высокотехнологичных решений для освоения богатств Мирового океана и Арктики. А в Архангельской области планируется строительство уже третьего кластера - рыбопромышленного, помимо лесопромышленного и судопромышленного.

- Сейчас Минпромторг работает над изменениями в 779 и 41 постановления правительства, которые регулируют господдержку по кластерам, - рассказал Иваненко. - Они упростят порядок доступа участников кластера к господдержке и получении субсидий.

По словам замначальника департамента регионально-промышленной политики Минпромторга, сегодня министерство работает над диверсификацией предприятий оборонной промышленности РФ и увеличении доли гражданской продукции в направлении нефтегазовой отрасли. Помимо этого разрабатывается дорожная карта по развитии технологии СПГ.

Организаторы конгресса отметили, что участники мероприятия будет создана резолюция, которая будет направлена региональным органам исполнительной власти. 

Заседание завершилось. Всех участников направили по трем тематическим секциям, посвященным арктическим проектам, судостроению и человеческим ресурсам. Журналистов и представителей СМИ направили на обзорную экскурсию по КГНЦ, поэтому то, что обсуждалось в секциях-дискуссиях осталось неизвестным. Равно как и содержание собранной резолюции.

Добро пожаловать в Крыловский ГНЦ!

Экскурсия началась с нового ледового опытового бассейна. Благодаря ему существенно увеличились экспериментальные возможности. В отличие от других мировых аналогов, в Крыловском центре предусмотрели возможность двух принципиальных разных типов моделированного льда.

При проектировании бассейна КГНЦ уделил особое внимание максимальной визуализации процессов взаимодействия льда с инженерными объектами. Поэтому в дно бассейна вмонтированы обзорные иллюминаторы. Это позволяет проводить фото- и видеосъемку снизу.
 
Новый ледовый бассейе КГНЦ / Корабел.ру

Характеристики бассейна:
 
Длина ледового бассейна с доковой частью 100 м
Длина ледяного поля 80 м
Ширина бассейна 10 м
Глубина / глубина последний 20% длины бассейна 2 м/ 4 м
Диапазон толщины намораживаемого льда 10 - 100 мм
Скорость буксировочной тележки 0,005 - 1,5 м/с
Среднее время, затрачиваемое на приготовление одного поля 1-2 суток
 
Новый ледовый бассейе КГНЦ / Корабел.ру

С принципом работы бассейна нас познакомил Алексей Добродеев, начальник сектора испытаний ледотехники.
 
Алексей Добродеев, начальник сектора испытаний ледотехники / Корабел.ру

Затем мы познакомились с современным тренажерным комплексом, который Крыловскому центру поставила компания "Транзас", известная на рынке радионавигационного оборудования и морских тренажеров.
 
Морской тренажер, имитирующий работу в порте Сабетта / Корабел.ру

Тренажерный комплекс математического моделирования операций управлнеия ледовой обстановки позволяет моделировать морские операции в ледовых условиях любой сложности, а также проводить обучение и тренинг экипажей платформ или судов.

Помимо этого с помощью тренажеров обучают судоводителей новых спроектированных судов, которые еще находятся на этапе строительства. 

О том, чем полезен комплекс, какие компании обращаются за услугами, нам рассказал Александр Проняшкин, начально научно-исследовательского тренажерного комплекса.
 
Александр Проняшкин, начально научно-исследовательского тренажерного комплекса / Корабел.ру

По его словам, при разработке и создании тренажерного комплекса максимально использовались компоненты отечественного производства.

Комплекс состоит из:
  • двух полномасштабных навигационных мостика с обзором 360 градусов;
  • четырех навигационных мостика с обзором 180 градусов.
 
Тренажерный комплекс КГНЦ / Корабел.ру

Закрывала насыщенный день арктического конгресса экскурсия по мореходному бассейну Крыловского ГНЦ, где нас встретил Вячеслав Магаровский, начальник отделения гидроаэродинамики.
 
Вячеслав Магаровский, начальник отделения гидроаэродинамики / Корабел.ру

Мореходный бассейн необходим для определения гидродинамических характеристик моделей судов длиной до 3 м, а также для физического моделирования движения и динамического позиционирования судов на тихой воде и в условиях волнения.
 
Мореходный бассейн КГНЦ / Корабел.ру

Бассейн оснащен малой ротативной установкой и волнопродуктором щитового типа, который обеспечивает регулярное волнение с заданным энергетическим спектром. И высота волны может достигать 0,15 м.
 
Мореходный бассейн КГНЦ / Корабел.ру

Дебют Крыловского центра

Программа дня I Санкт-Петербургского арктического конгресса "Арктика - территория объединения компетенций" выглядела актуальной и логично продуманной. Поэтому совершенно точно можно сказать, что организаторы и весь Крыловский ГНЦ справились со своим первым подобным дебютом превосходно!

К сожалению, человека, который отдал много лет Арктике и Антарктике и продолжает развивать это направление, не было на конгрессе. Хочется завершить материал выдержкой из приветственного слова Артура Чилингарова, известного отечественного ученого-океанолога, исследователя арктического и антарктического регионов: 
Санкт-Петербург традиционно играет ключевую роль в обеспечении арктических проектов высокотехнологичной продукции, подготовки квалифицированных кадров и является важнейшим транспортно-логистическим узлом, обслуживающим нужды северных территорий. Не сомневаюсь, что, объединяя усилия властей, бизнеса, ученых и гражданского общества в вопросах освоения Арктики, вместе мы сможем добиться устойчивого развития всей арктической зоны России!

 
"Крыловский государственный научный центр", ФГУП
Санкт-Петербург
+7 (812) 415-66-07
"Центр судоремонта "Звездочка", АО Северодвинск
+7 (818) 459-66-29
"Транзас Навигатор", ООО Санкт-Петербург
+7 (812) 325-31-31
"ЦНИИ конструкционных материалов" Прометей", ФГУП Санкт-Петербург
+7(812)274-37-96
"Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие", АО Северодвинск
+7 (818) 450-47-17
"82 Судоремонтный завод", АО Североморск
+7 (8152) 47-01-60, +7 (8152) 47-01-59
"Ямал СПГ", ОАО Москва
+7 (495) 228-98-50
"Новатэк", ПАО Москва
+7 (495) 730-60-00
"Некоммерческое партнерство Красная Кузница", ООО Архангельск
+7(8182)42-35-06, +7(8182)46-25-22



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости