Наверняка многие, прогуливаясь по набережной, наблюдали возвышающийся над рекой земснаряд, украшенный яркой бабочкой, которая стала талисманом судна. История появления ее на корпусе следующая: вырезанная из дерева бабочка прибилась к земснаряду. Работники достали ее из воды, покрасили под цвет судна и прикрепили к корпусу. Теперь бабочку регулярно окрашивают.
Дноочистка на протяжении всего летнего периода тянулась от острова Новая Голландия в сторону Исаакиевской площади. Медленно, но верно шаланды наполнялись грунтом, камнями и мусором, а земснаряд уже практически пришвартован напротив собора. Но работы еще полно, река на этом промежутке не кончается.
Процесс очистки дна реки Мойки прокомментировал для меня Николай Токарев, заместитель начальника управления ГУП «Ленводхоз». В прошлом Николай был капитаном дноуглубительного судна, занимающегося углублением морского дна под доки. Работал на земснарядах и землесосах.
По его словам, работать удается не больше пяти часов в день. Раньше семи утра земснаряд не запустишь — местные жители жалуются на шум; а в 12 часов дня уже начинается навигация «речных трамвайчиков». И это еще повезло так договориться! При том, что в обычных условиях чистка занимает целый день. К примеру, как это было с рекой Фонтанкой или Обводным каналом: там очищали дно с восьми утра и вплоть до восьми-десяти вечера. А пять рабочих часов — катастрофически мало для выполнения заказа в срок.
Земснаряд «Бабочка» работает вместе с гидроразмывом, который стоит на переходах реки. Параллельная работа обусловлена тем, что механическим копанием земснаряда можно повредить каналы коммуникации: газопровод, водопровод, телефонную связь и т.д. Поэтому на переходах, где проложены коммуникации, гидроразмыв размывает дно, слоями сгоняя грунт сильной струей. А уже затем земснаряд собирает то, что он намыл.
На Мойке последний раз дноочистка проводилась где-то в конце 1990-х — начале 2000-х. Поэтому это событие можно вполне считать историческим. Как объяснил Николай, в частой очистке нет никакого смысла. Чтобы определить, необходима ли очистка взимают пробу грунта со дна реки. Загрязненный грунт, поднятый со дна реки, вывозят на берег, на закрытые свалки, где он «вылеживается» десятки лет. Это необходимо, поскольку грунт наполнен всякими вредными отходами — ведь раньше на дно стекала канализация. Да и сейчас, допустим, владельцы катеров и яхт моют двигатели или проводят какую-то зачистку, грязную ветошь выкидывают в воду. Все это потихоньку оседает и загрязняет грунт на дне.
«Бабочка» состоит из папильонажных лебедок (кстати, на гидроразмыве точно такие же, с похожим принципом работы — продольно-поперечным), грунтового колодца — места, куда складывается грунт, черпаковой цепи, установок по бокам — грунтовых лотков.
Черпаковая цепь собирает грунт в колодец, из которого он выбрасывается по лоткам в шаланду. Трюм шаланды составляет 60 кубометров, а земснаряд наполняет грунтом около 30. Потому что, во-первых, работа сотрудников «Ленводхоза» отслеживается портнадзором, а во-вторых, если шаланда перегруженна грунтом, она не сможет идти.
Металл сдают в металлолом, а грунт вывозится в специальное место — золоотвал в устье реки Красненькая. Там экскаватором выбирают грунт из трюма на берег и бульдозером сгребают в чашу отвала.
Как только шаланда наполняется, ее отгоняют и привозят другую — пустую.
Эту работу производит буксир «Мятежный», построенный в Германии в 1936 году и отданный Советскому Союзу по репарациям. Таких буксиров было около пяти. Среди них «Грозный», «Отважный» и «Мятежный». Стоит отметить, что половина элементов корпуса на судне остались «родными».
Как говорит Валерий, капитан «Мятежного», проработавший на нем 14 лет, заклепки, иллюминаторы, палуба, носовая часть, шпангоуты и задняя часть буксирная — все «родное», германское. А вот двигатель отечественный — К-161.
Коллега Валерия, рулевой моторист Сергей.
На самом земснаряде трудятся шесть человек. Они работают каждый день. Есть основной капитан и два сменных. Трудятся по вахтам.
Профессия их называется багермейстер. По словам Николая Токарева, сегодня речных дноуглубителей готовят в Нижнем Новгороде, а в Ростове-на-Дону готовят морских. В Санкт-Петербурге организуют курсы при академии Макарова, и учащиеся проходят там повышение квалификации.
Основной капитан «Бабочки» — Михаил Андреевич. Он работает в паре с Андреем — мотористом.
Работают Михаил и Андрей по заданной глубине — 2,75 м к нулю кронштадтского фудштока. В районе Почтамтского моста сделаны водомерные посты и выставлена водомерная лейка, по которой, зная уровень воды, ориентируются и координируют движение земснаряда.
Помимо этого, работу «Бабочки» регулируют по пикетам и профилям. Набережная разбита этажом — это профили поперечные. На плитках написано «ПК-20», что означает двадцатый пикет. Пикеты — это 100-метровые отметки. Они начинаются от устья Невы, где находится нулевой пикет, и тянутся по всей длине. ПК-20 — это два километра. Каждый пикет разбит на профили по пять метров. Таким образом отмечены везде на всех участках, на которых работают сотрудники «Ленводхоза». Это удобно для работников земснаряда, чтобы грамотно ориентироваться и позиционироваться. Существуют генеральные планы, где точно так же все разбито по пикетам и по профилям. В планах указаны все коммуникации и переходы. Для заказчиков ведутся картограммы, где показаны снимаемый слой и объем грунта по тем же самым профилям. Каждый месяц первого числа работникам земснаряда выдается наряд-задание на месяц с указанием длины участка, который они должны пройти, и объема, который должны наполнить шаланды.
Перед тем, как поставить земснаряд на участок, делают промеры, определяют объем и соответственно составляется смета на дноочистку, на водолазные работы, на гидроразмыв.
Времени оставалось совсем мало — наполнялась последняя шаланда, скоро начнут идти пассажирские теплоходы. Меня переправили на буксире на земснаряд, чтобы я поближе познакомился с судном и его работой.
Порой ковши зачерпывают такие булыжники.
Вид на Мойку с надстройки «Бабочки»:
Капитан земснаряда Михаил рассказал, что за годы работы на земснарядах доставал со дна множество интересных вещей: от монет петровских времен до «запорожцев» и «жигулей».
До октября еще почти два месяца, «Бабочка» совсем скоро должна сложиться и проплыть под низким Синим мостом, чтобы продолжить очистку дна Мойки. Работы хватает, поэтому многие петербуржцы еще смогут увидеть и услышать «Бабочку» на реке.
[Больше фото в галерее ниже]















































